И.Ю. Назарова
О некоторых стратегиях рыбной ловли: «удача» на рыбалке
В этой заметке речь пойдет о некоторых стратегиях привлечения
«удачи» на рыбалке; в качестве материала я буду использовать
обсуждения примет, запретов и предписаний на рыболовных
интернет-форумах.
Магия нацелена на практический результат:
преобразование имеющегося положения вещей в благоприятном для
субъекта магических действий направлении
[1]
. «Удача» является абстрактным понятием, и она неподвластна
человеку. Чтобы сделать «удачу» объектом магии, можно представить
ее в виде
живого существа и
материального объекта
[2]
. Основанием для первой метафоры («удача» как живое
существо) может служить общее свойство «удачи» и поведения живых
существ – их непредсказуемость. Кроме того, «удача» рыбака
(большой улов) является результатом желательного для рыбака
поведения живых существ – рыбы в водоеме, то есть, метафорой рыбы
как коллективного живого организма. Основанием для второй
метафоры («удача» как материальный объект) может служить то, что
«удача» обычно имеет зримое, материальное воплощение (напр., в
виде рыбного улова – на рыбалке).
1.
«Удача» как живое существо
Первая метафора предполагает взгляд на «удачу» как на живое
существо, которое не желает быть пойманным и прячется, ускользает
от тех рыбаков, которые не скрывают своих намерений поймать ее.
Основная задача рыбака – обмануть «удачу», застав ее врасплох.
Для этого он использует две стратегии:
старается держать свои намерения в тайне и
симулирует нежелание или неготовность ловить рыбу.
Взаимодействие человека и персонифицированной «удачи»
осложняется тем, что, в отличие от вербальной коммуникации, в
контексте магических практик информация о намерениях рыбака
передается не только при непосредственном контакте с партнером по
коммуникации, но и на расстоянии, а средством для передачи
информации могут служить не только слова, но также мысли,
действия и предметы [Новик 1994]. Поэтому разговоры о рыбалке,
долгие сборы и тщательный подбор снаряжения расцениваются как
тождественные по смыслу сообщения об ожиданиях хорошего улова и
не способствуют удачной рыбалке.
Родственники и знакомые не должны знать о предстоящей рыбалке
[3]
:
«…Чем больше людей знают что ты едешь на рыбалку - тем меньше
поймаешь» (Штурман) [1]
[4]
; не должны участвовать в сборе вещей:
«когда приманки готовиш чтобы на кухне никого не было. тока
рыбак или рыбаки(ну сын, друг)» (accent)
[2]. Лучшая стратегия поведения рыбака на рыбалке –
изображать безучастность к происходящему, «сообщая»
(невербальными средствами) о своем нежелании ловить рыбу:
…Но гораздо важней не показать им, то есть рыбам, что
собираешся их ловить.
На кануне ни чего к рыбалке не готовить (все приготовлено
заранее), только минимум - купить наживку и продукты собрать. Как
приехал, о рыбе ни в коем случае не думать. Ходишь по берегу и
думаешь себе - посидеть тут, что ли. Ладно - пусть пока тут
стульчик постоит. А сам к машине в багажник и как бы между делом
прикормку в ведро, раз, и насыпал, сам не жнешь <знаешь. –
И.Н.> зачем, ну в общем ни какого вида, что на рыбалке. Тут
главное не сорваться, потерпеть чуток и для процесса полезно… Ну
в общем все делаешь в таком духе, но обстоятельно и не торопясь
(СанСаныч) [3].
Еще один способ вызвать хороший улов, изобразив нежелание или
неготовность ловить рыбу, – отойти от воды или оставить удочки
без присмотра:
Верное средство для возбуждения клева:
1. Если не клюет, начни завтракать (обедать,
ужинать);
2. Если не помогает п.1, сходи по малому, не выпуская
поплавка из виду;
3. Если не помогает п.2., сходи по большому, продолжая
следить за поплавком;
4. 100% способ - сбор у ящика для "ну по соточке за первую
рыбку". Причем клюет у того, чьи удочки дальше всех.
5. Если все равно не клюет - "здесь рыбы нет" (Guest)
[4].
Считается, что клевать начинает в самые неожиданные или
нежелательные для рыбака моменты, например,
«в тот момент, когда звонит мобильник. Причем клюет лучше,
если телефон не висит на шее на шнурке, а достается из кармана.
Еще лучше, когда все это происходит при хорошей волне»
(Доцент-М) [5]. Один из таких моментов – окончание рыбалки:
«Когда надо, прошу прощения за сленг, сворачиваться, клёв
имеет обыкновение активизироваться, грибы визуализироваться, и
т.д.» (Робинзон). Далее «Робинзон» интерпретирует эту примету
следующим образом:
Творчески развивая эту идею, пришёл к выводу, что природа
расслабляется и поворачивается, так сказать, дружественным
интерфейсом, когда давление на неё ослабляется. Пример: один мой
приятель едет на рыбалку "хапать". От него исходит "хапужная"
аура, которая распугивает всё живое вокруг.
