Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990,

с.

001

1. Сотворение мира

Не было ни земли, ни воды, был только один Нум-Торум. Был у Торума дом в воздухе; на расстоянии трех аршин от дверей лежала доска, и только по этой доске ходил Торум, когда он выходил из дома. И ел и пил он только мед и сур. День л ночь он бывал дома, только два-три раза в день выходил гулять. Когда он приходил с прогулки, то садился па место-перину, садился и думал.

Однажды во время его размышлений капнула капля сверху на стол. Капля скатилась со стола, упала на пол, и вышел младенец - женщина Еви*1. Маленькая девочка открыла дверь и вошла в другую комнату. Когда она оделась в этой комнате в платье, неизвестно откуда полученное, и вышла к Нуму, то он бросился ей на шею, поцеловал ее и сказал:

- Будем с тобою век жить.

Долго жили, коротко жили, у них родился сын. Сын рос очень быстро, потому что такие люди быстро растут, и вышел однажды на преддверную доску гулять. Отец и мать говорили ему:

- Далеко не ходи, ты можешь с этой доски упасть.

Он их успокоил, говоря, что не упадет. Вдруг сверху спустилась бумага*2 прямо к сыну Нума и прильнула к ладони правой руки. Бумага эта поднялась вместе с ним кверху, и он пришел к дедушке. Тот его спросил:

- Ты пришел ко мне?

- Да, я пришел.

- Как поживаешь?

- Ничего живу.

Дедушка спросил его:

- Что у тебя есть там, внизу, кроме домика, широко ли там или узко?

И он ответил ему:

- Ничего не знаю, широко или узко.

- А есть ли вода или земля?

- Ничего не знаю. Вниз смотрю: везде широко, не видно ни земли, ни воды.

Тогда дедушка дал ему в руки земли и ту бумажку, с которой он поднялся кверху, и спустил его обратно в домик к Нум-Торуму, сказав на прощание:

с.60.

- Когда ты спустишься вниз, то сбрось с преддверной доски землю вниз.

Когда он спустился, то землю всю высыпал вниз и пришел в дом, который был золотым. Тогда отец и мать спросили его, где он так долго ходил. Он им ответил, что был на улице, на доске, и играл. На другой день дедушка сам спустился в золотой дом Нум-Торума. Его напоили и накормили. Дедушка спросил у мальчика:

- Знаешь ли ты, кто больше - сын или отец?

Он ответил ему, что отец-бог выше сына. Отец и мать стали спорить, что есть один бог. Дедушка сказал им:

- У вас ума нет, маленький умнее вас.

Затем дедушка скрылся. На другой день мальчик опять вышел на ту же доску, посмотрел вниз и увидел землю, но леса нет. Тогда он прибежал к родителям и сказал, что увидел землю, и стал просить спустить его вниз. Его посадили в золотую люльку и спустили на веревке вниз. Когда он, спустившись, правую ногу выставил из люльки на землю, то нога стала тонуть как будто бы в няше. Тогда отец обратно поднял его. Мальчик рассказал, что спустился, но земля жидкая. Мать стала говорить:

- Ну ладно, сынок, завтра вместе спустимся, сама посмотрю.

Назавтра, утром раненько, спустились оба в люльке. Спустились оба вниз, и вот мать действительно увидела, что земли нет, а есть жидкое болото. Она сначала стала на ноги, потом пришлось нагнуться и уцепиться руками. И вот стала она тонуть и скоро совсем скрылась. Мальчик остался и заплакал. Наконец он потянул за веревку, отец его поднял и стал спрашивать:

- Почему плачешь и где мать?

- Мать, - говорит он, - утонула в болоте.

Отец стал его утешать и сказал:

- Скоро ли, не скоро ли, но все равно все умрем.

Скоро, однако, мать вышла из комнаты смеющаяся и стала говорить сыну:

- Зачем ты плакал? Все равно, когда мир будет на земле, то дети будут также оплакивать своих родителей. Скоро будут деревья и трава на земле, потом народятся везде люди.

