А. Лысков
О систематизации "садистских стишков"Одним из главных жанров современного школьного фольклора являются "садистские стишки", известные также под названиями "садистские частушки", "садистские куплеты", "анекдоты" и т.д. Несмотря на то, что на протяжении 90-х годов жанр терял популярность, "стишки" продолжают жить и распространяться. По некоторым оценкам, общее число их сюжетов приближается к четыремстам. Исследователи школьного фольклора давно говорят о необходимости учета и систематизации произведений данного жанра и предпринимают попытки их классификации. Так, К.К. Немирович-Данченко распределяет "стишки" на три основных тематических типа: в первом более слабый персонаж оказывается жертвой более сильных и взрослых по возрасту персонажей, во втором главный герой сам несет гибель другим персонажам, а в третьем причиной гибели персонажей становится т.н. "неперсонифицированная негативная сила", которая действует в случае нарушения какого-либо запрета1. А.Ф. Белоусов систематизирует "стишки", точнее сюжеты стишков, на несколько групп. В частности, им выделяются сюжеты, связанные с обретением вредоносного предмета, сюжеты, связанные с опасными играми, сюжеты, где опасным становится само место пребывания главного героя (лифт, крыша, улица, стройка) и т.п2. Между тем "садистские стишки" являются одной из форм языковой шутки. В одной из современных монографий, посвященной языковой шутке, отмечается, что "комический эффект вызывает не всякая безвредная уродливость <…> , а лишь такое отклонение которое вызывает возникновение второго плана, резко контрастирующего с первым"3. Применительно к "садистским стишкам" об этом писал К.К. Немирович-Данченко, который показал, что стишок делится на две функциональные части, причем резкое нарушение во второй части сложившейся ранее эмоциональной оценки является основным принципом построения стишков4. Действительно, создание комического эффекта в "стишках" отличается крайней неоднозначностью, многообразием подходов и методов. Исходя из этого, может быть предложен новый вариант классификации произведений данного жанра. В качестве единого классификационного признака выступает основной способ создания комического эффекта. Нужно заметить, что сами способы создания комического эффекта в "стишках" рассматривались и ранее: многие из них так или иначе описаны в работе К.К. Немировича-Данченко. Однако в качестве классификационного признака способы не выделялись, так как его работа преследовала несколько иные цели. Выбор данного признака дает возможность несколько отрешиться от сюжетного аспекта того или иного произведения, что в свою очередь позволяет более полно охватить все "стишки". Кроме того, данный признак отвечает самой сути жанра "стишков", ибо они рассказывают не о бедствиях, а о том, как бедствия превращаются в повод для смеха. Естественно, что классификация должна иметь свои определенные принципы, которые и приводятся ниже. Принцип построения от общего к частному. Так как одной из целей данной классификации является полнота охвата ею всех "стишков", для классификации взяты наиболее общие понятия и признаки (конкретизация производится исключительно в случае необходимости). Принцип открытости для модификации. Естественно, что система в будущем может быть модифицирована. Хотя выборка "стишков", которая легла в основу статьи (а это 121 стишок, опубликованный в книге "Русский школьный фольклор"), и является достаточно полной, однако случаи, когда можно говорить о стопроцентной репрезентативности, редки. Данным принципом провозглашается допустимость обоснованных изменений в структуре классификационных группировок. Открытость для модификации заключается еще и в том, что группировки являются взаимозаменяемыми, могут добавляться новые, несколько группировок могут объединяться в одну и, соответственно, тот или иной стишок может менять свое место. Принцип универсальности. Данным принципом предусматривается, что классификация должна распределять по группировкам любые формы "стишков", независимо от их сюжетных, стилистических и композиционных особенностей. Принцип взаимодействия. Этот принцип рассматривает одну из сторон взаимоотношений данной классификации с другими классификациями, в некотором роде пересекаясь с принципом универсальности. Принцип взаимодействия выражается в том, что наша классификация совместима с другими классификациями: так, другие способы классификации могут быть использованы для распределения "стишков" внутри законченных группировок, и наоборот, классификация может выступать в качестве дополнения к другим классификациями. Принцип независимости. Принцип отражает вторую сторону взаимоотношений с другими классификациями. Он заключается в том, что в процессе создания классификационных группировок мы не учитываем другие классификации. Принцип приоритетности. Несмотря на то, что принцип изложен последним, его можно назвать одним из самых важных и наиболее часто применяемых. "Стишки" представляют собой довольно сложные произведения. Одной из их особенностей является множество приемов создания комического эффекта. Принцип отвергает возможность комбинирования их в качестве