стр. 233

     Федор Малов

     НАШЕ ВРЕМЯ В НАРОДНОМ ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

     Едва-едва зарозовела февральская революция, уже частушка определяет ее решающее значение:

          Хорошо траву косить,
          Которая коситца.
          Больше старому не быть
          И не воротитца.

     Дальше Октябрь. Организация Советской власти:

          До чево дожили мы,
          Люди деревенские.
          Будут ладить нашу жись
          Комитеты сельские.

          Нас обманывали долго,
          Но проснулись теперь мы:
          Разогнали баров к чорту, -
          Сами заправители.

     На первое время в новом деле без ошибок не обойтись. Кулаки, пользуясь случаем, проникали в Советы. Тогда беднякам было туго. Прижимали и издевались, как могли, чтобы доказать - вот, мол, власть ваша, так и красуйтесь ею. Народ это приписывал вине комитетов:

          Вы, советы-комитеты,
          Вы чего наделали, -
          Хлеб, картошку отобрали,
          Саботажку сделали.

стр. 234

     Но на ошибках учатся. Выходит, нужно выбирать в советы осмотрительнее:

          Ой, ты, брюхо-брюшенько,
          Брюшенько порожнее.
          В комитеты выбирать
          Надо осторожнее.

     От смекалки недалеко до дела:

          Было, было завчера
          Целое собранье, -
          Протурили мужики
          Кровопийцев с бранью.

     После правильных выборов дело совсем не то:

          Все тетери полетели,
          Тетерята крякали.
          Мужики повеселели,
          Кулаки заплакали.

     Наконец, правим сами. Только начали налаживать жизнь, - белые банды тесным кольцом окружают Республику. С энтузиазмом и решительностью откликается деревня на последнюю расправу с угнетателями:

          Товарищи, дружно, дружно
          За Советску власть пойдем.
          Мы буржуев перережем,
          Мы буржуев перебьем.

     Молодежь деревни давно готова. Ждет только призыва:

          Скоро-скоро, мой товарищ,
          В Красну армию пойдем,
          Вместо милочек винтовочки
          К белой груди мы прижмем.

     Звание красноармейца почетно в деревне:

          На горе стоит скамейка,
          Под горой скамеечка.
          Мой-то мил красноармеец,
          Я - красноармеечка.

стр. 235

          Мо-ет мил красноармеец,
          Загорелое лицо.
          Навалился на винтовочку,
          Читает письмецо.

     Кулаки полагают, что Советской власти наступает конец:

          Я на бочке сижу,
          А под бочкой пышка.
          Скоро белые придут -
          Комиссарам крышка.

     Кроме сочувствия белым, кулаки всячески поощряют дезертирство:

          Дезертиры, пей, гуляй,
          Зеленой лес не забывай.
          Зеленой лес забудете,
          В саботажке будете.

     Бедняцкая деревня ненавидит дезертиров:

          На мне кофта красная,
          Вышиты подолы.
          Коммунисты - молодцы,
          Дезертиры - воры.

     Охотно откликнулся народ и в шутливом тоне воспел Советскую власть:

          Деревенский председатель
          На совет веревки вьет.
          Ленин лыки зачинает,
          Троцкий лапотки плетет.

     Красная армия побеждает:

          Поглядите-ка, подружки,
          Это што там деется -
          Красна армия дерется,
          Красный флаг алеется.

          Красна армия такая,
          Никому пощады нет, -
          Врангеля давно не стало,
          Колчака в помине нет.

стр. 236

     Партия и комсомол фронт за фронтом развертывают культурно-просветительное дело. Первой, как и везде, откликается молодежь. Старики упираются. Но на них мало смотрят:

          Старики вы, старики,
          Старые вы черти,
          Полезайте на полати,
          Дожидайтесь смерти.

     Ученье стоит на первом плане, иногда откладывают женитьбу:

          Тятя с мамой старики,
          Ну, кака политика.
          Молодого не женили,
          Так теперь возьмите-ка.