На другой день, поутру, мальчика опять опустили на землю. Он вышел из люльки и побежал по земле: болота не было, земля укрепилась. Мальчик из земли сделал двух людей - мужчину и женщину. Когда он на них дунул, они ожили. Потом Торум создал морошку и бруснику - красную ягоду. И сказал Нум-Торум людям:

- Вот вам морошка и красная ягода - питайтесь ими.

Потом он им сказал:

- Когда я уйду от вас, то придет Куль и будет вас соблазнять. Вы ему не верьте, пока я не приду сам; когда приду сам, то скажу иначе.

Он пошевелил веревкой, его подняли кверху. Тогда Куль пришел к вновь созданным людям и стал спрашивать:

с.61.

- Что? Торум повелел вам есть морошку и красную ягоду?

И он дал им горсть черемухи и сказал:

- Вы едите морошку и красную ягоду - от нее сытости нет, а вот если съесть эту горсть черемухи, то от нее навсегда будешь сыт.

Они не думали есть, но Куль уговорил их. Они съели и почувствовали,  что сыты. Куль скрылся. Они продолжали есть черемуху. Когда Торум пришел на землю и стал спрашивать, что они едят, они показали.

- Зачем вы послушались Куля: он соблазнил вас!

Торум пошевелил их рукой, они упали в разные стороны замертво. Торум дунул на них, они опять ожили. Потом он им сказал:

- Я вас оживил. Смотрите, придет опять Куль, будет вас соблазнять - вы его не слушайте, ешьте морошку и красную ягоду, которые я повелел вам есть раньше.

Затем он создал зайца и сказал им:

- Этого можно есть.

Затем позволил им есть и малину.

- Смотрите, - сказал он им на прощание, - не давайте себя соблазнять Кулю; ведь вы уже были мертвые, верьте, что потому, что дали себя соблазнить Кулю. Теперь я вас опять оставлю здесь, и, если Куль будет вас соблазнять, не слушайте его слов, пока я не приду.

И показал он им три дерева: сосну, лиственницу и березу. После ухода Торума явился Куль и стал спрашивать:

- Зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр - высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты.

Когда они съели эту шишку, то увидели, что они нагие, и стали друг друга стыдиться, потом соблазнились друг другом и согрешили. После этого они спрягались в траву. Когда пришел Торум и стал их звать, они откликнулись чуть слышно.

- Почему вы спрятались? - спросил он их.

Когда он подошел к ним, они оба сидели на земле и не могли встать на ноги. И сказал им Торум:

- Вот я создал для вас оленей, овечек, зайцев, коров и лошадей; кожей их вы будете одеваться. Я говорил вам, что не нужно есть, вы не послушались, теперь оставайтесь на земле.

Не оставил Торум им ни огня, ни котла, оставил только сырое мясо и сам ушел вверх, на небо. Спустя некоторое время Торум посмотрел с неба вниз и увидел неисчислимое количество людей на земле - столько, что им стало тесно и они начали воевать друг с другом. "Что из этого выйдет? - подумал Торум. - Надо дать им зиму, чтобы они мерзли". И народ стал мерзнуть и умирать от мороза. Потом Торум стал размышлять, отчего осталось так мало народу. И он опять спустился на землю.

с.62.

Ходил он по земле и думал. Увидел камень и приложил руку к этому камню, и пошел жар от камня. Возле него лежал маленький камень. Когда он взял маленький камень и ударил о большой, то большой рассыпался - и из него вышла женщина-огонь. От камня пошла дорога, неизвестно куда ведущая, но очень широкая. Еще из камня образовалась не целая лодка, то ли нос, то ли корма ее - неизвестно. Взял Торум опять камешки и стал друг о друга ударять, и показался огонь. Тогда Торум сделал из березовой коры трут, изрубил дерево, наколол дров и развел огонь. Когда он развел огонь, то собрал народ и стал отогревать у этого огня.

