Исторические предания
№ 23-64
23. О священных местах
Не месте Нового Васюгана был бор Hае-юх-кор 'Лиственничный бор". Недалеко были юрты Окун-сигат-пугол. Сейчас из Нового Васюгана в Айполово едешь, первый бор назывался Лянки-яхом. Мыс Старушка в Озерном назывался Ими-пяй.
Жертвенные места были в Кунтиках, 0зерном, Катальге, Калганаке. Определенные фамилии поклонялись в определенном месте. Милимовы в Озерном, их жертвенное место Ими-пяй, Синарбинытам же. В Кунтиках жертвенное место было на месте современного Нового Васигана. В Катальге место называлось Яламсан-пеля. В Калганаке жертвенное место было на р. Калганак, против поселка, называлось Суркал-ях 'Временное поселение'. Анжины жили в Шмаковке, а ездили на жертвенное место в Калганак. У Могутаевых было свое жертвенное место в Могутаево, жило сорок семей.
На Нюрольке тоже жили ханты. У них был свой бог и жертвенное место.
В Айполово есть следы землянок в бору. Основное городище было в устье Кельвата и y поселка Тринадцатый. В Тимельге были старинные землянки (кавалат), от них ямы сохранились.
На р. Щучьей есть старинные землянки (каланса) остяков. Теперь
с.25.
с.26.
там лес не растет. На бугре недалеко от Айполово есть старинные землянки, обвалились. В устье Кельвата, на той стороне, примерно полкилометра отойти, есть землянки. Там тоже видны следы от подземного хода. Эти кавалат может показать Ульяна Трифоновна Полумогина. Остяки подъезжали на обласке к входу, рыбу нанизывали на палочку, обласок переворачивали и входили в землянку через воду.
3 Озерном около дома Колмаковых стояли две сосны. Одну называли Семля-вончах 'Слепая сосна'. Когда невеста приезжала, клала под сосну подарок, чтобы не ослепнуть. Ольге Васильевне Бардиной мать велела положить игольник.
На старой дороге, идущей из Айполово в Озерное, перед самым Озерным был Нирам-чвор, где невесты должны были тоненько плакать, нюнить.
3 устье Кельвата много следов от землянок. Там на могилах я находил римскую монету. На месте современной лисофермы в Айполово была, вероятно, кузница, там находили обрезки железа, меч. Мыс Пяйими в Озерном, там тоже была кузница. В Катальге тоже Ими-пяй и была кузница.
Было три Пяй-ими: в Озерном, Катальге и по Егольяку. Это были три сестры, у них были имена, они пришли откуда-то. Давно это было, тысячи лет прошло.
Около озера Чечергино, на той стороне речки, есть Пырны-тором-кат. Семь сосен стоит, там молилась Пырны, у нее было шесть пальцев. Там же на Чечергино есть Пяхэль-пай, там ковали.
Здесь на озере Чечергино всегда Чечергины жили. Здесь богатырь был Таман-калы, его могилка здесь. Землемеры стали ее копать, у них руки-ноги отсыхать стали. Там, наверное, газы всякие. Недалеко здесь изба старая была, провалилась, большой дом стал. Там копают, ленточки находят, золото, наверно, блестит. На месте Дальнего яра могилы были старинные.
Пяй-ими было пять сестер. По старшинству: в Катальге, Озерном, на Югане, в Кунтиках, недалеко от Айполово и на Нюрольке.
24. О древних хантах
Первобытные ханты были большие, когда спали, то лежа были высотой в три бревна (показал на сруб в избе). Они глухаря за один раз съедали. Лосенка им хватало на два раза. Ямы кое-где встречаются да бугорки - это здесь жили старые ханты.
с.27.
25. О разделении народа
Сначала все васюганские остяки жили в одном месте, потом разделились. Потом по юртам стали жить. Встретятся люди, спрашивают:
- Кто, откуда?
Потом говорят:
- Да мы одного черта люди - эй-юнг-ях.
Таких групп с одним общим чертом было много. Люди селились у таких мест, где рыба хорошо ловится, например Айполово, Чечергино, Катальга. Если одни здесь рыбу ловили, считают, что это место и рыба им даны от бога. Другие здесь не ловили.
Все, кто входил в одну группу, считались происшедшими от одного предка. Например, Синарбины рассказывают про своего:
- Один человек был очень быстрый, вроде ветра. Если трудно зимой, он род весь соберет к себе, на ходу оленя, лося бьет. Его сопровождали три человека, чтобы быстро пищу и постель ему готовить. Мяса на всех набьет, всех обеспечивает своих людей.
Род, свои люди - эй-ях или просто ях. Были онкул-ях, их жертвенники были около Среднего Васюгана. Суркул-ях - жертвенное место в Калганаке. Ай-пёх - речка, на которой стоит Айполово.
26. О древних землянках
Ниже по Васюгану, километрах в шести от Айполово, сохранились ямы от древних землянок. Землянки провалились, сверху немного земли образовалось. Из ям в воду ведут каналы, когда-то это были проходы из землянок к воде. Остяки раньше воевали и прятались друг от друга. Предвещал войну или нападение кулик. Если остяк увидит кулика, он сразу бежит в проход, садится в обласок и прячется. Приплывет, обласок оставит в воде, а может и в нору затаскивал, и по норе, по этому проходу шел в землянку. Эти проходы провалились, теперь канавы.
