Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Работы
Н.Г. Урванцева (КГПУ, г.
Петрозаводск)
Архетип зеркала в детской магии
Детское воображение и фантазия воспроизводят глубокие
«архетипы бессознательного», которые преобразуют их в
мифологические образы. В основе этой трансформации лежат
творческие процессы ранних переживаний. «Пра-образы», оставившие
яркое впечатление в подобных ситуациях, оживляют прошлый
опыт.
«Импульсы бессознательного» прорываются в творчестве детей:
мифологии, фольклоре и играх. По К.Г. Юнгу, выход на поверхность
сознания символов прошлой эпохи означает возвращение
бессознательного к какому-либо прошлому моменту развития
коллективной души. В мышлении детей непроизвольно возникают
подвергшиеся творческой переработке архетипические образы.
Некоторые из них стали предметом специального изучения
исследователей .
Отображение архетипа зеркального отражения реализуется в
некоторых жанрах современного детского фольклора и детской
мифологии: детских «вызываниях»/ магии, страшных историях
(«страшилках») и «садистских» стишках. Мы остановимся лишь на
одном аспекте этой обширной темы - на реализации зеркального
архетипа в детской магии. Материалом для нашего исследования
послужили фольклорные тексты, записанные автором в 2002 – 2004
гг. в городе Кондопоге (Карелия).
Детская магия как явление детского фольклора и детской
мифологии стала изучаться недавно – в конце ХХ века. Тексты о
детских «вызываниях» получили большое распространение в конце
60-х – начале 70-х годов. До определенного времени этот жанр
детского фольклора не был известен. Его изучение стало возможным
благодаря выходу в свет двухтомного издания «Школьный быт и
фольклор» и антологии «Русский школьный фольклор», в которых
опубликовано более 30-ти записей от информантов со всего
Советского Союза. Первое упоминание о «вызываниях» сделано в
статьях М.В. Осориной и Т.В. Зуевой . В работах М.Д. Мухлынина и А.Л.
Топоркова проведен обстоятельный анализ одного из
персонажей детских «вызываний» – Пиковой дамы. В последнее время
детская магия как феномен детской субкультуры стала исследоваться
М.П. Чередниковой , М.Ю. Новицкой и И.Н. Райковой .
В основе архетипа зеркала лежит одно из проявлений
двойственности, бинарности. Память о «другой» реальности,
преломленная в призме символики, появляется в детской магии.
Реальное и вымышленное в детском сознании становится единым
целым. «Мир интересует дитя не таков, каков он «на самом деле», а
таков, каким он, кажется…». В своих мечтах и фантазиях ребенок
моделирует иномир. Порыв к запредельному, трансцендентному может
осуществляться в гаданиях, снах, озарениях, играх. Иногда такой
переход осуществляется с помощью одного из предметов домашнего
обихода – зеркала. Игра с зеркалом очень важна для ребенка. Эта
игра у черты/ порога/ границы «остраняет» (В.Б. Шкловский
),
«очудняет» (Б. Брехт) и мифологизирует пространство зеркала. Оно
выступает как своеобразный «мифотоп» (Ю.В. Линник) –
мифологизированное пространство.
Детская модель мира двууровнева – реальное и вымышленное
в ней находится рядом. «Магическое мышление» детей нуждается в
проникновении чудесного в обыденном течении жизни. В практике
«вызываний» и гаданий эта граница легко стирается.
Детские «вызывания» («страшные вызывалки» – Т.В. Зуева)
и гадания очень близки между собой. «Вызывания» восходят по
своей форме к традиционным гаданиям. Очень часто эти понятия для
детей становятся синонимами: «Гадали мы ночью, все
вместе гадали, когда вызывали Пиковую даму. Она пришла,
и мы накинули платок на зеркало, чтобы она быстрее убралась. Она
страшная была». (Оля Матвеева, 11 лет).
По словам А.Ф. Белоусова, «вызывания» являются «ядром
магической практики современных школьников». В их основе лежит
желание самостоятельно получить знание о «тайном», приобщиться к
магическому искусству и, соприкоснувшись с таинственным и опасным
миром, показать свое превосходство над ним. «Страшные» истории и
«вызывания» отличаются друг от друга: «на смену представлениям о
стихийном проникновении опасных невидимых сил в мир упорядоченной
реальной жизни приходит идея управляемого контакта с иным
миром».
