стр. 8
Максимилиан Волошин.
ИЗ ПОЭМЫ "ПУТЯМИ КАИНА".
Меч.
1.
Меч создал справедливость.
2.
Насильем скованный, отточенный для мщенья,
Он вместе с кровью напитался духом
Святых и праведников, им усекновенных.
И стала рукоять его - ковчегом
Для их мощей.
И в этом меч сподобился кресту -
Позорному столбу,
Который стал
Священнейшим из символов любви.
3.
На справедливой стали проступили
Слова молитв и заповеди долга:
"Марии - Деве милосердной - слава!"
"Не обнажай без нужды,
Не вкладывай в ножны без чести!"
"In te, o Domine, speravi!"
Восклицают
Средневековые клинки.
Меч сосвященствовал во время литургии,
Меч нарекался в таинстве крещенья:
Их имена "Отклэр" и "Дюрандаль" -
Сверкают как удар.
А в описях оружья
К иным прибавлено рукой писца:
"Он - фея!"
стр. 9
4.
Так из грабителя больших дорог
Меч создал рыцаря и оковал железом
Его лицо и плоть его;
А дух
Провел сквозь пламя посвященья,
Запечатляя в зрящем сердце меч,
Пылающий в деснице Серафима:
Символ земной любви -
Карающей и мстящей,
Мир рассекающей на "Да" и "Нет",
На зло и на добро,
"Si! Si!" "No! No!"
Как утверждает Сидов меч - "Колладо".
5.
Когда же в мир пришли иные силы
И в новых сплавах
Меч не погиб, но расщепился в духе:
Защитницею чести
Стала шпага,
А меч вершителем судебных приговоров.
Но, обесчещенный, он для толпы остался
Оракулом и врачевателем болезней,
И палачи собравшись хоронили
В лесах Германии усталые мечи,
Которые отсекли девяносто девять...
6.
Казнь реформировал хирург
И меч был побежден машинным производством,
Введенным в область смерти. И с тех пор
Меч стал характером, учением, доктриной:
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной,
Антиномией Кантова ума.
7.
О, правосудие, держащее в руках
Весы и меч,
Не ты ль его кидало
На чашки мира:
"Горе побежденным!"
Не веривший ли в справедливость приходил
К сознанию,
стр. 10
Что надо уничтожить
Для торжества ее сначала всех людей?
Не справедливость ли была всегда
Таблицей умноженья,
На которой
Труп множили на труп,
Убийство на убийство
И кровь на кровь!
Не тот ли, кто принес "Не мир, но меч",
В нас вдунул огнь, который
Язвит и жжет?
И будет жечь наш дух,
Доколе каждый
Божественного слова не постигнет:
"Мне - отомщение, и Аз воздам за зло".
Порох.
1.
Гражданские права писал кулак.
Меч - право государственное.
Порох
Их стер и создал воинский устав.
2.
На вызов, обращенный не к нему
Со дна реторт преступного монаха,
Порох
Явил свой дымный лик и разметал
Доспехи рыцарей, как старое железо.
3.
"Несчастные! Тащите меч на кузню,
А на плечо берите аркебузы:
Честь, сила, мужество - бессмысленны теперь.
Последний трус стал равен
Храбрейшему из рыцарей..."
... "О, сколь благословенны
Века, не ведавшие пороха,
В сравненьи с нашим временем, когда
Горсть праха и кусок свинца
Способны
Убить славнейшего..."
Так восклицали
стр. 11
Орланд неистовый и мудрый Дон-Кихот -
Последние служители меча.
4.
Привыкший спать в глубоких равновесьях
Порох
Свил черное гнездо на дне ружейных дул,
В жерле мортир, в стволах стальных орудий,
Чтоб в ярости случайных пробуждений
В лицо врагу внезапно плюнуть смерть.
5.
Стирая в прах постройки человека,
Дробя кирпич, и камень, и металл,
Он вынудил разрозненные толпы,
Сомкнуть ряды,
Собраться для удара;
Он дал ружью прицел,
Стволу - нарез,
Солдатам - строй,
Геройству - дисциплину,
Связал узлами недра темных масс,
Смесил народы,
Сплавил государства,
В теснинах улиц вздыбил баррикады,
Низвергнул знать,
Воздвигнул горожан,
Творя рабов свободного труда
Для равенства мещанских демократий.
6.
Он создал армию, казарму и солдат,
Всеобщую военную повинность,
Беспрекословность, точность, дисциплину,
Он сбил с героев шлемы и наплечья,
Мундиры, шпаги, знаки, ордена -
Все оперение турниров и парадов.
И выкрасил в зелено-бурый цвет
Разъезженных дорог, растоптанных полей,
Разверстых улиц, мусора и пепла -
Цвет кала и блевотины,
Который невидимыми делает врагов.
стр. 12
Пар.
1.
Пар вился струйкою над первым очагом.
Покамест вол тянул соху,
А лошадь
Возила тяжести,
Он тщетно дребезжал
Покрышкой котелка,
Шипел на камне,
Чтоб обратить внимание человека.
2.
Лишь век назад хозяин догадался
Котел,
В котором тысячи веков
Варился суп, -
Поставить на колеса
И, вздев хомут, запрячь его в телегу:
Пар выпер поршень,
Напружил рычаг,
И паровоз,
Прерывисто дыша,
С усильем сдвинулся и потащил по рельсам
Тяжелый поезд клади и людей.
3.
Так начался век пара,
Но покорный
Чугунный вол внезапно превратился
В прожорливого минотавра:
Пар послал
Рабочих - в копи рыть руду и уголь,
В болота - строить насыпи,
В пустыни -
Прокладывать дороги;
Запер человека
В застенках фабрик,
В шахтах под землей;
Запачкал небо угольною сажей,
Луч солнца - копотью,
И придушил в туманах
Расплесканное пламя городов.
стр. 13
4.
Пар сократил пространство,
Сузил землю,
Сжал океаны,
Вытянул пейзаж
В однообразную, раскрашенную ленту
Холмов, полей, деревьев и домов,
Бегущих между проволок;
Замкнул
Просторы путнику,
Лишил ступни
Горячей ощупи неведомой дороги,
Глаз - радости открытья новых далей,
Ладони - посоха и ноздри - ветра.
5.
Дорога, ставшая
Грузоподъемностью,
Пробегом, напряженьем,
Кратчайшим расстояньем между точек,
Ворвалась в город, проломила стены,
Рассекла толщи камня,
Превратила
Проулок, форум, улицу -
В канавы
Для стока одичалых скоростей;
Вверх на мосты загнала пешеходов,
Прорыла крысьи ходы под рекой
И вздернула подвесные пути.
6.
Свист, грохот, лязг, движенье -
Заглушили
Живую человеческую речь,
Немыслимыми сделали молитву,
Беседу, размышленье,
Превратили
Царя вселенной - в смазчика колес.
7.
Адам изваян был по образу Творца.
Но паровой котел счел непристойной
Божественную наготу
стр. 14
И пересоздал
По своему подобью человека:
Облек его в ливрею, без которой
Тот не имеет права появляться
В святилищах культуры:
Он человеческому торсу придал
Подобие котла,
Украшенного клепками;
На голову надел дымоотвод,
Лоснящийся блестящей сажей;
Ноги
Стесал, как два столба;
Просунул руки в трубы,
Одежде запретил все краски,
Кроме
Оттенков грязи, копоти и дыма.
И, вынув души, вдунул людям пар.