С.Ю. Неклюдов
На земле, в небесах и на
море: заметки о «семантических
пространствах» мифа
Классика… И не только: Нине Владимировне Брагинской.
Под ред. И.С. Смирнова. Сост. Н.П. Гринцер, Е.П. Шумилова
(Orirntalia et
Classica: Труды Иститута
восточных культур и и античности. Вып. 33). М.: РГГУ, 2010. С.
338–359.
1.
Если первоначальное представление о мифологии сформировалось в
европейской культуре в результате изучения античного наследия, то и
современный человек, как правило, получает общее понятие о мифе из
знакомства (обычно поверхностного) с теми же памятниками литературы
и искусства. Этим объясняется его не вполне адекватное понимание
данного предмета — модель, предложенная античностью, отнюдь не
универсальна; таковой, впрочем, не может считаться ни одна из
национальных мифологий. Античная мифология (главным образом,
древнегреческая) известна нам прежде всего через ее отражение в
литературных текстах, в том числе — мифографических, которые
систематизируют знания людей в данной области, поэтому ее картина
мира является структурно упорядоченной. В этом она кардинально
расходится с «живыми» мифологиями, которые, как и
положено устным традициям, имеют исключительно диалектные
воплощения, а их структуры динамичны и многовариантны.
Все это касается, в частности, повышенной коммуникативной
проницаемости пространства «античного мифа» «по
горизонтали» и «по вертикали»; отношения (почти
исключительно любовные, брачные и, соответственно, родственные)
верховных («олимпийских») богов, духов природы (это в
первую очередь нимфы в их водных, древесных и прочих разновидностях)
и людей чрезвычайно сближены, что соединяет их миры в единый космос,
внутренние границы которого относительно легко преодолимы.
Распределение мифологических персонажей по двум большим группам
(«богов» и «духов») в античной мифологии
достаточно отчетливо, однако многие различительные признаки этих
групп все же лучше описываются на материале «живых»
традиций, обследованных как предмет этнографии и фольклористики.
Исторически оно восходит к разделению (даже не столько
синхроническому, сколько стадиальному) божеств растительности и
урожая, календарных сельскохозяйственных духов (В. Маннхардт, В.
Вундт, Дж. Фрейзер), с одной стороны, и «высших» богов,
имеющих развитый культ, с другой. Сегодня эта схема в большой мере
устарела и мало соответствует реальности, но сама по себе дихотомия
мифологий «высшей» и «низшей» сохраняет свою
актуальность [Иванов 1988, с. 215-217], хотя стратификация
мифологических персонажей по сферам их деятельности и обитаемым ими
пространствам является гораздо более сложной.
Распределение мифологических персонажей по уровням религиозной
системы (RS) предложено в работах Вяч.Вс. Иванова и В.Н. Топорова,
посвященных индоевропейской (и специально — балтийской), а
также кетской и другим мифологическим системам [Иванов, Топоров
1965; 1987; Топоров 1969]. Имеются в виду следующие уровни: высшие
боги (I–RS); божества, связанные с
хозяйственными циклами, частными целями, сезонными обрядами (II–RS);
персонажи с наиболее абстрактной функцией (судьба, смерть и пр.), а
также денница, заря и т.п. фольклорных текстов (III–RS);
персонажи, открывающие мифологизированную историческую традицию, и
некоторые более или менее индивидуализированные персонажи обрядов и
поверий (IV–RS); сказочные персонажи
и локальные духи-хозяева, объекты поклонений (V–RS);
не индивидуализированные и часто не антропоморфизированные
духи-хозяева, а также духи-оборотни (VI–RS);
человек в его мифологизированной ипостаси, носители души, духа,
участники ритуалов, жрецы и т. п. (VII–RS)
[Иванов, Топоров 1965, с. 185-191; 1987, с. 153-158].
Однако для наших целей следует произвести некоторую
перегруппировку категорий мифологических персонажей. Прежде всего,
имеет смысл отдельно рассматривать удаленных от людской
повседневности высших богов (I–RS) и
персонажей, открывающих мифологизированную историческую традицию
(IV–RS); особая категория —
персонажи с наиболее абстрактной функцией (судьба, смерть и пр.), а
также денница, заря и т.п. (III–RS).
Персонажей обрядов и поверий (IV–RS),
напротив, стоит объединить в одну группу с божествами, которые
связаны с хозяйственными циклами, частными целями, сезонными
обрядами (II–RS), локальными
духами-хозяевами (это могут быть те же самые персонажи) и
духами-оборотнями (V–RS, VI–RS),
— именно они составляют обширный пантеон «низшей»
мифологии. К нему примыкает, с одной стороны, человек в его
мифологизированной ипостаси (в основном, это магический специалист;
VII–RS), а с другой, мифологические
образы эпоса и сказки (V–RS),
которые, наоборот, не имеют статуса реально существующих. Это
касается не только условных фигур, вообще не встречающихся за
пределами сказки (типа бабы-яги или Кощея Бессмертного русского
фольклора), но также включенных в нее персонажей актуальной
мифологии, заметно меняющих здесь свой функционально-семантический
облик. Последнее относится и к эпосу, однако персонажи его мифологии
(почти исключительно эпические демоны) воспринимаются не как
фантастические фигуры, не существующие «на самом деле»,
а как чудовища, жившие в далеком прошлом, в век героической
древности.