Раньше поселилось какое-то одно племя, вся родня в одном месте и живут. Это ихнее место. Они держались вместе, приезжие отдельно от них. Деревни маленькие были - одна фамилия в ней и жила, приезжих мало.
27. О приходе татар
(Вариант 1)
На Тринадцатом, у Лебединого озера, у речки, которая вытекает
с.28.
из болота и впадает в Лебединое озеро, стояли раньше землянки (кавалат или мегуй-кат). Там жили остяки, это было колен десять-пятнадцать назад. Там домов тридцать было в ряд, у некоторых по три-четыре дома дорожки сходились в одну дорогу, она была под землей и выходила к воде. Едет остяк на обласе, вывалится и обласок наверх по проходу тащит. Проход наклонный от воды идет вверх, как нора у ондатры или бобра. Там втащит обласок и под землей идет. Землянки обвалились, видать, где они были, и на месте проходов остались борозды по полметра глубиной. Лет пятнадцать назад Кондрат Могутаев шомпол в землю в это место втыкал, шомпол ушел весь в землю и уткнулся в потолок.
Народ остяки, который жил в этих землянках, дикий был, боялись друг друга. Жили, друг друга не видали, прятались думали: „Ты меня убьешь!" А тот думал: „Ты меня убьешь!" Поэтому старались, чтобы никто не знал, где он живет, проход от воды под землей делали.
Остяки на Васюгане жили до Среднего Васюгана, немного пониже его, до Забегаловки. Дальше жили обские остяки (нёрам-ях). С ними наши остяки не воевали. Только с татарами, они из-за болот приходили.
Остяки здесь всегда жили, колен пятнадцать-двадцать здесь жили. В Айполово была битва с татарами. Они весной пришли на лодках. Остяки знали, что они придут, приготовились, бревно саргой привязали над увалом. Татары пришли, женщины на горе сидят, титьки вытащили, показывают. Татары их достать не могут, полезли на увал, они бревна срубили, на татар посыпались, все погибли, двое остались, закричали:
- Коштра! Весь наш народ погиб.
И убежали. Яр был весь огорожен стеной, не подойти.
28. О приходе татар
(Вариант 2)
Айполово называлось коштра ("кош" - татарское слово, не могут объяснить его значение). Женщина, у которой в битве татар и остяков погибло семь сыновей, говорила:
- Хоть бы провалилась эта коштра!
Сюда татары (катань-ях) приходили с Тарской стороны, на лошадях верхом, утром в тумане быстро скакали (дело было осенью, когда болота высыхали) и свалились с яра в воду у Волково. Яр называется Куюн-юх-кор. Были татары и на лодках, приходили со стороны Каргаска, семь из них погибло, один уплыл вниз к Каргаску. От татар женщины оборонялись. бревна приготовили, когда татары появились, женщины бревна опустили.
с.29.
Последними нас пытались завоевать татары, незадолго до прихода в Сибирь Ермака. Они пришли с южной стороны, с Кыштовского района, шли по Егольяку. Шли на лошадях, летом и осенью. Здесь с Айполово, на яру навесили бревна на сарге, на столбы или деревья привязали. Потом обрезали саргу, бревна покатились по косогору на татар. Здесь они много лошадей потеряли. Потом часть лошадей потеряли против Захарова явора. Потои юли в тумане по болоту и на острове в болоте напротив Кунтиков всех лошадей оставили, пешком пошли. Потом одиночные татары приезжали сюда, жили здесь. У нас много слов татарских: нянь - 'хлеб'; путай 'пшеница'. Татары - катань-ях, катань - это наверное Иртыш.
Сюда ненцы (еркан-ях) приходили, с ними воевали. Ваховские сюда приходили охотиться, с ними мирно, с ними родственники.
По Чертале в трех деревнях Зеленкино, Пашкино Верхние Зыряны жили сэрян-ях 'зыряне'. В Грабцево тоже.
Русские начали завоевывать с Югана. Юганский богатырь убежал летом по Кельвату на Васюган. Жарко было, он разделся и решил искупаться. Местные остяки его случайно захватили и убили.
29. Могила семи братьев
От Забегаловки, по р. Качарме есть могилы семи братьев. Они там на берегу в мяч играли. Там же жили двадцать пять братьев. Потом они воевали. Потом они стали говорить, что растет белая береза, сюда придет белый царь. Они себя в землянках завалили.
На Вольжде было место, где тунгусы каждый год на неделю съезжались и танцевали. Вытоптали круг, до сих пор там трава не растет.
30. О междуусобной борьбе
У нас тут тоже в карамах жили. Река-старица, а у края черемуха. Пошли туда рубить, там другие с Криволуцких юрт ловят рыбу. Зовут наших:
- Поедем в Акасомск, перережем горло.
А наши услыхали, домой пришли, сказали всем. На мелком месте в берегу привязали колья к жердям. Приготовили луки, стрелы, уснули на берегу в обласках. Утром солнце встало, идут те в больших обласках по семь человек, пьяные от гриба-мухомора. Его съешь кусочек - неделю пьяный. Пришли к берегу, не могут подплыть. Наши все выскочили,
с.30.
