Публикация О. Щербининой
Д.Е. Сидорова
Фрагменты дневника
Произведения Домны Ефимовны Сидоровой (1893--1981) увидели свет только после ее смерти -- в наши дни1. С детских лет она завела тетрадки, в которых записывала события жизни, свои стихи, рассказы, сказки, а еще огромный роман из жизни крепостных крестьян "Барщина". Тяга к писательскому труду для нее самой была необъяснимой; просто она не могла не писать, хотя окончила всего три класса сельской школы. Тетрадки исписывались с корками, бережно перевязывались бечевками -- по годам -- и складывались в черный фибровый чемодан. Домна Ефимовна во всех скитаниях своей трагичной, неспокойной жизни берегла этот чемодан как главную драгоценность. Часто тетради извлекались на свет, из них читалось вслух, заучивалось наизусть -- для выступлений в госпиталях во время войны, на праздниках и елках в детских садах: Домна Ефимовна долгие годы работала с детьми. Дети -- другая страсть (после писательства) ее долгой жизни. Может быть потому, что росла старшей дочерью в семье смоленских крестьян Жунтовых и вынянчила десятерых своих братьев, она мгновенно находила общий язык с детьми.
Дважды Домна Ефимовна выходила замуж. Первый муж Черняев сгинул в годы гражданской войны, как и многие близкие. Выйдя замуж вторично за уроженца города Тюмени А.Н. Сидорова, Домна Ефимовна берет новую фамилию. Под ней мы и публикуем фрагменты ее дневника конца 1920-х -- начала 1930-х гг., передающие атмосферу тех лет, утопические чаяния и горести поколения.
К печати текст подготовлен внучкой автора. В квадратных скобках даются пояснения публикатора. Орфография и пунктуация выправлены; в некоторых случаях сохранено старое написание.
Тетрадь 13-я
...Прошло три года [после замужества]. Детей у нас нет. Начинается новая сказка... Я, конечно, очень переживала: муж меня очень любит, но ему не хватает для полного счастья ребенка. В 24 году нам подбрасывают мальчика 6-ти месяцев, звать Василий, крещеный. Кругом сады, может, мать тут скрывается, мы не стали искать. Муж пришел со службы, я его встретила: поздравляю, говорю, Саша, у нас сын Вася. "A ну, где?" -- Я поднесла к нему. Муж: "Hy, богоданный сын, иди ко мне". Малыш улыбнулся и подал ему руки. С этого дня он стал наш родной, все было для него2. Мы поклялись с мужем не говорить никому, что у нас подкидыш. Свой -- и баста. Муж пишет своим родным на Урал: у нас семья прибавилась. Сестра старшая, которая ему заменяла мать, пишет: "Санчик, я очень соскучилась. Я хочу знать, счастлив, нет ты в своей женитьбе". Он пишет: "Мне больше ничего не надо, у меня дочь [дочь Домны Ефимовны от первого брака Груня Черняева, моя мать] и сын, все меня любят, на работе все меня уважают..."
26-й год. ...Сестра Анна Никифоровна, больная, пишет: "Приезжай, я погляжу твою семью и спокойно умру. Я тебя 7 лет не видала..." Что же, пришлось поехать. Любовь сестры все трудности победила.
Декабрь месяц, хотя не холодно -- снег, слякоть. На конях до Бешкека [из Талды-Кургана] мы тянулись месяц, весь декабрь, сколько за дорогу приняли -- не перескажешь... 27-го декабря прибыли на станцию Тугулым. Нас встретили на трех подводах. А мороз -- сорок градусов, мы с непривычки просто задыхались. Вася закутан, ему 2 года и 6 месяцев. Ехали мы от станции 5 километров час, промерзли порядком: одежда легкая, а валенок там не носят. Сестра Анюта нас встретила со слезали, Васю передают с рук на руки. Анна Никифоровна: "Господи, надо же! Копия Санчик! Он был такой же маленький, волосы такие же беленькие". Но и хорошо, подошел под сидоровскаю природу.
Началась новая жизнь. Муж устроился на завод в Тюмени бухгалтером.
В 28 году новая смута: гонение народа. Местные власти вели несправедливаю, [не]ленинскую линию: одних выгоняют, а других в кучу сгоняют. Старший брат мужа записался в колхоз, он хороший хозяин, прямой и справедливый человек. Пишет: "Саша, выезжай [из Тюмени], я тебя записал в колхоз".
Мы приехали. Муж начал работать бухгалтером колхоза, я на полевых работах. Вот на общем собрании начали судить да рядить; молодые коммунисты очень искажали ленинскаю идею. Идея новая, большая, широкая, никто ее правильно не изучал. А управляли кто как мог: партбилет в кармане -- управа на аркане! Волокут ее [идею] во все стороны. У нас вначале родилась сельхозартель, можно назвать первая ступень коммунизма. Не было никаких трудодней, нас было 4 души, работали по возможности -- получали по потребности, все были довольны3.