В детской среде мантические обряды «десемантизируются»
(Л. Ивлева), трансформируются в игровую форму. Древнее магическое
искусство становится формой игровой деятельности ребенка . Не
случайно исследователи называют это явление «игровой магией»
(М.В. Осорина) или «магически-игровыми вызываниями» (М.Ю.
Новицкая, И.Н. Райкова).
На формирование современного детского фольклора влияет
фольклор, литература, средства массовой информации, культура
масс-медиа. Неслучайно в магический репертуар детей входят
популярные сказочные и литературные персонажи, герои мультфильмов
и кинофильмов (Пиковая дама, Белоснежка, Золушка, Русалочка,
Золотая Рыбка), а также образы, восходящие к народной демонологии
(черт, русалка, домовой), или рожденный детской фантазией
(Бабка-Матка, Матный Король, Жвачный Король, лунные и стеклянные
человечки).
Для магико-мифологического сознания детей характерно
«приращение реальности» , когда они не осознают фантастичности
своих представлений. Это воображение проявляется в вере ребенка в
чудеса, в события и героев сказок, в существование
сверхъестественных сил и возможность влияния на них. Игра в
«вызывания» становится способом реализации потребностей и
запросов детей. Они используют силу мифологических персонажей как
средство для получения желаемого результата. У Мармеладного (или
Шоколадного) Гнома, Жвачного Короля дети просят разные
сладости.
«Как вызвать Жвачного Короля? Надо взять зеркало и
сказать: «Жвачный Король, появись!» Он придет и начнет бегать по
стенам и потолку. Надо поймать его и хотя бы одну жвачку, иначе
все пропадет» (Зап. автором 21.06.2001 г. в г. Кондопоге от
Наташи Красиковой, 9 лет).
Вера в возможность установления контактов с божествами и
духами породила представление о способности зеркала предсказывать
и показывать будущее. Зеркало в магии (как и окно, печь, порог)
становится «дверью» в потусторонний мир. Оно воспринимается
гадающими «как рамка, “экран”, определяющий переход из
“зазеркалья” в реальное пространство». В гаданиях зеркало
выступает в качестве магического посредника между земным
(«своим») и иным («чужим») миром. Оно используется как «машина
времени», с помощью которой возможно совершить перенос во времени
и пространстве.
В гаданиях и мифологизированных «вызываниях» принимают
участие от одного (одиночные) до нескольких (групповые) человек:
«Я одна гадала…» (Катя Васильева, 10 лет); «…вызывали мы его
(Матного Гномика. – Н.У.) в лагере все вместе» (Вика Иванова, 8
лет).
Магические действия совершаются при определенных
условиях:
1) в «опасное» время суток (вечер, полночь, реже – в
полдень), связанное с понятием «границы»,
«перехода»;
2) в определенном локусе (темной комнате, под одеялом,
подвале, чердаке, бане и т.д.).
В целях безопасности гадающие должны соблюдать некоторые
этикетные отношения с потусторонним миром, которые складываются
из определенных правил поведения и запретов . Запреты налагаются
на 2 типа ограничений :
1. Запреты на употребление определенных слов и выражений
(например, при «вызывании» Пиковой дамы нельзя
разговаривать);
2. Запреты на определенные действия и поступки (нельзя
смеяться, включать свет, двигаться и т.д.).
В некоторых гаданиях и «вызываниях» с зеркалом, чтобы
оградить себя от нечистой силы, против них предпринимают
определенные действия: очерчивают место гадания или «вызывания»
мелом, огарком свечи; втыкают иголку (вариант – булавку) в стену;
убирают волосы под платок; протягивают черную нить между
участниками обряда; держат наготове платок, чтобы в случае
опасности закрыть зеркало.
По нашим наблюдениям существует несколько способов
«вызываний»:
I. «Вызывания», напоминающие святочные гадания
девушек на зеркале
Гадание на зеркале (катоптромантика) популярен среди
девочек постарше – 10 – 13 лет. Очень часто они связаны с
узнаванием своей судьбы. Как правило, большинство таких гаданий и
«вызываний» приходится на святочный период, определяемый как
временной рубеж, «отделяющий прошлое от будущего, элементом
которого могут при определенных условиях проникнуть в настоящее»
.
