[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Отличную пятерку уже вижу
Оглашен длинный список соискателей премии за роман года
На девятнадцатую премию за лучший роман на русском языке («Русский Букер») сорок семь издательств, девять журналов, четыре университета и пять библиотек выдвинули девяносто пять сочинений. То есть на тринадцать опусов больше, чем в прошлом году. Очень похоже, что через год число соискателей перевалит за сотню. Но регламент остается неизменным: публике предъявляют не весь перечень претендентов, но его сильно сокращенный вариант «длинный список», в коем может значиться не более двадцати четырех позиций. На этой волшебной цифре и остановилось жюри, которое ныне возглавляет безусловно замечательный (хоть и не отмеченный громкими премиями) прозаик и опытнейший редактор, член редколлегии «Нового мира» Руслан Киреев. Под его началом в судейской коллегии работают литературовед Марина Абашева (Пермь), критик Мария Ремизова, кинорежиссер Вадим Абдрашитов и прозаик Валерий Попов (Санкт-Петербург). Профессиональные (писатели критики деятели культуры), территориальные (Москва Питер провинция) и даже гендерные квоты выверены с завидной точностью, все люди известные (по крайней мере в кругу специалистов), в особой «страстности» никто из судей прежде замечен не был да и на пресс-конференции они благородно демонстрировали симпатию к писателям-соискателям, заботу о судьбах родной литературы, мягкий, но уверенный оптимизм и прочие необходимые высоким арбитрам изящества благородные качества.
С особой гордостью судьи говорили о совершенных ими открытиях романах прежде неведомых авторов, увидевших свет далеко от столицы, а потому не обруганных (и не обласканных) штатными зоилами. К таковым были отнесены трилогия Ариадны Борисовой «Земля угданок» (Якутск, НКИ «Бичик», 2010), «Цветочный крест» Елены Колядиной («Вологодская литература», 2009, № 7; пытливой публике сообщили, что действие романа разворачивается в XVII столетии, главный предмет его любовь, причем вполне телесная, а в языке доминирует стилизованная непотребная брань; признаться, сразу стало интересно) и «Хроника семьи Петровых» Александра Рулева-Хачатряна (Черповец, ИД «Принт», 2010). В том же ряду таинственных незнакомцев судьи представили Андрея Иванова («Путешествие Ханумана на Лолланд» Таллинн, «Авенариус», 2010), но были неоспоримо опровергнуты Натальей Ивановой. Критик хоть не родственница жительствующего в Эстонии прозаика, но знает (и в том не одинока), что Иванов в 2009 году получил вторую «Русскую премию» в номинации «крупная проза» за роман «Горсть праха». Конкурс там был весьма серьезным: высшую награду стяжал прекрасный роман Мариам Петросян «Дом, в котором » (М., «Книги Гаятри», 2009), а третью «Белая голубка Кордовы» (М., «Эксмо», 2010) любимицы приятных во всех отношениях дам и оборотистых издателей Дины Рубиной. (Оба этих сочинения тоже попали в букеровский шорт-лист.) Так что, хотя новый роман Иванова не слишком доступен, в «темные лошадки» его автора записывать никак не след. Но даже если признать Иванова «новым писателем» и наделить тем же титулом автора «Серафима» (Н.-Новгород, «Вертикаль», 2010) Елену Крюкову и создателя «Бульдозера на якоре» (М., «Черная белка», 2009) Александра Логинова (их романов я не читал и имен не слышал, что, впрочем, не лучшим образом меня характеризует), все равно никаких невиданных перспектив новый Русский Букер не открывает.
Потому что несколько новых имен в длинном списке любой премии не «событие», а норма (нарушать которую непристойно). Как и одно-два таких имени в списке коротком. Дальше «дебютантов» не пускают как правило, имея на то основания, хотя иногда от того становится тоскливо. Так до сих пор больно, что прошлогоднего Букера не получил роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой». Теперь прибавилась и новая тоска: второй роман этой писательницы «Против часовой стрелки» (хоть и продолжение, но первому не уступает!) не вошел в короткий список «Большой книги» (номинировался ли он на Букер не знаю, если был выдвинут, то судьи большой грех на душу взяли).
Нет, не «новые имена» задают тон в премиальных раскладах. Среди потенциальных букероносцев-2010 семь соискателей «Большой книги»: Михаил Гиголашвили («Чертово колесо» М., «Ад Маргинем», 2009), Олег Зайончковский («Счастье возможно» М., «Астрель», 2009), Евгений Клюев («Андерманир штук» М., «Время», 2010), Павел Крусанов («Мертвый язык» «Октябрь», 2009, № 6, отдельное издание СПб., «Амфора»; роман входил в группу финалистов «Национального бестселлера»), «Асистолия» Олега Павлова («Знамя», 2009, № 11, 12; отдельное издание М., «Время»), Виктор Пелевин («Т» М., «Эксмо», 2009 а вы как думали?), Герман Садулаев («Шалинский рейд» «Знамя», 2010, № 1, 2). Плюс финалистка прошлой «Большой книги» и, как сказано выше, лауреат «Русской премии» Мариам Петросян. Плюс «Люди в голом» (М., «Ад Маргинем», 2009) Андрея Аствацатурова, побывавшие в шорт-листах НОСа и Нацбеста. Да и присутствие в списке Бахыта Кенжеева («Обрезание пасынков» М., «Астрель», 2009), Дины Рубиной, Алексея Слаповского («Победительница» М., «Астрель», 2009; мне кажется, что только что выпущенный тем же издательством роман «Поход на Кремль» ярче прошлогоднего, но, возможно, ему предстоит бороться за лавры в будущем букеровском цикле), Антона Уткина («Крепость сомнения» М., «Астрель», 2010) никого, кто хоть как-то за текущей словесностью следит, удивить не может. Как и прорыв в группу претендентов романа Маргариты Хемлин «Клоцвог» (М., Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, 2009; захватывающая и с удивительным тактом рассказанная история великолепной, сверхвитальной, «победительной», совершенно бессовестной и глубоко несчастной стервы). На этот роман хочу обратить особое внимание читателей, дабы хоть немного искупить свою вину: книга вышла на исходе прошлого года, вовремя я о ней не написал, а теперь поздно. А вот о свежем («Знамя», 2010, № 6), но успевшем вспрыгнуть на подножку отходящего букеровского поезда романе Тимура Кибирова «Лада, или Радость» напишу непременно.
В премиальных прогнозах я никогда силен не был не буду гадать и сейчас. А вот назвать своих фаворитов не постесняюсь благо, если не шестерку, то пятерку вижу четко. (Но ведь и на «неизвестных лошадок» есть смысл надеяться.) Хочется же мне 6 октября услышать, как председатель жюри произносит: Олег Зайончковский («Счастье возможно»), Тимур Кибиров («Лада, или Радость»), Мариам Петросян («Дом, в котором »), Алексей Слаповский («Победительница»), Маргарита Хемлин («Клоцвог»).
Андрей Немзер
02/07/10