Видение Сергия Радонежского с дипломатом. Из новейших записей городского фольклораЗаписи последних лет показывают хорошо заметный интерес информантов к церковным легендам. 1При этом среди вновь записанных легендарных сюжетов о святых стали передаваться совершенно новые, не имеющие традиций в коломенском фольклоре. Все они представляются рассказчиками не как сведения о далеком прошлом, а как воспоминания о реальном происшествии из жизни самого информанта. Рассмотрим характерный текст, записанный во время фольклорной практики 7 июля 1998г. от 75 - летней коломенки Марии Кузьминичны Фурсовой, уроженки Воронежской области, студентками М. Лазаревой и С. Коптеловой. Интересно, что колоритная личность информантки привлекла внимание студенток, и М. Лазарева сочла необходимым сделать на полях дневника помету: "Эта женщина считает себя очень грешной, говорит, что ходит по огню, что у нее много врагов среди людей". Приведем рассказ М.К. Фурсовой: Двенадцать лет назад (на Благовещенье), когда служба в церкви уже закончилась, в дверь постучался человек. Мужчина. Прилично одет. С дипломатом. Но очень похож на Сергия Радонежского. Попросил, чтобы я провела его в церковь. Там он сказал сторожу, что он "из святых мест Киева" и ему нужно увидеть нашего батюшку или матушку. Я подумала, что он от какого-нибудь церковного начальства. Сторож передал батюшке Александру его слова, вернулся и передал ответ: "Батюшка Александр и матушка выйти не могут, а пускать не велят". "Ничего, не бойтесь, - ответил он, - я в гостинице переночую, а их завтра навещу". Это были его последние слова. Сказал так и ушел. Утром мы опять говорим отцу Александру: "Приходил вчера к вам человек, говорил, что нужно ему с вами повидаться и обещал сегодня навестить". Батюшка ответил: "Коли надо, так подошел бы". И пошел на службу. Когда закончилась служба, и все вышли из церкви, налетел трехминутный вихрь и сорвал с купола крест. Мы все сидели и думали: кто же это мог бы быть? Стали этого человека искать, а он пропал. И тогда я и поняла, кто это был. Так - то вот их святой Сергий и "навестил". Бесспорно, предложенный вашему вниманию рассказ вполне укладывается в серию легенд о посмертных деяниях святого, которые мы читаем среди многократно записывавшихся фольклорных видений. 2 Инвариантной основой всех их является схема: 1. рассказ о себе;2. изложение событийной части видения;3. упоминание награды или кары святого;4. исчезновение святого. Однако, как уже отмечалось выше, в отличие от классических легендарных текстов наша запись оформлена не как рассказ о событии далекого прошлого, а как личное воспоминание. Видения-воспоминания в истории русской литературы встречаются нам не среди фольклорных записей, но среди книжных, житийных рассказов о посмертных чудесах. Например, в рамки предложенной выше схемы, иногда несколько осложненной 3, имплицированы рассказы о явлении Сергия Радонежского после смерти, читаемые в "Книге о чудесах преподобного Сергия" Симона Азарьина 4 или в "Сказании Авраамия Палицына" 5. Можно предположить, что форма воспоминания актуализирует рассказ, приближая святого к информанту. Последнее обстоятельство кажется нам особенно интересным. Современному человеку уже недостаточно убедиться, что святой в принципе бессмертен и влияет на жизни своих далеких потомков. Ему важно знать, что он влияет именно на его судьбу. В тоже время, записанный в Коломне рассказ вряд ли можно рассматривать как меморат, ибо тот предполагает определенную жанровую устойчивость текста. Однако в нашем случае обнаружить жанровую константность легенды не представилось возможным. Во время той же самой практики история об упавшем кресте была рассказана нам группой мужчин - рабочих спасательной станции на Москве реке. Они говорили, что "крест упал просто от ветра". Реставратор Н.И. Шепелев рассказал, что крест был неправильно установлен, подтекавшая вода вызвала гниение державших его конструкций, а при ветре крест упал. Мы видим, что связь падения креста с отказом нерадивого настоятеля храма приветить Сергия Радонежского присутствует лишь в первом рассказе. Что не случайно. Вспомним, что для этого информанта весьма характерны размышления о собственной греховности и ожидании неминуемой кары за нее. Среди коломенских легенд о св. Сергии, нередко встречается сюжет об изгнании святого, просящего воды, из города. Иногда легенда облекается в более или менее "благочестивую" оболочку (Сергия прогоняют женщины, побоявшиеся незнакомого мужчину), в некоторых легендах горожане выгоняют, его, зная, кто перед ними. В первом случае святой не карает. Не получив воды, он изводит источник из сухого глинистого берега Оки. 6 Во втором случае город получает позорное для него имя - кличку "Колом-мя" и засушливый климат 7. Рассказанная М.К. Фурсовой история сочетает особенности того и другого типа: благочестивые визионерка и сторож противостоят настоятелю, забывшему притчу о добром самарянине. Отсюда намеченный ею мотив: "Ничего, не бойтесь, я в гостинице переночую, а их завтра навещу". Тем самым герой заверяет тех, кто искренне желал, но не сумел помочь ему, в том, что на них его гнев не распространится. Одновременно с тем он подчеркивает, что еще явится настоятелю и его супруге. Интересно, что в итоге месть святого не распространилась не только на визионерку и сторожа, но и на всех, кто находился в то утро в храме. Никому из них крест не причинил вреда. Наоборот, священнику придется поднимать его на купол, искупая тем свое нерадивое поведение. Кроме того, упавший крест сам по себе является определенным символом: он знаменует отказ Бога от этого храма. Можно предположить, что именно падение креста и является композиционным и семантическим ядром легенды, инспирирующим необходимость объяснить событие вмешательством потусторонних сил: "Мы все сидели и думали: кто же это мог бы быть? Стали этого человека искать, а он пропал. И тогда я и поняла, кто это был. Так - то вот их святой Сергий и "навестил"". В случае, если наше предположение верно, генезис рассказа можно представить следующим образом:
I. Источники легенды в реальной жизни. креста | 1. Факт падения |
| 2. Осмысление его как знакового. |
| 3.Припоминание предшествующих событий. |
II. Сопоставление реального факта с известными сюжетными или жанровыми инвариантами. | 4. Выявление среди них необычного происшествия. |
| 5. Опознание вчерашнего гостя как св. Сергия. |
| 6. Припоминание событий и легенд, связанных с этим святым. |
III. Существование новой легенды. | 7. Имплицирование факта в традицию видений. |
| 8. Развитие сюжета рассказа как видения-воспоминания. |
| 9. Закрепление сформировавшегося текста в памяти информанта. |
Как мы видим, члены внутри каждой из трех триад связаны между собой, образуя новую: К тому же каждая триада схемы заканчивается тезисом, связывающим ее с идеей памяти, что придает схеме неожиданную стройность. Обращаясь к таблице, мы можем увидеть механизм возникновения новой легенды. Опираясь на него, попытаемся раскрыть до сих пор оставленный нами без внимания мотив, соединивший "святые места Киева" и Благовещенье. Как помним, из Киева прибыл в храм незнакомец, а события произошли на Благовещенье. В одном из известных житийных рассказов 8 Сергий Радонежский, не желая ссориться со своим родным братом игуменом московского Богоявленского монастыря Стефаном, решил уйти из Троицкого монастыря в другое место. При этом он отправляется "ко игумену Стефану, родом из Киева, иже пострижеся в Киево - Печерской Лавре, но от сильного гонения иноверных уклонися" и стал основателем монастыря Живоначальной Троицы на Мохрище. Оставим в стороне явную оппозицию: брат по крови / брат по вере. В данном случае нас интересует совет игумена Стефана. Он предлагает святому поселиться на Киржаче. Здесь Сергий основал церковь "во имя Благовещения 9 Пречистыя Богородицы". Тем самым, уходя из обители, Сергий своеобразным способом наказывает своего брата. После чего создает новый Благовещенский храм. Отметим и то, что храм в Коломне, потерявший крест из-за гнева святого именуется Богоявленским, как и монастырь, где игуменствовал родной брат Сергия. Мотивы Богоявленского храма, Киева и Благовещенья соединены мотивом наказания за неуважение святому. Утверждать, насколько же велика осведомленность коломенской старушки М.К. Фурсовой и сколь сознательно ее обращение именно к этому святому 10, или же записанный нами рассказ лишь случайное наслоение мотивов, мы вряд ли осмелились бы. Но вряд ли можно предположить, что целый ряд мотивов, зависящих друг от друга в уже существующих культурных традициях, на этот раз сплелись случайно. Логичнее другое объяснение: каждый человек воспринимает мир как знаковую систему. Появление нового знания (= знака), так или иначе, требует введения его в это единство. Осмысление факта внутри знакового единства вызывает к жизни очередное художественное произведение. Тем самым любой исторический факт сам по себе оказывается "заложником" национальной, а может быть и интернациональной знаковой системы, вне которых он просто не может быть воспринят и осмыслен.
Примечания - Коломна - один из церковных центров России. Коломенский епископ Павел был сожжен на костре как раскольник. Отсюда родом митрополит Филарет (Дроздов). До сих пор город является центром епархии. - С.П.
- См. например «Видение» в книге: Народная проза. М. 1992. С.486.
- Мы имеем в виду записи «рассказов очевидцев», где первый пункт схемы представляет собой краткое представление информанта, а уже от его имени передается собственно сообщение.
- Жизнь и житие Сергия Радонежского. М. 1991. С.119 - 136.
- Жизнь и житие... С.112 -113. Из новейших произведений такого типа, правда, соотнесенным с явлением Богородицы, укажем: Рассказ об истинных событиях, происшедших в городе Барнауле с Клавдией Устюжаниной в 1964 году: Рассказ К.Н. Устюжаниной дословно записан ее сыном протоиереем Андреем Устюжаниным. М. 2000. (На обложке дано иное название: «Барнаульское чудо».)
- Маевский И.В. Коломенские достопримечательности // Подмосковная Коломна. М. 1994. С. 96 - 97
- Записи, сделанные во время фольклорной практики. Аналогичные легенды я слышал от брата своей бабушки по матери Петра Павловича Мещанинова в начале 1960-х гг. - С.П.
- Жизнь и житие... С.143
- Курсив наш. С.П.
- Отмечу, что на прямой вопрос автора этих строк, как ей удалось опознать в незнакомом мужчине именно Сергия, М.К. Фурсова отвечала, что знает, как его пишут на иконах, да и вообще сомнения не имеет. - С.П.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|