На главную страницу
HYPERBOREOS

РАЗНОЕ



Нечто вроде ответов на возможные вопросы

Почему проект так называется?

Естественно, что, как и многие другие проекты, он так называется, с одной стороны, совершенно беспричинно, с другой же — по целому ряду причин. Попробую коротко сформулировать основные.
Во-первых, так назывались журнал и издательство в Петербурге–Петрограде, где печатались поэты, определившие развитие того направления в русской поэзии, которое можно обозначить как «петербургский постсимволизм». Владельцем издательства был поэт и переводчик М. Л. Лозинский, да, собственно, в его квартире в Волховском (ударение на последнем слоге) переулке и находился центр издательства. Теперь, кстати, в этом доме поселилось представительство Республики Саха в Санкт-Петербурге — тоже, разумеется, гипербореи. Мне кажется, что в этом что-то есть.
Во-вторых, есть мнение, что Аполлон (покровитель искусств вообще и поэзии в частности), явился в Дельфы именно из страны гипербореев. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых как-нибудь в другой раз.
В-третьих, многие поэты, о которых будет идти речь на этих страницах, слово гиперборей чрезвычайно любили и с удовольствием употребляли в своих произведениях. Да и сами, как люди по большей части северные, не прочь были так называться.
Понятно, что список аргументов можно продолжить. Точно так же понятно, что его можно и не продолжать. Приведу, в качестве завершения, цитату из книги Александра Кушнера «Аполлон в снегу» (Л., 1991):
«Однажды зимой, лет пятнадцать назад, в Павловском парке, проходя мимо колоннады Аполлона, я был поражен видом бога — покровителя поэзии, предводителя муз,— утопавшего в снегу, со снежной шапкой на голове. Как далеко он зашел на север! Не здесь ли, у нас, в России, последний, крайний предел его влияния, не отсюда ли заглядывает он в метафизическую тьму? Не снятся ли ему среди этого зимнего безмолвия "иные берега, иные волны"? И не потому ли русская поэзия так горяча, что слово ее звучит на морозе, что призвана она отогреть человеческое сердце, растопить окружающий лед?»

То есть Аполлон вернулся. Как об этом и написал другой поэт:

Сумерки. Снег. Тишина. Весьма
тихо. Аполлон вернулся на Делос.

Вот такие дела. Бьой Касарес наверняка сказал бы, что перед нами несомненный пример вечного возвращения, ограниченного, пока что, одним гипербореем.



© Денис Ахапкин. СПб., 1999-2000.