И.А. Разумова, канд. филологических наук, доцент,
Карельский гос. педагогический университет,
филологический факультет, кафедра литературы.
Письменные традиции современной семьи:
проблемы собирания и изучения
Семья (семейно-родственный круг) является естественной и ближайшей по отношению к каждому члену социума как носителю традиции сферой бытования неофициальной словесности в ее устных (фольклор) и письменных формах. Сама "семья" в аспекте данной темы должна рассматриваться как коллективный носитель традиции, создающий собственное культурное пространство.
Под "семейной письменностью" мы понимаем всю совокупность функционирующих в частном быту текстов, преимущественно (но не исключительно) рукописных, имеющих различную жанровую принадлежность и многообразные "материальные" воплощения. Ограниченность пространства бытования предопределена специфической прагматикой, эзотеричностью содержания и сферы использования текстов и/или -- для авторских произведений -- связана с признанием их "неинтересными" для сторонних читателей, а также с осознанием "непрофессиональности", которая отождествляется с литературным несовершенством.
Степень развития семейной письменности (книжности) в отдельных родственных группах опосредована этно- и социокультурными факторами. Определенные закономерности устанавливать рано, но можно с уверенностью утверждать, что в северо-западном регионе, например, в русских сельских семьях рассматриваемое явление распространено значительно больше, чем в карельских, а в среде интеллигенции формы внутрисемейной письменной коммуникации намного разнообразнее, чем у других социальных групп (то и другое не нуждается в дополнительных комментариях). Важнейшую роль в трансмиссии опыта играет собственно семейная традиция, передаваемая по обеим или -- в большинстве случаев -- по одной линии родственников.
Собирание материала по семейным письменным традициям начато нами параллельно с собиранием и изучением семейного фольклора. Собирательские проблемы связаны как с табуированностью семейного знания, так и с ограниченными возможностями архивации. На первоначальном этапе устанавливается круг функционально-жанровых разновидностей текстов и характер их использования с учетом семейной спецификации.
Семейная письменность, как и фольклор, интегрирована в систему традиционно-бытовой культуры. Тексты спонтанно создаются и используются в соответствии с видами деятельности, реализующимися в частном быту, а также в процессе внутрисемейных и -- реже -- внесемейных контактов особого рода. В силу разнообразия повседневной и ритуально-праздничной деятельности в рамках семейной сферы - наблюдается полифункциональность письменной ("книжной") практики и высокая степень дифференциации типов (жанров) текстов, форм их существования.
Благодаря многообразию видов деятельности, спектр жанров и форм семейной письменности чрезвычайно широк. Их востребованность детерминируется и повседневными, и ритуальными потребностями членов семьи, поскольку в настоящее время и особенно в городской среде ритуально-праздничная культура постепенно перемещается в сферу семейного быта. Одновременно в состав семейной письменности включаются тексты, реализующие потребность в собственно художественном творчестве, которое не выносится за пределы близкого круга.
Специфическая роль семейной письменности связана с утверждением культурной суверенности группы. Наличие письменной традиции способствует самоидентификации семьи, интеграции родственного коллектива в пространстве и времени. В этом отношении наблюдается как взаимодополнительность, так и частичное совпадение функций устной и письменной семейной словесности. Соответствующее занятие может объединять всю семью, быть прерогативой одного из родственников или микрогруппы. Так, в сельской семье (с. Ругозеро, Карелия) девичий альбом матери вначале продолжила старшая дочь, а затем младшая.
На функционирование и состав письменных материалов существенно влияют профессиональные занятия родственников, спроецированные на семейную сферу. Биолог-исследователь ввел в домашний обиход традицию регулярных записей-наблюдений за поведением и состоянием здоровья кота (г. Петрозаводск, 2000). В семье профессионального кинорежиссера хранится и пополняется папка-альбом со сценариями домашних спектаклей, которая именуется "нетленкой" (г. Петербург, 1997).
Семейная письменность -- это рукописная традиция, что не исключает возможность использования (в семьях городской интеллигенции, имеющих достаточно высокий социальный статус) современных средств тиражирования. Один из известных нам крупных родственных кланов с дворянской родословной, члены которого живут в настоящее время в разных странах, имеет свой печатный орган -- журнал "Семейная мозаика", издающийся в Америке и распространяющийся среди родственников. На момент фиксации сведений вышло четыре номера. Характерно, что издательство носит название "Своя компания" (сообщ. А.В. Родионовым, С.-Петербург, 1999). Печатное издание иного рода -- "Книга Ирины Фатовой": сборник дневников, воспоминаний и семейно-хроникальных записей, опубликованный ограниченным тиражом сыном мемуаристки после ее смерти 1. Экземпляры книги были переданы только близким родным и друзьям.