Потом стал он думать о том, что нельзя людям жить без варева, и сделал котел (из железа ли, из камня ли - неизвестно). И он принес в этот котел воды, повесил котел на палки, убил скотину (то ли корову, то ли овцу - неизвестно). Когда все сварилось, Торум сам сел, закусил, и ему показалась пища вкусной. Накормил он остальных, оставшихся в живых, сказав им:

- Вот я вам показал пример, как вам варить: вот огонь, вот вода; как я делал, так делайте и вы. Если будете зябнуть, разложите огонь - отогреетесь. Что добудете и что где достанете - вот так варите и пеките. Питайтесь той пищей, которую я вам посоветовал.

Потом он им показал, как добывать птицу перевесами, рыбу - гимгами, как неводить, как колыданить и всякие промыслы. Затем сказал народу:

- Больше я не приду к вам, так и живите*3.

Когда Торум поднялся вверх, то спустя некоторое время стал опять смотреть вниз на землю. Видит, что парод размножился, все трудятся. И стал думать: "Вот сколько расплодилось народу, соблазнил их дьявол". Позвал Торум к себе Куля и говорит:

- Ты без моего позволения никого не тронь, не соблазняй, пока не скажу. Когда скажу, укажу на старого или молодого, того и возьмешь*4. Половину народа ты возьмешь, а половина останется мне.

2. Как кулик землю достал

Всех зверей ханты убивают, только кулика-люли не убивают. Он землю наверх поднял, когда наводнение было. В Ханты-Мансийске есть семь холмов, это он поднял их. Когда чек-най*1 был, земли после этого не стало. Кон-ики-пах*2 - ему негде охотиться - думал, думал. Люди послал и говорит:

- Хоть бы землю достать для охоты.

Люди нырял, вынырнул без земли. Второй раз - опять без земли. Третий раз вышел с землей. Кон-ики-пах там охотился.

с.63.

3. Черт и бог

Черт пришел к богу и говорит:

- Дай мне то, что я у тебя попрошу.

Бог сказал:

- А это у меня есть?

Черт сказал:

- Есть.

Бог сказал:

- Ну ладно, дам.

Черт сказал:

- Дай мне солнце и месяц.

Бог отдал черту солнце и месяц. Черт стал в темноте людей есть. Так легче темные дела делать, разбойничать стал. Сын к богу пришел и говорит:

- Зря ты отдал солнце и месяц, пойди и забери назад.

Бог говорит:

- Да неудобно теперь, раз уж отдал.

Сын говорит:

- Раз вы теперь друзьями стали, то почему неудобно?

- А как я возьму?

Сын говорит:

- Раньше черт жил без месяца и солнца, он не знает, что такое тень Попроси у него тень. Если не отдаст, то ты солнце и месяц забери.

Пришел бог к черту и говорит:

- Дай мне то, что я попрошу у тебя.

- А это у меня есть?

- Есть, - говорит бог.

Вот сели, сидят. Бог показывает на тень и говорит:

- Дай мне вот это.

Черт ловил и не мог поймать. Тогда бог забрал солнце и месяц, снова светло стало.

4. Сюнькан-икиган

Сюньк - солнце, ики - месяц (старик). Старик приехал к снохе и говорит:

- Сшей мне лисью шубу.

И просит еще сшить шубу из волка, зайца, горностая. Сноха склеила эти шкурки*1 и дала старику. Старик надел и стал кататься с горы на гору. Шуба на четвертый раз порвалась. Все шкуры стали зверьми и разбежались. Он голым пришел к снохе и отругал ее:

- Пойду на твоего отца войной.

Собрал он воинов. А сноха взяла крючок, поддела солнце с месяцем и спрятала в сундук. Старику стало темно идти войной.  Он несколько дней не ел, не пил, пришел к снохе:

с.64.

- Отпусти солнце, мне поесть и попить надо.

Она говорит:

- Ты же хотел на моего отца войной идти.

- Не буду воевать.

Тогда сноха отпустила солнце и месяц. Старик воевать не стал.

5. Дочери солнца и месяц

У старика со старухой были сын и дочь. Дочь в деревне всех людей глотала. Мальчик узнал об этом и спрашивает у матери:

- Кто тебе больше нравится - сын или дочь?

Та отвечает:

- Дочь.

