Главное в "Новом мире" (N 5) - подборка рассказов Бориса Екимова. Лучшим представляется первый - "Подарок", но и три других очень хороши. Пересказывать Екимова бесполезно: предельная точность слова, строгая сосредоточенность чувства, сегодняшняя жизнь (можно уточнить - в донских деревнях) во всем ее смысловом объеме. Любители прозы Галины Щербаковой могут насладиться ее сентиментальным романом "Мальчик и девочка". Щербакова перестала бояться нынешних тинэйджеров - она, как в золотые времена повести "Вам и не снилось", им сострадает изо всех сил. И столь же вдохновенно их "идеализирует", противополагая корыстным и по-совковому зажатым сорокалетним родителям. С исторической социологией слабовато, но до нее ли, когда надо польстить очередным бедным детишкам. Стихи Олеси Николаевой, Татьяны Вольтской, Алексея Алехина рассчитаны на приверженцев этих поэтов.
В июньской книжке того же журнала - три безусловных удачи. Повесть Анатолия Азольского "ВМБ" (то есть "Военно-морская база") четко вписывается в авторский канон: фантастически закрученная интрига, игра миниатюрными и взрывоопасными деталями, лютая ненависть к советскому бардаку, кайф профессионализма, герой-одиночка, тихая грусть после его невероятной победы. Читается на одном дыхании. "Маленькие истории из жизни науки" крупного лингвиста Ревекки Фрумкиной - коллекция мастерских, с горьким юмором написанных этюдов о жизни сегодняшнего российского гуманитария (нравы, ценности, гранты, конкурсы, халтура, творчество, кумовство и проч.). Грустно, но по-человечески. Честно, но без восторга от "честности". Просто умно и трезво, что само по себе дорогого стоит. Трогательна подборка стихов Григория Кружкова "В марсианском раю": Улыбка, ты не просто рыбка,/ Морей немая идиотка, - / Из глубины, когда нам зыбко,/ Ты возникаешь, как подлодка. // Твой перископ на Лабрадоре,/ Радар твой на Мадагаскаре,/ Твое ли тело молодое/ Я обнимаю и ласкаю./ И обнимаю и ласкаю,/ И отпускаю виновато,/ Плыви, плыви, моя морская,/ В даль милую - без аттестата. С удовольствием сообщаю, что "НЛО" недавно выпустило обширный том эссеистики Кружкова "Ностальгия Обелисков. Литературные мечтания" (Пушкин и "озерная школа"; Йейтс и русский модернизм, Чехов и волшебная сказка - и много прочих радостей). В прозе Кружков так же изящен, добр и благороден, как в поэзии.
Упомянем также подборки стихов Максима Амелина и Николая Кононова, публикацию "эпистолярного дневника" Ивана Ювачева (отца Хармса) и цикл рассказов художника Геннадия Новожилова "Другие жизни". Красивые такие рассказы, как бы в стилистике сна. Редакции, кажется, сильно нравятся.
В "Октябре" (N 6) занятен рассказ Николая Климонтовича "...и семь гномов" (очередной опыт печально-иронического повествования о минувших днях позднесоветского литературного андеграунда). О наиболее серьезном литературном событии последних месяцев - повести Ольги Славниковой "Бессмертный" - надеемся поговорить отдельно и подробно. А пока настоятельно рекомендуем ее для пристального, медленного, любовного чтения.