Фактически в семейной культуре отмечается бытование всех форм письменности при очевидном преобладании определенных разновидностей. Значительную часть семейной литературы можно обозначить как "книжность" в терминологическом соответствии с употреблением данного понятия медиевистами, указывающим на способ создания, хранения и использования текстов. В виде книг, тетрадей, блокнотов, альбомов, календарей и т.п. оформляется литература обиходного назначения и мемуарная. Записи в них продолжаются до известного времени, затем такие книги могут переоформляться в соответствии с потребностями. Нередко тексты -- главным образом, мемориальные, -- тиражируются (переписываются) и распространяются между родственными семьями, живущими раздельно.
Значительный пласт семейной письменности представлен разрозненными записями и записками, письмами, открытками, а также надписями на разного рода предметах и локативах. Каждая разновидность текстов имеет свой тип структурной организации и должна быть изучена особо. Фиксирование и систематизация возможно большего числа форм существования текстов, никогда ранее не предпринимавшиеся отечественными исследователями бытовой культуры, представляет одну из перспективных задач.
Функционирование семейной письменности осуществляется на двух уровнях: активного использования и/или хранения (в качестве реликвии). Статус реликвии может приобрести любой письменный памятник (от приходно-расходной книги прадеда до материнской записки), что связано с сакрализацией родственной связи. Авторские произведения (дневники, беллетристика) ассоциируются персонально с родственником (предком), приобретая в этой связи дополнительные значения. В наивысшей степени символизируются тексты, специально предназначенные для поддержания родственного идентитета: книги рода, мемуары "для правнуков" и т.п. Передача их (и знания о них) может осуществляться в ритуализованных формах.
Самый общий обзор имеющегося в нашем распоряжении материала позволяет проследить известную стереотипию форм семейной письменности и ее текстовых реализаций и одновременно констатировать высокий уровень индивидуализации их использования в отдельно взятых семьях. Предпринятая первоначальная типология не столько носит методологический характер, сколько призвана способствовать практической собирательской работе и созданию исходной базы данных. Сложность систематизации связана с полифункциональностью отдельных типов текстов, а также с необходимостью соотносить их видовую и функциональную специфику со способом оформления и семейного использования.
По функциональному признаку можно условно разграничить мемориальную семейную письменность, повседневно-обиходную, ритуально-праздничную, ритуально-магическую, игровую и с преобладающей эстетической функцией. При последующем монографическом изучении каждой из разновидностей (с учетом дополнительной рубрикации), безусловно, необходима историко-культурная перспектива. По крайней мере, начиная с позднего средневековья, можно проследить по имеющимся источникам непрерывную традицию семейно-бытовой письменности в пределах отдельных ее видов у различных социальных групп 2.
Исключительное значение имеет письменность в мемориализации истории рода. Глубина памяти и объем знаний находятся в прямой зависимости от того, что в семье считается подлежащим запоминанию, от наличия и сохранности семейного архива, обычно включающего наряду с документами и фотографиями письма, генеалогические схемы с пояснительными текстами, дневники и мемуары отдельных родственников. Мемуарно-дневниковая литература "для внутреннего пользования" заслуживает специального типологического анализа в контексте общей жанровой проблематики 3. Большинство разновидностей этого "непроявленного" (А. Ахматова) жанра -- или системы жанров -- по изначальной функции предполагают определенный круг читателей, порой узкий, ограниченный семейной группой 4. Они, как правило, посвящаются "детям", "внукам и правнукам", "потомкам" и т.п. Несомненный исследовательский интерес представляет сопоставление аналогичных по функции опубликованных мемуаров и дневников известных лиц с текстами, хранящимися в семейных архивах 5.