Он заплакал, ушел. Дочери солнца пришли в озеро купаться, а он шкуру лебедя надел на себя и плавает. Дочери солнца его с собой взяли. Он живет на солнце, одна за него замуж вышла. Он днем уходил от солнца и плакал. Дочери солнца спрашивают у него:

- Что ты плачешь?

- Я обо что-то ударился.

Солнце пришло в то место и спрашивает у того:

- Ты зачем его обидел?

А тот отвечает:

- Он по дому скучает, потому и плачет.

Солнце говорит:

- Ты почему не говорил, что по дому скучаешь? Сходи домой.

Дочь солнца дает ему гребешок и камушек. Когда он ехал домой на землю, его сестра уже родителей съела и их черепами играла. Всю деревню съела и теперь черепа родителей кидает. Если вверх лицом упадет, значит, брат приедет; хотела брата тоже съесть. Приехал он, а сестра ногу у лошади вытащила и хотела съесть. Он вскочил па коня - и удирать. Она гонится за ним, уже близко. Он гребешок бросил - лес густой вырос позади него Пока она дорогу рубила, лошадь немного отдохнула. Он едет, она опять догоняет. Он камень бросил - скала выросла. Пока она камни разбивала, лошадь отдохнула. Уже догоняет его сестра. Она схватила его в том месте, где сердце, а тут солнце схватило парня, но уже без сердца. Солнце домой парня принесло,  откачивать, лечить стало. Парень то оживет, то умрет, поэтому месяц то вырастает, то пропадает.

6. Происхождение месяца

Один мужик жил, ни жены, никого еще у него нет. Потом думает: "Один я в лесу живу или еще люди есть, надо сходить посмотреть".

с.65.

Думал, думал, переночевал, утром встал, чаю попил, оделся и пошел. Шел, шел, Смотрит - в лесу избушка, там живет одна женщина. Стал с ней жить. Живет, живет, смотрит, что у этой женщины жизнь короткая, а у него длинная. Думает:

- Пойду дальше.

Идет днем и ночью. Опять впереди избушка. Пришел и видит:  одна женщина там живет. Смотрит - опять у этой женщины жизнь короткая, а у него длинная. И сказал женщине:

- Я пойду дальше.

И пошел. Идет днем и ночью. Встретил опять в лесу избушку, там живет одна женщина. Она без отца, без родителей. Стали вместе жить. Он видит, что у них жизнь одинаковая. Жили, жили, он говорит:

- Я пойду домой свою избушку посмотреть.

А женщина его не пускает. Он собрался и пошел. Сходил, дом посмотрел, пошел обратно. Встретил дом, где первая жена жила, смотрит - избушки нет. Откуда-то первая жена выскочила и погналась за ним. Он от нее убежал. Бежал, бежал, смотрит - где-то тут вторая жена жила и избушка здесь была. Откуда-то вторая жена выскочила, обе погнались за ним. Бежал, бежал, смотрит - третья жена в избушке на курьих ножках сидит, руки-ноги спустила с двери. Он крикнул:

- Дверь открой!

Она дверь открыла, он наполовину залез, жены его на две части разорвали. Одна половина осталась тем двум женам, другая - у третьей. Он стал с третьей женой жить; он - месяц, а она - солнце. Он когда вырос до конца, тогда она одну половину мужа вверх бросила. Если так - пусть будет месяц, а сама стала солнцем.

7. О людях солнца и месяца

\№4 Материалов\

Есть у солнца такой парод, только там жарко. Хлеб не ест, только поставит перед собой, смотрит, ртом откидывает. Тоже промышляет - добывает пушнину, рыбу.

На месяце нарисовано такое. Ребятишки ночью, когда месяц только взошел, пошли за водой. Не доходя до порога дома, стали хвастать:

- Вот как хорошо мы живем: и рыба у пас есть, и вода!

Месяц их подцепил на небо. Сейчас ребятишкам говорят:

- Не надо ночью баловаться, а то месяц вас на небо утянет.

8. Шестиногий лось

Бог создал лося шестиногим-шестируким*1. Младший сын бога думает: "Вот беда, создан шестиногим-шестируким. Когда появятся люди на свете, никто не сможет есть его мяса, настолько

с.66.

