win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Дар радости — радость дара

В издательстве «Время» вышел «Современный патерик» Майи Кучерской

Жила-была одна девушка. Так можно начать любую историю, если, конечно, история эта не про замужнюю даму, вдову или мужчину. Так и начинает Майя Кучерская рассказ «Писательница», коим открывается «Чтение для вкусивших сладость истинной веры в недавнее время». Правда, цикл этот в ее «Современном патерике» идет вторым номером, пропустив вперед «Чтение в Рождественский пост». Что логично, поскольку читателю надлежит двигаться от Рождественского поста к Пасхе, когда герои Кучерской — умные и глупые, молодые и старые, веселые и строгие, постившиеся и непостившиеся, иереи и миряне — ответили на радостную весть священника «единым выдохом и громом: “Воистину воскресе!”. А маленький мальчик Гоша, сидевший у одного очень серьезного папы на шее, крикнул: “Ура!”. И зарычал в папину лысину, как будто он страшный тигр». Все правильно (как говорится, композиция продумана), но разговор хочется начать с «Писательницы».

Если бы Кучерская была похожа на эту самую писательницу, ни за что бы я ее не упомянул. Ни в начале рецензии, ни в конце. Потому как и рецензии бы никакой не было. Да и самой книги. Потому что та девушка, сперва обращенная любимым в истинную веру, а потом им брошенная (отбыл юный стихотворец в Швейцарию, к родственникам, на вечное поселение), прозу, конечно, писала («в малом жанре — рассказы, новеллы, очерки, редко, когда повесть сочинит»), но не печатала. Батюшка благословения не дал — талантливо, мол, но без «правильного направления». В результате девушка стала тосковать по швейцару своему еще больше, сочинять хуже (а может, просто прежде благоволившему редактору разонравилась — тоже бывает) и решила, что чего-то ей не хватает. «Может, самореализации, может, славы, может, детей… Ну и того-с. Утопилась в Москве-реке…

Дорогие братья и сестры! Какой делаем вывод из этой истории? Девушка была психически ненормальная».

А другая девушка (ныне мужняя жена) была нормальной. И потому написала много рассказов, статей, заметок и диссертаций. И чудесную книгу, о которой, как вы уже догадались, я пытаюсь рассказать. Не только написала, но и отнесла в журнал «Знамя», который в бодром темпе опубликовал изрядную часть «Современного патерика» в первом номере за 2004 год, а также в издательство «Время». Которое не дурнее вышеупомянутого журнала, а потому тоже в грязь лицом не ударило — быстро выпустило «Современный патерик». В оформлении Валерия Калнынша, с предисловием Сергея Чупринина (главного редактора дружественного «Знамени») и, что самое удивительное, с текстами Майи Кучерской.

Патерик — это сборник историй о деяниях преславных отцов. Кучерская о батюшках (священниках и монахах) пишет много и с особым чувством. Но не только о них. Во-первых, чем женские монастыри хуже мужских? Но не выискивать же для рассказах об инокинях особое слово? («Материк» явно не годится.) Во-вторых, с прихожанами тоже много интересного происходит. Смешного, горького, радостного, просветляющего душу. Как любил повторять один из самых трогательных и мудрых героев патерика, отец Павел: «Не народ слуга священника, а священник — слуга народа». Уж он-то, бывший лагерник, тридцать три года отслуживший в сельской церкви, знал, что говорил.

Наверно, найдутся читатели, которым иные истории Кучерской покажутся кощунственными. Как так: один батюшка — бизнесмен, другой — с бандитами дружит, третий — и вовсе людоед (зато пост строго держит). Найдутся и те, что возмутятся по иным поводам. Как так: талантливый артист ради храма сцену оставил, а она радуется! Про чудеса какие-то пишет. В наш просвещенный век! Дорогие братья и сестры! Какой делаем вывод из этой истории? Ненормальными (глупыми, истеричными, зашоренными, лишенными вкуса и такта) бывают как церковные люди, так и те, что стоят за церковной оградой. Но нормальных гораздо больше.

Об этом и ведет речь Майя Кучерская. То смеясь, то плача. То скорбя, то ликуя. Сопрягая чудеса с каждодневностью. Помня о том, что наставления мудрых старцев неотделимы от их жизненного подвига. И о том, что, по слову отца Михея, «не надо изобретать велосипеда» и «нельзя веровать сквозь зубы». Даря радость тем, кто может ее принять, и радуясь своему дару.

19/03/04


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]