Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

c.174.

192. О деревянном остяцком идоле

Однажды, только неизвестно, когда именно, один землемер, измеряя землю по остятским местам, нашел в лесу случайно деревянного остятского идола. Найденного идола землемер взял себе с тем намерением своим, чтобы в первых же юртах, в которых ему  случится быть, сжечь его в огне, в виду остяков. По прибытии своем в юрты землемер приказал русскому человеку, бывшему при нем тогда в качества рабочего, затопить печку и  бросить в печку деревянного идола. Приказание землемера рабочий исполнил: затопил печку и бросил в нее идола. Но как дрова в печке прогорели - деревянный идол остался цел и невредим.

По этому обстоятельству землемер приказал своему рабочему во второй раз затопить печку, количество дров увеличить я снова бросить идола в печку. Но и во второй раз дрова прогорели в печке, а идол остался по-прежнему цел и невредим. Землемер, видя, что идол посредством огня не уничтожается, придумал другой способ к уничтожению его: велел разрубить на части, но топор вонзился вместо идола в ногу рабочего и повредил ему жилу у ноги.

Землемер, наконец, испугался и убедился в том, что этот деревянный идол не мог сгореть в огне и быть разрубленным топором в силу того, что в нем действительно присутствует злой дух. Убедившись таким образом в действительности присутствия и сил злого духа в остятском деревянном

c.175.

идоле, землемер по такому случаю сам взял этого идола, пошел с ним в лес и поставил его в лесу на том самом месте, откуда брал его.

193. Спор

Вот живут двое, они спорят. Один говорит:

- Нельзя в лабазе спать.

Другой говорит:

- Около могил нельзя спать.

Спорили, спорили, потом говорят:

Давай пойдем ты в лабаз спать, а я - к могилам.

Пошли. Один лег в лабаз, а другой на кладбище, где старушкина могила. Там лег. Вечером как стемнело, мертвые поднялись. В другой стороне маленький плачет и мертвые разговаривают:

- Иди к той могиле, к старушке, мол, кормить надо. Зачем он умер такой маленький, мучается.

Пошли искать мертвые, а он лежит, слушает. Эти идут и говорят:

- Что это за бревно лежит, раньше такого не было.

Они сходили, молока попросили. Опять пошли, один упал, молоко пролил. Утром стало светать, они сразу затихли, он встал и пошел.

- Пойду посмотрю, тот живой или нет.

Подошел к лабазу и кричит:

- Вставай!

- Сейчас, подожди.

- Поднимайся!

- Подожди, я оденусь.

Вот открывается дверь лабаза и оттуда на палочке кости показываются:

- Вот твой друг.

Он испугался и пошел домой, говорит:

- Никогда не ложитесь в лабаз, а около могилы можно спать.

194. Встреча с медведем

Жили в старину два мужика, решили они на охоту идти. Настала ночь.

Один охотник стал лучинки щипать. А второй спрашивает:

- Ты почему лучинки щиплешь?

- Я сильно медведя боюсь, вдруг ночью придет; без костра нас может съесть, поэтому я лучинки щиплю.

А второй удивляется:

- Ты медведя боишься, а я не боюсь, зачем бояться медведя, он

с.176

же не придет.

Настала ночь, они полога растянули, легли спать. Просыпаются утром. Тот, который лучинки щипал, смотрит, что в другом пологе ломает кости. Когда глаза открыл - уже поздно было - медведь уже обедает. Медведь ко второму перелазит. А второй заранее подготовил лучинки, у него был нож готов и все оружие. Как только медведь полез - он вышел с другой стороны и сел медведю на шею, поджег медвежий волос, от волоса запах противный. Медведь услышал этот запах, испугался и смылся.

195.  ОБИЖЕННЫЙ огонь = № 54

(Вариант 1)

Рассказывают, что ехали двое, муж и жена. Захотели развести костер, а огонь никак не загорается. Тогда муж рассердился и начал топором огонь рубить. Говорит:

- Я все равно в другом месте огонь разведу.