Сама по себе идея распределения богов и духов по группам или по
уровням, возникающая из потребности как-то систематизировать
множество существующих в традиции мифологических образов, не
является чисто умозрительной и основывается на характере самого
фольклорного материала. Знакомство с живой устной традицией
демонстрирует неоднородность комплекса религиозно-мифологических
представлений, как бы разделенного на ряд относительно обособленных
семантических пространств, каждая из которых имеет свой круг
персонажей и разные трактовки мифологических тем. В этом я имел
возможность убедиться во время работы монгольских фольклорных
экспедиций 1974–1978 и 2006–2009 г.; излагаемые далее
наблюдения основываются главным образом на этих записях.
2.
Наиболее общее противопоставление мифологий «высшей» и
«низшей» определяется пространственно-временнЫми и
коммуникативными отношениями мифологических персонажей с человеком,
а также масштабом их деятельности. Имеются в виду следующие
параметры данных отношений:
Дистанция временнáя: существование / активность в прошлом
(время первотворения) или в настоящем («сегодня»).
Дистанция пространственная: расположение вне обжитого человеком (и
зачастую непригодного для жизни) пространства (на небе —
под землей — под водой) или в пространстве, которое прочно
освоено человеком (дом — хозяйство — близкие и
окультуренные природные объекты).
Дистанция коммуникативная: отсутствие или наличие
непосредственного (в том числе прямого и постоянного) контакта с
человеком (соответственно, отсутствие / факультативность посредника,
нужда в особо специализированном / сильном посреднике).
Масштаб деятельности: управление всем космосом (одной из его сфер)
или только отдельным локусом (сферой хозяйственной деятельности /
благодатной или вредоносной силой).
Как отмечается, верховные боги участвуют в собственно мифологических
повествованиях и действуют преимущественно во времена первотворения
[Иванов 1988, с. 216]; следовательно, имеется в виду максимальная
временнáя дистанция по отношению к актуальному настоящему.
Так, небесных богов (тэнгри) в монгольских рукописных
шаманских призываниях часто называют «создателями всего»
[Поппе 1932, с. 162, 163, 169 и др.], тем самым характеризуя их как
демиургов. С данными мотивами согласуется эпитет «самовозникший»
(ebesüben egüdegsen, тибетск. rang bzhin,
санскр. svabhava), который часто употребляется по отношению к
тэнгри и восходит к буддийской (в частности, иконографической)
традиции — он передает идею нерукотворности иконы, являющейся
манифестацией того или иного божества. В свою очередь порождение
самих небесных богов может приписываться одному из верховных тэнгри
(прежде всего Хормусте, но также и Будде, либо тому и другому [Поппе
1932, с. 163, 165]), иногда говорится о происхождении тэнгри от
матери-земли Этугэн и моря [Поппе 1932, с. 160]; таким образом, речь
идет о космическом масштабе деятельности богов. Наконец, ими же (или
по их соизволению) рождены Чингис, Хубилай и другие канонизированные
в монгольском шаманстве государи (персонажи, открывающие
мифологизированную историческую традицию; уровень IV–RS),
которые относятся к давно прошедшей эпохе и непосредственный контакт
с которыми также исключен по определению. Общение с ними в
актуальном настоящем затруднено и, в основном, имеет
однонаправленный характер: человек обращается к ним в своих
молитвах, но сами они, похоже, не проявляют никакой инициативы в
этих отношениях; как было сказано, их активная деятельность
относится только к временам первотворения.
Не вполне понятно, в чьи уста вкладывались призывания, известные
нам по шаманским рукописям XVIII–XX
в., а также каким именно образом эти рукописи использовались. В
живой традиции последних десятилетий они почти или совсем не
присутствуют, хотя нет никаких сомнений в том, что раньше подобные
тексты играли весьма значительную роль в ритуальных практиках.
Наличие в обращениях персональных просьб и перволичных форм (Qan
Güjˇir
čim-a-dur
mögümüi
tegemüi
jˇalbarimui
saγunam bi
‘Хан Гуджир, тебе поклоняюсь я, верую и, сидя, молюсь я’
и т.п. [Поппе 1932, с. 156-157]) как будто допускает возможность
совершения семейных или индивидуальных ритуалов без обязательной
помощи магического специалиста; об этом свидетельствуют и избыточные
для «профессионала» подробные инструкции, описывающие
порядок проведения обряда. Тем не менее, присутствие в традиции
шамана — сильного посредника между человеком / людским
сообществом и богами / духами — совершенно несомненно, что
подтверждается современными записями.
Существует и определенный тип чисто индивидуальных обращений к
той или иной сакральной инстанции, относящихся, как правило, к
области «низшей мифологии» — скажем, к духам
домашнего очага,
к локальным духам-хозяевам (испрашивание разрешения на охоту в
подведомственных им местах;
просьбы о помощи в семейных и личных делах, обращенные к гениям
родовой территории, священных гор и насыпных холмов обо
и т.д.). Они не требуют для своей артикуляции магических
специалистов — по крайней мере в обязательном порядке, и уж во
всяком случае не предполагают вмешательства «сильного»
посредника для общения с подобной инстанцией; подчас подобное
посредство может ограничиться, например, советом или инструкцией
(«Если случаются несчастья, лама или шаман говорит, к какой
горе обращаться» [Жамьянова, 22.08.2009]).
