стр. 8

     Максимилиан Волошин.

     ИЗ ПОЭМЫ "ПУТЯМИ КАИНА".

     Меч.

     1.

     Меч создал справедливость.

     2.

     Насильем скованный, отточенный для мщенья,
     Он вместе с кровью напитался духом
     Святых и праведников, им усекновенных.
     И стала рукоять его - ковчегом
     Для их мощей.
     И в этом меч сподобился кресту -
     Позорному столбу,
     Который стал
     Священнейшим из символов любви.

     3.

     На справедливой стали проступили
     Слова молитв и заповеди долга:
     "Марии - Деве милосердной - слава!"
     "Не обнажай без нужды,
     Не вкладывай в ножны без чести!"
     "In te, o Domine, speravi!"
     Восклицают
     Средневековые клинки.
     Меч сосвященствовал во время литургии,
     Меч нарекался в таинстве крещенья:
     Их имена "Отклэр" и "Дюрандаль" -
     Сверкают как удар.
     А в описях оружья
     К иным прибавлено рукой писца:
     "Он - фея!"

стр. 9

     4.

     Так из грабителя больших дорог
     Меч создал рыцаря и оковал железом
     Его лицо и плоть его;
     А дух
     Провел сквозь пламя посвященья,
     Запечатляя в зрящем сердце меч,
     Пылающий в деснице Серафима:
     Символ земной любви -
     Карающей и мстящей,
     Мир рассекающей на "Да" и "Нет",
     На зло и на добро,
     "Si! Si!" "No! No!"
     Как утверждает Сидов меч - "Колладо".

     5.

     Когда же в мир пришли иные силы
     И в новых сплавах
     Меч не погиб, но расщепился в духе:
     Защитницею чести
     Стала шпага,
     А меч вершителем судебных приговоров.
     Но, обесчещенный, он для толпы остался
     Оракулом и врачевателем болезней,
     И палачи собравшись хоронили
     В лесах Германии усталые мечи,
     Которые отсекли девяносто девять...

     6.

     Казнь реформировал хирург
     И меч был побежден машинным производством,
     Введенным в область смерти. И с тех пор
     Меч стал характером, учением, доктриной:
     Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной,
     Антиномией Кантова ума.

     7.

     О, правосудие, держащее в руках
     Весы и меч,
     Не ты ль его кидало
     На чашки мира:
     "Горе побежденным!"
     Не веривший ли в справедливость приходил
     К сознанию,

стр. 10

     Что надо уничтожить
     Для торжества ее сначала всех людей?
     Не справедливость ли была всегда
     Таблицей умноженья,
     На которой
     Труп множили на труп,
     Убийство на убийство
     И кровь на кровь!
     Не тот ли, кто принес "Не мир, но меч",
     В нас вдунул огнь, который
     Язвит и жжет?
     И будет жечь наш дух,
     Доколе каждый
     Божественного слова не постигнет:
     "Мне - отомщение, и Аз воздам за зло".

     Порох.

     1.

     Гражданские права писал кулак.
     Меч - право государственное.
     Порох
     Их стер и создал воинский устав.

     2.

     На вызов, обращенный не к нему
     Со дна реторт преступного монаха,
     Порох
     Явил свой дымный лик и разметал
     Доспехи рыцарей, как старое железо.

     3.

     "Несчастные! Тащите меч на кузню,
     А на плечо берите аркебузы:
     Честь, сила, мужество - бессмысленны теперь.
     Последний трус стал равен
     Храбрейшему из рыцарей..."
     ... "О, сколь благословенны
     Века, не ведавшие пороха,
     В сравненьи с нашим временем, когда
     Горсть праха и кусок свинца
     Способны
     Убить славнейшего..."
     Так восклицали

стр. 11

     Орланд неистовый и мудрый Дон-Кихот -
     Последние служители меча.

     4.

     Привыкший спать в глубоких равновесьях
     Порох
     Свил черное гнездо на дне ружейных дул,
     В жерле мортир, в стволах стальных орудий,
     Чтоб в ярости случайных пробуждений
     В лицо врагу внезапно плюнуть смерть.

