М.Н. Одинокая Сатирическая лирика (прозвища и обзывания) в малой школьной группеДанная статья основана на результатах исследования школьного быта и фольклора малой группы (класса), проведенного в 1999-2001 гг.1. В статью вошли материалы стационарного наблюдения за детьми одного класса, состоящего из десяти мальчиков и двенадцати девочек, в течение 1 и 2 года обучения, бесед и интервьюирования учащихся, данные социометрических методик. Возникновение прозвищ рассматривается, во-первых, по времени их появления в данной группе; во-вторых, по авторству прозвищ, которое в разных ситуациях может принадлежать как мальчикам, так и девочкам. В процессе обучения детей в школе к концу первой четверти наблюдается одновременная маркировка лидеров и аутсайдеров, т.е. группой отмечается пограничное местонахождение одних и других по успешности в реализации одной из базовых потребностей человека - потребности в принадлежности той или иной группе 2. В то же время в течение 1 четверти (и в последующем обучении) дети активно воспроизводят обзывания, усвоенные еще в дошкольном общении, маркирующие гендерные группы и отношения. Если о мальчиках-лидерах в контексте школьной жизни данного класса говорят уважительно: Макс, Вано - у них нет прозвищ, они отмечены лишь модификацией собственного имени, то о мальчиках-изгоях отзываются пренебрежительно: часто плачущего мальчика, ведущего себя, по мнению группы, "как девочка", называют Душечкой или Плаксой; мальчика физически не развитого, не справляющегося с заданиями на уроке физкультуры, называют Женечкой или Женечкой-Припевочкой. Нужно отметить, что такие прозвища придуманы девочками; а так же, что 6 мальчиков из 10 посещают занятия кик-боксингом при школе с первых дней обучения, т.е. в классе существует культ физической силы в представлении о мужчине как среди мальчиков 3, так и среди девочек. Но силы разумной: мальчика-драчуна называют Стариком. Девочки говорят о нем как "о самом плохом мальчике", потому что он "сделал что-нибудь плохое, а потом сваливает на эту девочку", кого-то "чуть не задушил", кого-то "по животу стукал", и т.д. Мальчики класса защищают от него "всех девчонок" 4. Т.о., дав прозвища отверженным, группа отмечает их несоответствие традиционному социокультурному стереотипу мальчика, в будущем мужчины, умеющего и драться, и договариваться с окружающими не только посредством кулаков. Аналогичный механизм наблюдается и в возникновении индивидуального прозвища для девочки-изгоя, которую дети обзывают Лягушкой толстой, Жабой толстой, Крысой (прозвища придуманы мальчиками). Мальчики говорят о том, что "она некрасивая и толстая", а девочки указывают на то, что "у нее плохие оценки, и она самая полненькая". Как видим, группа отмечает отсутствие у девочки внешней красоты или её несоответствие традиционному социокультурному стереотипу девочки, в будущем женщины. В то же время дети отслеживают и недостаточно сформированные нормы поведения и формы реагирования аутсайдеров. В процессе неформального общения, возникающего на перемене и почти не контролируемого педагогом, группа не раз дразнила отверженных за ябедничество и жадность (несмотря на то, что ябедничество и жадность в данной группе распространены; совсем не ябедничают и не жадничают, по мнению класса, всего 2 человека). Жадность к вещам или еде, проявляемая отверженными на перемене, оборачивается "жадностью" группы к ним же на уроке в формальной ситуации, когда неформальное общение запрещено педагогом. Нам интересна ситуация подсказывания отверженному у доски, т.к. именно в этой ситуации классом решаются одновременно образовательные и коммуникативные задачи. (Подсказка как явление школьной жизни появляется в конце 1 года обучения; активно развивается и бытует в течение 2 года.) Класс сочувствует и подсказывает тому, кто находится "вдали от Родины" 5. Подсказать можно и изгою, но только для того, "чтобы кто-нибудь другой не пошёл" (к доске). Не случайно аутсайдеры считают свой класс недружным: "Я бы хотела, чтоб класс подружнее был, и все вместе на перемене играли", или: "У меня во дворе больше (друзей), потому что непонятно, дружат с тобой, или не дружат". Другие, входящие в группу дружбы в пределах класса, отзываются о нем как о дружном: "Хоть и ставят колы (за подсказку), нам без разницы. Мы как братья и сестры, хоть и деремся друг с другом. Но, как сказать… не любим друг друга… а даже ближе! Друзья настоящие!", или: "Мы одна семья! Потому всегда подсказываем!" В отличие от девочек мальчики подсказывают из чувства солидарности: "Надо же помочь!", граничащей с практичностью: "В следующий раз он мне поможет!" ("Свои люди - сочтемся!") 