Следует, наконец, добавить, что сегодняшнее отсутствие того или
иного персонажа мотивируется его «историческим»
исчезновением, имеющим разные причины, не всегда известные
собеседнику, а локализация подобного персонажа в неопределенно
далеком мифологическом прошлом может быть связана и с некоторым
сомнением в его существовании.
Луу было такое животное раньше, больше, чем огромная
змея. Очень сильное животное.[А сейчас луу есть?] — Нет. —
[А почему луу исчезли?] — Они, кажется, сами собой исчезли.
Люди перестали об этом говорить, поэтому забыл; Мангас — это
просто людоед (махчин)
<…> это вот такое существо. — [Сейчас они есть?]
— Нет. Раньше были <…> Исчезли, и их не стало. В
давние времена были, потом их давили буддийским учением (бурханы
ном шашнаар), и их не стало; [Бурхан Лхам
существует?] — Об этом хорошо не знаю. Раньше был [Лханаажав,
21.08.2007].
3.
В экспедиционных материалах 2006-2009 гг. верховные боги встречаются
крайне редко; впрочем, данное утверждение нуждается в пояснениях.
Рассматриваемой категории мифологических персонажей соответствуют
два монгольских термина — тэнгри (тэнгэр) и
бурхан, причем оба полисемантичны. Первый (относящийся
преимущественно к «шаманскому» пантеону) обозначает и
небо, и небесного бога, и бога вообще ,
а второй (скорее буддийский) — и Будду Шакьямуни, и всякое
буддийское божество, и будду (как степень совершенства, достигнутую
в результате многих перерождений),
и опять-таки всякого бога,
а также изображение бога, икону.
Об иерархическом соотношении «шаманского» и буддийского
пантеонов, верховными богами которых признаются Хормуста-тэнгри и
Будда Шакьямуни (Бурхан-багши ‘Будда-учитель’)
свидетельствует, например, следующий диалог:
[Кто важнее — Бурхан-багши и Хурмаста?] —
Бурхан-багши Будда важнее. Сейчас оба важные, но самый важный
Бурхан-багши. Согласно нашей вере [Пурэвжав, 23.08.2007].
Отнесение Хормусты к «не буддийской» сфере, конечно,
условно. Само имя Хормуста / Хурмаста восходит к согдийскому
Хурмазта (ср. авест. Ахурамазда, пехл. Ормазд),
который при принятии согдийцами буддизма был отождествлен с Индрой
(Шакрой), в этом качестве воспринят средневековыми
уйгурами-буддистами, а затем (не позднее XV в.) — монголами;
именно как верховный бог, глава 33 тэнгри, он фигурирует в
монгольских буддийских текстах. В устной мифологической традиции
Хормуста был отождествлен с центральным ураническим божеством
монгольского шаманизма — Вечным небом (Möngke
tngri; выражение хурмаст
тэнгэр иногда осмысливается просто как ‘небо’),
а в народном буддизме оказался вытеснен на «шаманскую
периферию». Хормуста занял подчиненное положение по отношению
к Будде Шакьямуни, чье повеление он выполняет, например, во
вступительной части монгольской книжноэпической Гесериады. В
восточномонгольском «Сказании о кальпе» [Dulam,
Vacek 1983] эти отношения инвертированы,
там «главнее» Хормуста; это скорее исключение, чем
правило, но может оказаться рудиментом какого-то более раннего
состояния мифологической традиции.
Условным является и разделение мифологии на «буддийскую»
и «не буддийскую» («шаманскую»). В народной
традиции буддизм и шаманизм (там, где он сохранился) противостоят
друг другу скорее на уровне религиозной практики, чем картины мира,
в которой сосуществуют персонажи буддийского пантеона в совершенно
не свойственной им функции (скажем, в роли демиургов; см. ниже) и
адаптированные буддизмом местные духи; в той или иной мере этот
синтез принимает и духовенство (по крайней мере вынуждено с ним
считаться).
Итак, далеко не всегда термины тэнгри и бурхан
являются теонимами, а семантика конкретного словоупотребления
зачастую определима лишь через его контекст,
однако проблема заключается не только в этом. В целом ряде случаев
речь должна идти о принципиальном тождестве
ритуально-мифологического объекта и мифологического персонажа —
например, неба как деифицированной части космоса (тэнгэр) и
небесного бога (тэнгэр),
изображения бога (бурхан) и самого бога (бурхан).
Таков же синкретизм представлений об одушевленных
объектах (прежде всего, природных) и об их духах-хозяевах: хотя им и
«придаются фантастические плотские формы <...>
представления об ээзи, сабдыках и хатах
сливаются с самою природой;
хозяин горы или долины и есть сама гора или долина.
Житель северной Монголии одухотворяет части природы; каждая
местность представляется для него живым
телом» [Потанин 1883, с. 124-125
(выделено мною. — С.Н.)].
В наших записях — более чем от ста информантов из
взаимоудаленных концов Монголии (а также из забайкальской Бурятии),
представляющих разные фольклорные диалекты, — лишь раз речь
заходит о верховном небесном боге Хормуста-тэнгри,
а из точно поименованных буддийских богов-бурханов упоминаются
только Очирвани (санскр. Ваджрапани),
Лхамо (Балдан-лхамо),
Дара-эхэ (Матушка Тара).