Результаты его обычно ниже моих. Т.е. задача состоит в
оптимальном сочетании пофигизма ("Не за рыбой едем, а отдохнуть")
и куража, без него-то уж совсем абзац. Мне кажется, что это
вообще по жизни самый главный и сложный вопрос [6].
Чем больший улов ожидает рыбак и чем дольше он к нему
готовится, тем меньшим, согласно приметам, окажется результат.
Брать с собой дополнительное снаряжение для ловли рыбы, много
насадки, большие пакеты для рыбы и фотоаппарат (чтобы
фотографировать пойманную рыбу) – значит, оставить эти предметы
незадействованными
. И напротив, забыть какой-либо предмет для ловли рыбы –
значит, спровоцировать хороший клев, при котором именно этот
предмет будет необходим:
Забыл подсачник (дома, на берегу) - будет тебе трофей и
скорее всего не один, а еще скорее будет тебе обрыв или сход и
скорее всего не один.
Ну, а вот если подготовился капитально и взял ссобой
подсачник (а еще хуже два - побольше и поменьше) будет полное
бесклевье и чупа-чупс в обе руки!
<
…
>
Менее риту<а>льно выраженными акссесуарами являются
поводки и садки.
Первые ведут себя следующим образом: чем надежней (не надо
только думать, что надежней это значит - толще...) поводок
ставишь -тем меньше рыбы клюет..
Ну а садок - вещь весьма предсказуемая и простая: Если
развернул его и укрепил до первой ВЫПУЩЕННОЙ рыбы, то скорее
всего он так и останется пустым.... (Mordmol)
[
7
].
Поэтому снаряжение для ловли рыбы лучше держать подальше от
воды и не вспоминать о нем до того момента, как будет поймана
первая рыба:
Выгрузив подсачник не далеко от лодки(места ловли)
постарайтесь просто забыть о нем как о приспособлении для ловли,
носите так,как посторонний предмет (очень хорошо помагает если
мысленно представить как Вы на летнем лугу носитесь с подсачником
пытаясь ловить им бабочек) Не в коем случае не раскладывать
заранее, и не дай Вам Бог помочить его предварительно в воде (
тогда лучше сразу домой ехать). Затем расположившись в лодке (на
берегу) киньте подсачник куда нить рядышком и старайтесь на него
не смотреть.... не всегда но помагает. (Mordmol)
[
8
]
.
2) «Удача» как материальный объект
Вторая метафорапредполагает взгляд на «удачу» как на
материальный объект, который имеет ограниченный объем и занимает
определенное положение в пространстве
[5]
. Пожалуй, самым известным запретом у рыбаков является
запрет брать на рыбалку рыбу. Считается, что
«рыба на рыбу не идет», так как место, предназначенное для
пойманной рыбы (рыболовной «удачи»), уже занято. Этот запрет
может распространяться на другие морепродукты (включая крабовые
палочки и сухарики со вкусом рыбы), на время, предшествующее
рыбалке (нельзя есть рыбу утром перед рыбалкой), в отдельных
случаях – на изображения и наименования рыбы:
Рыба на рыбалке. Есть у меня друг -Миха. Так вот когда я с
ним на рыбалку еду -полный аллес! В смысле-0. Если я один или с
кем то другим то все в поряде. И кстати эта фенька не мной одним
замечена. Долго думал с чего бы така оказия. Потом как в голову
грузилом-да он по гороскопу-РЫБЫ, и татуха у него на плече-
дельфин с АКУЛОЙ в ин-янь заплетены. (KadettSR28)
[
9
]
.
Рыболовная «удача» не приходит к тому, кто уже поймал «удачу»
в другой сфере деятельности; с другой стороны, неприятности,
предваряющие рыбалку, а также мелкие неудачи в дороге, как
правило, расцениваются как хороший знак, так как они должны быть
компенсированы хорошим уловом:
К этой мысли пришел уже давно, но к счастью редко когда все
идет гладко 8-)))
А вот когда выспаться не удалось, утром встал разбитый и злой,
вместо обещанного "ясно, Ю-З ветер" дует Северяк метров 10 в
секунду , а сквозь дождь не видно дороги....Для дополнения
картины можно забыть дома наживку, удочку, спиннинг, мотор, лодку
и т.д. ( на выбор)...Если спустит одно колесо - хорошо, если два
- еще лучше. Желательно , чтобы домкрата с собой не было , а
запаска подтравливала...Для завершения картины можно попасть на
ремонт дороги и дать "небольшой крюк" - км 40....
