стр. 329
З. Маркович.
Д-р Ф. М. Орлов-Скоморовский. Из цикла "К человечеству". Кн. I, Голгофа ребенка. Гос. Изд. 1921 г.
Трудно сказать, для чего Государственному Издательству понадобилось издавать эту книгу.
Автор пережил тяжелое, жуткое детство в мещанской семье своего отца, полицейского чиновника. Отец - сухой, мрачный человек с несомненными наклонностями к садизму, бил своих детей, зверски истязая их за каждую ничтожную провинность.
Обо всем этом, как и о своем обучении в нескольких гимназиях Западного края, со всеми их дореформенными прелестями, автор повествует очень обстоятельно, с бесконечными деталями и мелочами.
Язык - беспомощный, наивный, местами не совсем грамотный. Но суть не в этом.
Автор твердо уверен в том, что в своей книге он скажет какое-то новое, до сих пор не сказанное слово и в своем вступлении принимает сразу тон воистину пророческий. Суть, видите ли, в том, что, по мнению автора, "человечество в данный момент нуждается в таком труде больше, чем когда бы то ни было".
"Ко всему человечеству обращаюсь, - говорит он в своем торжественном вступлении, - раскрываю свою жизнь перед всеми, все тайники ее, все язвы, все ошибки и причины всего мне неудавшегося. Пишу я, главным образом, для тех многих в России "беспартийных", содрогающихся от происходящего сейчас на земле и пожимающих от недоумения плечами".
Там же автор, демонстрируя свое невежество, говорит с презрением о всей дореволюционной литературе, беря под одну скобку "всех этих Вербицких, Арцыбашевых, Вересаевых, Куприных, Д'Аннунцио, Франсов и Келлерманов"...
"Я постараюсь, - говорит он далее, - выяснить в своем труде, какими не могут и не должны быть родители, преподаватели, студенты, врачи, профессора, писатели, артисты, художники, политики, женщины, какими не должны быть половые отношения, школьное преподавание, университетская подготовка, какие уродства во взаимоотношениях между личностью и обществом должны быть уничтожены для счастья этих антагонистов по недоразумению, и постараюсь шаг за шагом, выводя жизнь последних десятилетий, доказать необходимость коммунистического преобразования на земле".
Доказал ли это автор в своей книге?
Пока об этом не приходится, конечно, говорить серьезно, если судить по заключительной главе, где он выступает в роли "критика и бичевателя".
Может быть, автор собирается это сделать в других своих книгах, долженствующих явиться продолжением первой части (часть II - "Одиссея интеллигента", часть III - "Распятие личности"), но не знаю явится ли у читателя желание ознакомиться с другими его книгами.
Два слова о заключительной главе.
стр. 330
Трудно представить себе что-либо более беспомощное, наивное и сумбурное. Автор, выступая там в роли "обличителя", громит "трех китов": общественное мнение, церковь и государство. Но как? Все "Америки", которые открывает он, давно уже открыты в прекрасных, ярких книжках, которые теперь даже всякому сознательному рабочему давно знакомы.
А беспартийной интеллигенции, к которой обращается автор, я бы не мог посоветовать читать этот провинциальный лепет.
Автор много раз говорит о том, что он глубоко страдал в своей жизни. Все же не думаю, чтобы страдание давало право каждому выступать в роли донкихотствующего пророка в уверенности, что именно он скажет миру что-то новое. В нашей жизни сейчас много страдания, но не все же люди, пришедшие путем страдания к сознанию "необходимости коммунистического преобразования на земле", должны об этом поведать миру в трех больших книгах. Есть много, много других путей, и эти пути мы сейчас видим.
В заключение, позволю себе еще два слова Госиздату.
Даже очень хорошие книжки выпускались в прежние времена богатыми издательствами в размере 2 - 3, не более 5.000 экземпляров, а при нашей бедности, да еще при такой острой нужде в хорошей книге, выпускать эту сомнительную книгу в 10 печатных листов (совершенно, между прочим, не проредактировав ее) в количестве 10.000 экз., - это, по меньшей мере, неосторожное и недопустимое расходование так дорого стоящей бумаги и печати.