     5.

     Стирая в прах постройки человека,
     Дробя кирпич, и камень, и металл,
     Он вынудил разрозненные толпы,
     Сомкнуть ряды,
     Собраться для удара;
     Он дал ружью прицел,
     Стволу - нарез,
     Солдатам - строй,
     Геройству - дисциплину,
     Связал узлами недра темных масс,
     Смесил народы,
     Сплавил государства,
     В теснинах улиц вздыбил баррикады,
     Низвергнул знать,
     Воздвигнул горожан,
     Творя рабов свободного труда
     Для равенства мещанских демократий.

     6.

     Он создал армию, казарму и солдат,
     Всеобщую военную повинность,
     Беспрекословность, точность, дисциплину,
     Он сбил с героев шлемы и наплечья,
     Мундиры, шпаги, знаки, ордена -
     Все оперение турниров и парадов.
     И выкрасил в зелено-бурый цвет
     Разъезженных дорог, растоптанных полей,
     Разверстых улиц, мусора и пепла -
     Цвет кала и блевотины,
     Который невидимыми делает врагов.

стр. 12

     Пар.

     1.

     Пар вился струйкою над первым очагом.
     Покамест вол тянул соху,
     А лошадь
     Возила тяжести,
     Он тщетно дребезжал
     Покрышкой котелка,
     Шипел на камне,
     Чтоб обратить внимание человека.

     2.

     Лишь век назад хозяин догадался
     Котел,
     В котором тысячи веков
     Варился суп, -
     Поставить на колеса
     И, вздев хомут, запрячь его в телегу:
     Пар выпер поршень,
     Напружил рычаг,
     И паровоз,
     Прерывисто дыша,
     С усильем сдвинулся и потащил по рельсам
     Тяжелый поезд клади и людей.

     3.

     Так начался век пара,
     Но покорный
     Чугунный вол внезапно превратился
     В прожорливого минотавра:
     Пар послал
     Рабочих - в копи рыть руду и уголь,
     В болота - строить насыпи,
     В пустыни -
     Прокладывать дороги;
     Запер человека
     В застенках фабрик,
     В шахтах под землей;
     Запачкал небо угольною сажей,
     Луч солнца - копотью,
     И придушил в туманах
     Расплесканное пламя городов.

стр. 13

     4.

     Пар сократил пространство,
     Сузил землю,
     Сжал океаны,
     Вытянул пейзаж
     В однообразную, раскрашенную ленту
     Холмов, полей, деревьев и домов,
     Бегущих между проволок;
     Замкнул
     Просторы путнику,
     Лишил ступни
     Горячей ощупи неведомой дороги,
     Глаз - радости открытья новых далей,
     Ладони - посоха и ноздри - ветра.

     5.

     Дорога, ставшая
     Грузоподъемностью,
     Пробегом, напряженьем,
     Кратчайшим расстояньем между точек,
     Ворвалась в город, проломила стены,
     Рассекла толщи камня,
     Превратила
     Проулок, форум, улицу -
     В канавы
     Для стока одичалых скоростей;
     Вверх на мосты загнала пешеходов,
     Прорыла крысьи ходы под рекой
     И вздернула подвесные пути.

     6.

     Свист, грохот, лязг, движенье -
     Заглушили
     Живую человеческую речь,
     Немыслимыми сделали молитву,
     Беседу, размышленье,
     Превратили
     Царя вселенной - в смазчика колес.

     7.

     Адам изваян был по образу Творца.
     Но паровой котел счел непристойной
     Божественную наготу

стр. 14

     И пересоздал
     По своему подобью человека:
     Облек его в ливрею, без которой
     Тот не имеет права появляться
     В святилищах культуры:
     Он человеческому торсу придал
     Подобие котла,
     Украшенного клепками;
     На голову надел дымоотвод,
     Лоснящийся блестящей сажей;
     Ноги
     Стесал, как два столба;
     Просунул руки в трубы,
     Одежде запретил все краски,
     Кроме
     Оттенков грязи, копоти и дыма.
     И, вынув души, вдунул людям пар.

home