Семейное рукописное наследие чаще всего включает мемуары отдельных родственников (а) историко-семейного содержания ("хроники"), (б) представляющие персональное жизнеописание или (в) призванные свидетельствовать о "внешних" событиях и лицах, причастность автора к которым служит укреплению семейного престижа. Нередки случаи, когда ведение дневника приводит автора к повествованию о семье и предках, и наоборот -- мемуары могут переходить в регулярные дневниковые записи. Жанровые обозначения разнятся: "семейные воспоминания", "летописи", "хроники", "записки", "истории" и т.д. Особый статус имеют личные дневники, которые не относятся к "семейной литературе", по крайней мере, при жизни автора. Более того, их содержание нередко табуировано именно для ближайших родственников. Однако при известных обстоятельствах они превращаются в семейную реликвию, оставаясь частью потаенного, но уже семейного знания.
Специализированной разновидностью дневниковой литературы являются материнские (родительские) дневники, в которых фиксируется динамика роста ребенка, записываются примечательные случаи, речевые окказионализмы и т.п. В настоящее время полиграфически тиражируются альбомы типа "Наш малыш" для такого рода записей, но многие семьи предпочитают пользоваться тетрадями и блокнотами собственного оформления.
Хроникальная основа семейной истории представлена в "родословных книгах", которые, наряду с домашними синодиками, росписями имущества и прочими архивными материалами, являлись принадлежностью отнюдь не только дворянских родов (Кашкин 1912-1913; Савелов 1908-1909), но семей духовенства, купечества, крестьян. О последнем свидетельствует, в частности, опубликованная недавно "Памятная книга Д.И. Лукичева с. Вашки" 6, основу которой составляют изложение родословия, перечень членов семьи с датами рождения и важнейшие события истории рода, к которым отнесены женитьбы и разделы имущества.
Структура родословных книг различается. Одни могут представлять хронологические записи основных событий жизненных циклов рода: бракосочетаний, рождений, смертей (т.е. летописи со статьями "погодного" типа). Они имеют тенденцию распространяться за счет изложения отдельных событий, удостоившихся запоминания, и характеристик родственников, прежде всего, умерших. Таков, например, дневник-летопись, который ведется в одной из поморских семей. Он составляет несколько тетрадей по 96 листов под общим заглавием "Моя семья" с указанием периода времени, описываемого в данной тетради. Записи ведутся женщинами семьи: прабабушкой, бабушкой, сейчас -- мамой информанта (сообщ. С. Белой, 20 л., Беломорский р-н Карелии, 1999). В другой семье подобная летопись интересна, в частности, нелицеприятными характеристиками невесток, вписанных рукой свекрови (сообщ. Я.С. Клименко, Петрозаводск, 1999; семья живет на Украине). В нашей семье Разумовых (г. Петрозаводск) хранится и продолжается "Календарь", начатый в 1862 г. свящ. Н. Смагиным (Ярославская обл.). В него по месяцам вписаны даты рождений, крещений, смертей членов семьи с указанием места. Под каждой записью имя того, кем она сделана, с отметкой степени родства.
К мемориальной письменной словесности следует отнести различные некнижные формы памятных записей, в том числе подписи к генеалогическим схемам, которые нередко содержат не только имена, но и сведения о родственниках. Мемориальную функцию выполняют и разного рода надписи, прежде всего, на фотографиях. Они имеют свой набор этикетных формул. Семейный фотоальбом -- разновидность летописи рода, в котором визуальные образы дополнены подписями и всегда требуют пояснительных текстов. Рассказ по фотоальбому представляет одну из разновидностей историко-семейного нарратива (хрониката).
Семейная альбомная культура заслуживает специального рассмотрения. В альбомах, различающихся тематически и посвященных поездкам, торжествам, этапам жизни членов семьи и т.п., изобразительный ряд (фотографический и иллюстративный), как правило, дополнен вербальным. В целом, семейную культуру отличает стремление к созданию "сводов", книжно-альбомным форм мемориализации исторического опыта, важных событий и жизненных впечатлений.
Эта тенденция наблюдается и в обиходно-бытовой письменности. В составе семейной книжности важное место занимают постоянно пополняющиеся домашние лечебники, кулинарные книги, адресно-телефонные, приходно-расходные и т. п., регулирующие повседневную жизнедеятельность. Тексты разного назначения нередко объединяются в единые сборники. Например, в толстой тетради с одной стороны записываются кулинарные рецепты, с другой -- лечебные рекомендации; аналогично -- в блокнот вписываются средства по уходу за телом, с оборотной же стороны -- схемы для вязания на спицах. Такие книжки могут специально оформляться, для них используются суперобложки и т.п. "Полезные советы" по ведению домашнего хозяйства, рукоделию, кулинарии и прочие переписываются из разных источников. Кроме того, их вырезают и вклеивают из газет или журналов. Иногда на полях или между строк вписывают дополнения, советы. Структурируются книги всегда по функциональному признаку, то же касается места и способа их хранения. Одно из характерных мест хранения сводных хозяйственных справочников -- около телефона.
