С.Ю. Неклюдов
Несколько слов о "постфольклоре"
      Пост-фольклор как объект изучения относится к так
 называемой третьей культуре, которая дистанцирована и от
 культуры элитарной, официально санкционированной, и от
 патриархальной сельской ("традиционно-фольклорной"). В свою
 очередь она включает гетерогенные и гетероморфные элементы -
 и массовую культуру как таковую, производимый
 профессионалами "для сбыта", и низовой фольклор, создаваемый
 самими носителями "для потребления". К той же области может
 быть отнесена и "наивная" (или "простонародная") литература.
      
Пост-фольклор, который возникает в городе, а затем
 распространяется далеко за его пределы, отличается от
 предшествующих устных традиций патриархального крестьянства
 и тем более - архаических обществ. Подобно массовой
 культуре, он полицентричен и фрагментирован в соответствии с
 социальным, профессиональным, клановым, даже возрастным
 расслоением общества, с его распадом на слабо связанные
 между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренческой
 основы.
      
Кроме того, постфольклор - опять-таки в отличие от
 фольклора крестьянского, - как правило, идеологически
 маргинален, поскольку фундаментальные идеологические
 потребности горожан удовлетворяются другими способами, к
 устным традиция прямого отношения не имеющими (средствами
 массовой информации, в меньшей степени - кино и другими
 зрелищами, еще в меньшей - популярной литературой).
      
Как и всякая синкретическая традиция, постфольклор не
 существует в виде чистого репертуара текстов или обрядовых
 действ, и уж во всяком случае это не самодостаточный
 репертуар. "Низовые", официально не санкционированные
 культуры, составляют сложные семиотические ансамбли,
 включающие с себя орнаментику и содержимое рукописных
 альбомов, тюремные поделки (четки, шахматы, платки
 и пр.), настенные граффити и татуировки с их символикой,
 одежду и прически, украшения и жесты, "арготизированные"
 формы речи, "посвятительные" обряды, практикуемые у
 уголовников, подростков, солдат срочной службы, туристов,
 альпинистов и т.п. От всего этого контекста неотделима и
 устная словесность (т.е. собственно фольклор в узком
 значении этого слова) - одним явлениям она параллельна,
 другим синонимична, а с третьими составляет нерасторжимые
 комплексы.
      
В городской культуре формируется ряд "закрытых"
 традиций, порожденных потребностью в идентификации и
 самоидентификации членов тех сообществ, которые стремятся к
 культурной изоляции, что приводит к возникновению
 специфических культурных кодов и текстов, бытующих внутри
 подобных сообществ. Таковы некоторые профессиональные
 объединения, уголовные кланы, неформальные группы молодежи и
 т.д.
      
Однако границы любых социальных ячеек (включая в
 конечном счете и "закрытые" коллективы) неизбежно проницаемы
 (хотя и в разной степени). Подобная проницаемость
 предопределяет циркуляцию текстов постфольклора далеко за
 пределами породившей их среды; ср. широкую популярность в
 советском (и нынешнем российском обществе) уголовных
 ("блатных") песен.
      
Наконец, огромное значение для процессов фольклорной
 трансмиссии продолжает играть давняя традиция рукописных
 песенников и альбомов, породившая такие синтетические
 субкультурные формы, как тюремные, солдатские, школьные,
 девичьи и другие альбомы, прямо включающие тексты устного
 происхождения или воспроизводящие стилистические и сюжетные
 трафареты городского фольклора.