win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Приехали

Как и следовало ожидать, "Национальным бестселлером" назначили сочинение главного редактора газеты "Завтра" Александра Проханова "Господин Гексоген". Малое жюри сформировали не хуже, чем Большое (каковое прежде обеспечило триумфальный въезд Проханова в шорт-лист). Два подлинных писателя, чудом угодившие в соискатели, Ольга Славникова и Олег Павлов, не получили ни одного балла. Бойкий беллетрист Сергей Носов был отмечен голосом столь же бойкого беллетриста Леонида Юзефовича. (Прошлогодний лауреат Нацбеста поостерегся голосовать за Проханова; он помог "гексогению" иначе, "как бы устранился", "лицо" для дальнейших контактов с "либеральной общественностью" сберег.) Голос актрисы Юлии Ауг получил начинающий (может, когда-нибудь писателем и станет) Дмитрий Бортников. А чего ждать от совершенно "внеконтекстного" человека? Ну, понравилось г-же Ауг "молодое" дарование - в чем криминал? (Обычай вводить "представителя общественности" в жюри литературных премий отнюдь не нацбестовское изобретение. Тонкость в том, что члены "букеровского" или "белкинского" жюри принимают решение коллегиально, то есть выслушав друг друга. А Нацбест дает идеальную возможность каждому судье проявить собственную некомпетентность. Что, собственно, организаторам и требуется.) Таким же манером другая потенциальная писательница, Ирина Денежкина, снискала аж два голоса - ее приветили самые модные судьи: пританцовывающая эмблема гедонистического "либерализма" Ирина Хакамада и лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Так Денежкина стала единственным конкурентом Проханова, получившего голоса от своего ближайшего сподвижника Владимира Бондаренко и утонченного кинокритика Михаила Трофименкова. Терпкий запах туберозы в очередной раз смешался с запахом портков. Дело знакомое: победе большевиков в России и нацистов в Германии споспешествовали не только жадные до власти и харча люмпены, но и "утомленные культурой", манерные умники. А также представители крупного капитала, самоуверенно полагающие, что всегда сумеют загнать джина в бутылку. Эту роль отменно исполнил Почетный председатель Малого жюри, он же просто Председатель Наблюдательного совета Промстройбанка (СПб.) Владимир Коган, сделавший "правильный" выбор из Денежкиной и Проханова. И обеспечивший чудовищному финалу вожделенную респектабельность.

Вы скажете, что опус Проханова - глумливый и истеричный антигосударственный пасквиль, а вам с восторгом сообщат: за него голосовал энергичный и успешливый банкир, один из негласных хозяев северной столицы, человек, близкий сегодняшней верховной власти. Вы скажете, что "Господин Гексоген" напитан животным антисемитизмом, а вас ликующе ткнут в фамилию Председателя. А на случай "литературного" разговора (не перевелись наивные любители долдонить о том, что дважды два - четыре, Волга впадает в Каспийское море, а Проханов плохо ладит с грамматикой) припасены не токмо пламенный Бондаренко (как же, "критик завтрашнего дня"!), но и артистичный обозреватель "Коммерсанта" Трофименков. Не говоря уж о "молодых интеллектуалах", пиаривших "Гексоген" на всех перекрестках, сноровисто сжигавших, чему поклонялись ("либеральные ценности", что в их контексте гляделись на удивление пошло и глупо) и истово кланяющихся всему, что сжигали ("ценности патриотические", опять-таки изгаженные новоявленными адептами). Или о вдумчивых "защитниках культуры", что, купившись на копеечную приманку провокаторов, важно и долго дискутировали о свойствах "гексогенной" агитки (не успевая и слова сказать о живой литературе). Или журналистов, с упоением демонстрирующих "профессиональную честность": грех, дескать, обращаться с "Гексогеном" по модели "не читал, но скажу", мы - не таковские.

