А.Л. Топорков Российско-французский центр исторической антропологии им. М. Блока Российский государственный гуманитарный университетНародные обряды и верованияПояснительная записка Спецкурс дает представление о современных методах исследования ритуала и народных верований, знакомит с актуальными проблемами русской, славянской и общей этнографии. Особое внимание уделяется структуре народной религиозности и соотношению языческих и христианских элементов в русской культуре средневековья и Нового времени. Демонстрируются возможности применения идей и методов школы "Анналов" к славянскому этнографическому материалу. Обсуждаются проблемы традиционной ментальности и социальной психологии русского крестьянства, половозрастной символизм, метафизика детства, девичества, материнства, смерти в их конкретном этническом выражении. Особое внимание уделяется тем направлениям исследований, которые предполагают сочетание этнографических подходов с элементами исторической антропологии, психологии, социологии, семиотики и недостаточно разработаны в отечественной науке. Курс призван решить следующие задачи: 1. Ввести студентов в проблематику изучения народных обрядов и верований, познакомить с понятийным аппаратом исследований традиционной культуры. 3. Оценить с историко-антропологических позиций современные подходы к традиционной духовной культуре русского народа и важнейшие труды в этой области. 4. Привить навыки самостоятельной работы с литературой, посвященной русской традиционной культуре. Курс рассчитан на 32 учебных часа.
Тематический план курса в часах 1. Обряды и верования восточных славян как объект междисциплинарного исследования. - 2 часа 2. Славянское и древнерусское язычество. - 2 часа 3. Народные представления о роде и земле. - 2 часа 4. Язычество и христианство в народной культуре. Проблема двоеверия. - 2 часа 5. Мифологические представления о природе. - 2 часа 6. Символические функции материальной культуры. - - 2 часа 7. Символические функции языка в традиционной культуре. - 2 часа 8. Мифологизация пространства и времени в народной культуре и фольклоре. - 2 часа 9. Календарные обряды у восточных славян. - 2 часа 10. Семья и любовь в традиционной культуре. Свадебный обряд. - 2 часа 11. Ребенок в обрядах и верованиях. Родины и крестины. Возраст человека и структурирование жизненного цикла. - 2 часа 12. Осмысление смерти в народной культуре. Похоронный обряд. - 2 часа 13. Обряды окказиональные и хозяйственного цикла. - 2 часа 14. Тело и телесность в народной культуре. - 2 часа 15. Народная медицина и "отреченные" знания. История колдовства. - 2 часа 16. Народная демонология и проблема сверхъестественного. - 2 часа
Обязательная литература Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Очерки истории культуры славян. М., 1996. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. Дополнительная литература Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М., 1994. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян // "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. М., 1999. С. 239-491. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (любое издание). Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки (любое издание). Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (любое издание). Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. Справочная литература Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4). Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1; М., 1999. Т. 2. Тематический план курса в часах Тема 1. Обряды и верования восточных славян как объект междисциплинарного исследования Основное содержание Определение понятий: ритуал, обряд, церемониал, культ, праздник, этикет, обычай, повседневность; ритуал и игра; ритуал в религиозной и светской, архаической, традиционной и современной культуре. Примеры: гостеприимство, застолье. Ритуал как предмет социологии и истории культуры; функции и семантика ритуала; функциональный и структуральный подходы к ритуалу. Сакральное и мирское, утилитарное и символическое; ритуал как способ приобщения к высшим ценностям. Проблема соотношения ритуала и мифологии в истории науки (мифологическая школа; В. Маннгардт, Дж. Фрэзер; А.Н. Веселовский). Верования как способ социальной регуляции поведения (Бр. Малиновский). Ритуал как текст (система знаков), форма символического поведения и коммуникативная структура. Понятие ритуального символа и семиотического статуса вещей. Коммуникативная природа ритуала и теория универсального обмена (М. Мосс). Проблема точки зрения в ритуале; оппозиция "свое" - "чужое". Основные коды ритуала: акциональный, предметный и вербальный. Мотивировки и мотивации. Социальное и индивидуальное, социальное и биологическое в ритуале; проблема телесности. Голос и речевое поведение в обряде. Представления о потустороннем мире и категория антиповедения. Анализ ритуальной символики (обряд "перепекания ребенка"). Классификация ритуалов (семейные, календарные, обряды хозяйственного цикла, окказиональные). Понятие о переходных обрядах (А. ван Геннеп): обряды отделения, промежуточного состояния и включения. Структурирование жизненного цикла и идея "смерти-возрождения"; сближение ритуалов свадьбы и похорон. Идея судьбы и человеческого века. Метафора жизненного пути и пространственный код обряда; символика пространства (граница, центр и периферия). Коммунитатис и структура (В. Тэрнер). Элементы обрядности (угощения и пиры, жертвоприношения, ряжение, изготовление чучел и кукол, веселье и излишества). Основные циклы семейных обрядов: родильно-крестинный, свадебный и похоронно-поминальный. Инициация и ее аналоги (принятие в тайное общество, служба в армии). Ритуалы и мифы советского периода (Мавзолей, звезда, советские праздники, новогодняя елка). Основная литература Адоньева С.Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность. СПб., 1999. Вып. 2. С. 368-388. Адоньева С.Б. "Я" и "ты" в ритуальном тексте: ситуация границы // Пограничное сознание. СПб., 1999. С. 47-74 (Альманах "Канун". Вып. 5). Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 23-42. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998. Гофф Жак Ле. Цивилизация средневеквого Запада. М., 1992 (с. 302-351 -"Ментальность, мир эмоций, формы поведения"). Душечкина И. "Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов". К истории рождественской елки // Родина. 1996. № 1. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. М., 1991. С. 274-283. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. С. 83-222. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994. С. 110-163. Панченко А.А., Панченко А.М. Осьмое чудо света // Полярность в культуре. СПб., 1996. С. 166-202 (Альманах "Канун". Вып. 2). Панченко А.А. Религиозные практики: к изучению "народной религии" // Мифология и повседневность. СПб., 1999. Вып. 2. С. 198-218. Толстая С.М. К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора // Образ мира в слове и ритуале: Балканские чтения-1. М., 1992. С. 33-45. Толстая С.М. Акциональный код символического языка культуры: движение в ритуале // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 89-103. Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 5-72 Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 7-60. Турилов А.А., Чернецов А.В. О письменных источниках изучения восточнославянских народных верований и обрядов // Советская этнография. 1986. № 1. С. 95-103. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. Успенский Б.А. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 320-332. Чудакова М.О. Антихристианская мифология советского времени (Появление и закрепление в государственном и общественном быту красной пятиконечной звезды как символа нового мира) // Библия в культуре и искусстве. М., 1996. С. 331-359 (Випперовские чтения. Вып. 28). Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