Иногда верховным божеством космогонического мифа, как и в «Сказании
о кальпе», оказывается Будда Шакьямуни (Бурхан-багши):
На земле было 8 солнц. Эрхий-мэргэн выстрелами
из лука поубивал 7 солнц. Бурхан-багши чашкой накрыл одно солнце;
Рах-мангас, говорят, проглатывает солнце и луну из мести <…>
Бурхан-багши, чтобы покорить мангаса Раха, расспрашивал о нем, искал
повсюду [Баточир, 23.08.2007].
В значительном количестве случаев термин бурхан
обозначает бога вообще, любых богов (духов-хозяев огня, ландшафта,
семейных охранительных духов и т.д.), основным качеством которых
является благожелательное отношение к человеку (при условии
соблюдения некоторых правил обрядового поведения), по крайней мере —
отсутствие у них намеренной злокозненности, характерной для
персонажей народной демонологии:
[А что делать, если ворон закричит?] — Ну что <…>
Молиться бурханам и сахиусам
(охранительным духам), молиться Хангаю-земле. Молиться, чтобы они
отвратили это дурное; Огонь же — бурхан
этого айла [поселенья, семьи]. Если дать свой
огонь, значит отдать своего бурхана другим
людям. Раньше, когда почитали бурхан-сахиусов,
огню-бурхану (гал бурхан)
и поклонялись [Пурэвжав, 23.08.2007]; Есть
специальный бурхан лусов и савдаков гор и обо
(т.е. локальных духов-хозяев). Его имя
Лаваанджалба. Луванджалба. Этот бурхан ведает горными савдаками
[Пурэвсурэн, 27.08.2007].
Однако чаще всего установить, какой именно бог имеется в виду, в
принципе невозможно — он либо представляет собой обозначение
«бога вообще», на место которого может быть подставлен
конкретный персонаж религиозно-мифологической системы, либо просто
неизвестен информанту:
Вот он пас овец, как одна
овца, посвященная бурхану,
у которой шерсть скаталась, заблеяла <…> [Дуламноргим,
23-24.08.2006]; на луне <…> видны
разные образы, например, кажется, бурхана;
[Почему бабочка летит на свет?] — Она летит по приказу
какого-то бурхана, чтобы принести людям свет, а
потом сама сгорает в этом свете [Лханаажав, 21.08.2007]
Кстати, в значительном количестве случаев верховное божество,
называемое бурханом, не имеет никакого «политеистического»
окружения (как 33 или 99 тэнгри, составляющие свиту Хормусты, или
как творящие совместно Шибэгэни-бурхан, Мадари-бурхан и Эсэгэ-бурхан
в бурятском предании [Хангалов 1960, с. 8-10]). Его единственным
партнером является демон чутгур, что в полной мере соответствует
дуалистической модели мифа творения:
Бурхан сказал человеку: «Дам знак, сделав
твои белые зубы красными деснами, черные волосы — седыми,
глаза — слезящимися, ноги — разъезжающимися»;
Нюхательный табак придумал чутгур. Курительный табак придумал бурхан
[Цэнд, 20-21.08.2006]; В местах с бурханом обитают чутгуры, говорят
<…> Говорят: в этом месте есть чутгуры, в месте, где
есть бурхан, завелись чутгуры [Намжил, 24-27.08.2006].
Остается неясным, в какой мере подобные мотивы удерживаются
традицией, так сказать, в порядке прямого наследования древней
дописьменной архаики, а в какой являются вторичным продуктом,
порожденным житейской логикой с использованием символических
потенций мифологического образа. В последнем случае оппозиция
бурхан—чутгур должна пониматься просто как добро и зло,
хорошее и плохое и т. п.
4.
К безусловному мифологическому прошлому относится тот раздел
космогонии, который посвящен астральной и солярной темам. Это
рассказы о том, как сложилась нынешняя картина дневного и ночного
неба, как на нем появилось (или осталось) одно-единственное солнце,
откуда взялись пятна на луне, как возникли созвездия Млечный путь
(Тэнгрийн зам / Тэнгрийн оёдол ‘Небесная дорога /
Небесный шов’), Орион (Гурван марал ‘Три
оленухи’), Плеяды (Мичид ‘Обезьяны’) и
Большая Медведица (Долоон бурхан ‘Семь богов’),
что представляют собой Полярная звезда (Алтан гадас ‘Золотой
кол’) и планета Венера (Цолмон). Зачастую
этиологическое предание объясняет происхождение сразу целого
фрагмента карты звездного неба, например:
После этого быстрый бегун, вор, слухач,
подниматель гор, выпиватель океана, Алтан-Минджин и Мунгун-Минджин
стали звездами Большой медведицы. Они сказали Сарлава-дагине:
«Будьте Луной». Так Луна стала всегда смотреть на звезды
Большой медведицы. Они вбили Золотой кол в небо и привязали двух
своих рыжих коней. Этот кол теперь — Полярная звезда. А два
коня — две звезды рядом [Цэнд, 20-21.08.2006]
К числу объектов ритуального поклонения относятся прежде всего
Большая медведица (почти повсеместно связываемая с индивидуальной
судьбой человека), Полярная звезда, солнце, луна, а также звезды,
отдельно, как правило, не обозначаемые. При этом не исключено, что
обрядовое почитание Большой медведицы находится в отношениях
дополнительности к этиологической легенде, в которой повествуется о
ее возникновении, — во всяком случае наши собеседники, знавшие
легенду, обычно не упоминали о поклонении этому созвездью, а люди,
рассказывавшие об обряде, не знали легенды [Козьмин 2008, с. 19].
