[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Ищем жемчужное зерно
Объявлен список соискателей премии за лучший русский роман
Двенадцатое состязание наших романистов (премия «Букер Открытая Россия») проходит по несколько измененным правилам. Ликвидирован институт «частных» номинаторов теперь соискателей называют издательства и журналы, а также впервые призванные к сей почетной миссии университеты (точнее кафедры русской литературы) и библиотеки. Каждая структура может выдвинуть двух кандидатов. «Сработавших» издательств в итоге оказалось 15, журналов 8, университетов 8, библиотек 4 (иные, заробев, уклонились от номинаторского долга). На премию претендовало 40 сочинений. Жюри, возглавляемое главным редактором журнала «Звезда» историком и писателем Яковом Гординым (в него входят также критики Ирина Роднянская и Николай Александров, поэт Максим Амелин и пианист Николай Петров), сняло с дистанции 9 текстов так сформировался «длинный список».
31 соискатель букеровская норма. Отсев же свидетельствует: как с номинаторами ни комбинируй, а сомнительные выдвижения все равно будут. Другое дело, что исключение из лонг-листа опусов, не удовлетворивших жюри по содержательным критериям, кажется операцией сомнительной. Если мы считаем полезной публикацию длинного списка (в британском Букере такой практики нет, а у нас она была надиктована болезненным началом 90-х, когда дорог был любой повод для разговора о словесности), то отражать он должен только волю номинаторов. Объективны здесь два параметра дата публикации и жанр. Самое смешное, что как раз точный временной критерий ныне опять нарушен: в лонг-лист попал роман Владимира Кантора «Крокодил», опубликованный «Невой» еще в ту баснословную пору, когда Букером на Руси не пахло, а теперь изданный книгой. Нынешнее жюри пало жертвой предшественников: два года назад судьи ввели в шорт-лист книжную версию романа Сергея Носова, а Букеровский комитет, заминая скандал, принял хитроумное решение: если журнальный вариант романа Х на премию не выдвигался, то его книжный извод может за нее бороться. Думаю, не присоветовать ли кому-нибудь в будущем году номинировать «Героя нашего времени», «Подростка» или «Дар»? В журналах печатались, на Букера не выдвигались, книгами наверняка выйдут. Увы, нельзя. Комитет на днях внес поправку: не более трех лет должно пройти после журнальной публикации. Шутки шутками, а скверный привкус у сюжета этого есть. Издательство «Московский философский фонд», конечно, знало, какой свежести крокодилиной оно торгует. Не говорю о том, что роман не коньяк от «выдержки» не лучшает.
Впрочем, бессмертный слоган «Прокукарекал, а там не рассветай» актуален не только для крокодильей истории. В списке (как всегда) полно второсортной продукции, выдвинутой лишь для того, чтобы на следующей книге «соискателя» сияли слова: «номинант Букеровской премии». Есть и некоторое количество «темных лошадок», что тоже души не веселит: редко пропущенные критикой опусы оказываются шедеврами. Исключения бывают: прошлогодняя премия Белкина высветила славного уфимца Юрия Горюхина. Возможно, и Букер одарит нас чудной неожиданностью. Пока обсудим вещи понятные.
Не думаю, что успех ждет Юрия Буйду («ое животное» «Октябрь», 2003, № 1), Михаила Левитина («Стерва» М., «Текст», 2002), Дмитрия Липскерова («Русское стаккато британской матери» М., «ЭКСМО», 2003), Галину Щербакову («Ангел мертвого озера» «Новый мир», 2002, № 7). По-разному относясь к четырем известным писателям, вынужден констатировать: их новые работы самоповторы, а потому не интересны никому, кроме историков литературы и пламенных фанатов. (У всех есть.) Странно видеть среди соискателей «Маскавскую Мекку» Андрея Волоса (М., «ЭКСМО», 2003) после того, как роман, долго значившийся в анонсах «Нового мира», в нем не появился. (Волос любимый автор и член Общественного совета журнала.) «Лавра» Елены Чижовой («Звезда», 2002, №№ 79) послужила поводом для глубокой статьи члена жюри Ирины Роднянской, но от того не обрела ни формы, ни слога. Ну, а о триллере Виктора Строгальщикова «Край» (М., «Пальмира», 2003) и «перепеве» (понятно чего) Сергея Миляева «Петушки Манхэттен» говорить просто неловко.
Дальше спорная зона. Я не поклонник «Орфографии» Дмитрия Быкова (М., «Вагриус», 2003), «Нубука» Романа Сенчина (М., «ЭКСМО», 2003) и «Воскрешения Лазаря» Владимира Шарова («Знамя», 2002, №№ 89), но не удивлюсь, встретив имена авторов в шорт-листе (в случае Сенчина огорчусь; чем больше ласкают изначально неблизкого мне прозаика, тем небрежнее он пишет). Мне кажется, что С. Витицкий (Борис Стругацкий) не вполне справился с «Бессильными мира сего» (СПб., «Амфора», 2003), «Козароза» Леонида Юзефовича (М., «Зебра-Е», 2003) задумана интереснее, чем сделана, а «Все и каждый» Анатолия Наймана («Октябрь», 2003, №№ 12) и «Горизонт событий» Ирины Полянской («Новый мир», 2002, №№ 910) уступает лучшим книгам этих незаурядных мастеров. Ну и что другие критики судят об этой прозе с большим оптимизмом, а кое-кто с восторгом. Разновкусие в порядке вещей.
А коли так, выговорю и свои предпочтения: «Год обмана» Андрея Геласимова (М., «ОГИ», 2003), «Юпитер» Леонида Зорина («Знамя», 2002, № 12), «Фрау Шрам» Афанасия Мамедова («Дружба народов», 2002, №№ 89), «Камикадзе» Михаила Панина («Звезда», 2002, № 10). Был бы в жюри, ввел бы в шорт-лист еще Полянскую и Наймана. В том, что такой шестерки не будет, уверен. Вряд ли останется за бортом быковская «Орфография», да и шансы Витицкого, похоже, высоки. Искренне желая удачи и лихому музыкальному Геласимову, и мудрому Зорину, мощно оспорившему модный тезис о неразличимости добра и зла, и страстному Мамедову, признаюсь, что всего более тревожусь о судьбе Панина. Его «Камикадзе» напечатан в «Звезде», где автор заведует отделом прозы, а председатель жюри главный редактор. (Никогда прежде руководители журналов или издательств на эту вакансию не попадали; не могу счесть назначение глубоко почитаемого мной Гордина удачей Букеровского комитета.) Я боюсь не «кумовства», а агрессивных сплетен о кумовстве (есть у нас корифеи этого жанра), а того больше «обратного общего места», ложного стыда. Понадеемся на здравый смысл и благородство судей может быть, тогда прекрасный прозаик Михаил Панин наконец займет на российском Парнасе свое законное место.
Шестерку финалистов мы узнаем через три месяца 2 октября, двумя месяцами позже будет назван двенадцатый русский букероносец. Истекший букеровский год был не слишком щедр на яркие романы, но у жюри есть шанс увенчать 2 декабря настоящего писателя. И шанс не один.
03/07/03
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]