быстрым он сотворен". Он женился, у жены отец и мать. Тесть обижает его, не любит, называет его "желудком, булькающим налимьим супом, желудком, булькающим окуневым супом". Это ему не нравится.

- Я, - говорит, - пойду искать лося. Он моим отцом сотворен таким быстрым! Где же он живет? Поищу-ка я его пастбище.

Его тесть говорит:

- Что может сделать такой слабый человек, как ты?

- Я все-таки пойду, попробую.

Говорит он тестю:

- Пойдем-ка со мной. Надень кузов с пищей за спину.

- Ладно, ладно, я иду, - говорит его тесть, - ну вот, накормишь меня мясом. Что ты можешь сделать - желудок, булькающий налимьим супом, желудок, булькающий окуневым супом!

Вот пошел. Подошел к пастбищу лося. Вот это место, где лось живет. Он подкрался, лось его заметил, испугался, так побежал, что лишь следы остались. Кончиком лука он потрогал следы, они уже давно затвердели. Настолько затвердели, что при прикосновении звенели, будто ворон кричал. Он рассердился, думает: "Ну и быстрым ты создан, лось! Только я подкрался, а ты убежал, ушел. Мой отец создал тебя быстрым. „Будь очень крепким, - такие слова мне слышны.- На берегу священной реки, что в середине мира, есть озеро без деревьев в округе, без трав на берегу. Спустись к тому озеру"".

Шел, шел он по этой протоптанной дороге, пришел к озеру. Это озеро всегда замерзшее. На том берегу озера сверкают рога лося, продуваемые ветром. Когда он побежал к озеру, то задел следы лося кончиком лука.

- Эй ты, быстрый, все еще ходишь там?! Поторопись, мои старые кости еще не устали, хотя я старый человек.

Лось перепрыгнул через наклоненное дерево, на той стороне попал в снег и прошел через него, остался след, как от протянутой по глине сети. Лось перепрыгнул через наклоненное дерево, и он перепрыгнул, на другой стороне оказался. Вышел из снега, и от него остался черный след, как от закопченного котла.

- Давай беги, - говорит.

Он пошел дальше. Сверху, с веток деревьев, свисают куски мха величиной с оленью шкуру. Это пройденное лосем место. Гонит его дальше.

- Добирайся прямо до чистого озера без деревьев, до чистого озера без трав, что на самом дальнем конце питающей реки, на дальнем конце многорыбной реки, к чистому озеру, близ чистого озера.

Шел. шел, дошел до того озера. Тот лось проходит по середине озера.

- Эй ты, быстрый лось, все еще ходишь там? Иди быстрее, я еще не устал.

с.67.

Лось на том берегу перепрыгнул через изогнутое дерево, оказался с другой стороны, красный след остался, как от протянутой по глине сети. И он перешагнул через это дерево, на той стороне, побежал по снегу, и остался след, как от закопченного котла. Голос говорит:

- В дальнем конце многорыбной реки, питающей реки, есть чистое озеро без деревьев, чистое озеро без трав. Туда добирайся.

Когда лось ушел оттуда, он стал разыскивать один его след за пятью лесами с ловушками на белку, за пятью лесами с ловушками на соболя. Думает: "Если этот уйдет от меня, то как же будущий человек его убьет?"*2.

Он тронулся на лыжах, подшитых шкурой с живота темного зверя, быстро двинулся в сторону дома. Как одну ногу поднимет, так перешагнет через пять лесов с ловушками на белку, другую ногу поднимет - перешагнет через пять лесов с ловушками на соболя. Шел-шел в дальний конец питающей реки, многорыбной реки. На краю чистого озера без деревьев, чистого озера без трав, на берегу озера - лесистый пригорок. Поднялся на вершину пригорка, в лесу холм. Поднялся туда, смотрит в сторону озера:  лося не видать. Думает: "Вот ушел, куда девался?" Снова посмотрел вниз: лось пробирается под холмом. Лось пробирался через это место. Тот кончиком лука его тронул.