     Становится необходимостью самим вступать в партию:

          С неба звездочка упала,
          С высоты на самый низ.
          Мой товарищ агитатор,
          Я - партийный коммунист.

          Записался в комсомол,
          Партию могучую;
          Запишись и ты, милая,
          В темноте не мучайся.

     Деревенская девушка отвечает:

          Надо, надо, девушка,
          Надо измениться:
          Крест на шее не носить,
          Богу не молиться.

          Комсомольца полюбила,
          Сразу изменилася, -
          Все иконы порубила,
          Разу не молилася.

          Хоть убейте, любить буду
          Комсомольца Ванюшку,
          Из-за старого порядку
          Не бывать расстанюшке.

стр. 237

     Раз так, то венчание церковное к чорту:

          Девушки, в великий пост,
          В великое говеньице,
          Мы с миленком обвенчались
          У своей мякинницы.

          Обвенчались без попа
          По любви с миленком,
          За венчанье поп дерет
          Свиньей либо теленком.

     Попам абсолютно нет ходу:

          У попа-то рукава-то -
          Ай, да батюшки,
          Ширина-то, долина-то -
          Ай, да матушки.

          Пьяный поп селом идет,
          Спотыкается,
          Самогон из кринки пьет,
          Матюгается.

     Попы - преступники и обманщики:

          У Николы колоколы,
          А у Спаса чугуны.
          У Николы попы воры,
          А у Спаса колдуны.

     Вера в каких-то невидимых богов заразительно-смешна и пустая выдумка:

          Богородица - красавица,
          Никола - молодец.
          Богородица - капуста,
          А Никола - огурец.

          Все святые - все босые,
          Что святой, то и босой,
          Што попы их не обуют -
          Чай, ведь холодно зимой.

стр. 238

     От переполоха боги растерялись, суются всюду:

          Бога отдали в солдаты,
          А Николу - в пастухи.
          Пресвятую богородицу
          Сослали в рудники.

          Раздувайся, сарафан,
          За околицею,
          Загулял святой Касьян
          С богородицею.

     Для более сознательных просто необходимо покончить с богом:

          Загуляла, завила
          С осени метелица.
          Не нужна нам старина -
          С богом канителиться.

     Новая экономическая политика как нельзя благоприятна для деревни. Все и всюду появилось. В товарах недостатку нет. Только закупай:

          Говорили мужики,
          Что нет ни соли, ни муки.
          Новая политика -
          Хоть возам берите-ка.

     Доступен и долгожданный для деревни чай, сахар, ситцы:

          Накупила, набрала
          Чаю-сахару,
          Заварила самовар -
          Пью да ахаю.

          Думала, не нашивать
          Кофточки сатиновой,
          А купила сразу пять
          Да платок фланелевый.

     Возрождаются промыслы и заработки. Одно за другим восстанавливаются разрушенные фабрики, предприятия, заводы:

          Зашумела фабрика,
          Налажена по-новому,
          Наряжусь, как барыня,
          Понравлюсь чернобровому.

стр. 239

          Лесопилочка была
          Вся изломанная,
          А теперь уделали, -
          Работает, как новая.

     С заработком и достаток. Лапти можно опять забросить в угол:

          Заработала калоши
          Да с оборкой сарафан.
          Не кори меня, Алеша,
          Не надсмеивайсь, Иван.

     Прошло черное, кошмарное старое. В свободное время и на отдыхе раздумываются и сопоставляют прошлое и настоящее:

          Живем, живем, не маемся,
          Над старым насмехаемся.
          А теперя, што за жись, -
          Свобода, дольше продержись.

     Из этого краткого очерка, в котором представлен самый отсталый и глухой край - Ветлужский, можно видеть, как изменилось настроение деревни. Это сквозит в каждой частушке. И это - большая радость.

(Перевал: Сборник / Под редакцией А. Веселого, А. Костерина, М. Светлова. Л. Гиз. 1925. Сб. 3)

home