[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
Двадцать за борт, и пуд в итоге
Названы соискатели премии за лучший роман
Век живи век учись. Весь прошлый год твердил я, как заговоренный: не видать романного изобилия букеровское жюри отдыхает. Хорошенький отдых накликал я нынешней судейской коллегии! Владимиру Войновичу (председатель), прозаику Андрею Дмитриеву, режиссеру-мультипликатору Гарри Бардину, критикам Леониду Быкову (Екатеринбург) и Никите Елисееву (Санкт-Петербург) довелось прочесть аж 59 сочинений. А если на вес то 36 килограммов. Впрочем, к состязанию судьи допустили примерно пуд романистики, иначе говоря 39 текстов. Остальные похерены либо за жанровое несоответствие, либо за низкий уровень. На пресс-конференции жюри было объявлено, что снимались с дистанции лишь те опусы, что вызвали единодушное неприятие судей. «Минус 20» текстов это впечатляет. И провоцирует вопрос: да кто же их понавыдвигал?
Ответ известен: индивидуальных номинаторов нынче нет, все права отданы издательствам, журналам, трем библиотекам и семи университетам (то есть кафедрам русистики). Как проявили себя библиотекари и филологи, угадать нельзя. А вот с издательствами история получается забавная. Согласно пресс-релизу, номинаторскую миссию взяли на себя 39 фирм. В списке же осталась продукция 15 издательств: четырех питерских («Алетейя», «Амфора», «Геликон Плюс» и «Лимбус-пресс»), одного иркутского (издатель Сапронов), одного тель-авивского («Ладо») и девяти московских («Вагриус», «Время», «Молодая гвардия», «Новое литературное обозрение», «О. Г. И.», «ОЛМА-пресс», «Росмэн», «Текст» и «Эксмо»). Разберись кто умный: с одной стороны, 3915=24 (значит, именно столько издателей оказалось в пролете), с другой снято с конкурса всего 20 опусов. А ведь среди них должны быть и журнальные публикации: пресс-релиз сообщает, что кандидатов представили 11 журналов, а в списке мы видим номинантов лишь от восьми периодических изданий («Звезда», «Знамя», «Крещатик», «Москва», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Урал»).
Не стоит виноватить премиальные службы в суете легко и с цифирью запутаться, и опечатку проглядеть. Лучше бы, конечно, без накладок, но и при них суть видна. Нет у нас никакого «издательского бума»: вменяемую современную прозу издают считанные фирмы. Нет и упадка журналов: все, кроме «Дружбы народов» (о чем дальше), на месте. Да к тому же издательства нередко публикуют вещи, прошедшие сквозь журнальное сито. Так одна из сильнейших книг списка автобиография Леонида Бородина «Без выбора» («Молодая гвардия») прежде печаталась «Москвой», так часть романа Александра Кабакова «Все поправимо» («Вагриус») увидела свет в «Знамени», в том же «Вагриусе» уже изданы «Чума» Александра Мелихова (в списке «Новый мир», 2003, № 910) и «Качество жизни» Алексея Слаповского (в списке «Знамя», 2004, № 3). Да и первая часть творения Людмилы Улицкой «Искренне Ваш Шурик» до «Эксмо» засветилась в «Новом мире». Прибавим к тому, что «Солнце сияло» Анатолия Курчаткина («Знамя», 2004, № 45) и «Ах, эта черная луна» Анны Исаковой («Звезда», 2004, № 23) скоро обретут книжное обличье тщанием издательства «Время». Почти уверен, что недолго ждать книжных версий «Вольтерьянцев и вольтерьянок» Василия Аксенова («Октябрь», 2004, № 12), «Рахили» Андрея Геласимова («Октябрь», 2003, № 9), «Новгородского толмача» Игоря Ефимова («Звезда», 2003, № 1011), «Мы, значит, армяне, а вы на гобое» Николая Климонтовича («Октябрь», 2003, № 8), «Быть Босхом» Анатолия Королева («Знамя», 2004, № 2) не пропустят их издатели, а пропустят дураками будут.