Собственно адресно-телефонные книги составлены по алфавиту, причем к адресу и телефону абонента может быть приписана дата его рождения. В ряде случаев составляются специальные календарные росписи дней рождения и других памятных дат, связанных с друзьями дома, родственниками.
Изредка встречаются книги-каталоги (разновидность -- картотека-каталог). Этот опыт, заимствованный из библиотечно-библиографической практики, касается владельцев более или менее больших библиотек, а также собраний аудио-, видео-, грамзаписей. Мы не располагаем материалом в большом количестве, но легко заметить, что книги при такой каталогизации систематизируют обычно по общепринятым периодам и писателям, кассеты и пластинки -- по музыкальным жанрам.
Обиходная книжность, в целом, служит целям упорядочения, внутренней организации, нормирования повседневных домашних практик.
Задачи непосредственной коммуникации, подобно ситуативным устным текстам, выполняют эпистолярные жанры. Эпистолярная стилистика при этом зависит от ситуации (повседневной, ритуальной, праздничной) и родственных статусов адресата и адресанта. К этой категории текстов следует отнести письма, открытки, обиходные записки. Изучение жанрово-этикетных форм частной переписки, достаточно фрагментарное 7, может получить новый импульс на основе собирания и анализа семейных писем.
Обиходные записки -- один из примечательных феноменов семейной культуры. Они восполняют недостаток непосредственных связей между членами семьи, особенно в условиях современного городского быта, заменяют контактное общение в конфликтных ситуациях, дополняют и разнообразят внутрисемейную вербальную коммуникацию. Содержание записок составляют указания хозяек, касающиеся еды и домашних поручений, напоминания о текущих делах и распорядке дня, просьбы разбудить, позвонить и многое другое. Записки выполняют также игровую функцию. Их оставляют на видных местах, часто -- у телефона. Иногда они принимают формы "указателей" и "объявлений", соответственно оформленных и вывешенных. К менее стандартным способам письменного общения можно отнести надписи, выполненные, например, на холодильнике губной помадой или карандашом на обоях.
Надписи, рассчитанные на более или менее длительную сохранность, выполняют, помимо коммуникативной, репрезентирующую функцию, как любые граффити. Они демонстрируют освоенность домашнего пространства и отмечают отдельные значимые локативы. Традиция делать надписи на печке (один из образов домашнего мира в романе М. Булгакова) сохраняется в сельском быту (Муезерский р. Карелии, 2000). Саморепрезентации хозяев, рассчитанной и на стороннего посетителя, служат тексты типа: "Обезъяны не живут в этом доме, потому что здесь они умрут с голоду" (Ленинград, 1980-е). Такие надписи особенно характерны для помещений, в которых живут подростки. Используются также регламентирующие официальные формулы: "Руками не трогать", "На пол не плевать" и т.п.
К наиболее табуированным относятся тексты, включенные в религиозно-магическую семейную практику. Если собственно рукописные молитвенники представляются, скорее, раритетом, то отдельные заговорно-молитвенные тексты хранятся и используются во многих семьях, городских и сельских. Семейные рукописные талисманы также весьма распространены, прежде всего, среди женщин. Материнские (родительские, бабушкины и т.д.) записки с простейшими заклинаниями или ситуативными текстами выдаются не только при проводах в армию или в длительную поездку. Ими снабжаются, например, школьники и студенты, которым предстоит контрольная работа или экзамен. Родительские записки экзаменуемые кладут в карман, в зачетную книжку, авторучку и т.д.
Чрезвычайно устойчива семейная мантическая практика. Сонники, рукописные руководства по хиромантии, астрологии и прочим видам гаданий относятся к текстам массового распространения. Они объединяются в сборники или специализированные тетрадки, альбомы.
Ритуально-праздничная письменность представлена этикетными и оригинальными эпистолярными поздравительными текстами, а также стихотворчеством (от двустиший до поэм). Последнее связано, прежде всего, с персонально ориентированными торжествами: Днями рождений, юбилеями и т.п., а так же датами бракосочетаний. Литературная типология текстов -- предмет для будущих исследований. Клише для семейных поздравлений предлагают современные массовые печатные издания. Значительное количество празднично-поздравительных стихов -- жанровые стилизации.