убили всех, только двух оставили. Тогда власти никакой не было, власти тоже убивали друг друга.
31. Из истории хантов р. Вах
(Вариант 1)
Ханты раньше жили на Егане, там плохо стало, рыбы мало, зверя мало, пошли в разные стороны: на Обь, на Вас-еган, на Тым, на Вах. Мы (Кунины и Хохлянкины) называемся Tым-ях, потому что раньше жили на р. Тым. Потом сюда переселились, а на Тым охотиться ездили. Раньше часто на Тым ездили, там лес черный, зверя много. Тымский народ сюда ездит охотиться.
Раньше когда-то стрелами убивали друг друга. Жили здесь и северный народ, с ними наши воевали давным-давно. Те сюда придут, деревни две-три убьют, женщин заберут, а наши привязывали на пояса вместо кольчуги, чтоб вид сделать, что он в кольчуге и все привязывали, чтоб брякало. Женщинам тоже на пояс, чтобы брякало.
32. Из истории хантов р. Вах
(Вариант 2)
Ханты еще с верховьев Оби пришли. С александровскими хантами наш язык сходится, а с сургутскими нет. Здесь до хантов ненцы жили, зыряне. Зыряне ушли вниз по Оби, ненцы их выжили. Народ раньше все в землянках жил. В колхозе "Передовик" сохранились ямы от старинных могильников и землянок, а наверху уже ничего не видно.
33. Из истории хантов р. Вах
(Вариант 3)
Раньше ханты под землей жили, а это была земля ненцев. Ханты с ненцами воевали. Одна женщина нарочно одела пояс с погремушками, пошла по воду, ненцы услыхали, раскопали землю и убили хантов. А та женщина ушла с ними. До сих пор старики-ненцы грозят:
- Наша земля это!
А наши старики наказывают:
- Не ездите к ненцам, они вас убьют.
Ненцы ушли, когда оружие у хантов появилось, а раньше луки были. Когда русские появились. Ненцы зимой только сюда ходят. Летом они в одном месте живут, оленей пасут, а зимой сюда приходят.
с.31.
Сюда ханты с Оби пришли. Сюда от Чехломея дорога на Усть-Тым есть. Отсюда, из Большого Ларьяка, ханты разошлись по Ваху. Не знаю, откуда ханты в низовьях Ваха.
Ненцы - такие же ханты, только говорят по-другому. С Таза сюда ханты ездили. Там такой же народ, только говорит по-другому. О юганских, васюганских хантах не слышал.
34. Из истории хантов р. Вах
(Вариант 4)
Давно еще, когда не было здесь русских, ханты воевали как между собой, так и с ненцами (ерган-ку). В какой месте, точно не знаю, или на Оби, или здесь же, где сейчас живут. Однако на Оби, потому что там осталась группа хантов, с которой тоже враждовали на р. Юган. У ненцев тетива на луках была ременная из оленьих кож, у хантов из кедрового корня, пропитанная рыбьим жиром. Ненцы стреляли, подняв высоко лук, ханты держали лук перед собой, стреляли в упор. У хантов на груди были еще панцыри из сухого рыбьего клея, от которого отскакивали стрелы, поэтому ненцев победили. Те ушли вниз по Оби. Луки у тех и других были из елки.
Когда ненцы ушли вниз по 06и, то прилетел орел и был высоко в небе. Тогда ханты топором на земле вырубили большой крест, и эта земля, с которой ушли ненцы, стала считаться хантыйской, а если придут сюда ненцы, то погибают. Если придут ханты к ненцам - ханты погибнут. Это все было, когда о русских еще никто не знал.
35. Из истории хантов р. Вах
(Вариант 5)
Мы здесь народ пришлый, это не наша земля, это земля ненцев. Мы здесь воевали с ненцами, тогда все, кто воевал, в землянках жили, под землей. Много таких аемлянок обвалилось, иногда находят их.
36. Борьба с ненцами
Такую историю слышал. Одна старуха-ненка вечером в туалет захотела, пошла на улицу. Стала траву рвать, чтобы вытереться, а трава не рвется. Она догадалась, что это волосы на голове человека. Пошла в дом, сказала людям, они чашки, кружки в котел собрали, пошли и с яра вниз бросили. Все загремело, остяки туда побежали, думали, что
с.32.
там люди (ненцы.- Н.Л.), бросились вниз с яра и утонули. Если бы не старуха, они бы убили ненцев. Они с вечера затаились вокруг чумов. Сейчас ненцы, ханты все вместе живут.
37. Борьба с народом ахус-ях
(Вариант 1)
Ахус-ях сюда с севера приходили, они дальше ненцев живут. Мужиков убивали у хантов, женщин себе брали, все богатство, оленей забирали. Старик Айпин Николай видел ахус-ях, они одеты так же, как ханты, в малицу, кысы. У них были чохор - кольчуги из железных колец, ее самая маленькая стрела не пробивает. В Сартановской урье, здесь недалеко хант и мужик ахус-ях стреляли из лука в кость со лба оленя, хора. Хант старый был, Рап-ики, богатырь, а ахус-ях - молодой. Ахус-ях выстрелил, стрела отскочила, а хант выстрелил - на три части кость раскололась.