Тем а 2. Славянское и древнерусское язычество Основное содержание Источники реконструкции (письменные и археологические; фольклорные и этнографические; лингвистические; основанные на внешнем сравнении). Межславянские схождения и параллели. Архаические славянские зоны. Язычество в оценке древнерусских проповедников. Различные оценки древнерусского язычества: "поэтические воззрения на природу", "сельскохозяйственный культ", родовая или государственная религия, совокупность местных культов. Религия и мифология, религия и право; государство и религиозный культ. Верования (политеизм, анимизм), святилища и храмы, идолы (Збручский идол), амулеты, волхвы, жертвоприношения, клятвы и заклинания. Языческие боги; высшая и низшая мифология; слово "бог". Свидетельство Прокопия Кесарийского; культ громовержца и его атрибуты ("перун", стрела, дуб), "основной миф". Пантеон Владимира (980 г.): Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь; Волос, Сварог, сварожич. Боги балтийских славян: Свентовит (Аркона на о-ве Рюген), Сварожич-Радгост (Ретра), Триглав (Щецин). Саксон Грамматик о празднике урожая и ритуальном диалоге в Арконе. Погребальный обряд; трупосожжение как переход в иной мир. Свидетельства Ибн Фадлана, Льва Диакона. Век нынешний и век будущий; рай, ирей, вырей. Две категории умерших: предки и умершие "не своей" смертью. Низшая мифология: демоны, произошедшие от "нечистых" покойников (вампиры, русалки, богинки, потерчата, кикиморы); покровители локусов (леший, водяной, полевой); люди с демоническими свойствами (ведьма, вештица, мора, колдун, чернокнижник); демоны болезней; демоны судьбы; черт и бес. Календарь: лето и зима; дни солнцеворотов и равноденствий; Иван Купала и святки; изоморфизм годового и суточного циклов. Обряды календарного и сельскохозяйственного характера ("борода", огонь под овином). Культ природных объектов: солнце (затмения), огонь ("сварожич", "живой огонь"), реки (Дунай), земля (Мать-сыра Земля), камни (следовики), деревья (дуб, священные рощи, рябина), волки-оборотни.
Основная литература Аничков Е.В. Два взгляда на язычество древнерусской проповеди // Тр. ХV археологического съезда в Новгороде. 1911. М., 1914. Т. 1. С. 383-400. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2000. Т. 1-2 (репринт издания 1916, 1913 гг.). Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921/922 гг. Харьков, 1956. Лев Диакон. История. М., 1988. Очерки истории культуры славян. М., 1996 (очерк 3 "Религиозные верования древних славян"). Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000. С. 235-324 (гл. 5 "Язычество и христианство в Древней Руси. Мифы и реалии"). Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. (Рец. В.П. Даркевича: Рос. археология. 1996. № 4. С. 200-207). Свод древнейщих письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1 (I-VI вв.); М., 1995. Т. 2 (VII-IX вв.). Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 5-72. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1 (Бог, Боги, Борода); М., 1999. Т. 2 (Див, Жертва, Идолы). Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. С. 51-85 (гл. 2 "Мифология восточных славян").
Тема 3. Народные представления о роде и земле Основное содержание Многозначность слова земля (комок земли, участок, почва, страна, поверхность земли, население страны); метафорически - родная мать, Богородица. Земля родит, кормит, носит на себе род человеческий; разделяет его судьбу и наделена свободной волей. Человек создан из земли ("Книга Бытия"). "Телеса наши от сырой земли, кости крепкие от камени, кровь-руда от Черна моря, наши помыслы от облак небесных." Дуализм тела и души. Культ земли и сельскохозяйственный труд. Семя и идея смерти-возрождения. Кровная связь с землей; носить с собой землю, класть в могилу. Поцелуй земли. Клятва землей; геофагия. Олицетворения земли: Мать - сыра Земля; земля - девица, жена, вдова. "Ты, небо, отец, ты, земля, мать." Земля беременна до Благовещенья. Смерть=брачное соединение с землей. Земля-Татьяна в заговорах. Именины Земли. Земля пьет, плачет, дрожит, раскрывается, впускает в себя, спит, просыпается, родит, размыкается при первом громе. Сакральная чистота земли. Земля не принимает "нечистого" покойника. Гнев земли. Земля - судия и искупительница грехов. Просить прощения у земли; исповедь земле; слушать землю. Земля и Богородица в народном православии. Три матери человека: Земля, Богородица и родная мать. Образ земли в духовных стихах и в древнерусской литературе. Испытание примет в "Сказании о Мамаевом побоище". Религия земли как религия совести, красоты и нравственной правды (Г.П. Федотов). Образ земли у Ф.М. Достоевского и философов "серебряного века". Основная литература Славянские древности. М., 1999. Т. 2 (Земля). Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990 (Земля). Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913 (с. 255-283 - приложение II "Исповедь земле"). Стихи духовные. М., 1991 (с. 170-174 - раздел "Мать сыра земля"). Толстой Н.И. "Покаяние земле" (Этнолингвистическая заметка) // Русская речь. 1988. № 5. С. 132-139. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 412-417 ("Пьян, как земля"). Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дер. Присно) // Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 222-233. Топоров В.Н. Русск. Святогор: свое и чужое (к проблеме культурно-языковых контактов) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы языковых контактов. М., 1983. С. 89-125. Топоров В.Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа земли // Балто-славянские исследования 1998-1999. М., 2000. С. 239-372. Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. С. 53-128. Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