Особый вид праздничного творчества -- домашние стенгазеты. Они включают тексты разных жанров, стихотворных и прозаических, серьезных и пародийных (преимущественно), предполагающих инвертирование или переделку официальных образцов. В отдельных семьях хранятся, оформляются в альбомы сценарии семейных праздничных представлений.
Пока не поддается сколько-нибудь удовлетворительной систематизации детские игровые письменные тексты семейного употребления. Они используются в играх взрослых с детьми и собственно детских. Мы ограничились лишь теми видами текстов, которые известны по имеющемуся материалу и публикациям 8.
В целом, семейная письменность представляет самостоятельный культурный феномен, подлежащий системно-аналитическому и специализированным исследованиям 9.
Примечания
1 Книга Ирины Фатовой. Ростов-на-Дону, 1992.
2 См. об этом: Белявский М.Т. Частная переписка // Источниковедение истории СССР /Под ред И.Д. Ковальченко. М., 1981. С.244-245.; Дмитриев С.С. Воспоминания, дневники, частная переписка // Источниковедение истории СССР / Под ред И.Д. Ковальченко. М., 1981.С. 237-239, 342-343.; Миненко Н.А. Письма сибирских крестьян ХУШ в. / Вопросы истории, 1983. № 8. С. 180-183.; Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.С. 185-193, 202-205, 206-215, 225-248; Чекунова А.Е. Русское мемуарное наследие второй половины ХУII-ХУШ вв: Опыт источниковедческого анализа. М., 1995.; Цивьян Т.В. Письмо из Медыни: родительское наставление // По((((((((: К 70-летию акад. В.Н. Топорова. М., 1998. С. 1017-1024.; Топорков А.Л. Повседневная мифология в России ХУШ в. (по материалам рукописных лечебников) // Мифология и повседневность. Вып. 2. СПб., 1999. С.51-59.
3 Чекунова А.Е. Указ. соч.
4 Дмитриев С.С. Указ. соч.
5 См., напрмер: Флоренский. П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
6 1920 года 27 июня н/ст памятная книга Дмитрия Ивановича Лукичева с. Вашки (Дневник) (Публикацию подготовила И.С. Слепцова) // Морозов И.А, Слепцова И.С. и др. Духовная культура северного Белозерья: Этнодиалектный словарь / Отв. ред. И.А. Морозов. М., 1997. С. 387 - 420.
7 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХУШ -- нач. Х1Х в. СПб., 1994. С. 48-49.; Виноградова Е. М. Эпистолярные речевые жанры/ Автореф. дисс. на соиск. уч ст. канд. филол. н. М., 1991.; Тодд III У. М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. СПб., 1994.; Антонова Л.Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи // Русский язык в школе. 1994. № 6. С. 6-8.; Цивьян Т.В. Указ. соч.; Земская Е.А. Об угасании письменной формы русского языка в среде эмиграции // Роман Якобсон: Тексты. Документы. Исследования. М., 1999. С. 599-610.
8 Лойтер С.М. Феномен детской субкультуры. Петрозаводск, 1999.
9 В собирании материала по семейной письменности участвовала студентка Карельского государственного педагогического университета А.А. Сенькина.
Приложение
Ниже приводятся образцы некоторых видов семейной письменности. В текстах по возможности сохранена орфография и пунктуация оригинала.
Мемориальная словесность
Здесь представлены фрагменты из семейного месяцеслова. (Хранится в семье Разумовых. Петрозаводск.) Записи сделаны разными почерками, в разное время (как хронологически, так и по отношению к регистрируемому событию), есть уточняющие приписки на свободных частях листа, чем объясняется нарушение хронологии.
<Л.1, контртитул>
Календарь сей подаренъ мн(() -- Священнику Николаю Смагину братомъ моимъ единоутробнымъ Священникомъ села Никольскаго, рыбинскаго у(()зда, что на Шексн(() рек((), Iоанномъ Андр(()евичемъ Смагинымъ. 1862-го года.
<Лл. 16-18 об. Июль-август>
1907-го года 22-го Iюля посл(() об(()дни въ воскресенье было богомолье Риты съ П.К.К. въ Гагаринскомъ училищ(()
1907-го года 23 Iюля в понед(()льн. В 5 ч. вечера была свадьба Риты -- дочери Свящ. Отца Василiя Троицкаго съ Павломъ Константиновичемъ Каменскимъ -- сыном От. Дiакона Даниловскаго кладбища въ сел(() Старокобыльскомъ.