38. Борьба с народом ахус-ях
(Вариант 2)
Ахус-ях одеты были в малицу и в нир. Они на оленях сюда, на Аган ехали. Их было очень много. Ахус-ях и сейчас богаты оленями. У них была сплошная одежда. Жили они на севере, еще дальше, чем ерган-ях.
39. Борьба с народом ахус-ях
(Вариант 3)
Раньше жители Агана воевали с ахус-ях. С ерхан-ях жили мирно. Ахус-ях всегда стремились захватить богатства - стада оленей у аганцев. У ахус-ях было два разведчика, которые пришли на Аган,чтобы узнать, сильные ли люди живут здесь. В Агане жили два брата. Они были очень сильные. Старший брат - Рап-ики. Он мог выжать сок из ствола толстого дерева. Младший - Рап-ики-моньи. Разведчики ахус-ях увидели лук у Рап-ики. Они стали его растягивать, но не смогли. Ахус-ях решили, что кантаха-ях хочет просто напугать их этим луком. Рап-ики услышал это. Он взял лук и одним мизинцем так растянул тетиву, что концы лука сошлись. Потом они поспорили, кто лучше стреляет. Взяли рога у хора. Выстрелил брат Рап-ики, немного пробил кость. Выстрелил Рап-ики. Стрела его пробила кость и полетела дальше с той же скоростью. Ахус выстрелил, но не пробил кости, только вмятина осталась. Разведчики уехали в свою землю и рассказали
с.33.
все как было. Тогда ахус-ях побоялись идти войной на Аган. Когда разведчики уезжали, Рап-ики зацепил мизинцем их облас и долго по воде таскал.
Однажды на Аган шло большое войско ахус-ях с севера. У них два шамана было. Стали они ворожить, будет ли им удача в войне. Превратились они в птиц и сквозь шкуру чума улетели. Когда шаманы вернулись, они сказали, что ахус-ях получат богатую добычу. А в следующую ночь в лагере ахус-ях умер один человек. Наутро все войско умерло. Одна девочка осталась. Эту девочку подобрали кантах-ях. С тех пор ахус-ях не нападают на Аган. Это давно было, много поколений прошло.
40. О заселении Агана
В Казыме жили муж и жена. У них умерла дочь. Родители ее похоронили и угощение (поры) на кладбище сделали. Ушли с кладбища домой и огонь забыли потушить. Ночью все кладбище сгорело. По закону их должны были судить, а они на Аган убежали. Сначала они по Оби ехали, а потом по Агану. Поселились эти люди в самых верховьях Агана. Потом у них пошли дяти. Все Казымкины - их дети. Произошло это давно. Шесть или семь поколений уже прошло.
41. О богатырях-предках
(Вариант 1)
В одном году вода была большая. Был небольшой остров, там могила. Вытащили череп, кости ног, крепкие и длинные. Это силач был - матур. Были силачи, потом перебили друг друга. Один снял кожу с головы, когда тот спал, и сказал:
- Мы уедем теперь.
И уехал. Когда тот проснулся, говорит:
- я за эту шкуру с головы буду искать его семь лет.
И поехал о семьей. Ехал-ехал три года, хотели уже вернуться, видят, новая щепочка плывет. Поймали, а там следы маленького ребенка, он оправился. Там он его и нашел. Что дальше - не помню.
42. О богатырях-предках
(Вариант 2)
Наши предки были богатыри, потом вымерли. Раньше войны шли,
с.34.
стреляли из луков. Лук натянут, стрелы .железные скуют, потом ружья пошли. Дрова рубить надо, он возьмет через речку перебросит, тот дров нарубит и снова перебросит. Сказки рассказывали про войны, про кольчуги богатырей, которые не берет железная стрелка.
По Лар-ёгану много провалищ, там кости. Они жили по речкам, у крал реки, потом поселились поселками.
43. О богатырях-предках
(Вариант 3)
Был здесь богатырь с серебряной головой. И в Александрово был. Бились они недалеко отсюда. Богатырь с серебряной головой когда домой поплыл, жена даже в воду по колено зашла его встречать. Бились богаты на Пасоле, недалеко от Криволуцка.
Богатырей раньше много было, сейчас не видать. Богатырь с серебряной головой жил в Александрово. Жена его так ждала, что встречать вышла и по пояс в воду зашла. Бились богатырь с серебряной головой и другой. Другой богатырь подкараулил его спящего и кожу с головы снял. Тогда он собачью шкуру себе на голову натянул. А тому пообещал:
- Вот приду через три года!
Орунг-орт - имя богатыря с серебряной головой. Второй был Пукы. Богатырь с серебряной головой пошел искать его, а те около запоров жили у Троегородского, как-то щепку пропустили. Орунг-орт увидел щепку, догадался, что здесь они живут.
Видит, они его кожей играют, на палку натянули. Пришел, а тот говорит:
- Не прошло еще три года.
Орунг-орт:
- Нет, время пришло.
И задавил его. А у Пукы мальчишка был. Проворный народ тогда был. Он караулил дорогу, чтобы Орунг-орт не прошел. Тот его увидел, выстрелил стрелой из лука, а мальчишка как нырнул с обласка, стрела мимо пролетела. Как гоголь пролетел или утка.
Раньше железо они где-то брали, шашка железная у них с ручкой, никак не сломаешь. А на бритвы негодное, не берет.
С самоедами воевали. Те все баб воровали. От Александрово на Ларьяк дорога проходит, они оленями по ней приходили. Яраган - самоеды.
с.35.
Богатыри были: здесь, на Полуденном и в Александрово. Раньше где Криволуцкое стоит, чистое место было. Море было, а потом лес пошел, богатырей не стал держать. Тяжелые они очень были.
Пегая орда - это лесной народ был, Вонг-лунг называется. В лесу жил, бабы за них еще замуж выходили. Красивый народ, большой, вроде дьяволов они.
Богатыри были. Сильный раньше народ был, он березу узлом завязывал, показать какая сила. Другие пришли, сидят: это нам не под силу бороться.
Еркан с Ваху приходили. Наши богатыри луками стрелялись с ними. Стрела как кинжал, с обоих концов заточена. Быстро стреляли, гоголя догоняла стрела. Насквозь проходит тело. Пальто какие-то были у богатырей, что стрелы не пропускали, и шапки тоже. Стрела отскочит. Еркан придут, а наши под землей жили в карамах. Орехи едят, а те думают, что вода капает. И дети такие смирные были, не слышно их было. Я видел местами такие землянки. Везде они.
От Тополевки на Охтеурье прямая дорога прорублена, километров сто. Прямая, хоть по болоту иди, хоть по лесу. По ней ходили раньше. Хорошо дорога сделана.
44. О богатырях-предках
(Вариант 4)
Раньше народ долго жил, ходить уже не может, на коленях ползает и кожу на коленях протрет, так долго живет.
Богатыри здесь были, жили на другой стороне Оби. Сюда придут в деревню, какая девка или баба понравится, весь народ перебьют, а ее заберут. Наш народ под землей жил в карамах. Зимой в кустах в карамах жили, а летом на чистом месте, где комара нет. Я сам караму строил, над землей выходит примерно в рост человека.
45. О богатырях-предках
(Вариант 5)
Спал богатырь крепко. Пришли двое, сияли кожу, он проснулся, а кожи нет. Собаку ободрал и прилепил к голове кожу. Шкура высохнет, снова обдерет собаку и снова прилепит, а то терпенья нет. Три года таскал кожу с головы. Однажды по речке идет, видит, плывет по реке
с.36.
стружка от ребенка. Догадался, что где-то жилье, и видит, что его кожей ребятишки играют. Тот богатырь тоже был. Этот стал искать. У него был нож длинный, двусторонний, отрубил черешок покороче, чтоб в избе можно было драться. Тот увидел и говорит:
- Почему мой век такой короткий?
- Я три года мучился, болел.
И убил его.
46. О богатырях-предках
(Вариант 6)
Криволуцкого богатыря расстреляли казаки в Сургуте или пониже расстреляли. У него светлые волосы и хорошие зубы были.
3 старое время большой народ был, сейчас мелкий. Русские когда пришли, то местные люди двое возьмут лодку и утащат на землю далеко. Вот какая сила была.
47. О богатырях-предках
(Вариант 7)
У богатырей был связной (коляльта-ку). В Среднем Васюгане есть мыс Выен-Анкаля-пай. Выше Чворовой, на Нюрольке богатырь жил, там оборона была. Обские Ас-ях пришли. У него жена красивая была, ее захватили. Он нырнул, на той стороне Нюрольки вынырнул. На нем был шабур, он на берегу полы его распахнул, обские в него стреляли, он полами шабура стрелы отмахивал. У жены были штаны и сумка из оленьей шкуры. Она сумку в воду опустила. Ее захватили, повезли, а она гнилушками путь показывала. Обский богатырь говорит жене этого богатыря:
- В голове ищи!
Голову ей на колени положил, она говорит:
- Шапку сними!
Она слышит, сучок обломился. Он снял шапку, тот его из самострела убил. Одного богатыря оставил, говорит:
- Не ходите больше сюда.
Сын у него был безногий, жену его убили. Это было на Выен-Анкаля-пай. Опять Ас-ях пришли. Говорят:
- Попался!
- Обождите!
Один чирок надел, говорит:
- Я десять мужиков снарядил!
Другой чирок одел:
- Я еще десять мужиков снарялил!
с.37.
Под чувалом у него выход был, он вылез и убежал. Позвал богатырей. Их главный богатырь жил на Альви-пеля, Выен-Анкаля у него связной был. До обеда уже назад вернулся. Эти сидят в избе, ждут. Мировую сделали. Вина тогда не было, мухоморы съели, а Анкаля не ест. Те все уснули. Он каждому кинжал к горлу подставляет:
- Всех бы зарезал, если бы не мировая. Всех я обхитрил!
48. О богатырях-предках
(Вариант 8)
В Чечергино дрались чечергинский богатырь Toман-сиха-матур и катальский богатырь Колым-ях-матур. У чечергинского младший брат был. Катальгский убил старшего богатыря, тот косой запутался за дерево, коса длинная была. Бабу его увез. Младший пошел в Катальгу за брата отомстить. В устье Кельвата есть такое место, где матур отдыхал: полог из берез, а посредине нет леса. Второе место, где отдыхал матур - Сухми-пай. Пришел домой, одел кольчугу из рабьей чешуи. В Катальге его сестра была замужем за богатырем. Выше Катальги есть плес Торкатым-кор, где он отдыхал, храпел. У него был клееный лук и клееная стрела. Он так натянул лук - земля зашаталась. В Катальге услшали - испугались. Их богатарь выслал жену, что она уговорила брата, чтобы он не убивал:
- Все отдам, что захочет, хоть половину народа отдам. Кое-как уговорили. Сильно злой был, ведь его старшего брата убили. Катальгский матур половину людей отдал, они на Чечергино жили.
49. О богатырях-предках
(Вариант 9)
Матуp, вон-ку - богатырь. Средневасюганский и нововасюганский богатыри боролись: остяк и русский богатырь. Средний Васюган остяки основали, а потом уж русские завелись. Они на Дальноярской горе дрались. Средневасюганский богатырь сполз с горы, а там овраг, как
с.38.
он полз и кровь лилась, теперь ручей льется. Подполз богатырь к Васюгану, там его подобрали.
50. Анкаля-богатырь
У Анкаля-матур был сын безногий. К нему пришли семь богатырей, они в дом, а он убежал. Шапкой махнул, сказал:
- Вернусь!
Через год вернулся на это место, вином их угостил. Они уснули. Он ходит с топором:
- Вот какой Анкаля, всех могу зарубить!
Но не зарубил, потому что они между собой помирились. У всех богатырей были подземные ходы в подполье. Здесь везде были места, где богатыри жили.
51. Богатыри реки Кельват
Ехали двое катальгских охотников по Кельвату, а на берегу двое мальчишек баловались с луком и выстрелили одному в спину, тот умер. Катальгские поднялись. А здесь два богатыря жили,старший и младший. Младший спал в пологе из крапивы, днем дело было. Старший побежал, косой зацепился за веревку из полога, а на веревке были колокольчики. Они забрякали, младший богатырь проснулся и убежал. Катальгские ушли, а эти собрали народ и пошли за ними войной, со многим войском пошли, с луками.
Согласились мирно кончить, если эти сорок семей отдадут. Отдали и миром кончили.
52. Как обхитрили врагов
В войну отряд здесь проходил. Огня в чуме не видно, только слышно, как вода капает. Это люди внутри чума сидят и орешки щелкают, а им слышится, что вода капает.
53. Происхождение фамилии Микуминых
(Вариант 1)
Старики рассказывали, что раньше люди деревня на деревню войной ходили. Жили они в норах (мыг-кат), чтобы трудно было их найти. Недалеко от пос. Летнекиевска есть место, которое называется Яльвелем-пай (яль - война, велем - убитые, пяй - мыс). Это небольшой мысок, поросший
с.39.
молодым сосняком. Раньше этот мыс был больше, а на нем стояла большая деревня. Вот однажды на деревню напали враги. В деревне жил богатырь(матуркан), сын которого был женат на очень красивой девушке. Из-за этой красавицы и произошла война. Когда враги напали (их было в три раза больше), богатырь сделал весло с глухариную шею, а сын сделал весло с лебединую шею толщиной. Прыгнули они в обласки, хотели убежать от врагов. У богатыря весло было толстое и он уплыл далеко, а у его сына весло было тонкое, с лебединую шейку и когда он начал сильно грести, весло сломалось. Враги догнали богатырского сына и убили. Сноха же богатыря спряталась в большом болоте между кочками. Она залезла в большую куженьку и враги ее не нашли. В деревне всех людей перебили. Остались в живых только богатырь и его сноха. Богатырь сошелся со своей снохой, стал с ней жить. Детей они стали называть Мукумиными. Сноха-то спряталась между кочками и кочка по-остяцки - мюх, мюх-пяй. Отсюда и фамилия Микуминых. Эту сказку дед Семен Антоусов рассказывал.
(Добавление рассказчика)
У богатыря была шапка железная и железная рубаха. Испугались враги богатыря, потому что увидели, как он шел по берегу и скручивал березки как хотел. Враги испугались, назад вернулись. У богатыря и его снохи было три сына. От этих трех сыновей и пошли три остяцкие фамилии: Калины, Микумины, Васькины.
54. Происхождение фамилии Микуминых
(Вариант 2)
Фамилия Микуминых произошла так. Жила одна семья, они взяли невесту. Еще день не прошел, вечером она говорит:
- Вижу, что небо темнеет, слышу, что гремит, а туч нет. Это татары идут.
Свекровь на нее заругались:
- Еще и дня не живешь, а что наговариваешь?!
Пришли татары. Отец с сыном поехали на обласке. У отца весло крепкое, у сына нет. Сын просит:
- Ты, отец, уж прожил жизнь, дай мне весло.
- Я тебе говорил, чтоб ты крепкое весло делал, а ты не сделал.
Сноха схватила большую куженьку, убежала в лес, между кочками спряталась, куженькой накрылась. Татары убили старуху и сына. Живы
с.40.
остались старик и сноха. Раз старик приходит, сети к ее ногам бросает. Она думает:
- Он что, с ума сошел, на мою постель сеть бросает?
Старик говорит:
- Давай будем жить.
