Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

СКАЗКИ (нимнгакар) [Записаны Г.М. Василевич на юге Якутии в 1947 г.; с. 322-325 - тексты на языке оригинала. С. 10-11 и 96 - сведения о дикторах]

1.

Данила Степанович Колесов (Бута). Грамотный, русским языком владеет, якутским нет, Алгома, 1947; учурский говор.

Прежде Сэвэки (дух-хозяин верхнего моря) жил со старшим братом. Помощником Сэвэки была собака. Сторожила его творения. Сэвэки изготовлял тайком от старшего брата копытных зверей, птиц, людей. Фигурки [зверей] он прятал у себя в доме, закрывая дверь на ключ. Ключ отдавал караульщику-собаке. Однажды, когда Сэвэки ушел, старший брат, придя, сказал собаке: "Открой дверь, посмотрю, что сделал Сэвэки". Собака не открыла, не дала ему ключ. Старший брат сказал: "Если откроешь, то я дам тебе одежду, которую никогда не носила". Собака открыла. Старший брат осмотрел все, что сделал его младший брат. За это дал собаке мех. Сэвэки, вернувшись, не поверил собаке. "Теперь ходи за человеком (смотри в зад человека)!"- сказал. Вот и появилась тогда собака.

2.

Виктор Конович Семенов [Лалигир], 1930 г. р., грамотный, русским языком владеет, якутским нет. Урми, 1947; урмийский говор.

Жил Сэвэки с собакой. Дружно жили. Сэвэки ходил туда-сюда. Собака караулила его произведения, до прихода хорошо караулила. Собака любила Сэвэки. Однажды, когда Сэвэки ушел, с. 325-

к собаке пришел авахи и говорит: "Если ты, парень, мне дашь изваяния человека, я сделаю тебя неустающей и неголодающей". Собака думала, думала и дала. Тогда же пришел Сэвэки и спросил: "Где фигурки, которые ты сторожила?". Тогда собака рассказала, как отдала [их авахи] и как авахи сделал ее неустающей и неголодающей. Тогда Сэвэки рассердился: "Теперь ты будешь ходить на ремешке, охватывающем твою шею". Прогнал ее. Кончилась дружба между ними.

3.

Алексей Максимович Дмитриев (Денгма), 1881 г. р., неграмотный, русским языком владеет плохо, якутского не знает. Сутам-Тында, 1947,  чульманский говор.

Старший брат Христа был Сатана. Христос творил. Прежде медведь был человеком, собака была человеком. Оба караулили фигурки Христа, были его помощниками. Уходил Христос и дом караулила собака. Пришел Сатана и говорит: "Открой дом Христа". "Не открою", - говорит, потом открыла. Сатана впустил змею, и дал собаке шерсть за то, что открыла. Потом пришел домой Христос. "Что делал здесь Сатана?"-спросил [он]. Сатана одел собаку в шерсть. Христос, рассердившись, сказал: "Теперь будь ты собакой, бессловесной. Ешь плохое! Живи только десять лет. Носом нюхай, а ртом лай!". Медведю Христос сказал: "А ты спи полгода с бурундуком. Эвенков не трогай!".

Волк тоже был человеком. Христос сказал волку: "Ты будь хозяином в этом месте. Если проголодаешься, то ешь (людей) по одному!". Ворон тоже был человеком. Он сказал ворону: "Отправляйся туда и следи, ешь то, что убьет эвенк". Поэтому ворон ест то, что убьет его младший брат, и летает.

Земля, когда создавалась, была маленькой. Потом стала увеличиваться. Когда увеличилась, все сгорело. После пожара всюду была вода. Тогда и образовались реки и озера.

4.

Данила Степанович Колесов (Бута). Грамотный, русским языком владеет хорошо, якутского не знает. Алгома, 1947; учурский говор.

Вначале был мировой потоп. Когда стал подходить этот потоп, человек, по имени Ной, сделал баржу. Старший брат Сэвэки - Авахи - сделал баржу из железа. Когда пришел потоп, люди вошли в железную баржу. В ноеву не вошли, говоря: "Маленькая". Во всем мире-Сивире стала вода. На этой воде баржа Авахи затонула, и люди умерли. Баржа Ноя с небольшим количеством людей осталась цела. От оставшихся и стал корень людей, рос и размножался.

- 326-

5.

Почему человек голый? Прежде человек был покрыт шерстью. Так живя, проголодавшись съел бруснику. От того, что ел, шерсть выпала. Поэтому и стал голым, без шерсти.

6.

Почему кулик [бекас], взлетев, камнем падает вниз? Давно кулик просил у Сэвэки дать яйца. "Если не дашь, повешусь на дереве",-говоря, падал вниз: "Ведь дал же ты утке-чирку двадцать яиц!"-говорит. С тех пор, поднявшись вверх, камнем падает вниз.

7.

Почему рябчик маленький? Когда-то Никола-Сэвэки ехал на лошади. Во время его езды рябчик выпорхнул. Конь испугался. "И я испугался. Теперь всех заставим пугаться", - сказал (Никола) и взял [белое] мясо у рябчика. Отбавленное мясо он раздал крылатым. Дал и рыбе на щеку. Вот и стал рябчик маленьким и летает с шумом.

8.

Почему у птички выросло на голове черное оперение? [Птичка] начала драться с мышкой. Мышь собрала [часть] шкурки с ее головы. Оторвала и забралась в дупло. А птичка потянула ее за хвост. Поэтому хвост мыши стал без шерсти, а у птички на голове черное оперение.

9.

Почему рыбы-камбалы плоские? Давно когда-то Христос был Сэвэки. Он ел эту рыбу на обед. Половину съел, половину бросив, притопнул. Поэтому плоской стала.

10.

Почему красные глаза у глухаря? Это он плакал, когда птицы улетали [на юг]. Чтобы [он] не полетел за ними, лебеди дали ему белые перья. Поэтому он и остался. Всегда живет в одном месте и зимой, и летом.

11.

Почему рябчик-глухарь глупый? Давно Сэвэки созвал птиц на собрание, А тот, не слыша приглашения, на берегу реки сидел и не пришел на собрание. За эту провинность Сэвэки одел ему ошейник. Поэтому, рябчик-глухарь, будучи глупым, попадается в петлю.

- 327-

12.

Почему у гагары лапы направлены назад? Птицы устроили собрание. На этом собрании селезень поругался с вороном. Выбрали себе хозяином лебедя. Журавль: "Я буду хозяином,-говорит,-я большой". Тогда гагара и утка: "Ты ешь плохое, поэтому не годишься в хозяева", - сказали. Журавль, рассердившись, пнул ногой утку и гагару. Таким образом утка и гагара благодаря удару стали плохо ходить по земле (так ударенное им таща). Поэтому, у гагары ноги направлены обратно и она [плохо] ходит [по земле]. Птицы же выбрали хозяином лебедя.

С. 328-