основного. Необходимо выделить решающий прием. Если бы такого принципа не было, классификация включала бы почти столько же группировок, сколько существует "стишков", и не имела бы никакого смысла. Очень важно, что классификационный признак включает слово "основной". А теперь перейдем непосредственно к изложению основ классификации. Рассматривая структуру стишков, можно выделить в их составе 5 основных функциональных составляющих: в последующем они будут именоваться элементами "стишка". Эти элементы являются своего рода кирпичиками в процессе создания комического эффекта отдельно взятого "стишка". Последовательность, в которой располагаются элементы внутри стишка, по большому счету определяется способом создания комического эффекта. Однако чаще всего они располагаются в том порядке, в котором будут изложены ниже. Таким образом, можно говорить о наличии помимо "сюжетной" фабулы "стишка" еще и элементной фабулы, то есть порядка расположения элементов. Итак, элементы "стишка". Причина действия. Условное обозначение – ПД5. Данный элемент обрисовывает ситуацию, в которой происходит действие, содержит предпосылки для последующего развития событий. Своеобразной границей, отделяющей данный элемент от других, является отсутствие аномальности, точнее необратимой аномальности. В последующих примерах теоретически допускается, что мальчик может найти пулемет; другой вопрос, как он распорядится им. Маленький мальчик нашел пулемет… Маленький мальчик пошел на "Зенит"… Маленький мальчик по крыше гулял… Ребята громко играли на крыше… Элемент может быть и распространеннее. В нем могут содержаться уточнения: Маленький мальчик в ванне купался, Маленький мальчик с водичкой игрался… или же другие моменты, связанные с подготовкой действия: Девочка в поле гранату нашла. "Что это, папа?" - спросила она… Кроме того, могут уточняться некоторые подробности, известные только слушателю: Маленький мальчик нашел ананас, Но не подумал что это фугас… С уточнением связана такая особенность элементов, как возможность расчленения. В следующем примере одна из частей причины действия меняет свое место в элементной фабуле: Маленький мальчик бумажку нашел (ПД), С этой бумажкой в кусты он пошел. Долго смеялась над ним детвора. Эта бумажка наждачной была (ПД). Причина действия часто содержит и описание места событий, которое нередко носит пейзажный характер: Синенький домик. Дача в полоску. Мальчик на крыше отпиливал доску… Иногда о главном герое вообще ничего не говорится, все внимание уделяется иным обстоятельствам: Медленно едет тяжелый каток… Два небоскреба вздымаются ввысь… Черное море… Для обозначения аномальности показателен следующий пример. Дело в том, что когда опасность является для главных героев повседневностью, она тоже может быть включена в причину действия: Двое саперов яму копали, Двое саперов гранаты искали… Встречаются и нестандартные причины действия. Их нестандартность обусловлена необычностью самого стишка: Хорошо живется всем… Эх, в стране Советской. Причина действия упоминается почти во всех стишках. Редкие исключения в шутку именуются "обезглавленными стишками": Недолго мучилась старушка В высоковольтных проводах. Ее обугленная тушка На птичек наводила страх. Образ действия. Условное обозначение – ОД. Данный элемент включает все, связанное с приближением опасности, с созданием образа надвигающейся опасности. Главный признак – появление необратимой аномалии. После этого элемента становится понятным, что "маленький мальчик" не пойдет сдавать найденный им пулемет в милицию. Аномалия может заключаться как в "неотказе" от потенциально опасного действия: …В портфель положил и школу пошел… …Сунул в карман, к сельсовету пошел… …"Люди!", - сказал он, - "Спартак" победит!" так и в якобы неправильном понимании назначения предмета: …С этой игрушкой он в школу пошел… Его неправильному употреблению могут способствовать другие персонажи: …"Это игрушка", - сказал ему дед… …"Дерни колечко!" - ей папа сказал… …Мама сказала: "Сунь пальчик в розетку!"… …Папа ответил: "Губная гармошка"… Образ действия может быть и уточнением к причине действия, но уточнением, содержащим аномалию: Маленький мальчик играл в водолаза (ПД), Смело спускался на дно унитаза (ОД)… Девочка Маша купаться пошла (ПД), В среду нырнула, в субботу всплыла (ОД). В то же время образ действия может содержать и появление объективной опасности: …Мама подкралась, халатом шурша… …Сзади подъехал новенький ЗИЛ… …Дед Афанасий достал свой обрез… …Рядом неслышно прошел ледокол… Особо стоит выделить редкий развернутый тип образа действия, при котором становятся ненужными другие элементы, так как он фактически вбирает их в себя: Маленький мальчик с ножкой хромой (ПД), Супчик хлебал из тарелки большой (ПД). "Хватит! Нажралась, скотина хромая!" (ОД) - Мама сказала, топор доставая (ОД). Следует заметить, что гораздо чаще встречаются "стишки", в которых отсутствует образ действия. Процесс действия. Условное обозначение – ПР. Элемент характеризует непосредственно процесс перехода героев из одной субстанции в другую. Сюда могут входить и действия главного героя, и действия героев-антагонистов. …Маленький мальчик нажал на курок… …Дернул колечко, бросил в окно… …С ревом из ямы взлетела махина… …С лязгом железо в мясо вошло… …Добренький дядя спичку поднес. Процесс действия – один из основных элементов, у которого порой не бывает "собственной" строки: элемент может быть максимально лаконичным и в то же время необычайно содержательным: …Раз табуреткой!