Поехал в другое место, а там никак не могут огонь развести, нигде не могут развести. Потом ехали, ехали и приехали снова на это же место, где он костер рубил. А там сидит женщина в красном платье и платке и плачет, у нее по лицу кровь течет:

- Зачем ты меня так изрубил? Больше ты нигде не разведешь огонь, пока не отдашь мне дочь свою.

У них была дочь, в дневной люльке сидела. Мать заплакала и не хочет отдавать, а муж, раз он изрубил огонь, должен был и рассчитаться. Поставил люльку с ребенком на костер, костер сразу и разгорелся. Она (огонь) взяла ребенка.

196. Обиженный огонь

(Вариант 2)

Двое пошли с женой в урман. Шли, шли, переночевать надо. Переночевали, все нормально. Утром мужу на руку случайно огонек упал и ему обожгло руку. Он схватил топор и рубанул огонь. Жена ему говорит:

- Зачем рубишь, он же лунг?!

Пошли дальше. Вечером ночевать стали, он взял кресало, возился, возился - не может зажечь. Замерзать стали. У них девочка была. Огонек маленький загорелся и говорит:

- Утром ты меня рубанул, руку перебил, отдай девочку, тогда зажгусь.

- Ей ведь больно будет.

с.177.

- Ничего. Только хорошо оденьте ее.

Они в огонь девочку поставили, она смеется, потом куда-то потерялась.

197. О змее

Змею ханты считали святым, особенным зверем. Если она встретится, то к несчастью. И это, правда, совпадает. Однажды мы на берегу сидели, с нами старухи были. В воде стояла наша лодка, привязана за куст веревкой. Сидели мы около костра. А старики говорят, что змея на костер идет. Вдруг я вижу, на костер змея ползет, она через угли переползла и к лодке ползет, по веревке ползет в лодку. Мы ее сбросили. А старуха и говорит:

- Ну все, мне пора умирать, недолго жить осталось.

Старуха перед смертью собаку свою задушила, это так надо, с собой унести, раз собака была ее. И черную кошку тоже хотела с собой унести. И правда, собаки ее задавили перед смертью старухи.

198. Что такое сон

Сон - это птица, копалуха. Один охотник поставил из волос ловушку, и в нее попалась копапуха. Человек перестал спать, от бессонницы умер. Спать захотел - это значит, что копалуха прилетела.

199. О кукушке

Если кукушка летит и играет, это плохой признак предвещает. Мы однажды ехали на лодке и прямо над нами вдруг появились две кукушки, летят и играют. Бабка сказала, что это нехорошо. День был жаркий, когда мы приехали, стали купаться. Одна девочка с нами была, говорит:

- Я сейчас Ляму переплыву.

Я смотрю, а она тонет. Я стала подплывать и ней и меня закрутило. Я очнулась на песке, вода идет носом и ртом, как-то выкарабкалась, а та девочка утонула.

200. О летучей мыши

Кат-лонг - домашний дух, это летучая мышь. Если залетела в избу - счастье приносит, ее нельзя выбрасывать. К нам один раз залетела, муж в банку посадил и крышкой накрыл. Она вниз головой висит. Она

с.178.

есть не просит, ее нужно хранить, пусть висит всю зиму. А я не знала и выбросила ее. Отец погнал весной медведя, двадцать восьмой по счету был, и сколько не гнал - не мог убить. На оленях гнал, ранил только его. Медведь опять к палатке подошел, отец его опять не догнал, это из-за того, что я выбросила мышь.

Злые кукушки, змеи. Змеи осенью ищут теплое место, заползают в палатку, залезут в обувь и сидят. Ханты думают, что они специально залазят, чтобы незаметно укусить.

201. Неудачное жертвоприношение

Однажды охотничал остяк на белку. Подходят к нему два русских охотника. Сидят у костра, вдруг дрова защищали, когда сырые - пищат. Тогда остяк бросил в огонь горсть порсы - толченую сухую рыбу. Русские спрашивают:

- Зачем?

Остяк:

- Это чтобы белки много добыть.

Сказал и ушел. А русские остались. Дрова пищат. Русские всю порсу остяка бросали, бросали в костер, чтобы много добыть. Утром пошли на охоту и ничего не добыли. Остяк пришел, а порсы нет. А русские дубинками бьют костер:

- Всю порсу сожрал, а белок нет!