А почему, собственно, грех-то? Каких открытий чудных можно ждать от литератора, чье косноязычие давным-давно вошло в пословицу и сопоставимо лишь с его же честолюбием, куражливым бесстыдством и идеологической нетерпимостью? Как говаривал булгаковский персонаж: что я, других не читал? Увы, сам я на "Гексоген" толику времени потратил - остается только вывернуть единственно верное в отношении Проханова правило наизнанку: читал, но не скажу. Не пахнет здесь словесностью. Пахнет опасной политикой и смердящим бытом заигравшегося "культурного сообщества".

Нацбест нашел хозяина в пятницу. В тот же день поутру на панно с портретом академика Сахарова (сквер близ сахаровского центра в Москве) были обнаружены "следы работы неизвестного мастера": "еврейское окончание" ("ич") при фамилии Андрея Дмитриевича, надпись "Голова профессора Доуэля", глумливый рисунок и заветное слово из трех букв. Понимаю, не банкир Коган эту "акцию" финансировал. И не идеолог Нацбеста Виктор Топоров. И не его лауреат Проханов. И не прохановский издатель Александр Иванов. И даже не лучший друг всех либералов и патриотов Борис Березовский, одновременно финансирующий сахаровский центр и "Независимую газету", совершенно случайно - независимая же! - славословившую творение Проханова. Которое (тоже совершенно случайно) строится на том же "взрывном" сюжете, что и разоблачительный фильм имени Березовского. Больше скажу: и взрывчатку под антисемитский плакат на Киевском шоссе тоже не эти господа-товарищи подкладывали. Они играли в свои (лучше или хуже просчитанные) игры. Наваривали башли. Ваяли "новый имидж". Дразнили гусей. Демонстрировали свою "продвинутость". Дружили "против". Всеми силами боролись за обессмысливание слов "культура" и "нравственность". За тотальную "бестселлеризацию". Нацистско-большевистскую или рекламно-попсовую не суть важно. Против человечности, национального самосознания, свободы, личностного достоинства, культуры все средства и все союзы сгодятся. Господа-товарищи, как видим, отменно поладили.

С нашей помощью. Потому что байки о "сумерках литературы", провоцирующие пустопорожние и выгодные только шпане "дискуссии", небрежение реальными писательскими свершениями, завистливое восхищение масскультом, заискивание перед "продвинутой" молодежью (премия "Дебют" - истинная кузница поколенческого шовинизма), "благородная" групповщина (днями огласят лауреатов Государственной премии по литературе - заранее стыдно), экстаз "рыночной идеологии", якобы освобождающей от химер совести, порядочности, здравомыслия, вкуса (кем надо быть, чтобы не понимать: жадность, глупость, бездарность и подлость существовали до социализма или капитализма и переживут любой общественный уклад!) - все это наши достижения. Эта серо-буро-малиновая муть обречена была отлиться в "гексогенные" тексты, погромные инсталляции (и чем, спрашивается, "художник", испоганивший портрет Сахарова, лучше-хуже другого - того, что под сладкий лепет комментаторов, курочил топором иконы?) и перформансы, вроде того, что изувечил на Киевском шоссе Татьяну Сапунову - "архаичного" человека, напомнившего нам, что такое нравственное чувство. И культура. Боюсь, урок не впрок.

Как и другой. Давно написано "Собачье сердце", но если на что похожа "нацбестовская" история (на мой взгляд - весьма знаковая и значимая), то на повесть Булгакова. Даже лень объяснять, кто нынче Шариков, кто Швондер, а кто неутомимый барственный экспериментатор, счастливо уверенный, что в последний момент завсегда можно позвонить о-о-очень большому пациенту, каковой всех мешающих уродов быстренько пустит в расход.

Как и еще один, проговоренный - да, в совсем других обстоятельствах! - Солженицыным: "К чему просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов? Чего доброго ждем мы от нашего будущего? Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех! И тех, кто натравил их сюда, - тоже растопчут".

P. S. Свою последнюю заветную книгу недавно ушедший от нас Юрий Давыдов назвал "Бестселлером" иронически. Ибо знал и нам объяснял: "бестселлер" - это "Протоколы сионских мудрецов". Текст, кстати, не только коммерчески успешный, но и "игровой".

03/06/02


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]