Вы знаете легенду о Большой медведице? —
Не знаю. Но каждый монгол исключительно глубоко почитает звезды
Большой медведицы. Монголы молятся Большой медведице, делают ей
жертвоприношения. Легенд я не знаю [Тогтоххуу, 22.08.2006].
Я почитаю «Семь бурханов». Как своих
детей. Еще почитаю Полярную звезду, желтое солнце вселенной, полную
луну и другие такие же звезды (Долоон бурхан
одыг <…> Алтан гадас од, дэлхийн шар нар, тэргэл сарыг
бусад ийм жишээний однуудыг…)
[Лханаажав, 21.08.2007].
Показательно, что реестр объектов почитания, данный Лханаажавом,
почти совпадает с соответствующими перечислениями из шаманских
призываний в старой рукописной традиции («солнце, луна,
семизвездие, 40 тем звезд…» [Поппе 1932, с. 161, 167];
«золотое солнце, тьма звезд и полная луна…»
[Rintchen 1959, p.
5] и т.д.). Однако не только: почти совпадает он также с набором
адресатов жертвоприношения у древнемонгольского народа ухуань,
согласно «Истории Поздней династии Хань» («Хоуханьшу»)
Фань Е (V в.): «солнце, луна,
звезды, созвездия» [Таскин 1984, с. 64], причем сходной
является даже их последовательность. Это дает основание говорить о
том, что религиозно-мифологическая традиция сохранялась в
относительной неизменности на протяжении по крайней мере полутора
тысячелетий.
Если отдельные эпитеты небесных богов тэнгри, фигурирующие в
шаманских текстах, позволяют судить о былых космогонических деяниях
этих персонажей, то в перечнях сакрализованных небесных тел ничего
подобного нет — они не антропоморфизированы и не включены ни в
какие сюжеты. Что же касается мифологических (преимущественно
этиологических) преданий о дневном и ночном светилах, некоторых
звездах и созвездиях, эти объекты (как и сами повествования о них)
лишены какой-либо сакрализации; здесь «мифология» и
«религия» расходятся самым решительным образом. Можно
даже сказать, что до некоторой степени солнце, луна, Большая
медведица и Полярная звезда в преданиях, с одной стороны, и в
обрядах, с другой, — это «разные» объекты. Более
того, не вполне координированы представления о Луне как о персонаже
(например, в мифе о Раху) и о луне как о плоскости, на которой
что-то находится (предания о происхождении лунных пятен, в которых
ночное светило может оказаться не «точечным» объектом в
более сложной небесной композиции, включающей звезды и созвездия, а
неким подобием различимого с земли острова, каким-то образом,
впрочем, проявляющим свою волю: «Тогда луна их забрала»).
На небе есть, говорят, вечная вода. Ее сторожит живое
существо по имени Раах. Ворон хотел принести нам вечную воду, он
украл ее и нес в клюве. Раах узнал и погнался за вороном. Раах
спросил у Луны: «Где ворон пролетел?»
— «Здесь рядом». Раах спросил у Солнца. Солнце:
«Ворон пролетел там» [Намжил,
24-27.08.2006].
На луне есть образ двух детей, которые несут
вдвоем ведро воды. И правда, посмотришь, как будто там двое детей.
Давным-давно двое детей пошли по воду, заигрались и долго не
возвращались. Мать им сказала: «Быстро принесите воду!»
Тогда луна их забрала.
Вот теперь на луне есть изображение двух детей [Хандсурэн,
22.08.2007].
И уж в полной мере объектом (а не субъектом) действия солнце
является в монгольском мифе о чудесном стрелке Эрхий-мэргэне,
который сбил с неба лишние солнца (7, 8, 9 или другое число),
источавшие невыносимый жар, но не сумел уничтожить последнее и во
исполнение собственного заклятия превратился в степного сурка
тарбагана. Таким образом, миру грозила гибель не только от
чрезмерного жара множества светил, но и от уничтожения вошедшим
в азарт охотником и последнего солнца:
Давным-давно жил-был один стрелок. На этой земле вышло
7 солнц, стало очень жарко <…> Эрхий-мэргэн поклялся:
«Если я не смогу прострелить 7 солнц 7-ю стрелами, я отрежу
себе большой палец, перестану быть мужем, не буду пить прозрачную
воду, не стану есть прошлогоднюю траву, буду жить в темной яме!»
<…> Эрхий-мэргэн прострелил 6-ю стрелами 6 солнц и
только собрался стрелять в 7-е, как перед ним пролетела сорока —
не смог он прострелить 7-е солнце <…> Эрхий-мэргэн
рассердился, погнался за птицей, но конь его догнать ее не смог.
Снова Эрхий-мэргэн рассердился и последней стрелой прострелил ноги
своего коня. После этого его конь стал тушканчиком. Вот отчего у
тушканчика передние ноги короткие. Эрхий-мэргэн, как и поклялся, не
стал пить прозрачную воду, есть прошлогоднюю траву, превратился в
тарбагана и стал жить в темной яме. У тарбагана между лопаток есть
место, называемое человеческое мясо. Люди говорят, что это мясо
Эрхий-мэргэна и не едят его [Уранбилэг, 20.08.2006].
Эрхий-мэргэн не смог попасть стрелой в солнце и
отрезал себе большой палец. У коня, который не смог догнать солнце,
прострелил ноги и сделал из него тушканчика. Поклялся прозрачную
(черную) воду не пить, прошлогоднюю траву не есть [Цэнд,
20-21.08.2006].