"Новое литературное обозрение" (N 48) открывается блоком "Социология авторского права", где представлены статьи американского правоведа Питера Яши "Об эффекте автора: современное авторское право и коллективное творчество" и американского филолога Марты Вудманси "Гений и копирайт". Существенный интерес представляет также раздел In Memoriam. Первая его часть посвящена Владимиру Ефимовичу Аллою (1945 - 2001), издателю альманаха "Минувшее", сборников "Лица", "Звенья", "Невский архив", неукротимому энтузиасту, человеку конфликтной складки и трагической судьбы (наряду с биографической и библиографической справками публикуются воспоминания Дмитрия Сегала, Евгения Прицкера, Вячеслава Нечаева, Анатолия Смелянского). Герой второй части раздела - Юрий Григорьевич Буртин, сотрудник "Нового мира" эпохи Твардовского (навсегда сохранивший любовь к поэту-редактору и верность его заветам), один из разработчиков и редакторов уникального словаря "Русские писатели. 1800-1917" (публикуются написанные Буртиным методические указания для авторов и редакторов словаря), прославленный публицист времен перестройки. О Буртине вспоминают его коллега по энциклопедической работе Людмила Щемелева, филолог Абрам Рейтблат и социолог Юрий Левада. При очевидном различии духовных обликов, устремлений и судеб Владимира Аллоя и Юрия Буртина люди эти были в чем-то схожи: они плохо вписывались в любые "формальные" структуры, отличались внутренней неуступчивостью, резкостью и истовой преданностью своему делу. Созданные коллективными усилиями портреты двух гуманитариев позволяют увидеть русскую культуру последних десятилетий более объемной, противоречивой и, увы, печальной.
"Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуры" (N 2), другое детище издательства "НЛО", продолжает свою ультралиберальную (по-постсоветски) линию. "Либеральным наследием" назначена статья Френсиса Фукуямы "Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия"; почему "либеральное" еще понять можно, но почему опус 1995 года именуется "наследием" - пойми, кто поумней.
В журнале явлены три темы: "Чечня и либеральная идея", "Правда о Пиночете" и "90-е: новая культура и новая культурология". Лев Гудков публикует продолжение своей статьи "Чеченская война и развалившееся "мы"", из коей следует, что "мы" совсем развалилось, в России есть только астения, агрессия, комплекс неполноценности и постмодернистский стеб. Меж тем цивилизованный мир, отказавшись от какой-то там нерушимости границ, вдохновляется великим принципом прав человека и грамотно применяет его на практике. "Этот принцип содержит минимально необходимое и достаточное изложение системы институтов, которые страны, именуемые "западными", рассматривают как основание современной цивилизации, ограничивающей насилие как таковое. Прецеденты - "война в заливе" (и другие войны с Садамом Хусейном), Косово. Я думаю, война в Чечне должна лежать в этом ряду". То есть мировое сообщество должно "точечно" побомбить нашу страну, дабы остановить насилие в Чечне. Возражает Гудкову Соня Марголина, согласно которой Россия тоже очень плоха, может, даже и похуже, чем в описании Гудкова (правда, постмодернистов наших Марголина от Гудкова и прочих интеллигентов защищает; напоминает о том, что Сорокин на Западе признан "живым классиком", нахваливает Липскерова), но и Запад не больно хорош: во-первых, России слишком потакал; во-вторых, на Балканах тоже напортачили. Но каким бы этот Запад (где умны только "левые", каковых не может оценить Гудков) ни был, России все равно ничего не светит.
С Пиночетом - тоже весело. Александр Тарасов ("Хватит врать о Пиночете! Правда о Чили") клеймит диктатора и объясняет, что он не только утопил страну в крови, но и развалил экономику, которая процветала при Альенде. Вместо ответа, в коем надлежало либо опровергнуть Тарасова, либо объяснить, откуда же взялась "неправда", завладевшая умами, помещается перепечатка давнего, разумеется, "пропиночетовского" интервью Виталия Найшуля. Вот и разбирайся в этом "плюрализме".
Что до третьей темы, то собранные вместе разнокачественные и разнопредметные статьи объединены жестким редакторским посылом: авторы - молодые ученые, следственно свободны от старых советских предрассудков. Ура! В российских учебниках русского языка для иностранцев явлен "закрытый" мир, а в соответствующих английских - "открытый" (Ирина Котельникова); "Дневник его жены" Алексея Учителя - настоящее европейское кино (Наталья Самутина); у нас в 2000 году имелись книжные бестселлеры (Ирина Каспэ). С чем мы и поздравляем авторов и редакцию.
19/06/2001