Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

012- 014. Предания о разбойниках

№ 012

Разбойник (чангыт)

Один отважный человек с семьей, с маленькими детьми кочует. Далеко не уходя, по окраине леса кочует.

Охотится на медведей; в течение лета много их упромыслил. Как только осеннее время наступило, из лесу вышел. Послышалось ему, что чангыт-разбойник,  грабитель, свистит в лесу. "Может быть, он молодой человек", - говоря, опасается, все время хоронится за деревьями. По лесу кочует его семья. На очень удобной возвышенности расположилась. Поставила чум под горой. Муж долго искал ее, нашел уже поздно; уснул. Утром:

- Зачем ты в этом месте остановилась? - спрашивает.

Женщина его:

- Я передневать здесь хочу; кости разбивая, жир буду вытапливать.

Муж отправился за дикими оленями на гору. Женщина кости разбивала, сидела. Мужу своему сказала:

- Скоро не приходи; когда заря погаснет, тогда приходи.

Кости стала кипятить. Костей мало, воды много. В старину посуды мало водилось; зачерпнув побольше воды, по обеим сторонам очага запасные котлы поставила. Чайник у нее раскрытый стоял. Туда смотрит, гора чуть виднеется; уж смеркалось. Вдруг в котле лицо человека показалось. Чангыт пришел.

с.43.

Долго сидит; стало темно, никак не узнать ей, он молодой или старый. А оружия нет, один только топор, чтоб рубить дрова. Женщина принесла сухую ель и настругала стружек; взяла одну, раздвоила конец и прицепила на нос себе, а другой конец зажгла. Стала с котла жир снимать. Чангыт рассмеялся, и отразилось в котле, что у него не хватает двух передних зубов; значит, старый, - узнала. Мужу, когда он пришел, сказала:

- Чангыт приходил один, старый человек.

Заснули. До рассвета человек проснулся; когда вышел, оказывается, снежок выпал, следы чангыта вот ясно лежат. Взяв палку, хотел человек тот по следам погнаться; вдруг чангыт сам прибежал. У этого человека пульное ружье, у чангыта за спиной оружие. Он стал убегать, семейный человек его догнал, убил.

№ 013.

Сорок разбойников

В старину жил белый царь. На его земле появилось сорок богатырей-разбойников. Никак не сладить с ними царю; наконец, дал им полную волю делать все, что задумают.

Вот богатыри-разбойники, исходив всю землю, вдруг пришли к мысли: "Если бы, разыскав окраину земли, нашли мы земную дужку*1, то смогли бы перевернуть всю землю".

Встретили одного седобородого старца и спросили у него:

- Не знаешь ли ты, где земная дужка?

На это старик, вынув из правого кармана три маленьких гири, сказал:

- Да, я знаю, где дужка; только не скажу, не узнав вашей силы. Бессильным не укажу. Вот три гири: одна равна весу всей земли, вторая - половины земли и третья - четвертой части половины земли. Если найдется такой из вас, что поднимет хотя бы одну, - я укажу, где находится дужка земли.

с.44

Богатыри-разбойники думают: "Вот глупый старик", не смеется ли он? любой из нас все три гирьки поднимет одним мизинцем!"

Вот один богатырь захотел взять первую гирю и бросить над головой, но с большим трудом поднял ее до колена. Тогда старик сказал:

- Говорите, что все вы равны по силе? Хорошие, сильные люди, оказывается, вы. Укажу место, где земная дужка. Каждый из вас пусть, раскинув в стороны, подаст руки двоим, а последний станет ко мне лицом. Когда все вы так встанете в ряд, крикните мне.

Когда встали разбойники-богатыри, старик сказал:

- Будьте вы дужкою земли, превратившись в каменные утесы.

И богатыри превратились вон в те длинные каменные хребты, что тянутся бесконечною цепью от Елового Камня*2 на восток вплоть до самой Лены.

Вот почему, когда в этих горах кричишь, кто-то передразнивает тебя.

Старик был большой колдун. Он превратил богатырей в камни, чтобы они не перевернули землю.

№ 014

Охотник на диких оленей

Старуха давно жила, трех сыновей родила, муж у нее после этого умер.