Началась новая смута: надо крепить артель, а ее начали разгонять. Но что делать, кому жаловаться?
Бог высоко,
А Москва далеко.
Хоть бы кто посетил,
Да план новый начертил4.
Собрали собрание и переливают с пустого в порожнее! Одни говорят -- другие молчат, по какой дороге идти -- не знают. Старший брат мужа выписывал московскаю газету, вытащил: "Послушайте, братцы, что пишет нам Москва. Мы не прислушиваемся, как нас учат управлять. Что мы толкемся кругом да около, ничего у нас не клеится!" Тут молодой коммунист Мальцев закричал: "Уходи со своей газетой! А если будешь бузить -- мы тебя уберем с дороги, ты нам мешаешь строить и укреплять колхознаю жизнь".
-- Иннокентий Никифорович! -- закричали старики, -- говори! Ты правду говоришь!
Брат мужа: "Дайте, -- говорит, -- в последний раз сказать правду. Вы не ладно судите: из батраков и пастухов колхоз не построите. Надо всем в одно сливаться. Наш колхоз звание высокое занял -- "Передовик", первый в районе [Тугулымском] родился, так пойдемте вперед, а за нами весь народ. У нас кулаков нет, есть пять семей зажиточных, у них нет ни заводов, ни пароходов, мы все хлеборобы. А если не так -- я подаю заявление [об уходе], я вижу, что правду никто не любит. А я выписываю и буду везде говорить правду!"
Все собрание зашумело: правду Сидоров говорит! Молодой коммунист Мальцев закричал властным голосом: " Ты, Сидоров, бузотер, уходи и никогда не носи на собрание свою газету!"
Я вышла, заступиться за деверя: "Товарищ Мальцев, -- говорю, -- вы искажаете ленинскаю идею. Я беспартийный большевик, в политике мало понимаю, но мне не понравились ваши выражения... Ведь мы по новой жизни являемся первоклассники, начинаем нашу жизнь с аза и буки..."
...На второе собрание Иннокентий Никифорович принес заявление, его отпустили, не стали возражатъ. Но этим дело не кончилось. Вызвали в сельсовет и заявили: "Ты соберешься, Сидоров, поедешь в Тобольск. Запрягай свою пару, сади детей, муки мешок. А дом останется государству". Он говорит: "Вы что меня, кулаком считаете? За что вы меня из дому гоните, за язык?"
-- Там будешь газеты читать!
Собрался наш Иннокентий, посадил четырех детей: два сына и две дочки. Зима стояла холодная. Сели и поехали без малейшей вины...
Вот тут я не поняла новой политики.
Один палку перегнул,
Другой ему подмигнул,
Третий посмеялся,
Четвертый в "кулацкий" дом забрался...
30 г. Мы работаем с мужем, дочка вышла замуж. Я поступила в дет/ясли, поваром год проработала, меня послали на курсы сестер-воспитательниц. Сдала [экзамен], начала работать. Засуха, неурожай, обрабатывать землю нечем. Кони плохие, машин нет...
31-й год. Совещание правления, пришли агрономы, зоотехники. Позвали актив, я пошла, все меня интересовало. Агроном говорит:
-- Что будем делать? Надо коров мобилизовать -- боронить не на чем! Сорвем посевную.
Все бабы заголосили:
-- Не дадим коров! У нас вся надежда на коров. Дети подохнут с голоду!
Зоотехник выступил:
-- Что вы шумите, молоко не потеряется, еще больше будет.
-- Верно! -- закричали женщины. -- Ты нас не дурачь! День будет борону таскать и столько молока будет?
Я говорю: "Не надо скандалить. Поле наше, надо обрабатывать. Завтра коров не погоним в табун. Надо помочь, пока земля совсем не высохла. Поймите: все наше. Как посеешь -- так и пожнешь".
На второй день пошли наши кормилицы боронить, чтобы честь "Передовика" не уронить. Моя корова большая, как конь. До обеда таскает борону, устанет -- ляжет в борозду и хоть убей -- не встанет. Неделю хорошо ходила, но ее, говорят, били дрыном по ногам. Корова стала жаловаться на ноги, молока совсем не стало, корова лежит. Пришел врач: корову придется резать, у нее ноги, вымя -- все атрофировалось. Так пришлось расстаться... Зато моя Красуля заборонила сто га...
Прибыл дорогой гость -- трактор. Все ходили толпами глядеть -- стар и мал. Я взяла старшую группу детей и повела смотреть. Пришли мы на поле, встали в ряд, идет мальчик-пионер, привел бабушку: погляди, и как отлично пашет!