И вот , если вы после всего этого все-таки прибываете к
месту ловли - тут нужно приготовиться. Есть очень большой шанс
поймать НАСТОЯЩУЮ РЫБУ!!!! (Vitaly Pol) [10].
«Удача» может быть материализована в вещах рыбака, поэтому
считается нежелательным делиться своими вещами: с утратой вещей
можно потерять и «удачу»:
«На рыбалке не делюсь наживкой, но когда ухожу, то отдаю без
сожаления или бросаю в воду» (
KWIK)
[6]
;
«я на рыбалке, или в поездке на рыбалку, никому сигареты свои
не даю, проверял, если кто стрельнет сигарету, ничего не поймаю»
(Ленивый карась)
[11
]
[7]
.
Метафоры «удачи» как живого существа и как материального
объекта не противоречат, а в некоторых случаях дополняют друг
друга
[8]
. Так, представление о том, что тщательная подготовка к
рыбалке будет иметь следствием отсутствие клева, может получать
не только «коммуникативные», но и «субстанциональные» объяснения.
Примета
«если погода классная, куча свободного времени, на рыбалку
собираешься за неделю - рыба клевать не будет» на одном из
форумов интерпретируется следующим образом:
«Скорее всего где-то в тонком мире (информационном поле) это
так долго подготовляемое событие уже произошло, зачем же его
повторять в мире грубой материи?» (
Bela) [12]. Здесь ожидания хорошего
улова воспринимаются не как сообщение о подготовке к рыбалке, а
как ее «удачная» реализация (мысль оказывается тождественной
действию, а не сообщению).
Известное пожелание рыбакам не поймать
«ни хвоста, ни чешуи» также может быть интерпретировано
по-разному. С одной стороны, оно призвано скрыть намерения рыбака
(коммуникативная интерпретация):
«Если во время сборов или уже при отъезде, кто-нибудь пожелает
"УДАЧИ", все, на рыбалку можно не ездить. (…) Вспомнить пожелание
"Ни пуха!" наверняка это желали охотникам для того, чтобы не
спугнуть туже самую удачу, рыбакам - "ни чешуйки, ни
хвостика"» (
pin) [13]. С другой стороны – это
пожелание моделирует ситуацию «неудачи» (где слово замещает собой
событие) с целью вызвать, по принципу компенсации, «удачу»
(субстанциональная интерпретация).
Мною были рассмотрены некоторые из рыболовных примет, запретов
и предписаний – те, в основе которых лежат метафоры рыболовной
«удачи» как живого существа и как материального объекта. Мы можем
видеть, что подобные тексты не являются
«типичными пережитками (survivals)», происхождение которых
«связано с иной социокультурной средой, и смысл их, как
правило, уже непонятен» [Топорков 1998, 35], а строятся по
актуальным семантическим моделям. Отсутствие мотивировки для тех
или иных примет или правил может стать предметом обсуждения:
На рыбалку с рыбой не ездят. Это все знают. Иначе клева не
будет. Даже на завтрак шпроты лучше не открывать. И сухариков с
ароматизатором икры желательно избегать. На всякий случай.
Но тут вот узнал, что оказывается яйца - это та же история!
То есть яйца на рабалке (речь про куриные и, видимо, иные птичьи)
- западло ничем не хуже полосатика в пакете или случайно
закатившейся в недра багажника банки горбуши. И вот с яйцами мне
логика не ясна (м.б. кто объяснит?
) (Trunk)
[
14
]
.
Этот запрет заимствован у охотников: подобно тому, как на
рыбалку нельзя брать рыбу и морепродукты (
«рыба на рыбу не идет»), на охоту нельзя брать мясо и
яйца. У рыбаков этот запрет получает вторичную мотивировку:
«на рыбалку с яйцами, обратно – с х…».
Таким образом, приметы и правила, подобно грамматическим
формам, могут быть описаны в трех измерениях: как реализация
продуктивных семантических моделей, как сохранение форм,
реализующих непродуктивные в настоящем, но актуальные прежде
семантические модели и как «заимствования» из типологически
близких социальных контекстов.
Литература:
Дэвидсон Д.
Что означают метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С.
172–193.
Зеленин Д.К.
Русское «закудыкать» //
Slavia
.
R. VIII. S. 3.
1929.
C
.493–502.
Малиновский Б.
Магия, наука и религия. М., 1998.
Лич Э.
Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К
использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.,
2001.
Успенский В.А.
О вещных коннотациях абстрактных существительных //
Семиотика и информатика. Вып.11. М., 1979. С. ???
Лакофф Дж., Джонсон М.
Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
Новик Е.С.