Вот этих детей своих возрастила старуха. Стали они уже юноши. Один стал хороший охотник на диких оленей, двое - хорошие оленеводы. Своих оленей не едят, только диких оленей едят. За два года у них в стаде пять сотен оленей стало. Никуда не уходят из той страны, где они жителями стали, разбогатели. На рыболовное место пришли, рыбу промышляли, сидели.

Дикий олень к Успеньеву дню выходит к лесу*1, к этому времени на окраину леса прикочевали. Брат

с.45.

ихний, охотник, за диким оленем пошел; двух быков дикого оленя убив, вернулся. Младшие два брата-оленеводы  вспоминают: летом, в большую жару, одна важенка с теленком пропала. А тут мать их спрашивает:

- Где этот теленок?

Оба сына сказали:

- Не знаем.

Брат ихний старший, охотник, сказал:

- Как вы не помните? Пригоните стадо.

Пригнали; важенки той не оказалось. Брат ихний сказал:

- Изловите верхового оленя, я поеду искать.

Выехал на дорогу старого стойбища - теленка нет; по лесу едет - нет. Приехал к стойбищу, видит меж деревьев огонь. Когда подъехал ближе, девять человек на рожнах мясо жарят, сидят. Тогда они закричали:

- Голодные люди, мы теленка твоего съели, потом тебя самого убьем; далеко не выбирай стойбища, ночью в чуме убьем тебя.

Вот этот человек без всякого оружия, ведя на поводу своего оленя, почти совсем близко подошел.

- Иди поближе! - сказали.

- Нет, боюсь, не подойду, - сказал.

Ему, стоявшему поодаль, девять кусочков девять человек бросили. А уж дневного света совсем немного осталось. От этих людей, оставив верхового оленя, убежал; свет дневной все еще есть. Домой придя, рассказал. У этих трех братьев ружья-кремневки  имеются.

Старший парень посоветовал матери:

- Мы может быть и погибнем; ты откочевывай на верховом олене, собак наших возьми и жди нас; может быть мы и приедем, если живы останемся.

Этот человек повел с собой младших своих братьев. Младшие плачут: еще не возмужали! Пришли

с. 46

в сторону прежнего стойбища. Заря вечерняя скрылась. Сквозь буреломы к месту тому подошли. Здесь пригорок. Старший брат младшего одного оставил; затем, поближе к стойбищу другого брата оставил. Сам он, отправившись в сторону своего стойбища, за буреломом притаился. Братьям своим сказал:

- Не плачьте.

Вот, когда они легли, слышно им: едут. Впереди идет один человек с собакой. На длинной веревке, длиною в пять маховых саженей, пускает собаку вперед, чтобы она выслеживала. Стреляет в пришедшего человека сначала старший брат; затем средний брат; на краю пригорка другой брат выстрелил; старший брат, подбежав, еще выстрелил. Из девяти только двое остались. Этим "идите" - сказал. Но все же, верстах в пяти догнав их, одного убил, а другому сказал:

- Скажите вашему Чуоналыну, пусть хороших (отважных) людей пошлет.

В другое место откочевал; вокруг чума на расстоянии пяти кочевок ничего не оставил, расчистил.

Два года прошли, наступил третий год. Поперек земли пройдя, выследил следы разбойника-чангыта. Однажды с Каменной горы возвращаясь, на вершине сопки уселся. Видит: кочевники едут с восемнадцатью вьючными оленями. Оленей отпустили; лиственницы срубив и от коры очистив, чум устроили. Туда войдя, женщину охотник спросил:

- Знаешь ли человека Чуоналына?

- Нет, - говорит.

- А о таком человеке когда-то слыхали, что, из девяти человек одного оставив, Чуоналыну передать заказал?

- Я и есть этот выбранный им человек, - сказал хозяин чума.

- Здорово, - сказал гость, - не знаешь ли, где есть человек Чуоналын?

- Нет, не знаю, - сказал тот.

с.47.

- Где ты живешь?

- Очень далеко.

Охотник его не тронул и Чуоналына не нашел. Этот человек, который охотился на диких оленей, был нашей орды, наш предок.