- Ну ты, быстрый, я еще не устал.

В середине озера - остров, к нему погнал лося, тронул кончиком лука. Его заднюю часть срезал:

- Будь четырехногим, четырехруким. С шестью ногами, с шестью руками даже меня измучил, а будущему человеку как же быть?

Снял шкуру, думает: "Что мне делать с этим мясом?" Разложил мясо по воде озера, только сердце и язык взял. Шкуру прикрепил к небу.

-При появлении белых кукол, черных кукол*3 будешь обозначать зарю.

След лося, по которому он шел, прибил кончиком лука к небу,  чтобы люди видели*4.

- Пусть устанет лось, когда его будет гонять человек, пусть не сможет отдохнуть. Если медлительный человек его не догонит, то на второй день пусть догонит.

Думает: "Мой тесть идет за мной, очень обидел меня, но я принесу ему сердце и язык". И пошел обратно. Шел, шел не нашел старика. Где конец питающей реки, там озеро, а старика все нет. В конце реки он пришел к озеру, наполненному женскими слезами, там тоже его нет. Только туда старик добрался, где он спугнул лося.

- Ну, убил лося?

- Да, старик, я убил: он. за одним деревом, за двумя деревьями*5. Я принес сердце и язык Ты, усталый старик, свари их где-нибудь подальше. Я пойду домой, а ты иди к куче мяса. Старик очень обрадовался. Старик ушел, он говорит:

с.68.

- Ты когда-то обидел меня" хотя твоя дочь - моя жена п мы живем с ней дружно. Ты только свою дочь любишь, а меня обижаешь. Поэтому сегодня ночью ты съешь язык и сердце лося, а потом заблудись навсегда в лесу и погибни там. Все.

9. Происхождение созвездий

Здесь было три крылатых человека: один - на Вахе, другой - па Оби, третий - не знаю где, может быть, па Енисее. Они хотели соревноваться, кто раньше добежит па подволоках. Снег был глубиной в три ладони. Бежали за годовалым лосем, 'он молодой и бегает быстро. Бежали, бежали. Ваховский бежит а перелетает через деревья высотой по пояс человеку. Ваховский бросил котел, чтобы легче бежать. Ваховский первый догнал лося. Теперь на небе три звездочки: это охотники бегут за лосем, а ковш - это котел, который один из них бросил.

10. Старичок Торстор

- Старичок Торстор, старик, что же ты ищешь? - Я ищу тонкую шубку, сшитую из гладкого, как стрела, меха олененка.

- Старичок Торстор, старичок, что же ты ищешь? - Я ищу кисы, пестрые, как шкурка со спинки бурундука. - Старичок Торстор, старик, что же ты ищешь? - Я ищу крепкий лук свой, свою добрую стрелу с костяным наконечником.

- Старичок Торстор, старик, что же ты ищешь? - Я ищу свой хороший посох, сделанный умельцем. - Старик Торстор, старик, что же ты ищешь? - Я ищу один куженек с костями вороны, один куженек с костями сороки.

- Старичок Торстор, старик, что же ты ищешь? - Я ищу лыжи-подволоки, подбитые шкурой взрослой выдры.

Старичок надевает на себя тонкую шубку, сшитую из гладкого, как стрела, меха олененка. Надевает на себя кисы, пестрые, как шкурка со спины бурундука. Надевает на ноги лыжи-подволоки, подбитые шкуркой взрослой выдры. Берет один куженек с костями вороны, один куженек с костями сороки. Вешает на спину крепкий лук с железной спинкой, берет в руки добрый посох, сделанный умельцем.

После того как собрался, зашагал вперед. Куда бы ни поставил свой добрый посох, сделанный умельцем, там появляется множество речек со свежей наледью, множество болот со свежей наледыю. Долго шел - никто не видел, коротко шел - никто не

69

видел. Когда он так шел, нашел след соболя. По следу соболя идет и однажды пришел к концу южного отрога гор.