6. В характеристике детьми ситуации подсказки очевидной является направленность девочек на "семью" (не случайно и возникшее местоимение "мы", характеризующее взаимоотношения первичной группы, отличающееся особой взаимовыручкой 7) и направленность мальчиков на рациональный подход в некоторых вопросах, что соответствует традиционным представлениям о женственности и мужественности. В ситуации списывания, так же возникающей на уроке, мы наблюдаем иную картину. Девочки данной группы проявляют гораздо большее недовольство и раздражение, если мальчик, сосед по парте, пытается у нее списать: "Девочка - это одно, мальчик - это другое. Мальчик как незнакомый человек, ты узнала его только в классе, а Таню я сколько живу, столько и знаю", или: "Нет уж, пусть сам делает", или: "Я когда сидела с Сережей, он заглядывал ко мне в тетрадку. Мне это не нравилось!" Но если списывает (знакомая) девочка, мы наблюдаем следующее: "Я бы Аленке разрешила (списать), мы - соседки", или: "А я бы Ксюшке, мы дружим с детсада". Мальчики же выражают общее недовольство поведением девочек, считая, что девочки могли бы и просто помочь им, коль они лучше учатся. Т.о., мы наблюдаем не только отношение группы к изгоям, но и проявление различных способов взаимодействия между мальчиками и девочками и на уроке, и на перемене, когда возникают общие для гендерных групп обзывания. Мальчики обзывают девочек следующим образом: "глазастики", "ушастики", "зубастики", "бабы", "цыганки", "обезьянки", "лягушки", "дурочки". Мальчики, воспринимая глазами, оценивают девочек через их "несоответствие" канонам красоты, присущей женщине. На самом деле, мальчики класса отзываются о девочках как о красивых, но отказывают им в красоте в результате поведения последних, несмотря на то, что инициаторами конфликта выступают, как правило, мальчики. Реакция девочек - ответная, как в действии (удар, щипок), так и в слове (обзывание), но подобное ответное поведение не устраивает мальчиков, т.к. не вписывается в их требования к девочкам -- быть женственными. Как следствие, возникает обзывание, игнорирующее женское качество (красота) у девочек. Аналогичный механизм мы наблюдаем и тогда, когда возникают девичьи обзывания мальчиков: "безмозглые", "дураки", "идиоты", "тупые", "ослы" ("глупые ослы"), "козлы", "слоны", "бегемоты". Девочки же оценивают мальчиков через "несоответствие" последних представлениям о мужчине: отказывают им в наличии ума и не одобряют проявления мужской физической силы, потенциально опасной для слабых девочек. Девочки и мальчики по-разному относятся к прозвищам (которыми к концу года маркируются почти все дети класса) и обзываниям. Среди девочек принято обращаться друг к другу только по имени собственному, мальчики же гораздо спокойнее отзываются на прозвище [только один мальчик настаивает на том, чтобы одно из его прозвищ (Кувалда), возникшее на тренировке кик-боксингом, использовалось исключительно на занятиях спортом, но не в школьной жизни]. Т. о., возникновению индивидуального прозвища у ребенка в данной группе "способствует" его несоответствие каким-либо стереотипам: либо традиционным представлениям о женственности и мужественности, либо представлениям детей данного возраста о нормах поведения и формах реагирования, либо комплекс указанных представлений. Примечания. 1. Исследование проведено автором статьи в средней общеобразовательной школе №61 г. Ульяновска. 2. Кэлвин. Х., Гарднер Л. Теории личности. М., 1999. С. 217-224. 3. Ср.: "Ведущей чертой концепции маскулинности у мальчиков 6-7 лет <...> было подчеркнутое внимание к силе, телесным доказательством которой выступали развитые мышцы; социальным подтверждением силы являлось утверждение и признание окружающих, что, мол, данный мальчик хорошо дерётся, занимается борьбой." -- Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей: социокультурная и социобиологическая парадигма -- диалог или новое противостояние? // Этнографическое обозрение, 1997 г., № 4. 4. Ср.: "Обращает на себя внимание тот факт, что и в русской, и в английской культуре мальчики, которые жестоко дрались, были вовсе не популярны среди сверстников" -- Бутовская М.Л., там же; или: "Популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому чрезмерно агрессивного ребёнка стараются избегать" -- Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 541. 5. Школьная жизнь // Школьный быт и фольклор, Таллинн, 1992 .С. 62. 6. Школьная жизнь // Школьный быт и фольклор… С. 61. 7. Группа первичная // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 101.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|