Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

028-030

*По своим функциям койка бывают универсальными и узкоспециальными. К первым койка обращаются за помощью в самых различных случаях - при болезнях, при потере оленей, когда нужно отомстить врагу и т.д. Так, при болезни, выходя на улицу, становятся перед нартой, в которой находятся койка и, легонько ударяя по ней папкой, говорят: „Почему мы при наличии вас болеем, помогите нам". Однако койка помогают не бескорыстно, они получают за это подарки - бусы и различные безделушки, а в серьезных случаях -оленей, которых отмечают тамгами. Часто, исцелив больного, они „съедают" оленя, который таким образом пропадает вместо больного.

028 (Быличка о койка)

Уранник рассказывал мне:

 „Когда нынче заболела моя жена, я обратился с просьбой к своему койка. Жена моя поправилась, но за это на другой день волк зарезал оленя. Это съел койка за то, что поправил мою жену".

* Однако при сильных болезнях избегают обращаться к койка, так как они могут и не помочь, а дух сильной болезни может рассердиться и ухудшить положение больного. Универсальные койка бывают всевозможного вида, наиболее интересны из них металлические антропоморфные, состоящие из отдельных частей, распространенные также у юраков и энцев. Поскольку они связаны с понятиями о парциальных душах, описываются они дальше при характеристике воззрения нганасанов на душу. К узкоспециальным койка относятся приносящие удачу при охоте и рыболовстве, покровительствующие семье, домашнему очагу и т.д.

*К охотничьим койка принадлежат привезенные мною в Музей антропологии   и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде два деревянных мужских изображения, одно из которых с ярко выраженными признаками попа, обитых железными и медными пластинками, кольчугой, предохраняющей от действия злых духов [Иванов, 1970, рис. 87]. Рыболовные койка бывают железными [или из дерева], в виде рыбы, и хранятся в чехлах из снятых целиком рыбьих шкурок. Перед тем как идти на промысел, промышленник ударяет папочкой по нарте, в которой лежат охотничьи и рыболовные койка, и просит поспать богатую добычу. После удачного промысла охотники кормят койка, обмазывая их кровью или окуривая костным мозгом убитых диких оленей. Если этого не сделать, койка обижаются и не дают добычи.

029 (Былика о койка)

 „В этом году Дютадие Нерго ничего не добыл, - говорили мне нганасаны, - в этом он виноват. Перед тем как идти на охоту, он просил своих койка дать ему добычу. И они дали, он убил двух диких оленей. Но после этого он не покормил своих койка и перестал убивать диких оленей".

с.67.

*Не всегда охотничьи койка бываютантропоморфными, иногда они  представляют собою шкуру с головы дикого оленя с неотделенными рогами необычной формы.

*Койка огня, по словам одних, делают из раздвоенного сучка дерева, в виде человека, по словам других - из шкуры с головы медведя. Койка огня хранятся внутри маленькой нарты, привязываемой сверху большой. У некоторых семей бывают койка-шаманы, представляющие  собой кукол в шаманском костюме. К ним обращаются, когда хотят увидеть вещие сны. Койка-хозяйка чума делается из раздвоенного сучка в виде двухголового женского изображения в миниатюрной женской шубке, специально сшитой из шкурки дикого оленя. Экземпляр, привезенный мною в Музей антропологии и этнографии Академии наук в Ленинграде, имеет поясок с подвесками из бус и разных мелких пуговиц, представляющих собой приношения [Иванов, 1970, рис. 88, l]. Койка-хозяйка чума ставится на женском месте внутри чума, а все остальные койка вносят в чум очень редко. Поскольку  койка-хозяйка чума женского пола, к ней относятся так же, как к женщине. Так, при свертывании чума изображение ее выносят последним, вместе с женскими вещами, которые, как известно, считаются „нечистыми". Выносят, свернув в женское одеяло, и кладут в „нечистую" нарту, где находятся женские принадлежности.

Некоторые койка пользуются исключительным почитанием, как например койка рода Нгоибуо, являющиеся в сущности святыней всех вадеевских нганасанов. Хранятся эти койка в семье Бульчу Нгойбуо, младшего из братьев. Это два камня, один из которых считается мужчиной, другой - женщиной. При мужском камне имеется лучок со стрелами, при женском - иголка, нитки и женская меховая сумочка с лоскутками. Кроме того, при них же находится медведь в виде медвежьей шкуры. Оба койка хранятся в круглой коробочке, внутренняя стенка которой раскрашена поперечными черными и красными линиями.

Старший брат Бульчу, Тыймы, рассказывал мне:

„Наши койка тунгусского происхождения. Они появились тогда, когда небо и земля создавались, и ведут свое происхождение от тунгусов с "шитыми" лицами. Однажды я болел корью и вся моя семья лежала больная. Дело происходило днем. Мне наяву явился хозяин койка. Вошел старик тунгус и стал что-то говорить по-своему. Я ничего не понял. Тогда он сказал мне по-якутски: "Через три дня  откочуйте, тогда будет хорошо". Как он исчез, я так и не заметил".

030 (Быличка о койка)

Тот же Бульчу жаловался мне:

„Несколько пет тому назад заболел на охоте Джатобие, поевши с голоду мяса больного оленя. Услыхав об этом, я разыскал его и привез еле живого к себе домой и стал за него просить своих койка, дав слово, что если Джатобие поправится, обязательно даст им хорошую важенку. Но Джатобие, поправившись, пожалел дать важенку. И когда я ему напомнил  об этом, отказался. На другой день после этого волк съел ту самую важенку, которую я просил для койка. Так теперь люди не уважают койка. Мало того, и сам Джатобие едва не погиб. Он погнался за теленком этой важенки по льду. Лед оказался тонким, и Джатобие провалился, едва его вытащили арканом".

с.68.

031

*На этом кончилось празднество Чистого чума. Утром, когда сняли нюки с чума, остов его перевязали кругом лентой, которую сделали из материи.

После камлания шаман Горнок так описал свои путешествия во время празднества Чистого чума*7.

*7 Записано по-русски со слов шамана.