Символика зеркала в мантических обрядах синонимична
символике отверстия, которое в мифологической традиции имеет
«двойственную (бинарную) символику: это точка, откуда все
происходит, а с другой стороны, место, куда все возвращается»
.
Основной целью святочных гаданий является стремление узнать свою
судьбу. Наиболее часто в них встречается мотив «приглашения
суженого на ужин».
«Гадаешь ночью в тишине и одиночестве. Если есть
кошка или собака, то убери, а то помешает. Лучше гадать с
распущенными волосами. На стол поставь две тарелки, два зеркала
друг против друга и две свечи. Свечи поставь между зеркалами,
чтобы получился коридор. Через него-то (коридор. – Н.У.) ты и
увидишь. В начале скажи: «Суженый-ряженый, приди ко мне
наряженный!» или другие слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне
ужинать!». А когда он появится, надо сказать: «Чур меня!». Тогда
он исчезнет. А если не успеешь, то выпрыгнет из зеркала и заберет
с собой или задушит!» (Зап. автором 10.01.2004 г. в г. Кондопога
от Светы Калашниковой, 13 лет).
Эквивалентом гадания на зеркале становится гидромантика –
гадание на воде (водном зеркале). «Мы садились за стол,
зажгли три свечи. На стол поставили поднос, а на него – стакан с
водой. Я смотрела на воду, не отрывая взгляда. Вдруг мне
показался парень, который звал меня к себе» (Зап. автором
25.01.2003 г. в г. Кондопога от Светы Санталайнен, 12
лет).
Среди девочек распространено гадание на сон. Святочные
сны считаются пророческими для узнавания своего будущего. Ю.М.
Лотман называет сон «семиотическим зеркалом, позволяющим
заглянуть в будущее и в мир духов, делающее явным то, что обычно
скрыто от человеческого глаза. Зеркало обладает гипнотическим
воздействием и позволяет человеку видеть сны наяву. Таким
образом, «зазеркалье» принципиально изоморфно миру сновидений»
.
С.Т. Золян ставит знак равенства между сном и зеркалом: «Сон или
зеркало отражает актуальный мир, но в иной момент времени – в
прошлом или будущем относительно момента времени» . А.Л.
Топорков сравнивает сон со «своеобразным волшебным зеркалом»
.
Исследователь проводит параллели между сновидениями и обрядами с
зеркалом, когда «во время святочных гаданий девушка вызывала
жениха с помощью зеркала, или ожидала его прихода во сне»
.
«Перед сном, как ложится спать, приготовь зеркало,
расческу, воду и полотенце. Оставь все это у кровати и скажи:
«Суженый мой, ряженый мой, умой, причеши меня». Тебе и приснится
будущий жених» (Зап. автором 10.01. 2004 г. в г. Кондопога от
Светы Калашниковой, 13 лет).
В народных верованиях сформировалось представление о
человеческой душе как реально существующей, имеющей очертания
материализованной сущности, которой можно манипулировать
(поймать, «умыкнуть», дать выйти из телесной оболочки и не
впустить обратно, «переместить» в другое тело) и узреть в
отражении (зеркале, тени, портрете, глади воды) . Дж. Фрезер в
исследовании «Золотая ветвь» пишет о такой вере первобытного
человека в пребывании души в тени, отражении в воде или зеркале
и опасности, которой подвергается душа, находящаяся во
«вне».
Такова же семантика гадания по тени. В народных
представлениях тень-отражение – один из традиционных обликов
души. Тень или «стень» означает призрак; привидение; двойник
или «живая» тень (на стене): тень, являющаяся в зеркале при
гадании.
С помощью тени дети пытаются интерпретировать
получившийся рисунок или силуэт: «Ночью гадаешь под Новый
год. Возьми бумагу, положи ее в блюдо и подожги. Когда она будет
гореть, смотри внимательно на стену, там будут фигуры. По ним
можно узнать, что будет в будущем» (Зап. автором 25.06. 2004 г. в
г. Кондопога от Дениса Ипаткова, 11 лет).
