шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ЗГУРИДИ, Александр Михайлович (1904-1998), кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1969).

Родился 23 февраля 1904 года в Саратове. После окончания юридических курсов при Саратовском университете работал в лаборатории научных фильмов Государственного института микробиологии и эпидемиологии в Саратове (1930), где снял свой первый научно-популярный фильм «Стронгилиды», о заболеваниях лошадей. С 1932 г. работает на Московской студии технических фильмов (впоследствии – «Центрнаучфильм»).

Один из создателей еще не существовавшего жанра научно-популярного кино, Згуриди учился и экспериментировал в процессе работы. Снимая учебно-школьный фильм «Пернатая смена», он должен был лишь создать кинематографическую иллюстрацию к различным разделам учебника по зоологии, но Згуриди, снарядивший экспедицию к низовьям Волги, поставил себе несколько иную задачу, он хотел, чтобы его фильм стал связным рассказом о птицах, начинавшимся с появления на свет птенцов и заканчивающимся в тот момент, когда молодняк начинает самостоятельную жизнь. Фильм получился не слишком удачным, однако он многое прояснил для режиссера, а материала было отснято столько, что его хватило также на фильмы «Крылатые гости» и «По Волге».

Очень скоро Згуриди становится одним из ведущих мастеров научно-популярного кино, а с первого советского полнометражного фильма о природе «В глубинах моря» к нему приходит слава, большое число его работ отмечено престижными премиями и дипломами. Так уже названный фильм вместе со сделанной чуть позже картиной «Сила жизни» получил Государственную премию СССР за 1941 год. Из других научно-популярных фильмов Згуриди отмечены «В песках Средней Азии» (Государственная премия СССР, 1946; 1-я премия на VII МКФ в Венеции, 1946), «Лесная быль» (Государственная премия СССР, 1950; Премия за лучший воспитательный фильм на V МКФ в Карловых Варах, 1950), «Во льдах океана» (премия на МКФ в Эдинбурге, 1953; премия на VII МКФ в Локарно, 1953; премия на МКФ в Лондоне и в Дурбине, 1953), «В Тихом океане» («Золотой робот» – первая премия МКФ специализированных фильмов в Риме, 1957; 1-я премия на ВКФ в Москве, 1958; почетный диплом кинофестиваля МАНК – Международной ассоциации научного кино, 1958), «Тропою джунглей» (Первая премия по разделу научно-популярных фильмов ВКФ в Минске, 1960; почетный диплом МКФ в Лондоне-Оксфорде, 1960; Ломоносовская премия 1-й степени, 1960), «Дорогой предков» (премия на МКФ в Венеции, 1962; почетный диплом на МКФ в Варшаве, 1962), «Зачарованные острова» (1-я премия по разряду документальных фильмов на XXVI МКФ в Венеции, 1965). Считается, что документальные фильмы Згуриди несколько однообразны, но режиссер и не ставил перед собой задачи делать развлекательное кино. Уникальные кадры, снятые в поразительной изобретательностью (так для фильма о бобрах вместо одной стены их жилища было установлено стекло), имеют познавательное значение.

Кроме научно-популярных фильмов Згуриди разрабатывал также особый жанр фильма о животных, где пытался научные знания о них не излагать в форме учебного пособия или кинематографического очерка, а вписать в художественный сюжет, напитать этими знаниями какую-либо историю, специально сочиненную или заимствованную из классической литературы. Используя в качестве первоисточника повесть Д. Лондона, он поставил фильм о собаке «Белый клык», а по рассказу Р. Киплинга снял фильм о мангусте «Рикки-тикки-тави» (Премия жюри детских фильмов МКФ «ФЕСТ-82», Югославия, 1982). Хотя критики высказывали мнение, что в подобных работах наука и художественный сюжет соединены не слишком органично, режиссер продолжал разрабатывать в конце жизни именно этот жанр. Фильмы о слоне «Черная гора» и о лошади «Крепыш» (Приз Министерства лесного хозяйства и охраны ЭССР на ВКФ в Таллине, 1982) были тепло встречены зрителями. Интересно сделан фильм «Балерина» (Приз за лучшее исполнение главной детской роли на МКФ фильмов для детей в Чикаго, 1994), где Згуриди совсем уходит от научно-популярного кинематографа – это своеобразная мелодрама для подростков, героиня, которая чувствует себя одинокой из-за того, что ее родители расстались и семейное счастье разрушено, винит во всем Мышиного короля, являющегося ей во сне.