1907-го г. 30-го Iюля была свадьба Миши Б(()лкина съ Варей Урусовской.
27-го Iюля 1908-го года въ 7 ч. Вечера у свящ. Пестрецовской церкви-школы Павла Каменскаго и его законной жены Маргариты Васильевны Каменской родилась первенецъ -- дочь В(()ра в Гагаринско-посадскомъ училище.
28 июня 1937 г. у Татьяны Каменской родилась дочь Маргарита.
26 июля 1948 г. у Николая Каменского родился сын Николай.
2-го Августа 1908-го года въ 3 ч. Дня было крещенiе младенца В(()ры -- дочери Павла и Маргариты Каменскихъ. Воспреемники были ея бабушка Елизавета Николаевна Троицкая и ея дядя ученикъ 4-го кл. Семинарiи Владимiр Константиновичъ Каменскiй. Крещенiе было совершено в с. Старокобыльскомъ Яр.у. Свящ. Игнатiем Н. Смагинымъ в сослуженiи дiак. Кременецкаго и псаломщ. А. Пав. Воскресенскаго.
Августа 8-го въ 3 часа утра у Маши родилась дочь Софiя 1884-го года.
Августа 16-го 1878-го года померъ Дiаконъ Ипполитъ.
Августа 17-го 1879-го года померла въ Москв(() Любовь Андр(()евна Торопова.
Августа 20-го 1892-го года у Маши, в сел(() Халд(()ев((), родилась дочь Агнiя въ 2 часа по-полудни.
1934-го г. 31-го Авг. н/с в Гавриловом -- Яму убили доктора Ивана Ивановича Трясунова. Писала Маргарита Каменская 27/IX в 8 ч. вечера.
1890 года Августа 11-го у Священ. В.А. Троицкаго померъ сынъ Нафанаил въ 1 1/2 пополудни.
1907-го г. 12 Августа П.К. Каменскiй посвященъ во дiакона, а 13-го Августа во священника.
12-го Августа с/с 1933-го года умер брат Павла К. Иван Константинович Каменский в Данилове 39 лет.
24-го Августа 1938-го г. в 6 ч. утра у Тани родился сын Валерий в Гаврилов-Ямской больнице. Писала его бабушка М. Каменская 17/ХI 39-го г.
Генеалогические схемы
Схема хранится в семье Рямонен М.А, п. Калевала (предки -- из Псковской обл.). Кроме имен обозначен цвет волос родственников: "рыж." (рыжий), "бр." (брюнет), "шат." (шатен), "рус." (русый). (Копия передана Руппиевой И.В., Петрозаводск, 2000.)
Схема с поясняющими надписями. (Копия выполнена Бахаревой Н. Петрозаводск, 1999. Фрагменты.)
Надписи на фотографиях
Надписи на фото разных лет из семейного архива Вишталюк С.А. (Переписано ею. Петрозаводск, 1998.)
1929 год. Сестре Оле от сестры Евдокии. Я и мой Коленька.
На память дорогим дяде Васе, бабушке и тете Оле. Снимались в 1938 году. Писала Ковалева Людмила, как ходила во второй класс.
Отдых между боями. 1943 год.
На долгую память родным от Виктора. Мы победили! Это -- трофей! Я научился ездить на велосипеде!. 1945 год.
Как вам моя шубка? Людмила. 1952 год.
На долгаю и вечнаю память родным от сына и брата Владимера и вашей снахи Нюри фатографиравался 12/8 -- 53 год.
На долгую добрую память брату Валентину от сестры Галины. Вспомни иногда, чем никогда. 25/V 1956 г.
На долгую добрую память дорогой сестричке Галочке (Галя -- тебе!) от брата Валентина. Желаю веселой и счастливой жизни. Петрозаводск. 29 марта 1957 г.
На долгую добрую память родным от сына и брата Валентина. Фотографировался во время службы па полуострове Рыбачьем. 9.05.1958 года.
Надпись сделана мужем на фотокарточке жены. (Сообщено их дочерью, Бордуновой М.В. Записано Квасниковой О.И. Петрозаводск, 1999.)
Какое б море мелких неудач,
Какая бы беда не удручала,
Руками стисни горло и не плачь,
Спокойно улыбнись, и все начни сначала.