Архаические верования в свете межличностной коммуникации //
Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник
статей памяти С.А. Токарева. М., 1994. С. 110–163.
Потебня А.А.
О доле и сродных с нею существах // Потебня А.А. Символ и
миф в народной культуре. М., 2002. С. 46–58.
Зеленин Д.К.
Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма
// Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917–1934. М.,
1999. С. 181–258.
Седакова О.А.
Тема “доли” в погребальном обряде (восточно- и
южнославянский материал) // Исследования в области
балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М. 1990.
С. 54–63.
Байбурин А.К.
Обрядовое перераспределение доли у русских // Судьбы
традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы
Ивлевой. СПб., 1998. С. 78–82.
Топорков А.Л.
Суеверные приметы и мифология повседневности // Мифология и
повседневность. СПб., 1998. С. 32–42.
Источники:
1 – Одесский клуб рыболовов (форум)
http
://fishingclub
.od
.ua
/forums
/index
.php
?showtopic
=1016
(2006).
2 – Рыболовный клуб Fion.ru (форум)
http://fion.ru/talk/viewtopic.php?f=10&t=746&start=15&st=0&sk=t&sd=a&sid=82042305ff019c060353da02842e89cd&view=print
(2008)
3 –
Спортивная
поплавочная удочка (форум)
http://www.matchfishing.ru/forum/archive/index.php/t-939.html
(2002).
4 –
Питерский клуб рыбаков (форум)
http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&p=10575
(2003).
5 – Питерский клуб рыбаков (форум)
http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&o=1&st=320
(2004).
6 – Питерский клуб рыбаков (форум)
http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&p=10575
(2003).
7 – Питерский клуб рыбаков (форум)
http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&o=1&st=280
(2004)
8 – Питерский клуб рыбаков (форум)
http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&o=1&st=280
(2004).
9 – Рыболовный клуб Fion.ru (форум)
http://www.fion.ru/talk/viewtopic.php?f=10&t=746&st=0&sk=t&sd=a&start=15
(2008)
10 – Питерский клуб рыбаков (форум)
http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=117&o=1&st=240
(2004).
11 – Рыбалка без границ. Центральный форум Рыбаков
http://www.rusfishing.ru/forum/showthread.php?t=2763&page=3
(2007).
12 – Нижегородский рыболовно-охотничий клуб «ВолгаФишинг»
(форум)
http
://www
.volgafishingclub
.nnov
.ru
/forum
/topic
6409.html
?mode
=threaded
&pid
=86503
(2005).
13 – Лига уральских рыболовов (форум)
http://uralfishing.ru/forum/viewtopic.php?t=1430&postdays=0&postorder=asc&&start=0&sid=3294ba79a8910b64a69ea9c211537fe9
(2004).
14 – Рыболовный клуб Fion.ru (форум)
http://www.fion.ru/talk/viewtopic.php?f=10&t=746
(2008).
[1]
Магию как
«практическое искусство в сфере сакрального» Б.
Малиновский противопоставляет религии –
«совокупности самодостаточных актов, цель которых достигается
самим их свершением» [Малиновский 1998, 87].
[2]
«Пере водя идеи, т. е. продукты разума,
«ментифакты», в материальные
объекты «вне нас», мы придаем им относительное постоянство,
и в этой постоянной материальной форме можем подвергнуть их
тех
ническим операциям, которые недоступны разуму, если он
действу
ет сам по себе.
<…> Для антропологов наиболее важной сферой, где
такого рода материальная символизация очевидна, является
религиозный ритуал» [Лич 2001, 48]. О вещественных коннотациях
абстрактных понятий в языке см., напр.: [Успенский 1979; Лакофф,
Джонсон 2004].
[3]
С этими представлениями связан и запрет спрашивать рыбака
или охотника о том, куда он идет («закудыкать») [Зеленин
1929].
[4]
Здесь и далее орфография и пунктуация источников
сохранены.
[5]
Ср. представления об «счастье» и «доле» как материальных
объектах в крестьянской культуре [Потебня 2002; Зеленин 1999;
Седакова 1990; Байбурин 1998].
[7]
Ср. представление об уходе «счастья», «спорины» некоторого
дела или производства в случае убыли отдельных вещей [Зеленин
1999, 204].
[8]
А значит, они не исключают возможности интерпретации
рассмотренных мною текстов посредством других метафор. Добавлю
также, что семантический потенциал метафоры всегда шире ее
толкования, что делает интерпретацию магико-мантических практик
(как со стороны информантов, так и со стороны исследователей)
занятием творческим, но в методологическом плане в значительной
степени произвольным:
«понимание (как и создание) метафоры есть результат
творческого усилия: оно столь же мало подчинено правилам»
[Дэвидсон 1990, 172].
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|