Тема 4. Принятие христианства. Проблема двоеверия и народного христианства Основное содержание Официальное принятие христианства в 988 г.; условность этой даты. Низвержение кумиров и Киеве и Новгороде; уничтожение идолов и капищ. Исторические обстоятельства принятия христианства; роль князя Владимира. Христианизация русских земель (география, социальная стратификация). Двойственное отношение к языческому прошлому. Социально-экономические, геополитические, культурно-исторические аспекты христианизации. Христианство и опыт античных и ближневосточных цивилизаций. Христианство и религиозные древности (культ умирающего и возрождающегося божества, девственное зачатие и др.). Христианство и культура (письменность, иконопись, архитектура). Персонализм; кенозис; Христос - странник, страдалец; культ (со)страдания; самоуподобление Христу; морально-этические нормы. Язычество и христианство как религиозные феномены (религия национальная - наднациональная, "естественная" - "откровенная"). Продолжение жизни после смерти - загробное воздаяние; многоженство - единобрачие, жертвоприношение - молитва, уничтожение имущества - передача по наследству, волхвы - церковь. Изменение системы питания, посты. Языческие боги осмысляются как бесы или получают имена христианских святых. Становление русского варианта православия (русские святые, праздники, чудотворные иконы, иконостас, местные святыни, юродство). Народная вера и синодальный вариант православия (Н.Н. Покровский). Христианская мифология (А.Н. Веселовский). Ереси; апокрифы, индексы отреченных книг. Сохранение языческого субстрата; сельскохозяйственные культы. Сосуществование христианских и языческих культов: дополнительное распределение в пространстве и времени (ср. литературный язык и диалекты, сознание и подсознательное). Язычество в православии (Г.А. Носова). Воцерковленное язычество (Н.Н. Покровский). "Оязычивание" христианства и "христианизация" язычества. Двоеверие, народное православие, бытовое православие, православно-языческий синкретизм, "троеверие" (Н.И. Толстой). Дуальные модели в истории русской культуры; виды антиповедения (сакрализованное, символическое, дидактическое) (Б.А. Успенский). Различные толкования "двоеверия": сочетание нового со старым, христианства с язычеством; дуализм, верить богу и черту; заблуждения, суеверия. Аспект диахронический - синхронный, генетический - структурный. Формы взаимодействия фольклора и христианской традиции; посредники (низовое духовенство; грамотность; богослужение; фрески, иконопись, религиозный лубок; легенда, духовный стих, заговоры). Основная литература Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990 (то же в кн.: Библиотека русской фантастики. М., 1990. Т. 2. С. 397-467). Введение христианства на Руси. М., 1987. С. 92-123 ("Официальное крещение Руси в конце Х в."); с. 263-273 ("Христианство и язычество: проблема двоеверия"). Власов В.Г. Христианизация русских крестьян // Сов. этнография. 1988. № 3. Древняя Русь: Пересечение традиций. М., 1997. С. 83-324 (раздел "Традиционализм компромисса: Двоеверие"). Живов В.М. Двоеверие и особый характер русской культуры // Philologia slavica. К 70-летию академика Н.И. Толстого. М., 1993. С. 50-59. Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998. Николаева Т.В., Чернецов А.В. Древнерусские амулеты-змеевики. М., 1991. Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000. С. 288-315 ("Древнерусское двоеверие: церковь и "народное христианство"). Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988. Рапов О. М. Русская церковь в IX- первой трети ХII в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. Страхов А.Б. Становление "двоеверия" на Руси. Thessaloniki, 1987. (Offprint from "Cyrillomethodianum", ХI. S. 33-44). Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 41-60 ("Проблемы реконструкции древнеславянской духовной культуры). Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982. Успенский Б.А. Избр. труды. Т. 1.Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 219-253 ("Роль дуальных моделей в динамике русской культуры"); с. 254-297 ("Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале "Хожения за три моря" Афанасия Никитина")"; с. 320-333 ("Анти-поведение в культуре Древней Руси"). Чернецов А.В. Двоеверие: мираж или реальность? // Живая старина. 1994. № 4. С. 16-19. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. С. 86-124 (глава 3 "Христианизация Руси и возникновение двоеверия"). Levin Eve. Dvoeverie and Popular Religion // Seeking God. The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine and Georgia. Ed. by St.K. Batalden. Illinois, 1993. P. 31-52. Тема 5. Мифологические представления о природе Основное содержание Почитание природных стихий и объектов в древнерусском язычестве. "Стих о Голубиной книге" и взаимопорождение микро- и макрокосма. Реки, озера, источники и колодцы как объекты поклонения. Вода земная и вода небесная. Олицетворение рек в русском фольклоре. Особая роль Дуная в истории и мифологии славян. Символические функции реки, переправы, моря в фольклоре и обрядности. Огонь земной и огонь небесный (солнце, молния). Трупосожжение, его мифологические функции и ритуальные пережитки. Огонь как объект поклонения и посредник между живыми и духами. Отношение к огню, зажженному молнией. Понятие "живого огня". Воздух, ветер и душа человека. Осмысление вихря как демонического существа. Олицетворение ветра в заговорах и сказках. Поклонение деревьям у народов Европы. Дуб как дерево Громовержца. Мифологемы мирового древа и древа жизни. Символическая связь дерева и человека. Деревья в магии и народной медицине. Символика березы, рябины, ели и др. деревьев. Образы медведя, ласки, зайца и др. животных в фольклоре, обрядности и славянских верованиях. Легенда об аисте и миф о Пандоре. Мифология птиц: кукушка, жаворонок, воробей и др. Основная литература Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. М., 1994. С. 84-110. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. Белова О.В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М., 2000. Бросс Ж. Магия растений. М., 1995. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М., 1995. Демиденко Е.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Л., 1987. Вып. 24. С. 85-98. Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. Дубов И.В. И покланяшеся идолу камену... СПб., 1995. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. М., 1994 (с. 113-115, 125-139 - о "живом" огне). Заянчковский И.Ф. Животные: приметы и предрассудки. М., 1991. Зеленин Д.К. Народный обычай "греть покойников" // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М., 1994. С. 164-178. Зеленин Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и белорусов // Зеленин Д.К. Избранные статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999. С. 140-180. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (любое издание). Мачинский Д.А. "Дунай" русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север. Л., 1981. С. 110-171. Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 227-261. Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. Православие и экология. М., 1997. Природа и цивилизация. Реки и культуры: Мат-лы конф. СПб., 1997. Робинсон А.Н. Солнечная символика в "Слове о полку Игореве" // "Слово о полку Игореве": Памятники литературы и искусства ХI-ХVII веков. М., 1978. С. 7-58. Робинсон А.Н. Солнечная символика в повестях о Куликовской битве // Исследования по древней и новой литературе. М., 1987. С. 184-189. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Аист, Бабочка, Береза, Божья коровка, Бузина, Верба, Ветер, Вихрь, Вода, Воздух, Волк, Воробей, Ворон, грибы); М., 1999. Т. 2 (Дерево, Дерево культовое, Дерево плодовое, Деревце обрядовое, Дождь, Древо жизни, Дуб, Ель, Жаворонок, Животные, Заяц, Зелень, Змея, Калина, Камень, Капуста, Картофель, Конопля, Костер). Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990 (Вода, Дерево, Камень, Небо, Огонь, Светила, Свет и тьма). Топоров В.Н. Семантика мифологических представлений о грибах // Balcanica: Лингвистические исследования. М., 1979. С. 234-298. Энциклопедия "Слова о полку Игореве". СПб., 1995. Т. 1-5 (Днепр, Древо, Заря, Природа, Солнце). Тема 6. Символические функции материальной культуры Основное содержание Понятие семиотического статуса вещей (А.