Если же говорить о романах, что явились миру в обход журналов и стали событиями (для рынка, для критиков, для «продвинутой тусовки»), то урожай их не беден, но и не пышен: «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» Марины Вишневецкой («НЛО»; об этой поэтичной и грустной сказке в нашей газете будет говорено особо), «Помни о Фамагусте» израильтянина Александра Гольдшейна («НЛО»), «Рубашка» Евгения Гришковца («Время»), «Мир и хохот» Юрия Мамлеева («Вагриус»; по-моему, типичное вторсырье, но кой-кому нравится), «Номер один, или В садах других возможностей» Людмилы Петрушевской («Эксмо»; опять-таки я не в восторге, но не обо мне речь), «Самая мерзкая часть тела» Сергея Солоуха («Геликон Плюс»; резко обновленная версия незабываемого «Клуба одиноких сердец унтера Пришибеева») да вознесенные «Национальным бестселлером» «Месяц Аркашон» Андрея Тургенева и «Шишкин лес» Александра Червинского (оба «Амфора»). Низкий поклон издателям, что публикуют незаурядных (или хотя бы на такой статус претендующих) прозаиков, но сказать, что именно они строят сегодняшний литературный процесс, было бы большим преувеличением.
Впрочем, возможно, что я не совсем прав. Забудем о 20 «загубленных» жюри соискателях (большая часть которых явна была номинирована издательствами) список претендентов одаривает нас изрядной порцией загадок. Признаюсь, что о тринадцати вошедших в него романах (третья часть!) я не имею ровным счетом никакого представления. Кто знает, может и сыщется в этой таинственной трети несколько шедевров: триумф «темной лошадки» для Букера не характерен, но прецедент налицо: прошлогодним лауреатом стал Рубен Давид Гонсалес Гальего, чему не устает публично радоваться представляющая спонсоров премии «Открытую Россию» Ирина Ясина. Правда, есть на сей счет и другие мнения.
Угадывать лауреатов я не умел никогда (единственное исключение «Генерал и его армия» Георгия Владимова картины не меняет; тот случай был слишком ясен). Угадывать, не зная стольких соискателей, просто неловко. Поэтому могу лишь сказать, во-первых, о тех, кто навскидку кажется фаворитом, а во-вторых, о собственных предпочтениях. Первые это Гришковец и Петрушевская (и с харизмой порядок, и шума вокруг их книг хватало), Курчаткин («Солнце сияло» редкий пример полноценного романа о современности с симпатичным героем и обнадеживающим финалом) и, пожалуй, Бородин. Конечно, «Без выбора» по всем статьям не роман, но если жюри мудро пренебрегло «жанровыми признаками», то, наверно, потому, что уже оценило мощь этой бесстрашной, искренней и прекрасно написанной книги. (Улицкой, полагаю, ничего не светит она своего Букера уже получила.) Вторые тот же Бородин, Вишневецкая, Ефимов, Климонтович, Слаповский и Солоух. Оценивать их шансы не дерзаю. Слаповский до шорт-листа трижды доходил, из чего можно делать прямо противоположные выводы. Вишневецкая после дубля премий Аполлона Григорьева и Белкина считается и так перенагражденной, а сказку ее легко отфутболить в поле «детского чтения». Историческим романам (проблема «Новгородского толмача» Ефимова) с Букером пока не фартило (на этот поджанр по привычке смотрят косо). Солоух представлен новым изводом старой вещи (даром, что звенит она совсем иначе). Ну и у Климонтовича, наверно, недоброжелателей не меньше, чем у других.
А вот про шансы одной из самых, на мой вкус, ярких и изящных книг минувшего года романа Валерия Исхакова «Жизнь ни о чем» («Дружба народов», 2003, № 78) знаю все точно. Они равны нулю. Потому что роман этот на премию выдвинут не был. За что отдельное спасибо журналу «Дружба народов», проспавшему букериаду и тем самым поставившему в унизительное положение замечательного прозаика, своего постоянного автора. Как кому, а мне при таком повороте нынешняя букериада кажется наполовину обессмысленной.
P. S. Зато теперь у Букеровского комитета вновь появился председатель британский дипломат со славистическим образованием Джордж Уолден. А еще, кроме обыкновенного Букера, в этом году будет объявлен «Букер студенческий»: его назовет жюри, составленное из студентов РГГУ, что прежде отличатся на поприще рецензирования букеровских соискателей. А еще в канун объявления короткого списка в РГГУ пройдет Букеровская конференция, где наши прозаики будут размышлять о том, романы ли они пишут или нечто иное. Ну и лауреаты неминуемо обнаружатся: шестерка в начале октября, победитель в начале декабря.
03/07/04
[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]