Данный сюжет распадается на две части, связь между которыми хотя
и прочная, но явно не исконная. Первый сюжет — о нескольких
солнцах, которые опаляли землю в древности (и / или должны взойти
перед ее грядущей гибелью) — распространен на обширных
территориях Центральной, Восточной и Южной Азии (Дальний Восток,
Южная Сибирь, Монголия, Тибет, Северо-Восточная Индия, Индокитай и
некоторые др. регионы [Mot A720.1, A1052;
Березкин, Каталог: A. Солнце и луна. 2A]). Тема второй части имеет
гораздо более узкое распространение. Так, в казахском фольклоре есть
сходный сюжет о свирепом охотнике, который истреблял огромное
количество зверей и в наказание был превращен в сурка; иногда
речь идет о двух охотниках [Потанин 1972, с. 48-49; Казиев 1983, с.
117-119], однако мотив стрельбы в солнце, как и имя Эрхий-мэргэн,
тут не присутствует. Что же касается центральной темы бессмысленного
истребления животных, то здесь данный сюжет сближается с преданиями,
посвященными созвездью Орион [Неклюдов 1980].
Объяснение этиологии степного сурка включает ряд охотничьих и
пищевых запретов, связываемых с его «человеческим прошлым»,
а наблюдения за свойствами и повадками зверька (живет в норах, не
пьет и избегает воды) рождают многочисленные поверья,
сводящиеся к его опасности для человека [Бурдуков 1971, с. 319-321];
наконец, тарбаган разносит чуму, его «подземные стрелы»
(чума) страшнее небесных.
Стрелок Эрхий-мэргэн был тарбаганом. В то время на
земле было 8 солнц. Стрелок Эрхий-мэргэн-тарбаган в день сбивал одно
солнце. Так осталось на небе 1 солнце. Тогда он поймал это солнце,
сломал себе большой палец и дал клятву. Тарбаган сказал так:
Темной ночью выходить не буду,
Прошлогоднюю траву есть не буду,
Воды из полыньи пить не буду,
Стану провизией, притороченной у доброго молодца,
Стану адом для плохого молодца!
После этого перестали убивать тарбаганов из лука.
Как-то один человек потерял стрелу, а оказывается, это тарбаган
забрал ее и сел в своей норе, выставив ее. Из-за погоды, влажности,
говорят [Намжил, 24-27.08.2006].
Особенная опасность проистекает именно от того, что раненый
зверек может утащить стрелу в свою нору, — это чревато бедами
для жителей данной местности [Бурдуков 1971, с. 321]:
Говорят, на тарбагана нельзя охотиться с луком и
стрелами. Когда-то один человек выслеживал тарбагана и выстрелил в
него стрелой. Тарбаган затащил стрелу в нору. Человек стал копать и
полез по следу. Смотрит, а тарбаган держит лук и стрелы, стал седым
стариком, стоит, будто хочет выстрелить. Он тарбагана-то убил. А
если бы тот человек не полез за своими луком и стрелами в тарбаганью
нору, тарбаган бы вышел в образе старика и сбил выстрелом
единственное оставшееся солнце. После этого стали говорить, что
стрелять в тарбагана из лука нельзя. Когда мы были детьми, говорили
что ни тарбаганов, ни мышей нельзя убивать из лука. Даже маленькими
стрелами «чавх» (с которыми охотятся на мелких зверьков.
— С.Н.) тоже
нельзя [Баточир, Дужий, 23.08.2007].
В этом уникальном варианте
связь между тарбаганом и Эрхий-мэргэном вообще не упомянута, однако
в неявном виде она несомненно присутствует. Промысловый запрет (не
охотиться на сурка с луком и стрелами, поскольку раньше он сам был
стрелком [Бурдуков 1971, с. 321]) получает вторичное обоснование,
дающее эсхатологическое завершение мифу: состарившийся Эрхий-мэргэн,
который под землей обретает свой исходный человеческий облик,
овладевает пущенной в него стрелой, чтобы завершить то, что было
задумано во времена первотворения — уничтожить оставшееся
солнце.
Таким образом, связываются воедино не только актуальное настоящее
(быличка об охотнике на сурка) и мифологическое прошлое (к которому
отсылает мотив сбить выстрелом единственное оставшееся солнце), но
также и ритуально-магическая практика (запрет охотиться с луком на
тарбагана), получающая мотивировку в мифе и подтверждение в быличке.
Эрхий-мэргэн, культурный герой и демон эсхатологических ожиданий,
может быть, самый «мифологический» из всех персонажей
монгольской мифологии, в настоящем времени становится хорошо
знакомым зверьком, объектом охоты (этиология), а его последний
неудачный выстрел оказывается отложенным (до апокалипсического
будущего) и одновременно вечно продолжающимся (смертельные «стрелы
чумы»); все эти представления спроецированы на относящиеся к
тарбагану охотничьи и пищевые запреты.
Впрочем, большая часть поверий и практик, с которыми нам
случалось знакомиться, не опираются на мифологическую традицию.
Столь плотно заполненные валентности в отношениях между мифом
(изложенным в предании), актуальным поверьем (сообщаемым или
эксплицированным в быличке) и ритуально-магической практикой
(реализуемой в запретах и обрядах) все же довольно редки.
