[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Не дождетесь!
Немного радостей принес любителям российской изящной словесности уходящий год. Как и все десятилетие, в самом его начале с бодренькой иронией окрещенное «нулевым» и, как выяснилось, вполне заслужившее этот унизительный ярлык. Декабрьские наградные конфузы (пропитанная безвкусной конъюнктурой «Большая книга»; «Русский Буккер» за кричаще безграмотную порнушку; возведение в триумфаторский сан сочинителя, изначально не обделенного скромным даром, но давным-давно его начисто промотавшего) могли оскорбить читателей, что еще пытаются всерьез относиться к круглогодичному шутовскому премиальному хороводу, но удивить их уже не могли. За что годами боролись, брезгуя вкусом, здравым смыслом, культурной традицией, на то и напоролись. В нашем литературном быту теперь возможно абсолютно все все, что по неведомым причинам взбредет в голову его креативным и энергичным организаторам. И это отнюдь не заговор темных сил, замысливших изничтожить русскую литературу, это общее, усиливающееся год от года, помрачение, предполагающее трусливый отказ от каких-либо критериев и утверждение собственных неконтролируемых причуд как единственной ценности. Кто раньше встал да палку взял (к примеру, в жюри попал), тот и капрал. Глядящий генералиссимусом.
Да, общая картина нашей словесности праздничному настрою никак не споспешествует. Пессимизм дурно сказывается на всех. На читателях, которые прежде были просто от серьезной словесности отсечены, а теперь методично снабжаются дипломированным (премированным) вторсырьем. На писателях, которых сегодняшний социокультурный расклад лишает главного творческого стимула если тебя и услышат, то случайно. На профессиональных наблюдателях литературного быта (он же «процесс»), критиках, злобствующих сколь желчно, столь и потерянно, тщетно пытающихся держать хорошую (важную) мину при плохой (сомнительной для них самих) игре. Все упираются в один и тот же вопрос: зачем? Зачем читать, коли от назначенных кумиров скулы сводит? Зачем писать, если читатель ушел за пивом? Зачем оценивать, если
Да затем, что в любые времена жажда творчества неистребима. Как и стремление расслышать новое живое слово, то «чужое» слово, что вдруг становится «твоим», тем самым, которое ты «почти» знал, но не мог даже для самого себя внятно выговорить. Затем, что встречу писателя и читателя можно всяко затруднять, но рано или поздно она должна случиться. Затем, что у нас есть не поддавшиеся копеечным соблазнам прозаики, поэты, критики, филологи, историки, искусствоведы, и надо обладать сатанинским высокомерием, чтобы предполагать, будто вся прочая Россия быдло, готовое довольствоваться раскрученной пошлостью.
У нас есть литераторы, сохранившие верность своему высокому назначению, и, какие бы кошки на душе не скребли, мы должны быть им благодарны. Мало литературных радостей принес уходящий год, но они были. И бодрили, крепили дух, помогали жить и надеяться на лучшее (во всех сферах) отнюдь не потому, что выделялись на фоне многошумного и унылого бесптичья. Действительно лучшие сочинения 2010 года шли против течения и убеждали, что к «контексту» бытие художника (и его потенциального собеседника) сводиться не должно. Да и не сводится.
Главными событиями прозы-2010 я считаю роман Елены Катишонок «Против часовой стрелки» (продолжение не менее замечательного романа «Жили-были старик со старухой»; оба выпущены «Временем» на излете года), роман Маргариты Хемлин «Крайний» (М., Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино; там же в прошлом декабре был выпущен не менее впечатляющий роман «Клоцвог», ставший «литературным фактом» в году нынешнем) и роман Ольги Славниковой «Легкая голова» («Знамя», № 9, 10; книжное издание М., «Астрель»). Этот ряд продолжают антиутопические фантасмагории Михаила Успенского («Райская машина» М., «Эксмо»), Алексея Слаповского («Поход на Кремль» «Астрель») и Всеволода Бенигсена («Раяд» М., «Время»), выдаваемая за роман поэма в прозе Тимура Кибирова «Лада, или Радость» («Знамя», № 6; книжное издание «Время») и повесть Натальи Ключаревой «Деревня дураков» («Астрель»; в книгу вошел также цикл очерков «Деревянное солнце»). С особым удовольствием напоминаю о двух замечательных сочинениях, обращенных к подросткам (и к взрослым, которым по-настоящему дороги их дети) завершающей части трилогии Мариэтты Чудаковой «Дела и ужасы Жени Осинкиной» («Завещание поручика Зайончковского» «Время») и сказке Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Гимназия № 13» (издана там же; высоко ценя предшествующую книгу соавторов «Время всегда хорошее» подчеркну, что, расходясь с несколькими душевно близкими мне читателями, считаю «Гимназию № 13» не менее изящным, благородным и увлекательным сочинением; в иной день кажется, что «Гимназия » лучше «Времени », но эта «конкуренция» только забавна).