Бабка хмуро заворчала,
головою покачала:
вам потешно и смешно.
а пахать на нем грешно!
Создал его леший,
лучше ходить пешей!
Эта бабушка была Степанида Сидорова. А председатель колхоза в то время был Василий Воробьев. Мировой парень, грамотный, народ его уважал. Но были такие люди, которые его чернили, ставили ему пятном дядин дом: он сирота, у дяди воспитывался, так его, беднягу, трепали не глядя на его заслуги. Он провел электричество, изобрел сушилку, но ему не давали ходу, били, как говорится, по рукам. Заместитель его -- Б. Фадюшин. Парень молодой. Как человек хороший, но этого мало -- надо иметь знания, подход к людям...
Я встаю со светом, в пять утра выхожу на работу. Как-то зашел секретарь райкома тов. Серов в 6 утра в дет/ясли: у меня уже детей полно. "Вот, -- говорит, -- кaк рано приносят матери ребятишек!" -- "Нет, -- говорю, товарищ начальник, матери едут на поля -- детей прямо в окно кидают, как снопы".
32-й год. Пишу вкратце, времени совсем нет. В конце года приехал какой-то из области: снова чистка! У нас ровно нет грязных. А все копаются. Начали все ворошить, добрались до мужа. Он, говорят в белых был. Я говорю: да он же обозным писарем был, его забрали не спрашивая, он не стрелял ни в кого. Он у белых был 6 месяцев, а теперь вот уже сколько лет у красных трудится5.
Муж, как и я, не вступал в партию. Коммунисты Бога отвергали, говорили -- не надо ни совести, ни жалости. В новую жизнь я верила всей душой -- в такую жизнь, где не будет ни господ, ни рабов, все будут равны и счастливы. Но я не согласна, что без Бога можно построить счастливую светлую жизнь. Потому я всегда называла себя -- беспартийный большевик. А у нас была активная коммунистка -- Анна Михайловна Борзунова. "Надо, -- говорит, -- проверить, жену Сидорова, может, она поповна: привез откуда-то".
...Проверили -- убедились, что я из бедной крестьянской семьи.
33-й год. Меня премируют как ударницу деньгами и овечкой. Бегает моя премия на ферме. Осенью вызывают моих работниц в сельсовет: Татьяну Степановну Елешеву, она работала зав. дет/яслями, беднячка, вдова, трое детей; вторая -- Анна Андреевна Фадюшина, работает прачкой. Прихожу на работу -- они заплаканы. Я: в чем дело? Что случилось? Заведующая говорит: тетя Дося, у нас большое горе. Нам дали три дня сроку: если мы не заплатим мяса по 20 килограммов -- у нас заберут коров. Что делать, чем платить? Кроме коровы, нет в доме ничего. Вся надежда и питание -- корова. Налоги непосильные, получаю 150 рублей в месяц, только налог заплатить, а сами раздеты-разуты. Одна дорога -- в петлю. Нет мочи жить! Я выслушала с спокойным видом, улыбнулась и говорю: не плачьте, дело поправимое. Они говорят: тебе все шутки!
Да нет, я не шучу,
A помочь вам хочу.
Я выход найду --
План созрел на ходу.
Вы в петлю не полезете? Давайте мою премию пошлем в петлю. Я ее не видала, так вот я вам дарю свою заслугу. Получайте и сдавайте, мне не надо ни копейки. Пишу записку зав. фермой Ивану Г. Короне -- человек хороший, член партии: "Дорогой Иван Г., я вас очень прошу выдайте мою премию Елешевой Т.С. и Фадюшиной А.А., да выберите побольше овцу, чтоб хватило обеим сдать мясопоставки". Рассчитались мои девчaтa, и мы снова пошли вперед.
В 34-м году меня вызывают на слет ударников и вручают мне билет ударника труда...