К. Байбурин). Принципы семантизации предметов материальной культуры. Полифункциональность вещей и их медиативная функция. Соотношение утилитарных и символических функций. Семиотика жилища и предметов домашнего интерьера: печь, стол, красный угол и т.д. Окно и печная труба как нерегламентированные выходы из жилища. Диагональная структура жилого пространства как источник его семантизации. Семиотика одежды (пояс, головной убор, обувь и т.д.). Символические функции пищи и домашней утвари; правила обращения с солью и хлебом. Основная литература Агапкина Т.А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. С. 210-282. Антонова Е.В. К исследованию места сосудов в картине мира древних земледельцев // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986. С. 35-65. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л., 1981. С. 215-226 (Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 37). Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Байбурин А.К. Пояс (к семиотике вещей) // Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992. С. 5-13 (Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 45). Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. Байбурин А.К. "Из теста - поляницу, из девки - молодицу." Заметки к описанию операционного плана обряда // Мифологические представления в народном творчестве. М., 1993. С. 91-108. Богданов К. А. Деньги в фольклоре. СПб., 1995. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995. Вещь в контексте культуры. Мат-лы науч. конф. СПб., 1994. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Символический язык традиционной культуры. М., 1993. С. 3-36. Живая старина. 1996. № 3 (с. 2-45 - "Вещь - символ - знак", "Изобразительные тексты", "Традиционные символы"). Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в ХVI и ХVII столетиях. Кн. 1. Государев двор, или дворец. М., 1990. Зеленин Д.К. "Обыденные" полотенца и обыденные храмы; Русские народные обряды со старой обувью // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М., 1994. С. 193-229. Ключевский В.О. История русского быта. М., 1995. Коды славянских культур. Год 2. Пища и питье. Београд, 1997. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993. Лавонен Н.А. Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел // Фольклор и этнография. Л., 1984. С. 171-179. Лаврентьева Л.С. Символические функции еды в обрядах // Фольклор и этнография. Л., 1990. С. 37-47. Лаврентьева Л.С. Соль в обрядах и верованиях восточных славян // Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992. С. 44-55 (Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 45) Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах Х1Х-ХХ вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 229-247. Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб., 1993. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах Х1Х - начала ХХ в. М., 1984. Происхождение вещей: Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В. Смирницкой. М., 1995. Свешникова Т.Н., Цивьян Т.В. К функциям посуды в восточнороманском фольклоре // Этническая история восточных романцев: Древность и средние века. М., 1979. С. 147-194. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1 (Борона, Веник, Горшок); М., 1999. Т. 2 (Дежа, Деньги, Еда, Замок, Зеркало, Игрушка, Качели, Каша, Колокол, Колыбель, Кочерга). Страхов А.Б. Культ хлеба у восточных славян: Опыт этнолингвистического исследования. Mьnchen, 1991. Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях // Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С. 159-248. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Сов. этнография. 1970. № 4. С. 3-17. Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор. М., 1994. С. 111-129. Топорков А.Л. Символика и ритуальные фукции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 89-101. Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения ХIХ - начала ХХ в. М., 1990. Вып. 2. С. 67-135. Топорков А.Л. "Перепекание" детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 114-118. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. Хлябът в славянската култура. София, 1997. Чагин Г.Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала. Пермь, 1998. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Чужая вещь в культуре. Мат-лы науч. конф. СПб., 1995. Шептунова И.И. Сосуд: метафора бытия // Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М., 1996. С. 91-101. Тема 7. Символические функции языка в традиционной культуре Основное содержание Язык и картина мира. Осмысление антропоцентричности языка в современном языкознании. Этнолингвистические подходы к народной культуре. Обрядовая терминология как ключ к семантике обряда. Речевое поведение в ритуале. Символическое значение голоса. Народная этимология и "этимологическая магия". Основная литература Агапкина Т.А., Виноградова Л.Н. Благопожелание: ритуал и текст // Славянский и балканский фольклор. М., 1994. С. 168-208. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 230-253. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд. М., 1999. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1999. Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. Изд. 2-е, испр. М., 2000. Мечковская Н.Б. Супрун А.Е. Знания о языке в средневековой культуре южных и западных славян // История лингвистических учений: Позднее средневековье. СПб., 1991. С. 125-181. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. Подюков И.А. Народная фразеология в зеркале народной культуры. Пермь, 1991. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1 (Аллилуйя, Алфавит, Благопожелание, Божба, Брань, Величание, Веселье, Голос, Голошение); М., 1999. Т. 2 (Диалог-ритуал, Загадки, Заговоры, Заклинания, Заумь, Звукоподражание, Зов, Имя, Клятва, Книга, Крики животных и птиц). Славянское и балканское языкознание: Структура малых фольклорных текстов. М., 1993. Славянское и балканское языкознание: Проблемы лексикологии и семантики. Слово в контексте культуры. М., 1999. Слово и культура. М., 1998. Т. 1-2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. Тарланов З.К. Язык. Этнос. Время. Петрозаводск, 1993. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. Толстой Н.И., Толстая С.М. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания. М., 1998. С. 88-125. Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 23-60. Топоров В.Н. Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции. М., 1998. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 105-210. Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 2. С. 53-128. Язык и этнический менталитет. Петрозаводск, 1995. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. Тема 8. Мифологизация пространства и времени в народной культуре и фольклоре Основное содержание Характеристики пространства в мифопоэтических текстах: негомогенность, ценностная акцентуация, противопоставление сакрального центра и маргинальных зон. Символика пути и границы. Универсальные оппозиции "своего" и "чужого", внутреннего и внешнего. Образы-мифологемы дома, моря, реки, переправы, поля, горы и др. Пространственная структура сказок, былин, заговорно-заклинательных текстов. Символика пространства в свадебном и погребальном обрядах. Местонахождение ада и рая. Категория времени в архаических мифологиях и в христианстве. Концепция "вечного возвращения". Изоморфизм годового, суточного и жизненного циклов. Периоды опасного времени: полночь, полдень, святки и т.д. Концентрация времени в текстах о "житии" растений и вещей. Основная литература Агапкина Т.А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. С. 17-50. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 89-105. Гофф Жак Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 (с. 124-183 - "Пространственные и временные структуры"). Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. Калуцков В.Н. и др. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье. М., 1998. Седакова О.А. Пространственный код погребального обряда // Структура текста-81. М., 1981. С. 70-71. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Баня, Весна, Ворота, Время, Граница); М., 1999. Т. 2 (Двор, Дни недели, Дом, Дорога, Дунай, "Житие" растений и предметов, Зима). Страхов А.Б. О пространственном аспекте славянской концепции небытия // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М., 1988. Ч. 1. С. 92-94. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993. Толстой Н.И. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1994. С. 139-167. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982. С. 8-40. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284. Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской картине мира. М., 1999. Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север. СПб., 1995. С. 110-176. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998. Тема 8. Календарные обряды у восточных славян Основное содержание Соотношение церковного и народного календарей и механизмы их взаимодействия. Аграрный и скотоводческий характер народного календаря. Феномен праздника: церковное и светское осмысление. Конструктивные принципы организации церковного календаря. Праздники "переходящие" и "непереходящие". Символическое значение постов. Пасха и определение ее даты. Двунадесятые и великие праздники. Роль священного предания в оформлении Богородичных праздников. Изменение даты Нового года на протяжении русской истории. Принципы организации народного календаря. Праздники, совпадающие с датами солнцеворотов или солнцестояний: Иван Купала и Рождество Христово, Благовещение и Воздвижение. Приблизительная продолжительность основных сезонов - зимнего, весенне-летнего и осеннего. Перенесение на праздник мифологической семантики определенного календарного периода. Осмысление христианских святых как покровителей хозяйственных занятий, связанных с днями их празднования. Объяснение праздников на основе "этимологической магии". Качественная оценка фрагментов годового цикла: дни и периоды святые и опасные, благоприятные и неблагоприятные. Суеверные, или "бабские", праздники. Основная литература Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен: Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М., 2000. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград. 1993. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982. Время и календарь в традиционной культуре. СПб., 1999. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. 1978. М., 1978. С. 62-135. Ивлева Л. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. Календарь в культуре народов мира. М., 1993. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1990. Колесникова В.С. Русские православные праздики. М., 1995. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1989. Макаренко А. Сибирский народный календарь. Новосибирск, 1993. Мень А. Православное богослужение: Таинство, слово и образ. М., 1991. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Благовещение, Великий пост, Весна, Вознесение); М., 1999. Т. 2 (Иван Купала, Ильин день, Крещение (Богоявление), Календарь народный, Коляда, Колядование, "Крестить кукушку"). Смолянский Б.Л., Григоров Ю.Г. Религия и питание. Киев, 1995. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХVI-ХIХ веков. М., 1957. Тема 10. Семья и любовь в традиционной культуре. Свадебный обряд Основное содержание Распределение гендерных ролей в традиционной культуре. Отношение к женщине в христианской традиции; "нечистота" женщины. Роль женщин в народных обрядах. Повивальная бабка, знахарка, ведьма. Специфические женские ритуалы (опахивание, троецыплятница). Девичьи обряды и гадания; досуг неженатой молодежи. Выбор невесты и формы ухаживания. Отношение к девственности невесты. История свадебного обряда на Руси. Соотношение церковного венчания и народной свадьбы. Основные метафорические коды обряда: воинский, охотничий, купеческий. Свадебные чины; термины "князь" и "княгиня". Особенности русской, украинской и белорусской свадьбы. Основная литература "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика и в доиндустриальной России. М., 1999. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. "Князь" и "княгиня" в русском свадебном величании (к семантике обрядовых терминов) // Русская филология. Тарту, 1975. Вып. 4. С. 58-76. Бернштам Т.А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX - начале ХХ в. // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 48-71. Бок Г. История, история женщин, история полов // Thesis: Альманах. М., 1994. Вып. 6. С. 170-200. Виноградова Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 13-43. Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его теминологии // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. Козаченко А.И. К истории великорусского свадебного обряда // Советская этнография. 1957. № 1. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. Кон И.С. Сексуальная культура в россии: клубничка на березке. М., 1997. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (ХI-XIX вв.). СПб., 1999. Мишле Ж. Ведьма. Женщина. М., 1997. Морозов И.А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой "свадьбы"/"женитьбы". М., 1998. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989. Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге нового времени. М., 1991. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало ХIХ в.). М., 1997. Рабинович М.Г. Свадьба в русском городе XVI в. // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 7-31. Русский эротический фольклор. М., 1995. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Баба, Безбрачие, Беременность, Бесплодие, Брак, Брачная ночь, Вдовство, Венок свадебный, Венчание, Воля, Гадание); М., 1999. Т. 2 (Девочка, Девственность, Девушка, Жених, Женщина, Зачатие, Каравай, Коитус, Конец свадьбы). Тема 11. Ребенок в обрядах и верованиях. Родины и крестины. Возраст человека и структурирование жизненного цикла Основное содержание Проблема возраста человека и осмысление его жизненного пути. Идея века и судьбы. Отношение к детям, деторождению и детской смертности в традиционной культуре. Роль ребенка в народной медицине, обрядах и поверьях. Поверья о подмененных детях, детях, умерших до крещения. Запреты, соблюдаемые беременной женщиной. Роды и родовспоможение в русской деревне; роль повивальной бабки. Элементы кувады у славян. Первые действия с новорожденным. Обряд взаимного очищения роженицы и повитухи. "Доделывание" тела ребенка. Крещение и наречение имени. Обряды первого пострига. Специфические черты народной педагогики. Детский и "материнский" фольклор (колыбельные, потешки, считалки и др.). Как объясняли детям, откуда они берутся? Основная литература Баранов Д.