Для «вызывания» литературных или мифологических
персонажей также используется зеркало. Белоснежку, Русалочку,
Золушку вызывают в темное время суток. Для этого кладут под
подушку зеркало или расческу. Перед сном произносят заклинание
императивного характера: «Девочка Белоснежка (вариант Русалочка,
Золушка), появись!» Последствием их прихода может становиться
волос на расческе или следы на зеркале.
II. «Вызывания», в которых используется обрядовая
пища
Мотив «кормления – задабривания» становится еще одним
способом «вызывания. Ритуал угощения – одно из этикетных действий
для приглашения мифологических персонажей. Совместная трапеза с
ними «связана с потребностью подтвердить взаиморасположение
“вызывающих” по отношению к ним» .
При «кормлении» мифологических персонажей в качестве
обрядовой пищи может использоваться настоящая (конфеты, шоколад,
хлеб, апельсины, молоко) или нарисованная еда. Например, для
Белоснежки, Русалочки, гномика подвешивают на нитке разные
сладости; Золотую Рыбку угощают рыбой и водой и т.д. Знаком того,
что «вызываемые» герои появились служат знаки на пище,
предлагаемой для угощения: следы зубов или пальцев на конфете
(шоколаде, хлебе), частичное или полное исчезновение еды. В
детских представлениях «свой» и «чужой» мир находятся в
«зеркальных» соотношениях друг с другом.
«Гадают ночью в темной комнате. На зеркало кладут
кусочек шоколадки и повторяют три раза такие слова: «Гномик,
гномик, появись!» Появится гномик. Если он будет красным, то
загадывают доброе желание, а если черный, то он злой» (Зап.
автором 10.09. 2002 г. в г. Кондопоге от Светы Никитиной, 10
лет).
III. «Вызывание» при помощи
рисования
Этот способ используется, как правило, для приглашения
Пиковой дамы, Золушки и гномика. На зеркале рисуется помадой,
фломастером или маркером лесенка или дорога.
«Ночью гадаешь, чтобы никого не было. Зеркало протри
духами или одеколоном. Для Золушки рисуешь лесенку на зеркале, а
внизу ее туфельку» (Зап. автора 23.01.2003 г. в г. Кондопоге от
Ксюши Ивановой, 12 лет).
Мифопоэтический образ лестницы или дороги становится
связующим звеном между мирами. Лестница - самостоятельный
ритуальный предмет, который осуществляет связь-медиацию между
верхним и нижним мирами. Так в мифологическом детском мышлении
«символически воплощается представление о том, что между реальным
и иным миром существует расстояние, которое преодолевается как
некий реальный путь на земле» .
В детский магический репертуар входит определенный пласт
мотивов из известных народных сказок – «Волшебное зеркальце»
(«Мертвая царевна») (АТ 709), «Елена Премудрая» (СУС 329)
,
«Золушка» (СУС 510), «Пиковый (Червонный Валет)» (СУС 611),
литературных сказок – А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Гримм «Белоснежка и
семь гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Г.Х. Андерсена
«Снежная королева», художественной литературы – А.С. Пушкин
«Пиковая дама», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» и многие
другие.
Влияние сказки «Волшебное зеркальце» («Мертвая царевна»)
и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина можно
обнаружить в следующем рассказе о гадании на зеркале: «Одна
девочка очень любила гадать. Зимой в 12 часов ночи она подошла к
зеркалу и стала спрашивать у него: «Зеркало, зеркало, дай мне
ответ, Кто здесь красивей, я или нет?». Но зеркало ничего не
отвечало. Она повторила заклинание еще три раза. Тогда в зеркало
стало ей отвечать: «Девочка, девочка, обойди хоть весь свет,
Лучше меня в этом мире нет!». Девочка испугалась и прикрыла
зеркало платком» (Зап. автором 20.03.2003 в г. Кондопоге от Светы
Павкиной, 11 лет). Зеркало здесь выступает в качестве
вестника и выполняет прогностическую
функцию.
Наиболее популярным литературным героем детских
«вызываний» с конца 70-х годов ХХ века становится Пиковая дама.
Пиковая дама – персонаж из одноименной повести А.С. Пушкина
(1833) и игральная карта. В карточных гаданиях она наделяется
отрицательной семантикой. Пиковая дама олицетворяет все то, что
так или иначе связано с фатальным исходом событий, их
предрешенностью, роком, судьбой, предсказаниями, то есть с
магическим репертуаром .