Время тяжелое, денег нет, мы в колхозе не получали, только хлеб. У меня были [в дет/яслях] две сестры Даша и Маша Ивановны. Они хозяйства большого не имели и работать не умели, слабо работали. Я старалась им всячески помочь. Они носили в ясли по два ребенка, были какие-то нерасторопные, забитые, несмелые. Продать у них нечего, а денег нет. Я, как у нас ясли смешанные, за колхозных детей получала трудодень, а за детей из райисполкома деньги, 125 руб. в месяц. Эти деньги были как собес для бедных: я никому не отказывала, давала на мыло, на соль, выручала6. Часто приносили детей со вшами, я как сестра [медицинская] боялась опозорить ударный билет. Завздравом была Заспанова З.И., строгая, требовательная. Она часто посылала комиссии, и все, как говорится, Бог проносил. Областная комиссия назвала наши ясли примерными, главное вот в чем: дети здоровые, никакой инфекции, ни одной смерти за мой период работы. Мне задавали вопрос, как я справляюсь. Дети, говорят, ваши колхозные прямо выделяются, отличаются всем от других и одеждой, и подвижностью. Да, говорю, наши дети очень различаются. Около меня стоял мальчик Федя Сидоров. Вот, говорю, ребенок самый мой любимый, его отец работает ответственным работником, заботливым. Кем бы вы думали? Она задумалась, потом сказала: не знаю, есть ли в колхозе ответственные? Да, говорю, есть. Я отвечаю за детей, за воспитание, за здоровье и за жизнь. Я могу каждую минуту сесть на подсудимаю. А вот Федин отец у нас -- первоклассный пастух, он также отвечает за свой табун, за удои и за жизнь. Наши дети все как дети, а условия у них разные. У меня сын, а у вас дочка, наши дети видят все, а колхозные -- ничего. Придет время, я надеюсь, пастухи и чабаны с нами будут равны.
Видать, советской барыне не понравилась моя речь. Она поглядела на мальчика, который держал меня за халат. Вы, говорит, тетя Дося, садите мою Надю, пожалуйста, подальше: у них вши есть, вы хотя варите их белье. Спасибо, тов. Игнатьева, только:
Не учи ученого
Есть хлеба печеного!
Я битая-- толченая,
Всему наученая.
В этот момент пришла Федина мама, плачет: "Тетя Дося, мы подохнем с голоду! У меня снимают по пяти трудодней на день! Я не ходила [на работу в колхоз] три дня -- мы хлеб сортируем в амбаре. У меня сняли 15 трудодней! А у меня и так их мало". -- "Какая, -- говорю, -- причина?" -- "Да я босая, не в чем выйти". Я жила рядом с яслями. Побежала, взяла подшитые валенки, старенькаю шаль, рукавицы, принесла. "Вот, -- говорю, -- надевай, иди работай. А я попрошу председателя вернуть трудодни". Она бухнула мне в ноги: "Христова ты наша тетя Дося! Век не забуду!" -- "Хорошо, говорю, меня можешь забыть, а на работу выходить не забывай".
Пришла Даша за ребенком [через неделю: ясли были недельные, брали детей только на воскресенье]. Бежит к ней сын Саша -- она его не узнает. "Саня, да я тебя не узнаю!" Саше три года. Рахит. Много кушал, всегда не наедался; у него были вши. Я сожгла его рубашку, пошила новаю... Вот так мы и работали.
...Мне дали отпуск в две недели. Я пошла к контору. Запишите, говорю, меня на машину сушить зерно. Меня записали. Я думаю: хочу проверить, сколько можно заработать трудодней... Первый день я приглядывалась, а потом начала трудодни выколачивать. Работали с 8 до 8-ми. Первые дни норму выполняла -- писали 1 трудодень, начала две нормы -- 2 трудодня. Мне показалось мало, я задумала три выполнить, прибавила два часа на работу. В 7 утра иду на работу, с работы -- в 9 вечера. Осень, темень, слякоть, я иду и радусь: три нормы выполнила!..
Примечания
1 Фрагменты дневников Домны Ефимовны начала века публиковались в 1994 г. в журнале "Родина" в разделе "Народные мемуары". Подписаны они первой фамилией автора -- Жунтова-Черняева. В том же журнале напечатаны главы романа Жунтовой-Черняевой "Барщина", а в 1999 г. в издательстве Уральского госуниверситета он выпущен целиком.
2 Василий Александрович Сидоров, художник и поэт, в 1941 г. ушел добровольцем на фронт, погиб на Курской дуге.
3 В ТОЗах (товариществах по обработке земли) были высокие урожаи, породистый скот, во всем достаток. Но по указанию из Москвы ТОЗы разогнали, всех стали сгонять в колхоз, вскоре пришло обнищание.
4 Перемежение прозы стихами характерно для литературных произведений Д.Е. Сидоровой, оно отличало и ее повседневную речь. Все стихи публикуемой части дневника сочинены автором.
5 Александр Никифорович Сидоров осужден "тройкой" в Тугулыме в 1937 г., погиб на Колыме. Реабилитирован посмертно в 1962 г. за отсутствием состава преступления.
6 Привычку раздавать деньги бедным Д.Е. Сидорова сохраняла до самой смерти. При жизни дочери Домна Ефимовна раздавала свою скромную пенсию целиком, после смерти Агриппины Васильевны (она пережила дочь), живя со мной, при нашем небольшом достатке, она все же более половины пенсии отдавала бедным.