шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

В. Лебедев

Для самых маленьких

Работа художника в книге для дошкольника

 

Работа художника над книгой для детей или альбомом рисунков (с подписями и без них) крайне специфична.

Постараться по-настоящему подойти к интересам ребенка, как-то сжиться с его желаниями, вспомнить себя в детстве – одна из главнейших задач художника. Это предостережет художника от многих неверных шагов на пути его творчества.

Сознательно и с неослабевающей энергией сохранить определенный ритм на протяжении всей книги, то ускоряя, то за медляя его плавными переходами, – вот тоже едва ли не основное условие.

Рисунок может быть очень обобщенным, плоскостным (хорошо сидящим в бумаге), но он никогда не должен быть схемой, увешанной деталями.

Желательно, чтобы рисунки в книжках для маленьких, если они иллюстрируют текст, показывали главных персонажей, объясняли их, позволяли множить их действия – фантазировать. Среда, в которой действуют эти персонажи, может быть «объяснена» в меру нужности ее и не должна быть загружена в ущерб персонажам.

Книжка-альбом (к сожалению, мы их мало делаем) стро ится по-иному. Здесь «предметы» имеют значение во взаимосвязи, в зависимости от того, какую работу они несут в данной ком позиции.

Страница должна приковывать внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла.

Общий замысел и известный такт должны помочь худож нику воздержаться от внесения в композицию рисунков, непосред ственно сделанных с натуры (при всей удачности такие рисунки часто вносят много натуралистического сора).

Очень нежелательно заполнять «пустоты» росчерком или вымученной отсебятиной.

Рисунок и текст должны быть разрешены возможно интенсивнее.

Декоративность решается не прихотливостью орнамента, а объединением всех форм в единый организм. Цвет, извлеченный из краски путем сопоставления количеств окрашенных плоско стей, обеспечивает живописную силу рисунка.

Просто яркость, пестрота еще недостаточны. Дети – чуткие наблюдатели, но склонны на первых шагах удовлетворять ся эффектным – не нужно ограничивать их возможностей.

Книжка должна вызывать радостное ощущение, направ лять игровое начало на деятельность ребенка и желание побольше узнать.

Холодные «поучения» не вызовут нужных эмоций, так же как и излишняя гротескность, карикатурность.

Детская книжка должна быть предметом прочным, пригод ным для коллективного пользования. Я лично считаю, что у нас все еще крайне робко внедряются в издательскую практику коленкор и картон.

 

Бюллетень «Книга для детей». М., Государственное издательство детской литературы Наркомпроса РСФСР, 10 марта 1946 года.

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс