Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

(№ 16)

БОГАТЫРЬ КЕДРОВОЕ ЯДРЫШКО

Рассказал в декабре 1933 г. Лопсия Хум из пос. Лопсия-пауль

Зап. и перевод В.Н Чернецова

Опубл.: Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Л., 1935, с.112-118.

Богатырь Кедровое ядрышко с низовой, Обской стороны жену имеет. Жена Светлую Обь позабыть не может, все в низовую сторону стремится. Однажды весна настала. Женщина в лес пошла, бересты надрала. На 6ересте всяких птиц, всяких зверей нарисовала*53, из бересты узорчатые чуманы, туески*54 изготовила. Туески и чуманы перед мужем расставила, так ему говорит:

- Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя я посуду сготовила. Для светлого рыбьего жира - обской снеди, для светлого рыбьего жира - озерной снеди, - вот хороши чуманы!

Богатырь туески и чуманы похватал, в клочья изорвал, бросил. Говорит:

- Светлый рыбий жир - обская снедь, светлый рыбий жир - озерная снедь, не для меня пища. Не на этой пище мои кости выросли, мое тело окрепло. Звериным жиром я с детства питался, на зверином жиру кости мои выросли, тело мое окрепло.

Хоть и изорвал он туески и чуманы, а как только

с.112.

другая весна пришла, жена его из бересты краше прежнего посуду ладит. Изготовила, перед мужем расставила. На посуде птицы всякие нарисованы, звери разные изображены. Мужу говорит:

- Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя туески и чуманы я сделала. Светлый рыбий жир - обскую снедь, светлый рыбий жир - озерную снедь, - наливать в них как хорошо!

Богатырь же чуманы хватает, в клочья рвет и бросает.

- Светлый рыбий жир - обская снедь, светлый рыбий жир - озерная снедь, не моя пища. Не на этой пище мои кости выросли, мое тело окрепло. С детства я звериным жиром питался, на зверином жиру мои кости выросли, мое тело окрепло.

Жена прочь пошла, плачет-рыдает:

- К Светловодной Оби пришла бы я, там хорошего товарища нашла бы себе!

Муж чуманы ее хоть и порвал, жена его слушать не хочет. Снова весна настала, женщина опять бересты надрала, опять узорчатые чуманы, изукрашенные туески делает. Перед мужем их расставила, говорит:

- Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя туески и чуманы я сделала. Светлый рыбий жир - обскую снедь, светлый рыбий жир - озерную снедь, - наливать, вот хороша посуда!

Муж ее уговорам поддался.

- Ну, коли ты тогo хочешь, будь по-твоему.

Богатырь Кедровое ядрышко товарищей своих сзывает, лодки готовить велит и в путь собираться. За младшим братом своим посылает. Не идет младший брат, ехать не соглашается.

Погрузились, от берега оттолкнулись, поехали. Когда лодки мимо мыса Ванкр-нёл проплывали, на мысу то ли солнце взошло, то ли месяц выплыл. То не солнце, не месяц, а богатыря Кедровое ядрышко младший братец навстречу вышел. На краю скалы стал он и так невестке говорит:

с.113.

- Если с братом моим в низовой стороне беда приключится, ты к нам лучше и не показывайся!

- Что ты зря болтаешь, - невестка отвечает, - не на войну ведь муж мой собрался, какая беда с ним случится!

Дальше отправились. День и ночь все плывут. Однажды, когда уж на Обь выбрались, жена говорит:

- Сколько дней без сна едем, надо заночевать.

К берегу причалили, вышли из лодок, огонь развели. Поели и спать собрались. Богатырь товарищам говорит:

- Ложитесь, я сторожить буду.

Люди заснули. Богатырь у костра сидит, сторожит.

Жена говорит ему:

- Ложись, ты ведь греб все время, устал. Я уж посторожу.

- Ты заснешь, наверное, а на нас враги напасть могут.

- Ложись, враги если придут, сразу разбужу.

Богатырь лечь решился, жена ему снова говорит:

- Сними кольчугу-то, день и ночь железо на себе носишь. Сними, отдохни хорошенько.

Снял богатырь кольчугу, лег и заснул. Тогда жена кольчугу взяла, ворот у нее зашила, чтобы надеть нельзя было. Лук посредине ножом надрезала. Потихоньку поднялась и ушла.

Пониже того места Русского богатыря городок был. Женщина в тот городок пришла, Русскому богатырю говорит:

- Тайт-реки люди пришли. Собирайся, иди на них.

Пока русские собирались, она обратно в стан мужа прибежала. Когда русские лодки близко подошли, к берегу причалили, мужа будить стала:

с.114.

- Вставай, враги напали, убьют нас всех!

Богатырь Кедровое ядрышко вскочил, кольчугу схватил, на себя накинул, надеть не может, - ворот зашит. Так и бросил. За лук схватился. Когда его натягивать стал, в надрезанном месте лук пополам сломался. Богатырь Русский тут его и убил. Русские воины дружину его перебили. Лишь женщина с грудным ребенком осталась. Женщина богатырю говорит:

- Мальчика тоже убей; вырастет - отца искать станет.

- Он еще мал. Вырастет, знать не будет, кто его отец был; мстить не станет.

Русский богатырь с Кедрового ядрышка кожу с волосами с головы содрал*55, на вершину лиственницы повесил, сказал:

- По верховьям Тайт-реки ходивший богатырь Кедровое ядрышко! Кожа с головы твоей на вершине лиственницы ветром пусть обвевается. Скальп твой, материнскую кожу твою дождь пусть мочит, ветер пусть обвевает!

Потом женщину с ребенком забрал и в городок свой отравился. Женщина жить с ним осталась.

Много ли, мало времени прошло, мальчик вырос, окреп. Руки его сильны, ноги его сильны.

С сыновьями Русского богатыря играет, кольцо мечет. То кольцо бросят, оно слабо летит, близко падает. Мальчик бросит - со свистом летит, с глаз скрывается.

Сыновья Русского богатыря говорят:

- Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит? Ты силен, а где же сила твоя была, когда отца твоего убивали?

Мальчик к матери побежал, спрашивает у нее:

- Так говорят: " силен, а где сила твоя была, когда отца твоего убивали?" Верно ли, нет, что отец мой убит? Кто он был, скажи.

- Отец твой, вот он - Русский богатырь.

Мальчик успокоился, думает - и верно так. На другой день опять играть стали. Кольцо мечут. Он бросит -

с.115

кольцо со свистом летит, с глаз скрывается. Другие кинут - слабо летит, близко падает. Сыновьям Русского богатыря обидно стало, говорят они:

- Ты силен, а почему ж скальп отца твоего на острове Обском на вершине лиственницы ветром обвевается? Где сила твоя была, когда отца твоего убивали?

Мальчик к матери пошел, спрашивает:

- Почему мне говорят: "Где ты был, когда отца твоего убивали?" Кто мои отец был?

- Не слушай, - мать отвечает. - Отец твой - Русский богатырь.

В третий раз играть стали. Русского богатыря сыновья кольцо метнут - слабо летит. Мальчик кинет - кольцо из глаз скрывается. Братьям обидно стало, они мальчику говорят:

- Куда же ты силу свою девал, когда отца твоего убивали? Отца твоего скальп на лиственнице болтается, ветром обвевается.

Мальчик ничего не ответил, прочь пошел. Из городка за палисады вышел, плача, грустя там расхаживает.

За городскими палисадами, в маленькой юрточке старик со старухой живут. Куска своего они не имеют, из милости их держат. "Схожу к старику и старухе, - мальчик думает, - спрошу у них. Может, скажут". Вошел мальчик в домик, спрашивает:

- Бабушка, дедушка, люди говорят мне: "Ты силен, а где сила твоя была, когда отца твоего убивали? Скальп отца твоего на Обском острове на лиственнице висит, ветром обвевается". Верно ли, что отец мой убит?

Старик отвечает:

- Эх, внученько, завтра хорошего человека дыхание угаснет. Русский богатырь убить тебя хочет. Узнал он, что ты отца своего проведал. Отец твой - Богатырь Кедровое ядрышко. Русский богатырь его убил, а скальп его, материнскую кожу его на лиственницу повесил.

- Род у меня есть ли, нет?

с.116.

- Род твой в вершине Тайт-реки в устье Кос-я-реки*56 живет.

Старик кольчугу, которую в молодости еще сам носил, достал, мальчику дал.

- На, надень.

Мальчик надел, впору пришлась. Старик руки его померил, меч дал. Потом к реке повел, лодку там свою отдал, сказал:

- Вверх по Оби поезжай. Увидишь с правой стороны с темной водой река выпала. В эту реку лодку свою направь. Это Тайт-река будет. В эту ночь по останавливайся, настигнут! Поезжай скорей!

Мальчик со стариком распрощался, вверх по Оби поплыл. Долго ли, коротко ли плыл, до устья роки с темною водой добрался, вверх по этой реке гребет. Нигде не останавливается, без отдыха едет.

Однажды вечером посмотрел, - сверху по реке лодка плывет. Мальчик лодочку свою к берегу повернул, в курью завел, а сам на берег выскочил и в лесу спрятался. Слышит разговор на реке:

- Причалим. Только что лодка была. Человек, видно, на берег скрылся. Поищем.

Причалили, искать стали. Скоро нашли, схватили, к лодке привели. Какой-то человек спрашивать начал:

- Кто ты, кто отец твой?

- Отец мой - Богатырь Кедровое ядрышко.

- Откуда ты взялся? Я отца твоего младший брат. Где отец твой?

- Русский богатырь его убил.

- А мать твоя где?

- Она с Русским богатырем живет.

Мальчик в большую лодку сел, все вместе на Обь поехали. К городку причалили, младший брат Кедрового ядрышка дружине говорит:

- Что тут народом делать, я один пойду.

Весло взял, на берег побежал. Половину городка веслом разнес, всех людей поубивал и в воду побросал.

с.117.

Русского богатыря ударил, у того и глаза выскочили, на дерево повисли. Такой человек - рука тяжелая! Старик со старухой к нему подбежали: "Не убивай нас!" - просят.

- Вас я не трону, - отвечает.

Всех побил, тогда товарищам городок обойти велел. Обошли, видят - семь человек убежали. Младший брат Кедрового ядрышка племяннику говорит:

- Ты помоложе, за двумя беги, а я за пятерыми погонюсь.

Сказал и по следу бросился. Племянник двоих беглецов выслеживать стал. Вскоре нашел их: Русского богатыря двое сыновей под берегом от страха в лодку забились.

Увидали его, заплакали, пощады просить стали.

- Когда моего отца убивали, - мальчик ответил, - никто не плакал!

Лук натянул, стрелу пустил, сразу обоих убил. Кожу с головы у них содрал, к своим назад пошел.

Домой ехать собираться начали, стали решать, что с женой Кедрового ядрышка сделать. Дядя говорит:

- Я сам ее убивать не буду. Убью, а ты, может, когда потом скажешь: "Мать мою убил", против меня пойдешь.

Женщину живой в лодку снесли, на дно положили, за руки, за ноги к дну лодки гвоздями прибили. В лодку сели, домой поехали. Женщина на дне лежит, по ней ходят. Так дорогой и умерла. Когда умерла, ее в воду бросили. Сами домой приехали на устье Кос-я-реки жить стали.

с. 118.

(№ 17)

ТРИ БОГАТЫРЯ С ВОР-Я-РЕКИ

Рассказал в декабре 1933 г. М. Монин, 22 лет, из пос. Яны-пауль.

Зап. и перевод В.Н Чернецова

Опубл.: Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Л., 1935, с.119-127.

В вершине Вор-я-реки три брата богатыря живут. Старшего имя - Оленья ягушка*57, среднего - Медный рукав, младшего - Семирядный медный шлем.

Однажды старший брат говорит:

- Я этой ночью сон видел: на Ас-реке*58 будто нас поминают. Ас-реку поглядеть в гости поедемте.

- Ну, кто в этакую даль поедет, - братья отвечают. - Места там незнакомые.

- В незнакомое место и хорошо съездить. Новых людей посмотрим. Что на одном месте жить?

Младшим братьям где же верх взять? Пришлось согласиться.

Две лодки вместе сплотили, настил сделали, настил сверху берестой покрыли. На плот уселись, вниз по извилистой Вор-я-реке отправились. С богатырями сестра их Каль-Нёхс*59 поехала. Долго ли, коротко ли ехали, на седьмой день к устью Тапыс-реки*60 выплыли. Когда мыс огибать стали, сверху по Тайт-реке плот показался. Такой громадный. Через всю Тайт-реку

с.119.

плывет. Приблизился плот, братья смотрят, Верхнесосвинский Горный старик едет. Съехались, плоты связали, вместо поплыли. Поселок Тапыс-сунт*61 проехали, Верхнесосвинсий Горный старик говорит:

- Ну, воринский народ, вы, поди, сангыдтап*62 с собой захватили?

- Эх, сангыдтап-то дома забыли.

- Я пойду, сбегаю, - Медный шлем говорит. - Ну, сбегай, коли бойкий такой, - старший брат отвечает.

Плот к берегу подвели, Медный шлем выскочил и побежал. Только плёсо проехать успели, с берега на середину плота богатырь в кольчуге прыгнул. Сангыдтап подмышкой держит.

- Так, - Верхнесосвинский старик молвил, - хороши богатыри в вершине Ворь-я-реки родятся. То-то и слава о них широко разносится.

Играя, танцуя, дальше плывут. Тот играет, другой поет, третий пляшет. Долго ли, коротко ли так ехали, до Среднесосвинского мыса добрались. Видят - Тайт-Котиль-Ойка*63 реку поперек каменным запором перегородил. Лодке пройти негде.

Обомшелой, заплесневелой кучей плавника обернулись, так плывут.

На запоре два человека ловушки осматривали. Вверх по реке взглянули, видят - поперек всей Тайт-реки большая куча плавника движется. По всему плесу растянулась. Один другому говорит:

- Послушай, пойди, сбегай к вождю. Эта куча плавника нам запор поломает.

Человек побежал. К Тайт-Котиль-Ойке пришел, тот спит.

- Вставай скорей. Запор наш сейчас поломает. Сверху реки такая громадная куча плавника надвигается. По всему плёсу растянулась.

- Наш каменный запор какая сила сломать может! Одну морду выньте, плавник через запор и пропустите.

с.120.

Назад пошел. К реке прибежал, видит - плавник к запору приблизился. Товарищ ему говорит:

- Беги скорей. Скажи: запор сейчас изломает. Где же такую кучу плавника через него пропустить?

Человек опять в городок побежал. К вождю пришел, говорит:

- Запор сейчас изломает. Так много плавника, - где же через одни воротца пропустить: не пролезет.

- Как не пролезет, пройдет. Какая сила наш каменный запор сломать может!

К запору вернулся, видит - плавник уже вплотную подошел. Товарищу говорит:

- Ну, сейчас развалит все. Послушай, сходи теперь ты. Мне он, наверно, не верит.

Другой человек в городок побежал.

-Старик, поперек всей Тайт-реки кучи плавника надвигается. Все плёсо заняла. Как ее через запор пропустить?

- Одну морду выньте - и пропустите. Ты что, плавника не видывал?

Человек назад вернулся. Когда к запору подходил, плавник запора коснулся. Заскрипел, затрещал, под воду опустился. Ниже запора снова вынырнул. Ползапора изломало. Вдруг видят люди: был плавник, и не стало плавника. По середине реки плот плывет. На плоту люди сидят. Который на сангыдтапе играет, который поет, который пляшет. На берегу один человек другому опять говорит:

- Беги к вождю, скажи, запор наш развалился.

Тот побежал. К вождю пришел, сказал.

- Пол-запора нам сломали! Плавник плотом оказался. На плоту люди сидят. На сангыдтапе бренчат, песни поют, пляшут. Такой громадный плот, как утиная стая!

Когда плот с городком поровнялся, Верхнесосвинский Горный старик Медному шлему говорит:

- Ну-ка, внучек, ты прыткий. Беги на берег, скажи -

с.121.

злобы на нас пусть не имеет. А впредь Тайт-реку поперек пусть не загораживает.

Медный шлем на меч оперся, с плота на берег прыгнул, в городок побежал. К Среднесосвинскому богатырю пришел. Тот, голову повесив, сидит.

- Дедушка, здравствуй!

- Здравствуй.

- Меня Верхнесосвинский Горный старик на берег послал. Так если бы проехали, ты, поди, худо думать стал бы. Поэтому я и пришел. Дедушка слово послал. Так говорит: "Впредь Тайт-реку от берега до берега пусть не загораживает".

- Я худо поступил. С одной стороны загородить следовало. Теперь во всю реку запора делать не буду. Внучек, а вы куда собрались?

- Мы на Обь поехали.

- А-а! В самое худое место едете. Старший брат тоже с вами?

- Едет. Это он все и надумал.

- Ну, если и он едет, тогда с вами ничего худого не случится.

- Ну, дедушка, доброго сна тебе! Я пойду.

- Подожди, внучек; ребята тебя на лодке свезут.

- Нет, я пешком пойду. Плот, наверно, уже все плёсо проплыл, к Кортя-паул подходит.

- Свезут тебя, куда пешком пойдешь?

- Ничего, я добегу.

- Берег шиповником зарос. Итти плохо.

- Зачем люди из-за меня этакое плёсо грести будут, я добегу.

Медный шлем на меч оперся, прыгнул. Смотрят люди, - богатырь на самую середину плота упал! С берега Среднесосвинского богатыря похвала донеслась:

- Сильные богатыри в вершине Вор-я-реки родятся. То-то слава о них широко идет!

Дальше едут. Долго ли, коротко ли ехали, Верхнесосвинский Горный старик на свое промысловое

с.122.

место приехал. Там остался. Сказал братьям:

- Если в беду попадете, меня вспомните, призовите.

Братья с ним распрощались, дальше отправились. Долго ехали, однажды на Обь выехали. Смотрят вперед, видят -  по всей Оби от берега и до берега железнокожие звери ныряют.  На сколько глаз хватает, спины их виднеются. Где плоту пройти? В это время с плота соболь соскочил. От одного берега Оби к другому по спинам звериным побежал. По спинам звериным назад вернулся. Где соболь бежал, там звери под водой скрывались. Соболь на плот вскочил, Каль-Нёхе - сестрой богатырей - обернулся.

На берегу Оби городок стоит. В городке люди на реку посматривают, удивляются:

- Эге, никто этих зверей разогнать не мог, а теперь все в воду попрятались. Бот богатыри-то к нам едут.

Братья плот к городку подвели. К берегу причалили. Оленья ягушка на середине плота сидел. Из семи оленьих шкур сшитую ягушку свою снял, говорит:

- Какая жара!

Сказал и между лодок в воду нырнул. В городке люди, видя это, сказали:

- Ну вот. Один из них навек ушел! Там под водой железнокожие звери наши его уж не пропустят.

На нижнем конце плёса из воды гагара показалась. По воде крыльями хлопая, к плоту понеслась. Подплыла, на плот вылезла, из гагарьей шкуры старший брат - Оленья ягушка - вылез.

с.123.

- Так, - молвил он, - теперь вот хорошо. Так свежо стало!

Из семи оленьих шкур сшитую ягушечку свою надел и с братьями на берег вышел. Сестра на плоту осталась.

Братья в городок вошли, в маленькую какую-то юрточку заглянули. Сидят там, с хозяевами беседуют. Вскоре дверь отворилась, старая женщина вошла.

- Что же пришедших здесь держите? Для приезжих гостей у нас дом поставлен. Вы забыли, что ли? Туда вести надо.

- Верно, - местные говорят, - мы для гостей дом приготовили. Туда пойдем.

- Ну, если дом есть, почему не пойти.

Поднялись, отправились. По дороге мимо одной юрты шли, - на пороге ее три девушки стоят. Одна из них Медному шлему говорит:

- Друг, хоть и богатырь ты, не ходи туда! В том месте, куда вас ведут, головы свои сложите. Послушай меня, не ходите туда.

- Послушай, - Медный шлем Оленьей ягушке говорит, - не пойдем туда, а? В плохое место нас ведут.

- Ну, друг мой, - ответил тот, - возвращаться теперь стыдно. Нас в гости зовут, а мы бежать будем? И что ты девушек слушаешь, - что они скажут?!

К дому подошли. Из лиственничных бревен в семь рядов сложен. В дом вошли, на переднее место сели хозяева, вкусной едой всяческой угощать стали, мухоморов принесли. Братья мухоморы есть принялись. Младшие братья немного съели, бросили. Оленья ягушка ест да ест. Говорит братьям:

- Я вам сказал: "Пойдемте", а вы не хотели. Отроду непробованную пищу тут едим!

Ели, ели, вдруг Оленья ягушка с места поднялся, спросил:

- А что, по дому пройтись можно, или нет?

- Отчего же нельзя, - местные отвечают, - походи, разомнись.

с.124.

Из-за стола вышел. До двери дошел, повернулся, назад идет. До середины дошел, - половица не выдержала, сломалась. Из половины лиственничного бревна вытесанная доска как щепка переломилась!

- Эге, - воскликнул он, - из обского тальника дощечки ваши таких людей, как мы, выдержать не могут! И пройти даже нельзя. Хватит. Сяду-ка, зря работы себе только приготовил!

Сел. Опять мухоморы ест. Вдруг кто-то снаружи концом меча дверь открыл. Человек в кольчуге в дом вбежал. Крикнул:

- Эй, друзья, вы здесь беседуете, а наш городок уже до половины разрушен! Враги напали!

Местные повскакали, к двери бросились.

- Вы угощайтесь, - братьям они крикнули, - а мы туда побежим!

Из дома выскочили. Только выскочили, дверь захлопнули, снаружи заложили. Юрту со всех сторон подожгли. Котел с мухоморами варившие два человека - и они в доме остались. Увидали, что дом загорелся, сказали:

- Ну, пришел наш последний день!

Дом запылал. Младшие братья в кольчугах были. Кольчуги накаляться стали. Терпенья нехватает жар выдержать. Старший брат говорит:

- Вы зачем кольчуги надели? Если бы, как я, в оленьи ягушки оделись бы, - теперь не жгло бы вас.

Схватил обоих и в карманы к себе засунул. Посреди дома встал, стоит.

Огонь все разгорается. Головни со всех сторон сыплются. Вдруг один из людей, что за котлом с мухоморами смотрели, от жару лопнул.

- Ага, - на улице закричали, - один из богатырей с Вор-я-реки лоннул! Не можете против огня устоять?

Немного спустя и второй лопнул. За стенами опять кричат:

- Эге, вот и второй кончился! Где вам с огнем справиться! Теперь один только остался.

с.125.

Вскоре крыша обвалилась, огонь угасать стал. Оленья ягушка из дому через крышу выскочил. Вокруг всего дома сеть натянута. К сети подбежал, дернул, на клочки изорвал. Братьев из карманов вынул, на землю поставил. Все вместе к плоту побежали. На плот пришли, старший брат говорит:

- Ну, воевать - так воевать. Собирайтесь, идите, а я посплю.

- Мы одни, без тебя, что сделать сможем!

- Да что мне без дела зря на берег ходить? Вы что, с этими тонкобрюхими чебачишками справиться не сможете?

Братья луки взяли, отправились. Биться начали. Вскоре всех местных прикончили. Городок обошли, видят - три человека убежали. За ними по следам бросились. Вскоре беглецы на две стороны разошлись. За одним Медный рукав погнался, за двумя Медный шлем побежал. Долго ли, коротко ли бежал, настигать стал. Стрелу пустил, один беглец упал. Другой дальше бежит. В одном место догнал, бороться схватились. Медный шлем противника повалил. Нож вытащил, ворот кольчуги у врага разорвал, прирезать собрался. Вдруг видит -  с южной стороны облачко несется. Думает: "Подожду немного, посмотрю, что за облачко такое показалось". Приближаться стало, из облачка голос послышался:

- Внучек, внучек, подожди меня, не убивай его!

Облачко вплотную подлетело, Медный шлем смотрит, видит - Горный дедушка!

- Внучек, не убивай его!

- А почему?

- Нуми-Торум Верхний дух в устье Семи морей его носатыми рыбами, хвостатыми рыбами ведать назначил.

- Нет, я его так не отпущу! - Медный шлем ответил и ножом один глаз врагу выколол.

- Эх, внучек, ты моих слов совсем не слушаешь!

- Дедушка, если бы я его так отпустил, чем нас поминать стали бы? А то песню споют, сказку скажут:

с.126.

"Вот какие богатыри в эту землю приходили". Еще скажут: "Теперь Устья моря богатырь - одноглазый".

Медный шлем поднялся, одноглазого богатыря отпустил и с дедом назад пошел. К плоту пришли.

Тем временем Каль-Нёхс на плот девушку привела. Ту девушку, которая братьев предупреждала. Медный шлем ее себе женой взял.

На плот погрузились, домой поехали. На Вор-я-реку вернулись, теперь там живут-поживают.

(№ 18)

СКАЗКА ПРО ВИЩ-ОТЫР БОГАТЫРЯ

Рассказал в октябре 1933 г В. Кайданов, около 65 лет, из пос. Тапват-пауль, Кондинского района.

Зап. и перевод В.Н Чернецова

Опубл.: Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Л., 1935, с.128-137.

В Смородиновом городке Вищ-Отыр*64, молодой богатырь, жил. Однажды поутру из дому вышел, по городку расхаживает. Вдруг, откуда ни возьмись, стая чернядей летит, а меж ними Черный ворон-Острый нос.

Черный ворон к богатырю подлетел, говорит ему:

- Вищ-Отыр, славный вождь, до какой поры ты здесь гулять будешь? Послушай-ка, что я тебе расскажу: в многорыбную Обь, в многоводную Обь, Онку-ях-река выпала. В вершине ее семь братьев живет. Как камни, как утесы речные, эти богатыри сильны. С ними сестра их живет, румяная, красивая, невеста молодая. Вот бы тебе в жены ее высватать!

Сказал ворон, махнул крыльями и прочь улетел.

Молодой богатырь задумался. Голову опустил, домой побрел.

На другой день снарядился и к старшему брату отправился. На порог встал, тяжелую, из лиственничных стволов слаженную дверь распахнул, в дом шагнул. Давно

с.128.

не видавшись, бритья поздоровались, сели, разговоры завели. Вищ-Отыр расказывать стал:

- Вышел я из дому поутру, по Смородиновому городку расхаживал. Вдруг, откуда ни возьмись, черняди летят, а меж ними Черный ворон-Острый нос. Ворон ко мне подлетел, говорит: "Вищ-Отыр, молодой богатырь, до какой поры ты здесь гулять будешь? Слушай, что я тебо скажу. В многоводную Обь, в многорыбную Обь, Онку-ях-река выпала. В вершине той речки семь братьев-богатырей живут. С ними сестра их живет, румяная, красивая, невеста молодая. Вот бы тебе ее высватать?" Сказал это ворон и улетел. Захотелось мне тогда на Онку-ях-реку пойти, красавицу посмотреть. Не пойдешь ли ты со мною, братец мой?

Старший брат не отвечает. Опустив голову, сидит. Пока молчал, три раза котел с рыбой свариться бы мог. Наконец голову поднял, на брата взглянул, сказал:

- Девушки теперь там уже больше нет. С давних пор полюбил ее Менкв-Ойка, Лесной дух. Он ее к себе женой увез.

- Милый брат, не пошел бы ты со мною войной на того Вор-Пупы*65, Лесного духа?

- Страшен Менкв-Лесной дух. Ростом он три сажени, толщиной он три сажени. Крепки его кости, сильно его тело. В городке его людей столько, сколько муравьев на муравьще в жаркий день. Птица городок его из конца в конец пролететь не может, от усталости падает. Взор человеческий через весь городок хватить не может, на половине обрывается. Вот каков он, Вор-Пупы! Куда уж нам с тобой против него итти?

Вищ-Отыр на отказ рассердился, с места вскочил, из дому бросился. Половицы под ним, как рыбьи ребра гнутся. К порогу подошел, обернулся, сказал:

с.129.

- Если бы мать твоя брусом точильным тебя родила, ножи об тебя точить, - вот как хорошо было бы. Камень ты!

Из дому вышел, дверью хлопнул. Не будь она ловкими руками сделана, лиственничные бревна от удара в щепки раскололись бы.

Домой пришел, голову в безлистное время убитого быка*66 варить повесил. Мясо сварилось, есть сел. Одного куска проглотить не смог. Поднялся, из дому вышел, к реке спустился. Лодку на воду спихнул, сел в нее, веслом от береги оттолкнуться хотел, видит - две женщины бегут. Сестра его с невесткой к лодке подбегают, с обеих сторон за распорку хватаются.

- Милый братец, не езди! Куда ты один пойдешь? В далеком месте убьют тебя, в дальней стороне съедят тебя! Останься, братец!

Вищ-Отыр ничего не ответил, лодку веслом от берега отпихнул, на середину реки скользнула. Перекладина у женщин в руках осталась. Молодой богатырь лодку книзу повернул, с такой силой грести стал, что ветер поднялся, гром загремел. В лесах люди головы к небу позадирали. Вверх глядят, удивляются: "Небо ясно, а гром гремит!"

Ночь настала, Вищ-Отыр к берегу пристал, а утром снова дальше пустился. На третий день городок Лесного духа показался. К берегу причалил, богатырь из лодки вышел, думает:

"Если так пойду, то узнают они меня".

Рогатым оленем обернулся и побежал. Бежит, думает:

"В городке востроглазых шаманов много. Так если долго бежать буду, узнают они меня".

Синичкой обернулся, полетел. С дерева на дерево перепархивает, с ветки на ветку перепрыгивает.

Думает:

"В городке востроглазых шаманов много, узнают меня, пожалуй".

Бесхвостой ящерицей обернулся, меж травинок, меж листиков скользит.

"Вот так-то, пожалуй, меня и не сыщут!"

с.130.

До городка Вор-Пупы Лесного духа дополз. Видит - в городке народу много. Больше, чем муравьев на муравьище в жаркий полдень. Палисады в небо уперлись. Бревна их вершинами за темные тучи задевают, нижними концами в подземный мир высунулись. Нигде щелочки не найти, внутрь ограды не пролезть. Два раза вокруг городка обежал, - нигде ходу нет. В трещинку бревна забился, сидит. Долго ли, коротко ли так сидел, думает: "Доколе же я здесь ждать буду?" Верхнего духа - отца своего - просить стал, на семь недель жару чтобы сделал. Такая жара настала, - людям никакого терпения нет. Старухи и старики в ямы попрятались, так и лежат. Молодежь из воды не вылезает.

Однажды Вищ-Отыр, в щелке сидя, видит - десять женщин из городка к реке спускаются. С ними молодая румяная красавица, прекрасноликая женщина идет. На концах ее кос птички сидят, песни поют. Вищ-Отыр из щелки вылез, ящерицей к ним побежал. Девушки на берегу разделись, в воду вошли, только красавица на берегу осталась, купаться не хочет. Как-Сухая-Трава-Качающаяся-Женщина ей говорит:

- Почему в воду не идешь, почему купаться не хочешь?

- У меня, - отвечает, - какой-то зверек в рубашке спрятался.

Девушки из воды вылезли, к ней подошли. Вищ-Отыр ящерицей в рубашку заполз, там иголкой обернувшись, в рукав вкололся. Как-Сухая-Трава-Кичающаяся-Женщина рубашку схватила, трясти ее стала. Вищ-Отыр еле-еле удержался, чуть на землю не упал. Девушки оделись, домой пошли. Когда к воротам подходить стали, Вищ-Отыр думает: "Что дальше ждать? Делать, так сейчас делать!" Медведем обернулся, женщину поперек туловища схватил и прочь бежать пустился.

Домой прибежал, вокруг поселка в семь рядов палисады поставил. С внутренней стороны к ним завалы пристроил, чтобы через стену стрелять ловко было бы. С молодой женой своей живет-поживает. Долго ли,

с.131.

коротко ли так жили, ребенок у них родился. Жена ребенка в берестяную люльку положила, люльку у окошка повесила. Когда ребенка укладывала, щепотка моху из колыбельки через окно на улицу выпала. В то время мимо окна синичка пролетала. Синичка мох тот подхватила и к себе понесла.

Трехсаженный Вор-Пупы поутру проснулся. Смотрит, - жены нет. Ушла куда-то, и след ее заиндевел. Лесной дух из дома выскочил, Как-Сухая-Трава-Качающуюся-Женщину, сестру свою, допрашивать стал:

- Невестка твоя куда ушла?

- Купаться мы ходили, Виткащ ее в воду утянула.

Трехсаженный МенквОйка к реке побежал, Виткащ из воды вылавливать принялся. На третий день после его ухода - в городке люди увидели: от реки куски Виткащ летят, до середины городка долетают. Лесной дух домой вернулся, кричит:

- Жены моей, маленькой женщины моей, у Виткащ все-таки не нашел я.                               '

Как-Сухая-Трава-Качающуюся-Женщину снова спрашивает:

- Жена моя куда делась, куда ушла?

- Купаться мы ходили, медведь из лесу выскочил, схватил ее поперек туловища и скрылся.

Трехсаженный Лесной дух в лес кинулся. На третий день видят люди: из лесу куски медведей летят, в городок сыпятся.

Вор-Пупы домой вернулся, кричит:

- Жены моей, маленькой женщины моей, у медведей - стариков лесных - я все-таки не нашел!

Опять сестру расспрашивает:

- Жена моя куда делась, куда ушла?

- Я ничего больше не знаю, - сестра отвечает.

Загрустил Лесной дух, посреди городка скамью

с.132.

поставил, сел на нее и заплакал. Плачет-рыдает, ручьями слезы текут.

В то время над городком Черный ворон-Острый нос пролетал. Лесной дух голову поднял, ворона спрашивает:

- Над землей ты летаешь, все видишь. Скажи мне, жену мою не встречал ли где-нибудь?

Отвечает Черный ворон:

- Видел, как не видеть. Но хоть и знаю, где она, да не скажу. Ты, когда зверя убиваешь, мне ни кровинки клюнуть не даешь, от добычи прочь гонишь. Зато не скажу теперь, где жена твоя живет.

Ворон крыльями взмахнул и дальше полетел.

Трехаженный Вор-Пупы-Лесной дух посреди городка сидит, плачет, слезами обливается.

Питкищийе-Синичка через городок летит. Лесной дух голову поднял, синичку спрашивает:

- Ты по лесам летаешь. Скажи мне, жену мою не встречала ли где?

- Питкищийе-щийе-щийе, знаю, знаю, знаю, - синичка отвечает. - Жена твои у Вищ-Отыра живет. У окна сидит, ребенка качает. Щепотка моху из колыбельки через окно на улицу выпала, я мимо летела, тот мох подобрала, теперь домой его несу; гнездо делать буду. А-ха-ха!

Трехсаженный Лесной дух плакать перестал, с места своего поднялся. Товарищей собирает, на нового свояка своего войной итти снаряжается. Собрались и отправились. Долго ли, коротко ли шли, до городка Вищ-Отыра добрались. У Лесного духа людей столько, что, когда первые подошли к городку, последние из своих ворот еще выходили.

Трехсаженный Лесной дух Вищ-Отыру крикнул:

- Эй, новый свояк мой, покажи нам, какие у тебя стрелы водятся! Давай, стреляй!

Крикнул - и на городок бросился. Большим ножом своим палисады рубит, только щепки летят. Вищ-Отыр

с.133.

лук схватил, утиную стрелу, гусиную стрелу наложил*67, лук натянул, в Лесного духа стрелу пустил. Тэнн-тэнн - стрела зазвенела. Ударилась, назад отскочила.

- А-ха-ха, свояк, - вот какие у тебя стрелы; плоховаты, видно!

Вищ-Отыр костяной лук взял, другую стрелу из колчана вынимает. Древко ее длиной четыре четверти, наконечник железный - три четверти. Наконечник змеиной кожей закален*68. На середину лука стрелу наложил, лук натягивать стал. Четырехчетвертное древко все кончилось, дальше оттягивает. На весь трехчетвертной наконечник оттянул, тогда пустил. Тэнн-тэнп - стрела зазвенела, в Лесного духа ударилась, с ног его сшибла. С этой стороны на ту сторону, как черный ворон стрела пролетела. Немного дальше пролетела и в землю ушла.

Bop-Пупы-Лесной дух на ноги вскочил, опять на городок бросился. Вищ-Отыр снова лук натянул, стрелу пустил. Лесного духа стрелой с ног сшибло, на три сажени отбросило. Стрела дальше полетела, позади войска по самые перья в землю ушла. У Вищ-Отыра тетивой кожу с пальцев посдирало. Лесной дух на ноги вскочил, опять на городок бросился. Кричит:

- Эй, свояк! Кончай, ума у тебя нет. Где же тебе со мною справиться, ты и птицы-то убить не сможешь!

Три дня, три ночи бились, без еды, без сна, из сил выбились. Менкв-Ойка кричит:

- Эй, свояк, отдохнем!

Биться приостановились. Вищ-Отыр домой пошел, есть-пить уселся. Тетку свою к старшему брату посылает.

- Пойди в моему брату, скажи ему, - может, помощь какую окажет. У меня на концах пальцев тетивой все мясо пообрывало, силы мои кончаются! Под землей строенным ходом до него дойдешь.

Тетка отправилась. К старшему брату пришла, говорит ему:

с.134.

- Милый мой, туда бы пошел ты. У брата твоего силы кончаются, на концах пальцев мяса не осталось.

- Скажи ему, если нож у него есть, пусть сюда тащит; об меня поточит, - может, острее будет! Не пойду я ему помогать.

Вернулась тетка назад.

- Не идет, - говорит.

Вищ-Отыр из дому вышел, снова стрелять начал. Десять человек рядом стоят, - он десятерых одной стрелой пронизывает. Двадцать стоят, - двадцатерых пронизывает. Долго бились. Много врагов положил, но и у самого силы кончились. На пальцах тетивой мясо пообдирало, кости показались. Лесному духу кричит:

- Эй, приостановимся, поесть надо!

Биться кончили, Вищ-Отыр домой пошел. Жену свою к старшему брату посылает.

- Пойди, сходи к тестю, скажи ему, силы у меня не стало. От тетивы па пальцах кости показались. Пусть придет, поможет.

Женщина отправилась. К старшему брату пришла, поздоровались, сказала:

- Милый, братец твой обессилел, на пальцах от тетивы кости видны стали, пойди, помоги!

- Иди домой, скажи, пускай сам придет.

Женщина обратно вернулась, говорит:

- Тебя самого зовет.

Вищ-Отыр к брату отправился. Тяжелую лиственничную дверь распахнул, в дом вошел. Поздоровались братья, разговаривать сели. Старший брат жирную оленью голову вариться повесил. Мясо поспело, из котла его вынули. Поели, попили, старший брат большой ящик из угла к себе пододвинул. Из ящика мешок рысьей шкуры вынул. Из мешка тяжелую кольчугу вытащил. Серебряная, золоченая кольчуга как из тонких ниток железных свита, звон от нее такой пошел, что будь деревья поблизости - на землю попадали бы, будь зверь лесной поблизости - от страху разными голосами

с.135.

заревел бы. Холодную кольчугу надел, - все равно как три ковша ледяной воды на себя вылил. Из мешка еще шапку, из травы плетеную*69, вынул, на голову надел. Пояс, дятловыми носами украшенный, вынул, опоясался.

- Ну, пойдем, - брату сказал.

К городку Вищ-Отыра подошли, старший брат лежавший на земле камень громадный ногой пнул. Осколки камня в разные стороны полетели. Теми осколками половину войска Лесного духа на месте положило. Старший брат травяную шапку надвинул, меч вынул и врагов рубить начал.

Немного времени прошло, братья всех поубивали, всех людей Лесного духа изрубили. Видят - Вор-Ойка нигде нет, и брата его Пирх-Камка-Сорт-Камка-Наль-Тунынет-Туныщинг-Отыр тоже не видно. Сбежали оба! По следам погнались. Старший брат Вищ-Отыру говорит:

- Ты за которым погонишься?

- С кем я бился, в кого стрелял, за тем и погонюсь, - Вищ-Отыр отвечает, - Вор-Пупы-Лесного духа я буду выслеживать.

- Может, силы у тебя не хватит с Лесным духом бороться? Если слабеть будешь, ничего не говори. Ни одного слова у тебя изо рта пусть не вылетит. Подумай только про себя обо мне.

Братья в разные стороны разошлись. Долго ли, коротко ли Вищ-Отыр гнался, в одном месте увидел Трехсаженного Лесного духа. Тот, плача, сидел на стволе упавшего дерева. Подходить стал, Менкв-Ойка голову повернул.

- А, свояк пришел! Ты откуда взялся? Как будем биться, - из лука стреляя или врукопашную схватимся?

- А для чего же тогда руки у нас? - Вищ-Отыр отвечает. Лук в сторону бросил, на Лесного духа бросился. Схватились бороться. Вскоре Вор-Пупы Вищ Отыра наземь повалил. Нож выдернул, горло врагу вырезать собирается. Вищ-Отыр в глубине себя

с.136.

думает: "Милый братец мой, нет тебя там!" Потом Лесному духу говорит:

- Добрый богатырь, Вор-Отыр, убивая меня, разреши мне в последний раз духам моим, предкам моим песню спеть!

В это время филин над ними на ветку сел. Вор-Отыр, на него глядя, голову кверху задрал, говорит:

- Твой дух - мой дух...*70

В тот миг Вищ-Отыр из-под Лесного духа выскользнул, навзничь его повалил, сверху придавил. Нож для перерезания лосиного горла выдернул. Менкв-Ойка говорит:

- Добрый богатырь, убивая меня, позволь мне духам моим, предкам моим песню пропеть!

- Еще чего захочешь! - ответил Вищ-Отыр. Ножом взмахнул и горло Лесному духу перерезал.

Старший брат, на дереве сидя, человеческий вид принял, на землю соскочил и сказал:

- Меня здесь если бы не было, пожалуй, убил бы он тебя.

После того братья домой к себе пошли. В селение свое вернулись, гостей созвали, пир устроили. Вищ-Отыр с женой своей, красавицей, в счастья, в довольстве теперь живет. Вот и конец сказке!