Семиотическая природа Пиковой дамы в системе карточной
игра, по Ю.М. Лотману , связана с ее двойной природой, имеющей
тенденцию к взаимопроникновению: во-первых, карточная игра
изначально есть игра, а, во-вторых, карты используются не только
для игры, но и для гадания. На процесс фольклоризации повести
указывает множество текстов-пересказов о Пиковой даме. В качестве
примера приведем один из них.
«Старуха Анна знала три карты, которые приносили
успех. С их помощью можно было хоть кого обыграть. Молодому
человеку в картах не очень-то везло. Из-за этого он проигрался и
стал бедным. И захотел он играть как старуха. Пошел к ней, но
Анна не выдала тайну трех карт. Тогда молодой человек показал ей
большой пистолет. Увидев его, бабушка испугалась и умерла. И
теперь, когда он садился играть в карты «пиковая дама» ему все
время улыбалась и подмигивала. Он не выдержал этого, сошел с ума
и умер» (Зап. автором 5.11.2002 г. в г. Кондопога от Саши
Тарасова, 10 лет). Этот наиболее яркий эпизод из пушкинской
«Пиковой дамы» трансформируется из сюжета в самостоятельный текст
.
Мифологизированный образ Пиковой дамы в детском фольклоре
сохраняет отрицательную семантику карточных гаданий. Ожившая
карта приобретает самостоятельность, независимость и даже власть.
Происходит антропоморфизация этого образа. «Наивное
очеловечивание», «всеобщая персонификация» неодушевленных вещей и
предметов, наделение их сознанием, психикой и душой отражает
«синтетическое первобытное сознание как источник мифологического
олицетворения – некоего индикатора, взаимоотношений человека и
природы и средства воздействия на нее» . Одушевление, оживление,
персонификация окружающих предметов и сказочных/ литературных
героев обусловлено психологией детства, когда на ранней стадии
своего развития у детей появляется страх всего нового и
неизвестного – «мизонеизм» (К.Г. Юнг).
Пиковая дама предстает перед детьми в виде демонической
женщины, «литературной» колдуньи. Как и в пушкинской повести, в
детском фольклоре она многопланова: это и карта, и женщина
одновременно. Пиковую даму «вызывают» обычно ночью. В этот период
лучше всего устанавливается временная власть потустороннего мира
и «очуждение» «своего». Используют зеркало, свечи и карты,
воплощающие мифологему двойничества. Особое внимание «вызывающих»
уделяется герметичности места вызывания, которая подчеркивает
«сверхъестественность, откуда она возникает/ приходит» . Пиковая
дама чаще всего появляется из зеркала, окна, иголки/ булавки,
которые становятся для нее «мостом», соединяющим «свой» и «чужой»
миры. По признакам локальной приуроченности она относится к
«инешнему» (В.Я. Пропп) – зазеркальному – миру. Карты напоминают
зеркало. Поясные изображения на них зеркально повторяются. Таким
образом, мы можем говорить о своеобразном «карточном Зазеркалье»
.
В результате долгого гадательного вглядывания в зеркало,
эффекта самовнушения и особого эмоционального переживания
воображаемой опасности, усиленная характерным для 7 – 12-летних
детей страхом темноты, одиночества и замкнутого пространства,
сознается особый эмоциональный настрой. Каждый ребенок в силу
присущей только ему свободной «воспроизводящей фантазии» «видит»
Пиковую даму по-разному. Она может появиться из тумана («Я
долго смотрела на зеркало и карту. Вдруг туман рассеялся, и
появилась она…), белого/ черного пятна («Сидели мы,
сидели, и вдруг по стекле появилось белое пятно. Оно стало
превращаться в фигуру женщины. Мы поняли, что это и есть Пиковая
дама»). Для завершения ритуала «вызывания» повторяют
несколько раз заклинания императивного характера: «Пиковая дама,
уберись!», «Пиковая дама, сгинь!», «Нечистая,
уйди!»