У них родился сын Т'иллы. И у них стала фамилия Микумины, т.к. мать звали Мукун-кут -'за кочкой спряталась'. Т'иллы - бугор, шишка, нарыв.
55. О приходе Ермака
(Вариант 1)
Рассказывали: Ермак примел к богатырю, который у Колпашева. Тот мордушку плел, высоко привязал. Ермак показывает пушку, а богатырь смял пушку: вот ваше оружие! Десять мужиков к нему подошли, богатырь их между пальцами зажал. Обь перепрыгнул.
На Васюган Ермак не приходил. Договорились не воевать, а остяков в армию не брать. Эта грамота в Новосибирске на бересте на хранении.
56. О приходе Ермака
(Вариант 2)
Остяки с Ермаком не воевали. Когда Ермак пришел, то наш вождь встретился с ним, встали напротив друг друга и поменялись, передавая из рук в руки лук и ружье, тот нашему ружье, а наш - лук.
А до этого все было из кости: и ножи, и топоры. И сейчас, если бы нужно было, я бы сделал топор из лопатки лося. Из клыка медведя можно сделать маленький нож.
57. О приходе Ермака
(Вариант 3)
Когда Ермак (т.е. его люди) пришли в Айполово, решили не трогать остяков, а дать им решить: покориться или воевать. В Айполово семь шаманов собрались и сказали своему народу:
- Дайте нам семь дней подумать.
Посовещались с богом и решили подчиниться и платить дань. Я читал грамоту Екатерины II, там также примерно написано, что не трогать, если дань будут платить. Выделили отряд и пошли с русскими Кеть завоевывать.
с.41.
56. Тонья-богатырь
(Вариант 1)
Выше пос. Угут жил хантыйский царь Тонья. Он воевал с казаками. Пимские его продали. По Нехос-ях он две бабы взял. Три армии посылали казаки против него. Ружья раньше были - один целится, другой порох насыпает, а третий стреляет. Ханты в это время всех троих убивали из луков. Хантыйские стрелы оперены глухариными перьями, летят прямо, а малоюганские пришли на помощь, у них стрелы с беличьими хвостами - до половины урьи долетят и падают. Это было, где голова Мэнк-ыки обросла мохом. Тонья с косами был, он к ним олений шест (хорей) привязал и так бежал быстро, что шест торчал в воздухе, как самолет летит. Он был без икр на ногах, поэтому так быстро бегал, икры мешают бежать.
59. Тонья-богатырь
(Вариант 2)
Тонья - царь (кон) хантов. Один раз женщины пошли черемуху собирать и позвали одну девочку. Она отстала. Над ней кто-то пролетел на белом коне.
- Ну-ка, девушка, открой рот, я тебе туда камешек спущу.
- Как спустишь?
- Так, спущу маленький камешек.
- Кто ты такой?
- После узнаешь, рот открой.
Она открыла. Это 6ыл Кон-ики.
- У тебя родится сын, родится не по-человечески. Назови его Тонья. Он будет хантами командовать.
Она послушала и так сделала. Через некоторое время родился мальчик. Она назвала его Тонья. Он рос не по дням, а по часам.
Он так жил, женился в Малом Югане. Ушел раз на охоту, с братом пошел. Приходит с охоты, ни жены, ни матери. Мать у него в Малом Югане была. Ко-уры 'Длинная урья' они там жили. Он с братом был. Давай искать. Искали, искали - нету. Его казаки нашли. Тонья был царь хантов. Он в Сургуте, ему ханты по белке отдавали. Казак его попросил, он не дал, говорит:
- Я сам удерживаю со своих. Пусть он с казаков удерживает.
Он ударживал перья от орла на стрелы.
- Если он со мной спорить хочет, пусть войско придет, я людей не
с.42.
пущу, я хозяин.
Казаков послали сто человек. Тонья на урье построил город, на Мункул-уры возле Угута, там рядом высокий бугор есть.
Войско пришло. Казак говорит:
- Тонья, подойди, все уместимся, потом будем воевать.
Тонья в стене дыру сделал, чтобы стрелять. У Тоньи пять человек и брат, а казаков сто. Как казак стреляет, Тонья топором дыру закроет, казачьи стрелы обратно улетают.
У казаков ружья были такие: одному на плечо ружье кладут, другой целится, а третий поджигает. Тонья в это время переднего и заднего, обоих одной стрелой пробивает. Казаков осталось пятеро. Тонья говорит:
- Идите к вашему хозяину, пусть еще войско посылает.
Послали семьсот человек. Тонья опять всех кончил, его никак не могут кончить. У него стрелы кончились, они собрались удирать. Тонья стрелял стрелой с оперением из беличьих хвостов. Он говорит:
- Последнюю стрелил.
И вернулись.
(О дальнейшей судьбе Тоньи есть два рассказа)
1 рассказ.
Тонья от казаков удрал, в юрты Рыскины пришел с братом. Сестра им поставила варку. Ели, ели. Последний остаток варки брат Тоньи взял.
- А браток мой младший, надо было мне оставить.
Ударил брата, тот умер на месте. Тонья зятю говорит:
- Ну-ка оленей мне самых хороших приведи.
- Откуда у меня олени?
- Приведи, а то тебе достанется.
Сестра говорит:
- Приведи лучше. Его казаки не могли взять.