Долго шел - никто не знает, коротко шел - никто не знает. И однажды увидел своим видящим оком, своим замечающим оком зверя*1, предназначенного ему для добычи. И вот он снимает один куженек с вороньими костями, один куженек с сорочьими костями, И вот он снимает свой крепкий лук с железной спинкой, свою добрую стрелу с костяным наконечником. И вот натягивает он свой крепкий лук с железной спинкой, накладывает на тетиву свою добрую стрелу с костяным наконечником. И после того как выпустил свою стрелу, ворожит над ней:

- Пусть одну лапу зверя она унесет в утреннюю зарю, пусть одну лапу зверя она унесет в вечернюю зарю, пусть образ того зверя запечатлится на небе*2 для моего великого батюшки-бога.

Так и гремела стрела старичка Торстора семь дней. От летевшей стрелы образовался проход в горе. И по этому проходу совершает свой перелет множество птиц, летящих на север, множество птиц, летящих на юг.

11. Огненный потоп

Вверху, на небе, живет бог Торум. Его жене пришло время рожать, и, как водится, она родила сына. Положила его в колыбель и укачивает. Тут проходил мимо бог Торум и приказал:

- Запри этого ребенка в круглый каменный дом.

Затем повернулся к сыну и сказал:

- Когда-нибудь я приду и достану тебя, но когда - мое дело.

Схватили они мальчика и унесли. Заперли в дом, а дверь закрыли  на замок. Короткое время был он заперт, долгое время был он заперт, вдруг приподнялся в колыбели и так сказал:

- Мой отец, бог Торум, не обращает на меня внимания, хотя он говорил: "Когда-нибудь я приду и достану тебя".

Дальше сидит. Долго ли сидел, коротко ли сидел, наконец ощупал свое лицо. Опять поднялся, говорит:

- Я уже стал взрослым, бородатым человеком, но никто не смотрит на меня. Может быть, моего отца, бога Торума, уже нет в живых! Я не могу здесь больше оставаться, я стану здесь совсем ленивым и вялым!

Сказал так и стал двигаться. Одним движением разрушил каменный дом, так что и осколка не осталось. Затем начал осматриваться. Увидел солнце, заметил, что в городе возвышается золотой дом. "Это, конечно, дом моего отца", - подумал он и пошел туда. Пришел, открыл дверь, не успел еще и войти, как отец ему навстречу:

- Сын мой, зачем ты пришел? Я сказал, что приду, когда надо, и заберу тебя. А теперь ты мне больше не нужен, иди

с.70.

куда хочешь. Если тебе встретится сильный человек или хитрый человек - твоя вина. Только смотри - справишься ты с ним или нет. Если бы ты подождал, пока я тебя найду, то не было бы человека сильнее тебя и хитрее тебя.

Парень тоже разозлился и так ответил отцу:

- Справлюсь я с ним или нет - мое дело.

Сказал, повернулся и вышел. Ушел и переехал в дом прислужника своего отца Торума. Там он и проводил дни. Но однажды, кто его знает, связался с женой прислужника. Это раскрылось. Отец Торум созвал народ и приказал:

- Убейте его!

- Как мы его убьем? - спросили мужчины Торума.

- Пусть все лошади, сколько их есть в городе, навозят дров. Сложите дрова в костер и сожгите его па костре! Пусть он сгорит, пусть пропадет! Такой человек недостоин жить!

Народ так и сделал. Разожгли большой костер, бросили юношу в середину пламени. Он не сказал ни слова, не пролил ни слезинки, а огонь горел день и ночь. Когда его потушили, бог Торум приказал народу:

- Идите и посмотрите, что с ним стало!

Мужчины тотчас пошли, посмотрели, и вот они видят: на месте огня появилось маленькое озеро, а по озеру туда-сюда плавает маленький гусенок. Мужчины идут назад, бог Торум спрашивает их:

- Ну, что вы видели?

- На месте огня появилось озеро, а по озеру плавает маленький гусенок. Это может быть только сын бога!

- Если это так, то стреляйте в него, - приказал тогда бог Торум, - идите и застрелите его.

Народ идет туда. Они стреляли целую ночь, выстрелы трещали целый день, наконец даже порох кончился, но с маленьким гусем ничего не случилось! Он был хитрее их, они ничего не могли с ним сделать!