Магия детей рассматривается нами как «вырожденный
ритуал». Игровое начало детских «вызываний» и гаданий
практически вытеснило древнее магическое слово, каким оно было
раньше. Детская магия – феномен субкультуры детства, позволяющий
выявить и изучить древнейшие архетипы. Ребенок становится
связующим звеном между магией прошлого и неомагией
будущего.
Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества:
Цикл лекций для студ. пед. вуза и учителей общеобразовательных
школ/ А.Я. Дудецкий; М-во просвещения РСФСР, Смоленск. пед. ин-т
им. К. Маркса; Под ред. А.Е. Кондратенкова. – Смоленск, 1974. –
С.22
Чередникова М.П. Современный русский детский фольклор в контексте
фактов традиционной культуры и детской психологии/ М.П.
Чередникова. – Ульяновск, 1995; Лойтер С.М. Детские
мифологические рассказы// Лойтер С.М. Русский детский фольклор и
детская мифология: Исследования и тексты/ С.М. Лойтер; М-во
образования РФ, КГПУ. – Петрозаводск, 2001
Осорина М.В. Детский фольклор: зачем он нужен/ М.В. Осорина//
Знание – сила. – 1983. - №4. – С.28 – 31
Зуева Т.В. Категория чудесного в современном повествовательном
фольклоре детей/ Т.В. Зуева// Интерпретация художественных
произведений: Межвуз. сб. науч. тр./ М-во просвещения РСФСР, МГПИ
им. В.И. Ленина; Отв. ред. В.П. Кирдан. – М., 1985. – С.131 -
148
Мухлынин М.А. Пиковая дама в русском фольклоре/ М.А. Мухлынин//
Мир детства и традиционная культура: Мат. III чтений, посвящ.
памяти Г.С. Виноградова (Виноградовские чтения)/ М-во культуры
РСФСР, Всерос. науч.-метод. центр народ. творчества и
культурно-просветительной работы им. Н.К. Крупской, Совет по
играм НИИ общ. проблем воспитания Академии педагог. наук СССР,
Науч. Совет по фольклору АН СССР; Сост. В.М. Григорьев, М.А.
Мухлынин. – М., 1990. – С.65 – 68
Топорков А.Л. Пиковая дама в детском фольклоре начала 1980-х гг./
А.Л. Топорков// Школьный быт и фольклор: В 2 ч. Ч.2: Девичья
культура/ Таллин. педагог. ин-т им. Э. Вильде; Сост. А.Ф.
Белоусов. – Таллинн, 1992. – С.3 – 23; Топорков А.Л. Пиковая дама
в детском фольклоре/ А.Л. Топорков// Русский школьный фольклор.
От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. А.Ф.
Белоусов. – М., 1998. – С.15 – 36. – (Рус. потаенная лит-ра) –
(далее цитирую по этому изд. и сокращ. РШФ)
Чередникова М.П. Детские «вызывания»: (между магией и игрой)/
М.П. Чередникова// Чередникова М.П. «Голос детства из дальней
дали…»: (игра, магия, миф в детской культуре)/ Сост., науч. ред.,
примеч., библиограф. указатель В.Ф. Шевченко. – М., 2002. – С.65
– 76. – (Разыскания в области филологии, истории и традиционной
культуры. Школа В.Я. Проппа)
Новицкая М.Ю. Детский фольклор и мир детства/ М.Ю. Новицкая, И.Н.
Райкова// Детский фольклор/ Сост., вступ. ст., подгот. текстов и
коммент. М.Ю. Новицкой и И.Н. Райковой. – М., 2002. – С.3 - 27 –
(Б-ка рус. фольклора)
Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов/
В.В. Зеньковский. – М., 1996. – С.65
Шкловский В.Б. Искусство как прием/ В.Б. Шкловский// Шкловский
В.Б. О теории прозы. – М., 1983. – С.9 - 25
Линник Ю.В. Космос детства/ Ю.В. Линник; Фонд культуры Карелии,
МКИ им. Н.К. Рериха. – Петрозаводск, 1994. – С.49
Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив.