При этом сам Эрхий-мэргэн не относится к числу сакрализованных
персонажей, как не являются ими герои большинства мифологических
преданий о происхождении звезд и созвездий, чьи деяния, обусловившие
сегодняшний вид звездного неба, навсегда остаются в прошлом, в эпохе
первотворения, апелляции к которой либо невозможны, либо
нецелесообразны.
5.
Как можно было убедиться, различительные признаки, используемые при
определении «семантических пространств» мифа
(пространственно-временные и коммуникативные дистанции между
современными людьми, с одной стороны, и богами / духами, с другой;
масштаб деятельности божественных сил, сферы их полномочий) дают
несколько более сложную стратификацию мифологической картины мира,
чем принятое обычно (и в первом приближении правильное) разделение
мифологии на «высшую» и «низшую».
Так, в рассматриваемых традициях признак существование в прошлом
характеризует не столько высших богов (тэнгри и бурханов),
демиургическая активность которых, естественно, относится к эпохе
первотворения (но бытие отнюдь не прекращаются за пределами этой
эпохи), сколько героев астральных и солярных мифов (сделавших свое
дело в космогоническом процессе), эпических демонов («теперь
не существующих») и тех персонажей, отсутствие которых в
настоящем времени не имеет устойчивого объяснения, а отнесение к
прошлому играет роль правдоподобной объяснительной гипотезы («может
быть, были раньше»). Однако и у героев этиологических мифов
есть непременные реплики в актуальной современности (тарбаган —
это Эрхий-мэргэн сегодня), они прочитываются в нынешнем состоянии
мира (рисунок звезд и созвездий, пятна на луне и т.д.), которое в
остановившемся мгновении зафиксировало последнюю фазу
«первособытия». Помимо этого возможное появление высших
богов в нашей повседневности обусловлено специфическим характером их
продолжающейся деятельности (облетающая мир Лхамо, милосердная
Дара-эхэ) или буддийской концепцией божественных перерождений
(хубилганов; Очирвани в образе чудесного найденыша).
Признак пребывание вне пространства, обжитого человеком (скажем,
Хормуста-тэнгри на небе или Эрлик-хан в подземном мире),
действительно, определяет богов высшего уровня, хотя здесь нужны
оговорки. Прежде всего, полноценная репрезентация духов и богов (в
том числе высших) через их изображения, которые имеются в каждом
жилище, приводит к эффекту их нахождения рядом, их постоянного
присутствия в человеческой жизни. В известном смысле это соотносимо
с монотеистической концепцией вездесущности Бога («Бог везде
присутствует»; Иоанн Златоуст, IV в.), общей для
иудео-христианских традиций (особенно для иудаизма), которая
основывается на текстах Ветхого Завета (Пс. 138, 7-10; Втор. 4: 37)
и прослеживается также в некоторых направлениях богословской мысли
ислама (например, понятие валлайат ‘дружба с Богом’
в шиизме).
Кроме того, условны и границы освоенного человеком, пригодного
для жизни пространства. Помимо дома, хозяйственных угодий, близких к
жилью и окультуренных зон, есть необжитая «дикая»
природа, использование которой (промысел или даже просто проезд
через нее) предполагает обязательное ритуальное общение с местными
духами-хозяевами, относящимися к «низшей» мифологии.
Таким образом, данный признак должен обязательно координироваться с
полномочиями и масштабом деятельности той или иной сакральной
инстанции.
Наконец, коммуникативная проблема (наличие / отсутствие
специализированного посредника) зависит не только от
пространственной дистанции, определяющей расстояние между богами /
духами и людьми, но и от категории адресанта ритуального сообщения
(индивидуального, семейного, общинного), имеющего, соответственно,
разный «вес», а также от временнóго ритма
подобных обращений: ежедневные моления и обряды (кому бы они ни были
посвящены — духу домашнего очага или небесному божеству) не
требуют посредников, тогда как редкие и окказиональные ритуалы (по
случаю болезни, бескормицы, засухи) нуждаются в привлечении
достаточно «сильного» магического специалиста.
Литература
Бурдуков 1971 — Бурдуков А.В. Забытые
страницы (публикация и вступление Т.А. Бурдуковой) // Страны и
народы Востока. Вып. XI.
Страны и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. М.:
Наука, 1971. С. 316-325.
Иванов 1988 — Иванов В.В. Низшая мифология //
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. II.
М.: Сов. Энциклопедия,1988. С. 215-217.
Иванов, Топоров 1965 — Иванов Вяч.Вс., Топоров
В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний
период). М.: Наука, 1965.
Иванов, Топоров 1987 — Иванов Вяч.Вс., Топоров
В.Н. Балтийская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1.
М.: Сов. Энциклопедия,1987, с. 153-159.
Казиев 1983 — В стране
сказок. Сказки, легенды, предания, басни, апологи, притчи. Сост.
Б.Ш. Казиев. Алма-Ата: Мектеп, 1983.
Козьмин 2008 — Козьмин А.В. Созвездье Большой
Медведицы в монгольской традиции: нарратив и риуал// Живая старина,
2008, № 3, с. 17-20.
Неклюдов 1980 — Неклюдов С.Ю. Небесный охотник в
мифах и эпосе тюрко-монгольских народов // Теоретические проблемы
изучения литератур Дальнего Востока. Тезисы докладов девятой научной
конференции, Ленинград, 1980. Ч. 1. М.: Наука, 1980, с. 145-155.
