[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Скованные одной цепью
Владимир Сорокин получил новую порцию пиара
Движение "Идущие вместе" снова решило заняться писателем Владимиром Сорокиным. То есть бесплатно привлечь общественное внимание к злонравным сочинениям и их экстравагантному автору. Некто Артем Магунянц обратился в ОВД "Замоскворечье" с заявлением, в коем квалифицировал некоторые эпизоды сорокинского романа "Голубое сало" как порнографические. Компетентные органы провели беседу с Александром Ивановым, директором издательства Ad Marginem, обнародовавшим "Голубое сало" два с лишним года назад. Неизвестно, почему г-н Магунянц так долго вынашивал свой нравоочистительный замысел. Такая же тайна - взаимоотношения нового "сорокиноборца" с движением "Идущие вместе", в январе нынешнего года порадовавшего публику развеселым перформансом - обменом разных "вредных" книг (в том числе сорокинских) на "хорошую" прозу Бориса Васильева (см. "Время новостей" от 21 января 2002). Во всяком случае лидер "Идущих..." Василий Якеменко поставил донос Магунянца в заслугу своей команде и пообещал не успокаиваться, покуда Сорокин не окажется за решеткой. Апелляция к властям - лишь часть эффектной кампании. Вчера "Идущие..." протестовали против грядущей постановки в Большом театре оперы Леонида Десятникова, для которой Сорокин пишет либретто. Митинг, собравший человек триста у здания Минкульта, был приурочен к сороковому дню заключения контракта с писателем и получил откровенно постмодернистское название - "Сороковины по Большому театру". "Протестанты" обещают продолжение - уже у стен театра. Несколько ранее неназываемая "христианская организация" обратилась в прокуратуру с ходатайством покарать Сорокина за сценарий фильма "Москва" (картина, как и "Голубое сало", отнюдь не свежачок).
По сути, сорокиноборцы требуют введения в России "карательной цензуры", то есть наказания автора (и издателя) за опубликованное сочинение. Дикость этого почина комментариев не требует. Безрезультатность его, скорее всего, понятна и самим "Идущим..." Но волнует их отнюдь не "практический результат", а шум в СМИ, неизбежно сопровождающий каждую подобную акцию. Возмущенные крики о посягновениях на "права художника", о недопустимом смешении "этики" и "эстетики", об угрозе тоталитаризма и т. п. работают на формирование имиджа вполне пустого "движения". А заодно и на раскрутку Сорокина, литератора, прошедшего тривиальный путь - от элитарности к туповатой попсе. Телезрители (то есть все мы) вряд ли забыли то самоупоение, с которым Сорокин и его подельник Виктор Ерофеев в январе обличали "Идущих..." за их "книгообмен". Особенно трогательно было слышать из уст Сорокина заклинания об опасности фашизма, эстетизации которого отдал так много сил автор "Месяца в Дахау", "Голубого сала" и новейшего романа "Лед". Как Сорокину нужны "Идущие...", так "Идущим..." нужен Сорокин. И не только им, но и всем, кто, радея за культуру (нравственность, традицию, духовность, здоровый образ жизни и т. п.), борется исключительно за место под солнцем (в информационном поле). Задолго до "Идущих..." известный литературный критик уже призывал посадить Сорокина и Ерофеева, а позже печалился, что прошли времена, когда за тексты, подобные роману Николая Кононова "Похороны кузнечика", авторов гнобили в Магадане. Литературная общественность отреагировала - имидж словоблуда укрепился. Это многих славный путь. Торя который, ревнители "светлого" вытаптывают поле культуры, дискредитируют сами понятия о "нравственности" или "духовности". И успешно - не даром соответствующие слова вменяемый человек нынче принужден обставлять стеснительными оговорками.
Все закономерно. Если культурное сообщество лишено чувства ответственности, если каждый тянет одеяло на себя, если государственные премии раздаются "в порядке общей очереди" и отзываются смесью смеха и тоски, если продвинутые интеллектуалы братаются с погромщиками (раскрутка романа Александра Проханова "Господин Гексоген"), а проповедь "здорового образа жизни" становится уделом патентованных декадентов, то нечего удивляться ни успехам мертвых опусов Сорокина, ни актуализации "Идущих вместе". Следствием безвольного и самодовольного нигилизма (перманентные поминки по литературе) закономерно становится торжество пустоты. Воланд убедил-таки Берлиоза в том, что дьявол существует. Наши взаимновлюбленные "враги" - квазиноваторы и квазиохранители - вновь напомнили о "правоте" черта.
28/06/02
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]