А. Детское "знание". (Об одном фрагменте народной эмбриологии) // Пограничное сознание. СПб., 1999. С. 147-175 (Альманах "Канун". Вып. 5). Бернштам Т.А. Духовный статус "отрочь" возраста и его святые символы на Руси // Там же. С. 116-146. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000. Веселовский А.Н. Судьба-доля в народных представлениях славян // Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб., 1889. Вып. 5. С. 173-260 (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности имп. АН. Т. 46). Виноградов Г.С. "Страна детей": Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999. Виноградова Л.Н. Славянские формулы-поверья о происхождении детей // Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. С. 349-360. Головин В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Abo, 2000. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян ХVIII-XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 7-23. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. Журавлев А.Ф. К реконструкции древнеславянского мировидения (о категориях "доли" и "меры") в их языковом и культурном выражении // Проблемы славянского языкознанияч. М., 1998. С. 71-87. Кабакова Г.И. Дитя природы в системе природных и культурных кодов // Образ мира в слове и ритуале: Балканские чтения-1. М., 1992. С.94-105. Кон И.С. Этнография детства: Историографический очерк // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Кошелева О.Е. "Свое детство" в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (ХVI-XVIII вв.). М., 2000. Книга о рождении младенческом и о том, как детей малых беречь, кормить и лечить / Сост., пер. и комм. Т.А. Исаченко. М., 1992. Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. C. 142-170. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. Мир детства и традиционная культура. М., 1995. Вып. 1; М., 1996. Вып. 2. Науменко Г.М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. М., 1998. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Роль отца в традиционной народной педагогике // Мир детства и традиционная народная культура. М., 1995. С. 7-26. Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка. М., 1995. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. Потебня А.А. О доле и сродных с нею существах // Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000. С. 357-397. Пушкарева Н.Л. Мать и материнство на Руси (Х-ХVII вв.) // Человек в кругу семьи. М., 1996. С. 305-341. Седакова И.А. Первые шаги ребенка: магия и мифология ходьбы (славяно-балканские паралелли) // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 284-305. Седакова И.А. Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. С. 105-122. Славянские древности. М., 1995. Т. 2 (Дети некрещеные, Доля, Крестины, Крестные родители, Крещение). Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. Л., 1985. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995. Тема 12. Осмысление смерти в народной культуре. Похоронный обряд Основное содержание Представления о загробном существовании в Древней Руси; взаимодействие языческих и христианских верований. Формы погребального обряда и погребальных сооружений. Местоположение ада и рая. Иконография Страшного Суда; образы змия и огненной реки. Рассказы о посещении потустороннего мира. Традиционное отношение к смерти. Идеи дуализма души и тела и загробного воздаяния. Представление о "праведной" и "неправедной" смерти. Различные категории умерших: "предки" и умершие "не своей" смертью. Поминальные обряды. Взаимные посещения умерших и живых. Смерть как ритуал: приготовления к смерти, прощание с миром и родными, агония, выход души из тела, погребение, переселение в иной мир. Мифопоэтические функции похоронного обряда: облегчить умершему переход в потусторонний мир и обезопасить себя от присутствия смерти. Причитания: поэтика, символика и социальные функции. Основная литература Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993. С. 229-263. Жизнь. Смерть. Бессмертие: Мат-лы науч. конф. СПб., 1993. Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990. Кошелева О.Е. "Отходя от света сего...". Частная жизнь московской элиты ХVII века сквозь призму завещаний // Человек в мире чувств. М., 2000. С. 339-388. Кузнецова В.П. Причитания в северно-русском свадебном обряде. Петрозаводск, 1993. Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993. Муди Р.А. Размышления о жизни после смерти // Жизнь после смерти. М., 1990. С. 8-56. Мусин А. "Приручение смерти" в Древней Руси (Культурная и святоотеческая антропология в изучении русской культуры) // Антропология религиозности. СПб., 1998. С. 16-70 (Альманах "Канун". Вып. 4). Невская Л.Г. Балто-славянское причитание: Реконструкция семантической структуры. М., 1993. Новичкова Т.А. Приближение к раю: утопии небесного царства в русском фольклоре // Русские утопии. СПб., 1995. С. 179-204 (Альманах "Канун". Вып. 1). Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993. Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. СПб., 1997. Т. 1-2. Прокофьева Н.Н. "Путь домой": подготовка к смерти в русской традиционной культуре ХIХ-ХХ вв. // Пограничное сознание. СПб., 1999. С. 176-197 (Альманах "Канун". Вып. 5). Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Агония, Ад); М., 1999. Т. 2 (Дед, Деды, Задушки, Ирей, Кладбище). Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994. Токарчик А. Мифы о бессмертии. М., 1992. Цодикович В.К. Семантика иконографии Страшного Суда в русском искусстве 15-16 веков. Ульяновск, 1995. Тема 13. Обряды окказиональные и хозяйственного цикла Основное содержание Обряды, связанные с севом и жатвой. Символическое значение "бороды". Обряды при эпидемиях и эпизоотиях: опахивание деревни, вытирание "живого огня" и др. Обряды вызывания и прекращения дождя. Обряды, связанные со строительством дома и новосельем. Основная литература Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Байбурин А.К. К описанию структуры славянского строительного ритуала // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 206-226. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. М., 1994. Лобкова Г. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность. Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000. Островский А.Б. Ритуалы бедствия в русской деревне // Пограничное сознание. СПб., 1999. С. 75-115 (Альманах "Канун". Вып. 5). Терновская О.А. О некоторых сходствах и различиях в жатвенной обрядности славян // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. Терновская О.А. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. М., 1981. С. 139-159. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 ("Борода", Выгон скота); М., 1999. Т. 2 (Дождь, Жатва, Жертва строительная, Закладка дома). Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 5-72. Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995. С. 63-148. Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству // Славянский и балканский фольклор. М., 1978. С. 95-130; Там же. М., 1981. С. 44-120. Тема 14. Тело и телесность в народной культуре Основное содержание Тело как медиатор между биологическим и социальным. Символическое осмысление сердца, глаз, носа, волос, прически, головы, головного убора, бороды и усов, рук, ног, ногтей, живота, пупа, пуповины, половых органов. Ритуальная нагота. Разъятие тела и его метафорфозы в фольклоре. Антропоцентричность языка, фольклора и обрядов. Основная литература Богданов К.