Надписи на фотографиях разных лет, сделаны мужем для жены. (Сообщено их внучкой. Переписано Квасниковой О.И. Петрозаводск, 1999.)
В какой стороне я не буду,
По какой не пройду я тропе,
Друга я никогда не забуду,
Никогда, ни за что и нигде.
Судьба заставит нас расстаться,
Но не заставит разлюбить,
Мы можем долго не видаться,
Но друг о друге не забыть.
В нас двоих бьется сердце одно,
Нам друг друга любить суждено.
Не для смеха дарю тебе фото,
Не для шутки и просмотра людей.
А на память о верной подруге,
Для прошедших и будущих дней.
Дарю тебе я сердце,
Клянусь тебя любить
Я клятву не нарушу,
Пока я буду жить.
Надпись на дарственной фотографии сестре. (Переписано Квасниковой О.И. Петрозаводск, 1999.)
Дорогой сестренке!
От Марины и Ирины.
Пройдет, быть может, много лет,
И мы не встретимся с тобой.
Пусть этот маленький портрет
Напомнит и о нас порой.
Целуем, сестренки! 1998.
Повседневно-обиходная словесность
Записки
Записки хозяйки дома детям и отцу (их дедушке). (Переписано Стасевич С. Петрозаводск, 2000.)
Солнышко, как проснешься, обязательно покушай. Перед уходом проверь: все ли выключено. Хорошо закрой двери. Когда вернешься, поешь (суп разогрей), сделай уроки, чтобы я не волновалась. Целую, мама. P.S. Аккуратней через дорожку.
Папа! Я ушла в поликлинику. Проследи, чтобы ребята покушали, сделали уроки. Вымой, пожалуйста, посуду и пол. Мама. P.S. Скоро приду.
Наташа, выпей витамины! Не забудь! НЕ ЗАБУДЬ, ПОНЯЛА? (Записка на зеркале.)
Родительская записка-наставление детям. (Переписано Стасевич С. Муезерский р-н Карелии, п. Ледмозеро, 2000.)
Дети, мы уехали в Костомукшу, вернемся к часам 5, не раньше. Кушайте сами и покормите Байкала. Котам -- рыба в холодильнике. Андрюша, съезди в магазин за хлебом. Деньги на столе. Не забудь одеть шапку и перчатки. Светик, протопи печку круглую и в 12-00 растопи баню. Вечером приготовь ужин. Ждите нас. Мама, папа.
Записка-инструкция мужа жене в день прихода гостей. (Переписано с оригинала Разумовой И.А. Петрозаводск, 2000.)
Хлеб -- порезать
Рыжики -- заправить луком, чесноком и сметаной
Капуста -- заправить луком и маслом
Поставить уху варить
Поставить тушиться пастернаки
Порезать сига
Очистить от костей селедину
Уху на огонь в 17-00
Пастернак в 17-30.
4. Домашняя переписка родителей и двух дочерей. (Переписано с оригинала Разумовой И.А. Коллекция Сенькиной АА. Муезерский р-н Карелии, п. Ругозеро, 2000.)
Папа, Аня не успела написать. Лиза сказала бар закрывается в 4-00 часа И самое позднее в 5-00 они будут дома. Завтра как проснешься разбуди меня, я тебе соберу покушать, только обязательно. Альбина.
Альбина! Где крышка голубая? Все утро искала. Найди ей постоянное место!. Аня!.
Мамочка, я ушла купаться в 6-00 часов. Ключи положила в галошу. Альбина.
Лапатулька, я тебя люблю. Папа.
Я тебя тоже. Альбина.
Мама, я завтра вымою посуду, ты не мой.
Объявления
Плакат в прихожей. (Передано Сарафановой Т.А. Коллекция Сенькиной А.А., копия сделана ею. Петрозаводск, 2000.)
(Наша радость от вашего посещения не знает границ).
Праздничная словесность
Песни и стихи
1. Песня-переделка написана дочерью (преподаватель, 1943 г.р.) на годовщину свадьбы родителей в 1970-е гг. В это время она училась в другом городе. Поется от имени внучки юбиляров (дочери автора). (Переписано в семейный фотоальбом. Сообщено Карповой О.А.. Петрозаводск, 1997.)
Я с бабулечкой живу,
Я с дедулечкой живу,
Мама только ездит в гости к нам.
Много у меня друзей,
Много у меня подруг,
Только лучший друг -- дедуля мой.