Привели ему оленей, он запряг нарту, поехал. Между Мултановыми и Ярсомовыми юртами заметку сделал, на кедре ветку срубил, несколько сеток оставил.
- Вот, молодое поколение будет жить. Половина между Каюковыми и Мултановыми будет здесь.
Теперь экспедиция здесь меряла, там точно середина.
Тонья удрал в Пии, там женился. Родители жены хотели его убить. Старик побоялся или забыл, напоил, хотел убить. Кололи его ножами,
с.43.
стреляли его, никак не могут убить. Хорошо.
- Ну-ка тесть с тещей, что вам нужно, я вам все хозяйство выделил.
Он взял нож (саблю по-русски) и все головы пересек. Жене сказал:
- Вот, жена, я умру. Уже мне бог наказал. Через пять дней приедешь на мое кладбище, постоишь там, паут вылетит из могилы, значит, у меня илес ушел к Торуму.
Бог потому его наказал, что он когда с казаками воевал, то их головы через урью ставил. На три ряда две головы не хватило, он две собаки убил и головы поставил. За это его бог наказал.
Жена подходит к могиле - паут улетел. Перед смертью он так сказал:
- Если паут улетит с могилы - тогда лучше на поминки не ходите.
("Номыс-то у него ушел" - замечание рассказчика).
2 рассказ.
Казаки заперли Тонью в крепость. У него соболий сак. Поймали его и пальцы по последним фалангам отрезали, чтобы он не стрелял. Увезли их. От Сургута недалеко есть сор, там стали ночевать. Тонью шубой укрыли и рядом с ним легли, чтобы не ушел. Пять саней поставили, загородили, сверху колокольчики повесили. У него нож был, он шубу перерезал и сани с колокольчиками перепрыгнул, некоторые задел, они зазвенели, но он убежал. Казаки на лошадях погнались. Тонья побежал и всех перегнал. Косы у него были. Он хорей привязал за косы и бежал так быстро, что хорей торчал сзади, летел, как самолет. Так и ушел.
Казаки к своим пришли, говорят: - Где его найдут, надо убить. В Пиму его нашли и там убили.
60. О происхождении названия реки Васюган
Раньше остяков распознавали по тому, как они надевают лыжи. Мы лыжи наденем, а потом ремни завязываем, так делали все остяки по всему Васюгану, от низа до верха. Завязывать по-нашему - вать. Река раньше называлась Вать-ёган, т.е. река, где люди завязывают лыжи, а мы назывались Вать-ёган-ку. А на реке Вах жили другие остяки, как и мы же, но другие. Они не завязывали ремни на лыжах. У них крепления готовы. Они ногу вставят в крепление и все. Он как ногу вставит в крепление и скажет: "Вах!", т.е. "Готово!" или "Есть!" Вот и людей с этой реки стали звать Вах-ку, саму реку стали звать Вах.
с.44.
61.Топонимическое предание
(Рассказ 1)
Плыли по Васюгану юнгя в лодке. Место, где они отдыхали ниже Осинового яра, называется Яламсан-пеля. Первый омут у Нового Васюгана так быстро проплыли, что только звук остался, омут называется Кули-мелен. Ниже Тевриза плес Колла-ляйхем 'Ворона, парящая в воздухе'.
62.Топонимическое предание
(Рассказ 2)
На урье Сол-уры дрались богатыри Альви и Сэвэс. Сэвэса разорвали, его кишки бросили в урью, лопатку на яр, а голову на елку. Елка там стоит, правда, верхушка у нее похожа на голову. Этот урман называется Сэвэс-ох-вонт 'Сэвэс-голова-лес'.
Выше Кырах-пухэл есть Котельный яр. Здесь двое жили. Мужики ушли в урман. Заходит старик, бабы у него спрашивают, не видел ли он мужиков.
-Я их за зубы положил, в горло положил.
Одна догадалась, что он их съел. Гнилушки в подол сложила, вышла, схватила его котел, побежала. Слышит - тот в избе вторую задавил, кишки на таган намотал. Старик выбежал, кричит этой, чтоб котел бросила. Она бросила, здесь видны ямка и дужка от котла, поэтому называется Котельный яр.
63. Топонимическое предание
(Рассказ 3)
Кат-кон-пяй - название мыса по р. Киевской. Жил на земле злой черт Пырны. Он упросил, чтобы Торум ему в жены дочь отдал. Когда Пырны был злой, то таскал жену за косу, а коса у нее длинная и волнистая была, из-за этой косы образовалась извилистая Щучья речка. Как-то Пырны разозлился и жену свою убил. Торум узнал, сильно рассердился и решил сделать сильное наводнение, чтобы земля под воду ушла и Парны пропал. Полил сильный дождь и земля под водой скрылась. Пырны стал птиц стрелять. Настрелял так много, что из их перьев образовался остров. На этом острове Пырны и спасся. А остров называется Кат-кон-пяй.
64. Топонимическое предание
(Рассказ 4)
Пониже Красного Севера по Кулун-иголу есть песок Кян-зярансий. Как-то люди сильно голодали и шли искать рыбу. А здесь на песке поставили запоры и поймали много рыбы, спаслись от голода. А царь узнал об этом и песок похвалил, и стали так песок называть.