Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

04

Примечания

к словам, употребляемым в тексте сказок

Аргиш - обоз, т.-е. ездовые сани и несколько возовых. По своему устройству сани несколько различны. Женские ездовые сани шире мужских и сзади имеют спинку. У грузовых саней, служащих для перевозки тяжелых и более громоздких вещей, полозья толще и длиннее, чем у ездовых.

Бык - кастрированный самец-олень.

Важенка - олень-самка.

Людоед - злой старик - лесной дух или -"хозяин леса". Он обычно изображается великаном-людоедом; по рассказам ненцев, имеет жену и детей. По имеющимся фольклорным данным, дух леса получил облик злого старика, поедающего людей. Подобное представление о духе леса мы имеем и у эвенков. По их взгляду, „Уротко - хозяин леса, старик среднего роста, без бороды и усов, бледный, как смерть". В сказках хантэ (остяков) встречается на ряду с хозяином леса и женский лесной дух.

Малица - одежда ненцев-мужчин, имеющая покрой просторной надевающейся через голову, рубахи. Шьется из оленьих телячьих шкур шерстью внутрь. К рукавам малицы пришиваются рукавицы. Сверх мездры натягивается из какой-либо материи чехол (маличная рубаха). Поверх малицы носится пояс, украшенный различными узорчатыми бляхами, медными пуговицами и иногда обшитый цветным сукном. К поясу привешивается нож.

Менурей - олень-бык, не употребляемый для работы.

Нум - главное божество, в подчинении которому - множество второстепенных богов - „тадебциев". Судя по имевшим среди ненцев распространение версиям, Нум - творец земли, воды, растений и человека. Сотворив ненца, Нум создал вместе с ним в помощь ему и собаку. Собака была голая, без шерсти. Дьявол много раз пытался соблазнить человека, но собака не пускала дьявола в чум, где находился человек. Тогда дьявол напустил мороз. Собака закоченела, и когда дьявол осторожно погладил собаку, то она поросла густой шерстью и, обрадовавшись теплоте, впустила дьявола Аа в чум. Дьявол, плюнув ненцу в лицо, сделал его склонным к злу.

Обурдать - есть сырое оленье мясо.

Паница - ненецкая женская верхняя одежда. Имеет обычный покрой  распашной одежды, сходной с кафтаном или тулупом. Чаще всего шьется из шкуры белого молодого оленя и украшается своеобразной вышивкой, а также вставками из разноцветных шкур и мехов. Воротник оторачивается песцовым или лисьим хвостом.

Парнэ - демоническое существо; всего вероятней, что первоначально она считалась богиней тьмы. По имеющимися фольклорным данным, Парнэ, как и дух леса, получила вполне определенный человеческий облик злой старухи, поедающей, главным образом, детей. По некоторым сказкам она хромая и некрасивая лицом.

Пензер - шаманский (тадибейский) бубен, употребляемый шаманами  во время камланий (культовых действий). Имеет вид круга, обтянутого с одной стороны и с боков шкурой оленя. Внутри пензера посредине сделана перекладина, от которой в один из боков проведена другая планка, что составляет подобие рукоятки. Для ударов по бубну употребляют небольшую,

с.223.

обтянутую оленьей кожей колотушку, собачью или заячью лапку, а иногда еловый кочет.

Пимы - меховая обувь с длинными голенищами, шерстью наружу. Носят мужчины и женщины. Часто пимы украшаются вшитыми кусочками разноцветного меха, яркого сукна и узорами. Вниз под пимы натягивают меховые чулки (липты), которые, в отличие от пимов, шьются шерстью внутрь.

Совик - меховая одежда ненцев с капором для головы. Надевается шерстью наружу и носится лишь в сильные морозы и при больших зимних переездах.

Теленок - новорожденный олень, называемый в течение времени до первого линяния и появления густой оленьей шерсти - пыжиком; в дальнейшем теленок до следующей весны - неблюй, а потом - теля.

Тынзей - аркан длиною до 50-60 метров для ловли оленей. Делается из сырой оленьей кожи.

Хапторка - нерожающая или оставленная неоплодотворенной самка. Ценится за быстроту бега.

Хор - олень, самец-производитель.

Хорей - длинный шест (до 9 аршин), служащий для понукания оленей. На одном конце хорей имеет шишку, обычно из кости, а на другом - копьевидный железный наконечник.

Чум - передвижное ненецкое жилище конусовидной формы. Составляется из длинных, прямых жердей, концы которых втыкаются в землю, а вверху закладываются в кольца из веревки, жилы или березняка. В зимнее время остов чума одевается покрышками из оленьих шкур (нюками), летом же чаще из бересты. Зимой нюков на чуме четыре. Два нижние (поднючья) обычно шьются в нижней своей части из плохих оленьих шкур, а в верхней - из сукна. Покрышки чума не доходят до самой вершины его, и потому вверху остается отверстие, через которое выходит дым. При покрытии чума один из нюков не привязывается веревками к кольям и остается свободным, - он служит дверью. Внутри чума под самым отверстием кладется большой железный лист "печка". При перекочевках чум разбирается и перевозится на особых грузовых

с.224.

санях. По-русски процесс установки чума определяется словами - "делать чум" и при разборе - "ломать чум".

Шаман или тадибей - служитель культа, жрец. По шаманскому учению, мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми, и особенно опасно влияние злых духов, имеющих стремление вредить человеку, насылать на него болезнь, способствовать неудаче на охоте и пр. Шаман по пережиткам ненцев является посредником между духами и людьми. При участии шамана совершаются все культовые действия и связанные с ними празднества. При камлании, т.-е. шаманстве, шаманы производят различные заклинания, сопровождаемые битьем в бубен, дикими выкриками и другими явлениями, способствующими вызыванию нужного экстаза. Вещественные атрибуты шамана - пензер (бубен), шаманский костюм, напоминающий кафтан, обвешенный кисточками из цветных лоскутков, блях и различных погремушек. Шапка также обвешивается по краям различными привесками. На лицо спускается лоскут сукна (маска) с цветными кисточками внизу. На руки обычно надеваются перчатки с семью пальцами.

Шаманизм до революции пользовался на крайнем севере широким распространением. Под действием христианских миссионеров, главным образом, в течение прошлого столетия, шаманизм формально уступил место христианству, причем в тех районах, где происходила усиленная христианизация, наблюдается смешение культа шаманского с христианским (двоеверие).

Борьба с религиозными пережитками среди ненцев и до сего времени продолжает оставаться одной из важнейших задач.

Ягель - белый ветвистый лишайник, называемый оленьим мхом; излюбленная и почти исключительная пища оленя.

с.225.