Нам с ним хорошо гулять,
Нам с ним хорошо играть,
А танцует он -- ну как Горшков.
Он с бабулей и со мной -
Как мальчишка озорной,
С нами целый день шутить готов.
Только утро настает,
Наш дедулечка -- в поход,
Молоко несет или тварог.
Чтоб мы ели без него -
Без кормильца своего?
Постоянно эта мысль грызет.
Яблочек нам принесет,
Хлеба тоже принесет,
Свеклу принесет или морковь.
А потом обратно в путь
Прихватить чего-нибудь...
Это называется любовь.
Есть дедуля у меня,
Есть бабуля у меня,
Лучшей пары в мире не сыскать,
Мы их с мамой любим так,
Что не высказать никак,
И желаем дальше: "Так держать!"
Всюду молодыми быть,
Вместе по лесам ходить,
Пожеланий всех не перечесть!
Милая бабулечка,
Милый наш дедулечка,
Счастливы мы с мамой,
Что вы есть.
2. Стихотворное поздравление с совершеннолетием. (Переписано Китайцевой О.Н. П. Ляскеля Питкярантского р-на Карелии, 1999.)
Сказание об Алексее
Это было восемнадцать лет назад:
У Китайцевых родился сын-солдат.
Был он маленьким, как все его друзья,
А быть маленьким десантнику нельзя...
Мчались годы, рос наш Алексей,
Перерос он папу и своих друзей...
Снова день рожденья -- восемнадцать лет.
Вот какой здоровый -- прям-таки атлет!
Что ж, здоровья хватит,
Сил -- хоть отбавляй...
Пусть и впредь так будет --
Смотри не раскисай!
Много лет хороших позади осталось,
Восемнадцать -- зрелость, а совсем не старость.
Жить тебе желаем долго и счастливо,
Будь всегда веселым, молодым, красивым!
Новогодние песенка-переделка и поздравительный стих сочинены братом и сестрой дошкольного возраста с помощью мамы. (Переписано Бруклиной Д.Н. Петрозаводск, 1997.)
(1)
В лесу родилась елочка,
Под нею зайчик жил,
Веселый, серый, маленький,
Со всеми он дружил.
Порою новогоднею
Все к елочке идут.
Подарки очень милые
Своим друзьям несут.
Все пляшут возле елочки
И водят хоровод.
И на прощанье вместе все
Огромный съедят торт.
(2)
С Новым Годом поздравляем,
Всего хорошего желаем.
Мы игрушки собираем,
Елку вместе наряжаем,
Мы и пляшем и играем.
Расскажите всем,
Что я тортик съем!
Стенгазета
Фрагменты из стенгазеты, которая была оформлена ко Дню рождения родственника (Ленинград, 1986). (Хранится в семье в Петрозаводске. Копия передана Бухаровой. Н. Петрозаводск, 2000.)
Сообщение информационного агентства НАСС (нашего и Советского Союза).
Сегодня, 17 апреля, мировая общественность с огромным подъемом отмечает знаменательную дату -- двадцатичетырехлетие замечательного советского ЧЕЛОВЕКА -- ФИСЕНКО ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА.
Несмотря на происки реакции, неоглобалистическую политику Президента США, и попытки секретных служб ряда капиталистических стран при помощи скрытого террора подавить этот подъем -- честные люди всего мира в письмах и телеграммах, а также лично поздравляют Владимира Ивановича с днем его рождения. Редакция нашей газеты, работники типографии -- все мы присоединяемся к этим поздравлениям. Расти большой, будь здоровым, сильным, смелым и красивым.
ДОРОГОЙ НАШ ЧЕЛОВЕК!!!
НЕМНОГО ОБ ИМЕНИННИКЕ...
Год рождения: мирный.
Место рождения: под счастливой звездой.
Характер: "В тихом омуте черти водятся".
Семейное положение: не женат, но...
Призвание: книголюб.
Звание: корабел.
Привычки: вредные.
Отношение к искусству: "Дикий век, дикие нравы, романтизма нет..."
КАК МАЛО ПРОЙДЕНО ДОРОГ, КАК МНОГО СДЕЛАНО ОТКРЫТИЙ...
Элексир молодости -- студенческий чай.
Кладезь премудрости -- филосовский словарь.
Ученье -- свет, неученье -- диплом инженера.
Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
Лишь бездарный покоряется судьбе.
Чем больше женщину мы меньше, тем меньше больше нас она.
(Продолжение см. в след. номере газеты).