[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]
И никаких-с «но-с»
«НОС» достался Лене Элтанг
Изобретенная чуть меньше года назад Фондом Михаила Прохорова литературная премия «НОС» («новая словесность», но-с и «новая социальность») с первых дней своего бытия информировала град и мир о том, что она самая инновационная, самая внепартийная, самая открытая, самая веселая и вообще самая-самая. 3 ноября на IV Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК тоже проект Фонда) возглавляемое социологом Алексеем Левинсом жюри (поэт Елена Фанайлова, эссеист Кирилл Кобрин, филолог Марк Липовецкий, журналист Владислав Толстов) показало литературному сообществу (и примкнувшим к нему читателям) то, что ныне почитается НОСом. В открытых дебатах был определен шестиместный шорт-лист. Носоносцами стали: Андрей Аствацатуров, чьи «Люди в голом», по емкой формуле Липовецкого, являют гибрид французского нового романа (1950-х годов, если кто не помнит) и прозы Довлатова (сильная новость); Татьяна Бочарова, автор исследования «Новочеркасск: кровавый полдень» (трагедия 1962 года безусловно должна быть всерьез осмыслена; какое отношение имеет эта остросоциальная работа к словесности хоть старой, хоть новой спросите у судей); Лев Гурский, сотворивший «биографию второго президента России» Романа Арбитмана (смешная и печальная альтернативная версия новейшей российской истории); Сергей Носов со сборником эссе «Тайная жизнь петербургских памятников» (эссе и эссе; «А с платформы говорят: «Это город Ленинград» как и о книге Аствацатурова); Андрей Степанов со сборником навороченных многоцветных стилизованных «Сказок не про людей» («социальность» прямо фонтаном бьет) и Лена Элтанг, с недавних пор претендующая на титул самого изысканного русского прозаика, чьи «Каменные клены» не уступают в кучерявости ее же «Побегу куманики» (метил в «Национальные бестселлеры»). На КРЯККовских дебатах выбор жюри был раздраконен задиристыми экспертами Николаем Александровым и Константином Мильчиным, каковые сказали ровно то, что говорится после любого шорт-листа: Опять Сорокина с Пелевиным обидели вы такие же, как все «эти». Председатель жюри ответствовал, что Пелевин с Сорокиным, вестимо, гении и титаны, но награждают не репутации, а книги.
О Красноярском ристалище был снят фильм, каковой и показали публике, собравшейся в Центре имени Мейерхольда на дебаты финальные. Видимо, для того, чтобы ощущение дежавю овладело и теми, кто на КРЯККе не был. Судьи говорили, что гордятся своим выбором без всяких там «но-с». Эксперты вновь стенали о злой доле Пелевина и Сорокина, каковой, впрочем, получил приз читательских симпатий (голосование в Сети интересно, занял ли на этом конкурсе Пелевин второе место?), но, храня верность себе, на вручение не явился, ибо убыл в Париж. В фильме по Красноярску ходил Нос (некто в цилиндре, из-под которого, закрывая лицо, торчал, ну, скажем, белый мешок) и в Центре Мейерхольда сия персона на сцену вышла. О инновационности, социальности и прочих заслугах «НОСа», кроме судей и экспертов, говорили соучредитель премии глава издательского концерна «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова (она вела церемонию), президент премии Николай Сванидзе и учредитель бизнесмен Михаил Прохоров. Он не ограничился хвалой проекту, но сообщил, что, дабы не оказывать давления на жюри, ни одной из шести носожаждущих книг не читал.
Дебаты шли в два тура, на первом из которых надлежало определить двоицу лидеров. Члены жюри назвали каждый по паре претендентов (никто из соискателей забыт не был зря что ли судьи повторяли, что хотели бы наградить всех шорт-листеров, провоцируя экспертов добавить: и лонг-листеров тоже), определились фавориты Бочарова и Носов. Им же отдали свой консенсусный один балл эксперты. Голосование зала (на кнопки жали) картинки не поменяло: публика выбрала (с большим отрывом) Носова, вероятно, желая помочь журналистам с заголовками для премиальных отчетов («Носов с НОСом» аранжировка по вкусу).
И тут в кустах обнаружился рояль. Судья Липовецкий обратился к председателю жюри Левинсону: «А у вас ведь есть еще один голос. Может, используете?» Почему этот дополнительный голос, что может разрешать безвыходные ситуации, обернулся правом добавить к двум прежде названным Левинсоном кандидатам еще одного (третьего), пусть объясняют заслуженные регламентоведы. Нам не понять. Но-с Левинсон намек понял и назвал Элтанг, которой не хватало аккурат одного балла, чтобы сравняться с Бочаровой (или Носовым; кто из них в первом туре лидировал, я забыл, виноват). Так во второй тур попала тройка (возгонка гоголизации). Ирина Прохорова попросила у Носа цилиндр, судьи побросали в него бумажки, автор «Каменных кленов» получил 4 голоса. И произнес приличествующую случаю речь. В которой, кроме прочего, была высоко оценена премия «Но-с». Тьфу, «НОС». Новая словесность. (Которая отнюдь не реализм с постмодернизмом.) Она же социальность. Которая вовсе не попечение о бедных людях. И не документалистика. И не что-то там еще, а Не упомню точно, но что-то насущно необходимое. И, вероятно, таящееся в замысловатом словесном кружеве Лены Элтанг, ставшей первым лауреатом самой инновационной, самой открытой, самой внепартийной и вообще самой-рассамой литературной премии. Без всяких но-с.
Андрей Немзер
01/02/10