Згуриди с 1947 г. вел педагогическую работу по ВГИКе, где был профессором и руководил режиссерской мастерской. С 1957 по 1965 г. он являлся вице-президентом и президентом Международной ассоциации научного кино, с 1958 по 1965 – заместителем председателя Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР. С 1960 г. Згуриди являлся художественным руководителем 1-го творческого объединения киностудии «Моснаучфильм». В 1996 г. режиссер был отмечен премией «Золотой Овен» в категории «Человек кинематографического века».

А.М. Згуриди умер 16 сентября 1998 в Москве.

 

Евг. Перемышлев

 

Избранная фильмография

 

Стронгилиды, науч.-поп. (1931), режиссер

Пернатая смена, науч.-поп. (1935), режиссер

Крылатые гости, науч.-поп. (1936), режиссер

По Волге, науч.-поп. (1936), режиссер

По южному берегу Крыма, науч.-поп. (1937), режиссер

В степях Крыма, науч.-поп. (1937), режиссер

На море, науч.-поп. (1937), режиссер

В глубинах моря, науч.-поп. (1938), режиссер (совм с. Б. Долининым), сценарист (совм. с Б. Долиным)

Жизнь моря, науч.-поп. (1939), режиссер (совм. с Б. Долиным), сценарист

Сила жизни, науч.-поп. (1941), режиссер, сценарист

Жизнь диких животных, науч.-поп. (1941), режиссер, сценарист

Полтавский бой, науч.-поп. (1943), сценарист (совм. с С. Владимирским)

В песках Средней Азии, науч.-поп. (1943), режиссер, сценарист

Белый клык (1946), режиссер, сценарист

Лесная быль, науч.-поп. (1949), режиссер, сценарист

Во льдах океана, науч.-поп. (1953), режиссер, сценарист

Повесть о лесном великане (1954), режиссер, сценарист (совм. с Д. Ереминым)

В Тихом океане, науч.-поп. (1957), режиссер, сценарист

Тропою джунглей, науч.-поп. (1959), режиссер, сценарист

Дорогой предков, науч.-поп. (1961), режиссер, сценарист

Зачарованные острова, науч.-поп. (1964), режиссер, сценарист

Лесная симфония, науч.-поп. (1967), режиссер, сценарист

На Острове Тюленьем, науч.-поп. (1968), сценарист

Черная гора (1970), режиссер, сценарист

Дикая жизнь Гондваны, науч.-поп. (1973), режиссер, сценарист

Рикки-тикки-тави (1975), режиссер, сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

Зачем бабируссе клыки?, науч.-поп. (1979), режиссер (совм. с Н. Клдиашвили), сценарист (совм. с И. Акимушкиным)

Крепыш (1981), режиссер (совм. с Н. Клдиашвили), сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

Любимец публики (1985), режиссер (совм. с Н. Клдиашвили), сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

В дебрях, где реки бегут… (1987), режиссер, сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

Собачье счастье (1991), режиссер (совм. с Н. Клдиашвили), сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

Балерина (1993), режиссер (совм. с Н. Клдиашвили), сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

Лиза и Элиза (1996), режиссер (совм. с Н. Клдиашвили), сценарист (совм. с Н. Клдиашвили)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

А. Згуриди, И. Васильков. Научное кино в СССР. М., 1959.

А. Згуриди. В мире животных. М., 1961.

А. Згуриди. Тропою джунглей. Л., 1962.

А. Згуриди. Страницы автобиографии. М., 1968.

А. Згуриди. В стране вечных льдов. М., 1976.

А. Згуриди. Экран. Наука. Жизнь. М., 1983.

М. Нечаева. Александр Згуриди. – «Советский экран», 1958, № 17.

Г. Симанович. А. Згуриди. М., 1983.

 

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс