С.Ю. Неклюдов
Несколько слов о "постфольклоре"
Пост-фольклор как объект изучения относится к так
называемой третьей культуре, которая дистанцирована и от
культуры элитарной, официально санкционированной, и от
патриархальной сельской ("традиционно-фольклорной"). В свою
очередь она включает гетерогенные и гетероморфные элементы -
и массовую культуру как таковую, производимый
профессионалами "для сбыта", и низовой фольклор, создаваемый
самими носителями "для потребления". К той же области может
быть отнесена и "наивная" (или "простонародная") литература.
Пост-фольклор, который возникает в городе, а затем
распространяется далеко за его пределы, отличается от
предшествующих устных традиций патриархального крестьянства
и тем более - архаических обществ. Подобно массовой
культуре, он полицентричен и фрагментирован в соответствии с
социальным, профессиональным, клановым, даже возрастным
расслоением общества, с его распадом на слабо связанные
между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренческой
основы.
Кроме того, постфольклор - опять-таки в отличие от
фольклора крестьянского, - как правило, идеологически
маргинален, поскольку фундаментальные идеологические
потребности горожан удовлетворяются другими способами, к
устным традиция прямого отношения не имеющими (средствами
массовой информации, в меньшей степени - кино и другими
зрелищами, еще в меньшей - популярной литературой).
Как и всякая синкретическая традиция, постфольклор не
существует в виде чистого репертуара текстов или обрядовых
действ, и уж во всяком случае это не самодостаточный
репертуар. "Низовые", официально не санкционированные
культуры, составляют сложные семиотические ансамбли,
включающие с себя орнаментику и содержимое рукописных
альбомов, тюремные поделки (четки, шахматы, платки
и пр.), настенные граффити и татуировки с их символикой,
одежду и прически, украшения и жесты, "арготизированные"
формы речи, "посвятительные" обряды, практикуемые у
уголовников, подростков, солдат срочной службы, туристов,
альпинистов и т.п. От всего этого контекста неотделима и
устная словесность (т.е. собственно фольклор в узком
значении этого слова) - одним явлениям она параллельна,
другим синонимична, а с третьими составляет нерасторжимые
комплексы.
В городской культуре формируется ряд "закрытых"
традиций, порожденных потребностью в идентификации и
самоидентификации членов тех сообществ, которые стремятся к
культурной изоляции, что приводит к возникновению
специфических культурных кодов и текстов, бытующих внутри
подобных сообществ. Таковы некоторые профессиональные
объединения, уголовные кланы, неформальные группы молодежи и
т.д.
Однако границы любых социальных ячеек (включая в
конечном счете и "закрытые" коллективы) неизбежно проницаемы
(хотя и в разной степени). Подобная проницаемость
предопределяет циркуляцию текстов постфольклора далеко за
пределами породившей их среды; ср. широкую популярность в
советском (и нынешнем российском обществе) уголовных
("блатных") песен.
Наконец, огромное значение для процессов фольклорной
трансмиссии продолжает играть давняя традиция рукописных
песенников и альбомов, породившая такие синтетические
субкультурные формы, как тюремные, солдатские, школьные,
девичьи и другие альбомы, прямо включающие тексты устного
происхождения или воспроизводящие стилистические и сюжетные
трафареты городского фольклора.