А. Чиханье: явление, суеверие, этикет // Антропология религиозности. СПб., 1998. С. 217-288 (Альманах "Канун". Вып. 4). Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000. Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1998 (с. 24-22 - "Общество в человеке и человек в обществе"). Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. С. 242-263. Назаренко Ю.А. Феномен человека в славянской народной культуре: голова // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8-9. С. 75-98. Невербальное поле культуры: Тело. Вещь. Ритуал. М., 1996. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Борода, Возраст, Волосы, Гениталии, Глаза, Грудь); М., 1999. Т. 2 (Душа, Зубы, Коса (волосы), Кости, Кровь). Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Тема 15. История колдовства. "Отреченные" знания и народная медицина Основное содержание Волхвы и колдуны по древнерусским источникам. Процессы о колдовстве в России ХVII-XVIII вв. Деревенский колдун и ведьма в ХIХ в. Медицинские и естественно-научные знания в Древней Руси. Лечебники, травники, гадательные книги, сборники заговоров. Соединение рациональных и магических средств в народной медицине. Традиционные представления о происхождении болезней, порче и сглазе. Болезни в образах людей и животных (лихорадка, жаба). Медицинские заговоры и заклинания: поэтика, структура, психофизиологическое воздействие. Основная литература Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в ХI-XVII вв. М., 1965. Гуревич А.Я. Народная магия и церковный ритуал // Механизмы культуры. М., 1990. С. 3-27. Гуревич А.Я. Ведьма в деревне и пред судом (народная и ученая традиции в понимании магии) // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 12-46. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М., 1994. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. Книга глаголемая "Прохладный вертоград / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т.А. Исаченко. М., 1997. Кондратьев А.А. На берегах Ярыни: Демонологический роман // Кондратьев А.А. Сны. СПб., 1993. С. 305-505. Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера // Русский Север. СПб., 1995. С. 63-109. Махов А.Е. Сад демонов: Словарь инфернальной мифологии средневековья и Возрождения. М., 1998. Мишле Ж. Ведьма. Женщина. М., 1997. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. С. 77-142. Познанский Н. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995. Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. [Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина.] СПб., 1996. Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1994. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Бессонница, Бешенство, Болезнь человека, Ведьма); М., 1999. Т. 2 (Здоровье, Знахарь, Колдун, Колтун). Терновская О.А. Пережины в Костромском крае // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 117-129. Харитонова В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. М., 1995. Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. С. 30-83. Тема 16. Народная демонология и представления о сверхъестественном Основное содержание Легенды о происхождении демонов. Образы Сатаны и чертей; ведьма и шабаш ведьм. Былички и поверья о нечистой силе: их поэтика, структура и социальные функции. Народная и христианская демонология. Славянские поверья о домовом, лешем, водяном, русалке. Легенды о волке-оборотне. Современные аналоги быличек (рассказы об инопланетянах, барабашках и др.). Основная литература Виноградова Л.Н. Звуковой портрет нечистой силы // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. С. 179-199. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. СПб., 1995. Демонология эпохи Возрождения. М., 1995. Живая старина. 1996. № 1 (с. 2-20 - "Мифологические персонажи в народной культуре"). Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте // Легенда о докторе Фаусте. М., 1978. С. 257-362. Журавель О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996. 224 с. Иванов В.В. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка // Изв. АН СССР: Сер. лит-ры и яз. 1975. № 5. Левкиевская Е.Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим миром // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 185-212. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (любое издание). Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Составитель и автор комментариев О.А. Черепанова. СПб., 1996. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Нс., 1987. Миф в культуре: человек - не-человек. М., 2000. Мичелл Дж., Рикард Р. Феномены книги чудес. М., 1988. Неклюдов С.Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология: От народных верований к литературе. М., 1998. С. 6-43. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994. С. 110-163. Новичкова Т.А. Русский демонологический словарь. СПб., 1995. Петрухин В.Я., Полинская М.С. О категории "сверхъестественного" в первобытной культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994. С. 164-179. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Материалы по сихологии колдовства. СПб., 1997. Славянские древности. М., 1995. Т. 1 (Банник, Бес, Былички, Вампир, Ведьма, Вештица, Водяной, Волколак); М., 1999. Т. 2 (Двоедушники, Демонология народная, Домовой, Дух-обогатитель, Духи домашние, Духи локусов, Змей летающий, Змей огненный, Кикимора). Контрольные вопросы по курсу "Народные обряды и верования" для студентов, обучающихся по специальности № 02.07.00 "История", специализация "Историческая антропология" Тема 1. 1. Что такое ритуал? 2. Чем отличается ритуал от этикета и церемониала? 3. Что понимается под акциональным, предметным и вербальным кодами ритуала? 4. Как соотносятся друг с другом ритуал и мифология? Тема 2. 1. Каковы основные источники сведений о славянском язычестве? 2. Что представляло собой язычество древних славян? 3. Какие боги составляли пантеон князя Владимира? 4. Что известно о культах балтийских славян? 5. Какое место в древнерусском язычестве занимали верования, связанные с природой? Тема 3. 1. Почему землю называли "Мать-сыра Земля"? 2. Как осмыслялись отношения между человеком и землей в разных жанрах фольклора? 3. Как следует понимать свидетельства древнерусских источников о требах Роду и Рожаницам? Тема 4. 1. Каковы основные источники сведений о славянском язычестве? 2. Как происходила христианизация славянских народов? 3. Как было принято христианство на Руси? 4. Что представлял собой пантеон князя Владимира? 5. Что представляет собой двоеверие? 6. В чем отличия апокрифических текстов от канонических? 7. Как соотносятся язычество и христианство в разных жанрах фольклора? Тема 5. 1. Какие природные объекты являлись объектами культа в славянском язычестве? 2. В чем выражалось почитание земли? 3. В чем выражалась сакрализация водных объектов (огня)? 4. Расскажите о культе деревьев у славян. 5. Какие вы знаете славянские поверья об аисте (зайце, ласке)? Тема 6. 1. Почему противопоставление материальной и духовной культуры имеет условный характер? 