Ребенок/ Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М., 1993. – С.152
Белоусов А.Ф. От составителя/ А.Ф. Белоусов//РШФ… - С.13
Чередникова М.П. Детские «вызывания»: (между магией и игрой)… -
С.66
Чередникова М.П. Детские «вызывания»… - С.76
Wallon A. Les origines de la pensee chez lenfant//Press
Universitataizez de France. - 1945. - v.2
Топорков А.Л. Указ. соч. – С.29
Традиционная русская магия в записях конца ХХ века/ Вступ. ст.,
сост., примеч. С.Б. Адоньевой, О.А. Овчинниковой. – СПб., 1993. –
С.8
Чернов И.А. О семиотике запретов: (Предварительное сообщение)/
И.А. Чернов// Тр. по знак. системам. III/ Тарт. гос. ун-т; Отв.
ред. Ю.М. Лотман. – Тарту, 1965. – С.45. – (Уч. зап. Тарт. гос.
ун-та. Вып. 198)
Криничная Н.А. Домашний дух и святочные гадания: (по материалам
севернорусских обрядов и мифологических рассказов)/ Н.А.
Криничная; КНЦ РАН, ИЯЛИ. – Петрозаводск, 1993. – С.5
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в
индоевропейских языках: Образ мира и миры образов/ М.М.
Маковский. – М., 1996. – С.34 – 35
Лотман Ю.М. Культура и взрыв/ Ю.М. Лотман. – М., 1992. – С.222;
Лотман Ю.М. Сон – семиотическое окно/ Ю.М. Лотман// Лотман Ю.М.
Семиосфера: Статьи. Исследования. Заметки. – СПб., 2000. –
С.124
Золян С.Т. Семантика и структура поэтического текста/ С.Т. Золян;
Ереван. гос. ун-т. – Ереван, 1991. – С.71
Топорков А.Л. Пиковая дама в детском фольклоре начала 1980-х
годов… - С.16
Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов.
Мифопоэтический символизм. Космическая символика/ А. Ханзен-Леве;
Пер. с нем. М.Ю. Некрасова; Науч. ред. А.В. Лаврова. – СПб..,
2003. – С.303. – (Современная западная русистика. Т.48)
Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии/ Дж.
Дж. Фрезер; Ред., послеслов. и коммент. С.А. Токарева; Пер. с
англ. И.И. Шангина. – 2-е изд. – М., 1986. – (Б-ка атеист.
лит-ры)
Власова М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь/ М.Н.
Власова. – СПб., 2001. – С.487
Чередникова М.П. Детские «вызывания»… - С.70; Виноградова Л.Н.
Указ. соч. – С.8
Традиционная русская магия в записях конца ХХ века… - С.8
Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира:
Исследования по структуре текста/ Т.В. Цивьян; РАН, Ин-т
славяноведения; Под ред. В.Н. Топорова. – М., 1999. – С.80 -
81
Чередникова М.П. Детские «вызывания»… - С.71
Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка/ АН
СССР, Отд-е лит-. и яз., Науч. совет по фольклору, Ин-т
этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Сост. Л.Г. Бараг, И.П.
Березовский, Н.П. Кабашников, Н.В. Новиков. – Л., 1979 – (далее
СУС)
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей/ А.И. Захаров. – М.,
1986. – С.69. – (Педагогика – родителям)
Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской
литературе XIX века/ Ю.М. Лотман// Лотман Ю.М. Пушкин: Биография
писателя. Статьи и заметки 1060 – 1990. «Евгений Онегин»:
Комментарий/ Вступ. ст. Б.Ф. Егогора. – СПб., 1995. – С.789 –
790; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции
русского дворянства (XVIII – начала XIX века)/ Ю.М. Лотман. –
2-е изд., доп. – СПб.., 2001. – С.137
Топорков А.Л. Указ. соч. – С.32
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа/ Е.М. Мелетинский. – М.., 1976. –
С.165
Лойтер С.М. Русская детская литература ХХ века и детский
фольклор: проблемы взаимодействия: Автореф. дис…д-ра филолог.
наук/ С.М. Лойтер; КГПУ. – Петрозаводск, 2002. – С.26
Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании... –
С.3
Гурьянова Н. Ольга Розанова и ранний русский авангард/ Н.
Гурьянова. – М., 2002. – С.111
Вундт В. Фантазия как основа искусства/ В. Вундт. – СПб., 1914. –
С.103
Иванов В.В. Исследования в области славянских древностей/ В.В.
Иванов, В.Н. Топоров. – М., 1974. – С.103 - 116
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|