Прошло немного времени, и вдруг мужчины видят: маленький  гусенок вышел на берег и разгуливает там. Посмотрели еще раз и видят: маленький гусь исчез, а по дороге к городу идет сын Торума. Приходит, входит в дом прислужника и говорит ему так:

- Вот я, убей меня! Ну, когда же ты меня убьешь? Так убивай же, теперь ты можешь убить меня голыми руками!

Прислужник рассердился и приготовился к борьбе. Начали они бороться. Сын Торума одной рукой схватил голову прислужника и так повернул ее, что она сразу свалилась с шеи. Прислужник был мертв. Тут юноша собрался и опять отправился к отцу. Только он ступил на порог дома, а отец уже ему навстречу:

- Сыночек, что ты опять наделал?! Что ты сделал с моим прислужником? Небесная обитель тебе не впрок! Уходи. Видишь, там, внизу, там тоже земля, там тоже живет народ.

с.71.

Спускайся к ним, будь их повелителем. Они будут тебя почитать, они будут тебе молиться.

Тогда сын бога, сын Торума спустился с неба, пришел на эту землю. Он взял народ под свою защиту, лечил его, если тот болел. Народ начал ему поклоняться. Это заметил бог Торум, небесный отец:

- На меня этот народ больше не смотрит. Из-за их коварного повелителя они забыли меня. Я должен убить их вместе с их повелителем, я пошлю па землю огненный потоп.

Так начал он размышлять. Это услышал сын Торума. Он сказал своему народу:

- Наш отец Торум хочет нас уничтожить, он хочет наслать на землю огненный потоп.

Народ сына бога стал умолять своего повелителя:

- Мы умоляем тебя, мы дадим тебе много драгоценного шелка и семь чаш золота. Мы забьем тебе в жертву семь пестрых коней, мы убьем семь черных лис. Возьми их, поднеси твоему небесному отцу.

Так умолял народ и принес свои жертвы. А сын отправился к своему отцу, зашел и начал так говорить:

 - Бог Торум, небесный отец, мой народ просит тебя. Взгляни на эти жертвы и не убивай нас!

- Лучше замолчи! Через неделю я пошлю на землю огненный потоп!

Тут и сын разгневался и так ответил отцу:

- Если хочешь наслать огненный потоп, то сделай это. Я не оставлю свой народ в беде!

Затем попрощался:

- Будь здоров! - И вернулся на землю.

Народ его сразу же спрашивает:

- Что за новости ты принес?

- Через неделю наш отец Торум нашлет на землю огненный потоп.

Испугался тут народ, мужчины и женщины начали плакать. Сыну Торума жалко их.

- Дети мои, - говорит он им, - не плачьте. Принесите мне жертву из ваших белых и пестрых коней. Принесите мне жертву и из вашего белого и пестрого скота!

Настал седьмой день. Народ везде приносил жертвы. Семь черных лис, семь чаш золота, семь шелковых занавесей подарили они сыну Торума. День клонился к вечеру, когда они закончили жертвоприношения. Затем пошли домой. Вечером услышали: гром гремит с неба, сверкает молния и где-то бушует вода. Вода обрушивается. Сын Торума говорит народу:

- Эта вода обрушится на землю через неделю.

Народ опять начал плакать.  Сыну Торума стало их жаль.

- Дети мои, не плачьте, - снова утешал он их, - пока я жив, вам нечего бояться.

с.72.

После этого они немного успокоились, хотя целую неделю над головой был слышен шум воды. Вода бушевала и бушевала, но не достигая земли. Уже седьмой день клонился к вечеру, и все же вода не пришла на землю.

Небесный отец тоже смотрит вниз:

- Куда же девалась вода, которую я послал вниз?

Посмотрел получше и видит: между обеими землями, между верхним небом и землей, толстостенное медное корыто. В нем и собралась вода чудовищного потопа.

А у бога Торума, небесного отца, нет больше воды в небе, которую он мог бы послать на землю. Так земля и осталась до сегодняшнего дня такой, какой она была.

с.13