2. Как соотносятся друг с другом утилитарные и символические свойства вещей? 3. Что такое семиотический статус вещей? 4. Расскажите о символических функциях одежды (жилища, пищи). Тема 7. 1. Каковы взаимные отношения языка и традиционной культуры? 2. Что дают лексика и фразеология русского языка для понимания традиционной ментальности? 3. Что такое "этимологическая магия"? Тема 8. 1. Каковы специфические черты мифологического осмысления пространства? 2. В чем смысл оппозиции "свой - чужой"? 3. Как осмысляются в фольклоре образы дома (пути, реки, переправы)? 4. Каковы специфические черты мифологического осмысления времени? 5. В чем смысл концепции "вечного возвращения"? 6. Как организованы время и пространство в волшебных сказках (заговорах, былинах)? Тема 9. 1. Как организован церковный календарь? 2. В чем специфические отличия народного календаря от церковного? 3. Как взаимодействуют друг с другом церковный и народный календарь? 4. Расскажите о праздниках, связанных с днями солнцеворотов и солнцестояний. 5. Расскажите об основных циклах календарных народных праздников. 6. Каких святых - покровителей крестьянского труда вы знаете? 7. Какие праздники осмыслялись на основе народной этимологии? Тема 10. 1. Что такое "переходные обряды" 2. Как распределялись гендерные роли в традиционной культуре? 3. Почему христианские книжники считали женщину "нечистым" существом? 4. Какая роль играли в русской деревне повивальные бабки (знахарки)? 5. Охарактеризуйте традиционные формы проведения досуга неженатой молодежи. 6. Чем отличается севернорусская свадьба от южнорусской? 7. Каковы основные предметные символы русского свадебного обряда? Тема 11. 1. Каковы специфические черты народной педагогики? 2. Как менялось отношение к детям и материнству на протяжении русской истории? 3. В чем смысл обрядов, которые совершали с новорожденным? 4. Как осмыслялся возраст человека в русской традиционной культуре? Тема 12. 6. Как менялись формы погребального обряда на протяжении русской истории? 7. Что такое "заложные" покойники? 8. Каковы народные представления о загробном существовании? Тема 13. 1. Какие обряды осуществлялись при граде (засухе, эпидемии, эпизоотии, строительстве нового дома)? 2. Какие обряды связаны с севом и жатвой? 3. Что такое "борода" ("пережин", "залом")? Тема 14. 1. Как соотносятся друг с другом природное и социальное начала в народных представлениях о человеческом теле? 2. Какое символическое значение приписывалось бороде (сердцу, глазам, рукам)? Тема 15. 1. Была ли в России "охота на ведьм"? 2. Какие источники позволяют судить о колдовстве в России ХVII-XVIII вв? Тема 16. 1. В чем отличия народной демонологии от христианской демонологии? 2. Какие поверья связаны с образом домового (водяного, лешего)? 3. В чем отличие русской русалки от русалки западноевропейской?
Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока Составитель: проф. А.Л. Топорков УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания Центра 25.10.2000 № 1 Вопросы к коллоквиуму по спецкурсу "Народные обряды и верования" для студентов, обучающихся по специальности № 02.07.00 "История", специализация "Историческая антропология" 1. Что такое ритуал? 2. Что понимается под акциональным, предметным и вербальным кодами ритуала? 3. Как соотносятся друг с другом ритуал и мифология? 4. Что представляло собой язычество древних славян? 5. Каковы основные источники сведений о славянском язычестве? 6. Что представлял собой пантеон князя Владимира? 7. Как происходила христианизация славянских народов? 8. Какие природные объекты и стихии являлись объектами культа в славянском язычестве? 9. Охарактеризуйте культ деревьев (земли) у славян. 10. Как соотносятся друг с другом утилитарные и символические свойства вещей? 11. Что дают лексика и фразеология русского языка для понимания традиционной ментальности? 12. Что такое "этимологическая магия"? 13. Каковы специфические черты мифологического осмысления пространства? 14. Каковы специфические черты мифологического осмысления времени? 15. Как взаимодействуют друг с другом церковный и народный календарь? 16. Охарактеризуйте основные "переходные обряды" в русской традиции. 17. Как распределялись гендерные роли в традиционной культуре? 18. Чем отличается севернорусская свадьба от южнорусской? 19. Каковы специфические черты народной педагогики? 20. Как менялись формы погребального обряда на протяжении русской истории? 21. Что такое "заложные" покойники? 22. Каковы народные представления о загробном существовании? 23. Как менялось отношение к детям и материнству на протяжении русской истории? 24. Как соотносятся друг с другом природное и социальное начала в народных представлениях о человеческом теле? 25. Была ли в России "охота на ведьм"? 26. В чем отличия народной демонологии от демонологии христианской? 27. В чем отличие русской русалки от русалки западноевропейской? Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока Составитель: проф. А.Л. Топорков УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания Центра 25.10.2000 № 1 Примерная тематика курсовых работ по спецкурсу "Народные обряды и верования" для студентов, обучающихся по специальности № 02.07.00 "История", специализация "Историческая антропология" 1. Этнографическая информация в "Повести временных лет". 2. Возможности использования фольклора (языка) как исторического источника. 3. Значение трудов Ф.И. Буслаева (или А.Н. Афанасьева, К.Д. Кавелина, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, Д.К. Зеленина) для современности. 4. Критическая оценка современных исследований по фольклору и этнографии (2-3 книги по выбору или одно серийное издание). 5. Пути проникновения православных идей и образов в фольклор и народную культуру. 6. Спорные проблемы христианизации Руси. 7. Соотношение народного и церковного календаря (на примере одного из циклов календарных праздников). 8. Региональные особенности русских свадебных (или родинно-крестинных, похоронно-поминальных) обрядов. 9. Традиционные представления о смерти (любви, материнстве, детстве). 10. Символика человеческого тела (сердца, глаз, рук). 11. Образ судьбы-доли в фольклоре и верованиях. 12. Образ Матери-сырой Земли (или Солнца, огня, реки) в фольклоре (или древнерусской литературе). 13. Представления о рае (или аде) на Руси. 14. Символические функции жилища (или пищи, одежды) в народной культуре.
Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока Составитель: проф. А.Л. Топорков УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания Центра 25.10.2000 № 1 Литература к коллоквиуму по спецкурсу "Народные обряды и верования" для студентов, обучающихся по специальности № 02.07.00 "История", специализация "Историческая антропология" Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М., 1994. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян // "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. М., 1999. С. 239-491. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила (любое издание). Очерки истории культуры славян. М., 1996. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки (любое издание). Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (любое издание). Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1; М., 1999. Т. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|