win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Отложенный выбор

Определилась пятерка «повестей года»

Список соискателей премии имени Ивана Петровича Белкина неожиданностей не принес и резких возражений не вызывает. Не так много удачных повестей появилось в минувшем году, и хотя члены жюри под председательством историка литературы Мариэтты Чудаковой (телеобозреватель Владимир Познер, поэт Евгений Рейн, прозаик Алексей Слаповский и критик Карен Степанян) наверняка какое-то время поспорили, думаю, что решение далось им сравнительно легко.

Борьбу за премию, измысленную два года назад издательством «Эксмо» и журналом «Знамя», продолжат повести Андрея Дмитриева («Призрак театра» — «Знамя» № 6), Владимира Курносенко («Прекрасны лица спящих» — «Дружба народов» № 2), Ирины Поволоцкой («Юрьев день» — «Новый мир» № 12), Валерия Попова («Третье дыхание» — «Новый мир» №№ 5–6) и Михаила Тарковского («Кондромо» — «Октябрь» № 3). Все, как видим, напечатаны ведущими журналами («Новый мир» чуть обошел собратьев), что не удивительно: где еще повесть (не роман и не рассказы, складывающиеся в сборник) можно опубликовать? Столичная прописка изданий вовсе не привела к пресловутому (на мой взгляд, совершенно мифическому) «литературному москвоцентризму»: Курносенко живет во Пскове (перебравшись туда из Челябинска), Попов — в Питере, а Тарковский — по сибирским охотничьим заимкам. Гендерные и поколенческие нормы тоже соблюдены: есть прекрасная дама, есть без пяти минут патриарх (Попов), есть сравнительно молодой (это не столько возраст, сколько статус, предполагающий восхищенные «ахи») Тарковский. Дабы покончить с задачей решенной, могу лишь посетовать на то, что судьи обошли «Трио для квартета» Елены Холмогоровой («Дружба народов» № 10), на мой взгляд, имеющую больше достоинств, чем три (если не четыре) из пяти вошедших в шорт-лист работ. Но после драки кулаками не машут — теперь надо угадывать будущего победителя.

Игра в «угадайку» сложна всегда, но в случае с третьей премией Белкина — особенно. Не любой ее итог меня обрадует — ни один не удивит. Проза Тарковского с повторяющимися фактурно-таежными деталями, духом мужского одиночества и невнятными психологическими вибрациями кажется мне редкостно однообразной и откровенно эпигонской (Юрия Казакова и Виктора Астафьева лучше читать в подлинниках), но «Октябрь» и «Новый мир» печатают сибирского отшельника охотно, а критики хвалят за свежесть взгляда и почвенную мускулистость. К тому же «молодой», из глубинки и гран-при пока не получал. Попов, чье «Третье дыхание» не сильно отличается от его прочих исповедально-иронических опытов последних (исповедальных — до нарушения приличий, иронических — до кавээнных реприз), напротив, классик и мэтр. Обаяние, присущее прозе его «золотой поры», в какой-то мере сохранилось (старая любовь не ржавеет). Да и наградами совсем не избалован. Поволоцкая печатается мало, старательно шлифуя свои ретро-сказовые истории. Шесть лет назад ее «Разновразие» было удостоено малой «аполлонгригорьевки» (премия тогда вручалась в первый раз) и вызвало много сочувственных толков. «Юрьев день» не менее вкусен. Повесть «Прекрасны лица спящих», по-моему, уступает предыдущей работе Курносенко — «Свете тихий», что была проигнорирована другим белкинским жюри. Вот и будет «компенсация» — резонная, ибо тихий проникновенный голос тонкого, совестливого и человечного прозаика слышен и здесь. (Кстати, именно Курносенко глупо обделен вниманием критики.) О повести-трагедии Дмитриева было говорено подробно (см. «Время новостей» от 7 июля 2003) — ее я полагаю главным литературным событием минувшего года. То, что «Призрак театра» даже не выдвигался на премию Аполлона Григорьева, объясняется просто: эту премию Дмитриев получил два года назад за «Дорогу обратно» (вошедшую тогда и в белкинский шорт-лист). Допускаю, что и в нашем сюжете сработает фактор «перенагражденности». А может быть, и нет.

При выборе лауреата судьям придется солонее, чем вчера. Ясно, что любое их решение вызовет протесты. Но не менее ясно другое: у всех пяти соискателей есть немало приверженцев — они будут по-настоящему рады.

21/02/04


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]