Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

25. Воскресший человек

Давно, до того как был Лотуранта князем, оспа была в авамской земле. Чумы с неубранными покойниками стояли в тундре. Некому было хоронить мертвецов.

В одном чуме остался в живых только один парень.

с.98.

Уехал на санке на низ, сам не зная куда. Захватил с собою только один шок. Несколько дней ехал парень. Не видал ни чумов, ни дорог от санок.

Как-то оглянулся назад и видит, что догоняет его пеший человек.

Остановил оленей парень и дождался этого человека. Подбежал к нему пеший человек. Смотрит на него парень и видит, что это его брат, умерший от оспы. Но не может узнать его. Половина лица у человека такая же, как у брата, другая половина съедена мышами, видно кости между мясом.

- Ты ли это, брат? - спросил парень.

- Да, я, - говорит человек.

- Но ты ведь умер, брат!

- Нет, - говорит человек, - я только спал. Пойдем дальше вместе.

Пошли дальше. Много дней шли. Умиравший брат все время пешком бежит, парень на санке едет.

Через много дней дошли братья до большой воды. Далеко в тундре, по ту сторону большой воды, видно чум. Но нет ни ветки, ни дерева на берегу, чтобы переправиться. И у братьев нет с собой ничего.

Говорит тогда умиравший брат:

- Делай чум из своего нюка, будем ночевать. Ляжешь спать, брат, не вставай. Может быть, что-нибудь услышишь ночью - не выходи, а лежи с закрытыми глазами.

Сделали маленький чум братья и легли спать. Ночью проснулся парень. Слышится ему плеск воды, будто едет кто-то по озеру на ветке. Взглянул на своего умиравшего брата, тот не шевелится, будто спит.

Закрыл глаза парень и пролежал так всю ночь.

Утром поднялся умиравший брат и говорит:

- Выйди, брат, и посмотри, где тот чум, который мы видели за большой водой.

Вышел парень и видит: вода теперь не впереди по их пути, а позади. Подумал, что закружал. Обошел свой чум. Правда, в сторону тундры чум виднеется, но не за водой, а за большой лайдой.

Умиравший брат тоже вышел и смотрит на тот чум.

- Что-то, я вижу, около того чума стоит, будто облако. Наверное, плохо будет этому чуму.

Парень пошел в чужой чум узнать, что за люди живут, какие вести есть. Перешел лайду -  зашел в чум. Видит: много

с.99.

людей живет в чуме. Все здоровы, только одна девка насилу жива. Уже готовят для нее похоронную одежду, принесли ее в чум. Рассказал парень, откуда он пришел, как догнал его умерший брат, и говорит:

- Боюсь я теперь своего брата. Говорит он мне, что не умирал, а только спал. Но лицо у него изъедено мышами. Теперь опять ночью так было. Стояла большая вода перед вашим чумом, велел мне брат спать и из чума не выходить, а за ночь вся вода ушла по другую сторону нашего чума.

Старик, хозяин чума, говорит:

- Однако, твой брат большой шаман. Вот у меня сейчас дочь умирает. Не поможет ли твой брат ей?

- Ладно, - сказал парень. - Я скажу про это брату. Но не буду ему говорить как шаману, а расскажу просто так. По всему видно, что он не хочет, чтобы люди знали, кто он такой.

Сказал так парень и вернулся в свой чум. Посидел и говорит брату:

- Надо и тебе сходить в гости. Неловко как-то, рядом люди живут, а ты не заходишь.

Умиравший брат будто и не слышал, что парень сказал. Молча встал и пошел в гости. Зашел в чум. Видят все люди, что не простой человек пришел, половины лица нет. Вошел в чум и сел у огня, будто ничего не видит.

Старик тут стал тихонько просить его помочь дочери.

Ничего не сказал умиравший человек, только пересел к девке. Прислонился к ней и так лежал целый день.

К вечеру он приподнялся. Девка пошевелила ногой. Опять прислонился к ней умиравший человек и так пролежал всю ночь. Утром девка села и сама надела свою парку. Еще день просидел умиравший человек с девкой, и стала она совсем здорова.

Говорит тогда старик:

- Скажи, что возьмешь в уплату. Хочешь, возьми дочь мою в жены.

Умиравший человек тогда сказал:

- Мне ничего не надо. Отдай свою девку моему брату. Будет она топить огонь в его чуме, будет варить ему еду, и я буду жить с ними, и буду в тепле, и буду иметь еду.

Так и сделал старик. Отдал девку за убежавшего от оспы парня. Парень этот стал жить и ходить вместе с тестем.

Вместе с ними жил и ходил умиравший человек. Потом стал он самым большим шаманом. Был он из рода Чунанчера.

с.100.