В сфере поэтической не могу не выделить книгу Эллы Крыловой «Акустика грота» (СПб., «Геликон Плюс»), несколько журнальных подборок Владимира Салимона и пять очень по-новому звучащих стихотворений Максима Амелина, объединенных под заголовком «Простыми словами» («Знамя», № 7). Здесь же замечу, что единственная премия этого года, не вызвавшая у меня и тени сомнений, «Поэт», лауреатом которой стал Сергей Гандлевский. (Тем, кто сочтет должным указать на мою причастность к этому награждению, отвечу, что отнюдь не все решения жюри, в котором я работаю, казались мне столь же точными.)
Среди многочисленных филологических и исторических книг обращу внимание на свод работ Ирины Сурат «Вчерашнее солнце. О Пушкине и пушкинистах» (М., Российский государственный гуманитарный университет); составленную и выразительно откомментированную Валерием Сажиным «документальную хронику 1861 года» «Сила судьбы» (СПб, «Алетейя»); заставляющую разом горько плакать и захлебно смеяться книгу академика Андрея Зализняка «Из заметок о любительской лингвистике» (М., «Русскiй Мiръ»); сборник статей Николая Богомолова «Вокруг серебряного века» (М., «Новое литературное обозрение»). Выход последней книги пришелся к 60-летию автора, которого коллеги почтили основательным фестшрифтом «От Кибирова до Пушкина» (тоже «НЛО»). Приношение Богомолову, как и явившиеся раньше не менее заслуженные «книжные» поздравления Любови Киселевой (Con amore М., «ОГИ») и Юрию Цивьяну («От слов к телу» «НЛО») свидетельствуют о том, что филологическая корпорация не утратила ни духа товарищества, ни критериев оценки, ни способности преодолевать внешние (не малые!) трудности.
В заключение назову несколько принципиальных изданий нашего наследия. Из времен давних третий том «академического» Гоголя («Арабески»; М., «Наука» подготовлены Людмилой Дерюгиной и Сергеем Бочаровым; к несчастью, а точнее к нашему общему позору, для выпуска «Мертвых душ» у издательства, а стало быть и РАН, нет денег!), пятый (эпос) и шестой («гомеровский») тома ПСС Жуковского (М., «Языки славянских культур»), свод всех известных сочинений и писем Антония Погорельского (Алексея Перовского) в «Литературных памятниках» (СПб., «Наука»; подготовлен Мариэттой Турьян), впервые публикуемый без купюр мемуарный «Роман моей жизни» Иеронима Ясинского («НЛО»; подготовлен Леа Пильд, Тарту, и Татьяной Мисникевич, СПб.), «ВСЕ» Александра Введенского («ОГИ»; подготовлено Анной Герасимовой). Из времен более близких двухтомник дневников Твардовского (М., «Прозаик»), том Лидии Гинзбург «Проходящие характеры. Проза военных лет. Записки блокадного человека» (М., «Новое издательство»; подготовлено Эмили ван Баскирк и Андреем Зориным), сборник прозы и эссеистики Бориса Вахтина (СПб., издательство журнала «Звезда»). Из совсем близких историко-литературная («Солженицын и Бродский как соседи» СПб., Издательство Ивана Лимбаха) и мемуарная («Меандр» «Новое издательство») книги замечательного поэта Льва Лосева и «Конспект о кризисе» лучшего критика совсем недавней поры Александра Агеева (М., «Арт Хаус Медиа»).
Назвал я далеко не все, что хотелось. Но и исчисленного достаточно, чтобы вновь устыдиться собственной бездарной и мешающей жить и работать меланхолии. И в который раз ответить записным похоронщикам русской литературы: Не дождетесь!
Андрей Немзер
14/12/10