Остяк им сказал, что надо маленькую горсть один раз кинуть и хватит. А остяк добыл много белок.

202. Хант и русский

- Вы так живете. Хант дурак, руть умный. Ханту сколько ни дай - все мало. А русскому одну белку дал - хватит. Будете так жить. Ум русскому надо дать. Раз ханты есть, тоже пусть живут. Так и живем.

с.179.

203. Юганская история

Юганцы к нашим ходили, рассказывали. Пошел мужчина один на охоту. Пошел, вдруг впереди него с неба спускается белая дорога. Он остановился, стоит, смотрит - с этой белой дороги человек на белой лошади съехал.

- Не бойся, я тебе все расскажу. Скоро война большая будет. Эта кончится, скоро другая будет. Людям иди расскажи. Они тебе не поверят, ты их заставь утром до солнца выйти на улицу и на солнце смотреть. Солнце всякие фигуры будет показывать.

Он пошел в юрты, людям рассказал, они не верят. Он им велел утром до солнца выйти и на солнце смотреть. Вышли, смотрят и видят -  солнце стало всходить и всякие фигуры показывает, круги делает. Люди поверили. И потом две войны было.

204. Как небо открылось

Мой отец видел, как небо открылось зимой, оттуда огонь падает.

Нужно было подол подставить, сказать:

- Сюда падай!

Тогда бы счастье было.

Моя мать ехала, видела, как небо открылось, там крест был. Потом война была гражданская.

206. О глазах

(Вариант 1)

Ханты рассказывают, что сидели в избушке два человека и один заснул, а другой продолжал сидеть. Сидит, смотрит - глаза у спящего вышли из избушки, а потом пришли на место. Тот проснулся и говорит, что сейчас видел сон. Другой ему и говорит, что так и знал, что тот видел сон, потому что глаза уходили. Глаза всегда после сна приходят на место, не могут уйти и заблудиться. Если глаза совсем уйдут, то человек ослепнет.

206. О глазах

(Вариант 2)

Двое мужчин сидели вечером, потом один лег спать и наказывал второму, чтобы тот смотрел и следил за его глазами. Когда тот заснул, то глаза его вытекли и провалились в яму на улице.

Когда тот проснулся, то сказал, что видал сон, что был в какой-то

с.180.

яме. Другой сказал, что глаза были в яме. Когда человек просыпается, то глаза приходят на место.

207. Душа дерева

У человека есть ильс, он живой. У березы тоже есть. Один человек жил. Все рубят деревья, он не рубит, у него спрашивают:

- Почему не рубишь?

Он говорит:

- Не могу.

Где-нибудь начнут ночевать, он сидит спокойно.

- Почему не рубишь?

- Не надо.

Остался как-то один. К этому дереву подойдет - кровь идет. К другому - кровь идет, чай никак не сваришь. У деревьев есть волокна. Их перерубишь - дерево умрет. Когда рубишь волокно - дерево орет. Мы не слышим, а тот слышит. Он подойдет к одному, другому дереву, постучит, одно срубит. Видимо, это дерево умерло, молчит.

208. 0б иконе

Я не верю побаскам, но вот случай был. Рядом с Озерным бугорок, я там дом ставил. Поставил, крышу закрыл, потолок закрыл. Мне посоветовали:

- Возьми икону и положи под матку. Когда солнце взойдет, чтобы никто не видел.

Прихожу, положил. Прихожу, когда солнце зашло, икона повернута. Я все на Ефросинью грешил, но она отпирается. Кто бы мог перевернуть? А это уже значит фарта не будет.

209. Русский заговор

Дочь у меня Нюра умерла. Вечером закашляла, выплюнула кровь. Потом кровь пошла из носа, рта, сразу умерла. Ее русские испортили. Она сильно русских боялась, всегда под лавку или в полог залезала, если русские придут. Один раз, когда русские были, она что-то заплакала. Платье ее сняли, у нее в рукаве глухариное перо. Откуда перо - у нас их не было. Это русский заговор.