Неклюдов 2010 — Неклюдов С.Ю. Легенда и вещем
Олеге: опыт исторической реконструкции (в печати).
Поппе 1932 — Поппе Н.Н. Описание монгольских
"шаманских" рукописей Института востоковедения // Записки
Института востоковедения Академии наук, I. Л., 1932.
Потанин 1883 — Потанин Г.Н. Очерки
Северо-Западной Монголии. Вып. IV. Материалы этнографические. СПб.:
[Имп. РГО], 1883.
Потанин 1972 ― Казахский фольклор в собрании Г.Н.
Потанина. (Архивные материалы и публикации). Алма-Ата: Изд-во
«Наука» Каз.ССР, 1972.
Таскин 1984 ― Материалы по истории древних
кочевых народов группы дунху. Введ., пер. и коммент. В.С. Таскина.
М.: Наука, ГРВЛ, 1984.
Топоров 1969 — Топоров В.Н. О типологическом
подобии мифологических структур у кетов и соседних с ними народов //
Кетский сборник. Мифология. Этнография. Тексты, М.: Наука, ГРВЛ,
1969, с. 126-147.
Хангалов 1960 — Хангалов М.Н. Собрание
сочинений. Т. III. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1960.
Dulam, Vacek 1983 — Dulam
S., Vacek J. A Mongolian Mythological Text. Praha,
1983 (Studia orientalia pragensia, XII).
Heissig 1979-1980 — Heissig W. A Note on the
Custom of Seterlekü // Essays presented to Omeljan Pritsak on
his Sixtieth Birthday by his Colleagues and Students. Ed. by I.
Ševčenko, F. E. Sysyn./ Harvard Ukrainian Studies
Eucharisnerion. Vol. III/IV. Pt 1 (1979-1980). P. 394-398.
Rintchen 1959 — Rintchen [B].
Les materiaux pour l'etude du chamanisme mongol. Wiesbaden.
T. 1, 1959.
Березкин, Каталог — Березкин Ю.Е.
Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических
мотивов по ареалам. Аналитический каталог
[htth://www.rutenia.ru/folklore/berezkin/index.htm].
Список информантов
Анага, 67 лет, урянхаец, родом из Кобдоского
аймака, зоотехник, пос. Хотгол Хубсугульского аймака (жена —
Хандсурэн). Зап. 22.08.2007.
Батболд, 20 лет, халхасец, студент 3 курса, г.
Арбай-Хэрэ, центр Убурхангайского аймака. Зап. 23.08.2006.
Баточир, 83 года, хотогойт, пос. Хотгол Хубсугульского
аймака (жена — Дужий). Зап. 23.08.2007.
Гончигдорж, 78 лет, халхасец, скотовод, сомон
Дзунбаян-Улаан Убурхайнгайского аймака. Зап. 22.08.2006.
Дондов, 80 лет, халхасец, учитель истории и
географии, пос. Мунх-Хан Сухэбаторского аймака, 04.08.2008.
Дужий, 66 лет, дархатка, пос. Хотгол Хубсугульского
аймака (муж — Баточир). Зап. 23.08.2007.
Дуламноргим, 59 лет, халхасец, г. Арбай-Хэрэ
Убурхангайского аймака. Зап. 23-24.08.2006.
Жамьянова Ц.-Х.Ж., 68 лет, хоринская бурятка из рода
Бодангут, учитель бурятского языка и литературы, с. Усть-Эгита
Еравнинского р-на Бурятии. Зап. 22.08.2009.
Лханаажав, 73 года, халхасец, родом из аймака Баян
Хонгор, скотовод, сейчас живет в Улан-Баторе. Зап. 21.08.2007.
Намжил, 89 лет халхасец, центр сомона Улзийт
Убурхайнгайского аймака. Зап. 24-27.08.2006.
Пурэвжав, 83 года, халхасец, родом из Эрдэн-Булган,
счетовод на фабрике, охотник, пос. Хотгол Хубсугульского аймака.
Зап. 23.08.2007.
Пурэвсурэн, 85 лет, халхасец, партийный и музейный
работник, г. Булган Булганского аймака. Зап. 27.08.2007.
Рагчаа, 75 лет, дархатка, родом из Улаан уул,
учительница языка и литературы, пос. Хотгол Хубсугульского аймака.
Зап. 23.08.2007.
Ринчиндаваа, 49 лет, дархат из Ринчин-Лхумбэ, инспектор
по охране природы, г. Мурун Хубсугульского аймака. Зап. 25.08.2007.
Тогтоххуу (сын Гончигдоржа), 55 лет, скотовод. Сомон
Дзунбаян-Улаан Убурхайнгайского аймака. Зап. 22.08.2006.
Уранбилэг, 47 лет, халхаска, учительница
монгольского языка и литературы, центр сомона Хужирт Убурхангайского
аймака. Зап. 20.08.2006.
Хандсурэн, 70 лет, халхаска, зоотехник и профсоюзный
работник, пос. Хотгол Хубсугульского аймака (муж — Анага).
Зап. 22.08.2007.
Цэнд, 80 лет, халхасец, сомон Хужирт Убурхангайского
аймака. Зап. 20-21.08.2006.
Чулуунбаатар, 40 лет, халхаска, официантка в школе, г.
Арбай-Хэрэ Убурхангайского аймака. Зап. 23.08.2006.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|