… …Раздалось два выстрела… …разбил паралич. …Выстрел бабахнул… Можно отметить, что процесс действия – самый редкий элемент стишка и самый "непроявленный". Вместо него чаще всего используются так называемые элементы-указатели: эти элементы находятся в "стишке" на месте элемента-прототипа и выполняют все его функции, однако их вряд ли можно назвать полноправными элементами. В смысловом плане они подразумевают наличие элемента-прототипа, из чего можно сделать соответствующее заключение о характере происходящего. …Не было крика и не было стона… …Голос строителя в крике охрип… Результат действия. Этот элемент распространен достаточно широко. Им описывается вся гамма последствий действия. Как правило, констатируется переход героев из одной субстанции в другую. Основной признак - наличие новой субстанции: …Папины яйца стекли в сапоги. …Больше в деревне никто не живет. …Жопу нашли километров за шесть. …Быстро замерзли сопли в носу… …Теперь его можно повесить на стену. Результат действия может также урезаться и потому умещается в одной строке с процессом действия: …И нет малыша. В других случаях он может развернуться до двух строк: На полу лежит мальчишка, Весь от крови розовый… …Только под утро горячий поток Вынес вареного мяса кусок. Несмотря на важность элемента, встречаются и "безрезультатные" стишки: Маленький мальчик по стройке гулял (ПД), В бочку с бензином случайно попал (ОД). Стал задыхаться – высунул нос (ОД). Добренький дядя спичку поднес (ПР). Оценка действия. Условное обозначение – ОЦ. Данный элемент один из самых важных для создания комического эффекта. Содержит реакцию или оценку автора или персонажей на произошедшее действие. Встречается как в виде простой констатации: …Долго смеялась над ним детвора… …Долго смелись над шуткою гости. …Стало потише. так и в форме оценки (зачастую с оттенком злорадности): …Нет, не доест он свою колбасу. …Нет, не поедет он к бабушке в гости! …Напрасно мамаша ждет малыша. …Роется мама в куче костей: "Где же кроссовки за сорок рублей?" Особенно примечательны примеры, где в роли персонажа, непосредственно оценивающего события, выступает автор: …Поезд пошел. Мужик побежал (ПР). Долго я взглядом его провожал (ОЦ). …Долго из пасти торчала головка (РД). Я отвернулся – мне стало неловко (ОЦ). В некоторых случаях появляется самооценка: …Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо. Элемент может содержать сравнение с героями официальной культуры: …Все вспоминали про подвиг Гастелло… …"Тоже Чапаев!" - хихикнул старик. Оценкой можно считать и первую строчку следующего "стишка", поскольку действие совершилось ранее и выражение "ехал на машине" с точки зрения рассказчика, кроме как оценкой, назвать трудно: Ехал Ваня на машине (ОЦ), Весь размазанный по шине (РД). Оценка действия и результат действия –элементы, чей обмен местами в элементной фабуле – явление довольно обычное: Дети в подвале в индейцев играли (ПД): Копья, ножи томагавки метали (ПД). Не повезло первокласснику Стасу (ОЦ): Кошки всю ночь ели свежее мясо (РД). Таковы элементы стишка. Обратимся к способам создания комического эффекта. Все эти способы целесообразно разделить на две группы: композиционные и стилистико-смысловые. Композиционные методы. Быстрое противопоставление. Настоящий метод так или иначе присутствует почти во всех "стишках". Все пять элементов почти никогда не встречаются в одном "стишке". Есть исключения, но только за счет введения в короткий "стишок" дополнительных деталей: Мальчик-рахитик на лодочке плыл (ПД), Дед Афанас пулемет раздобыл (ОД). Выстрел раздался (ПР). Мальчик лежит (РД). Больше не мучает парня рахит (ОЦ). Отсутствие того или иного элемента вызывает непроизвольное домысливание "пробелов" слушателем, причем догадка вызывает у него бурные комические эмоции. У стишков данного вида созданию комического эффекта именно таким способом придается наибольшее значение. Именно поэтому к этому виду относятся многие двустрочные "стишки". Схема упрощена до максимума: в "стишке" два элемента, и этого вполне достаточно: Маленький мальчик нашел самокат (ПД). Больше в деревне столбы не стоят (РД). Мальчик играл в трансформаторной будке (ПД). Теперь на могиле растут незабудки (РД). Два элемента противопоставляются друг другу. В примерах отсутствуют и образ действия, и процесс действия, и оценка. Рассматривая "работающие", то есть противопоставляющиеся элементы, мы можем выделить подвиды. Чаще всего, как в последнем примере, противопоставляются причина действия и результат действия. Однако можно привести примеры противопоставления причины действия и образа действия: Девочка Маша купаться пошла (ПД). В среду нырнула, с субботу всплыла (ОД). Теоретически допускается и противопоставление других элементов. Кроме многочисленных двустрочных "стишков", сюда относятся и некоторые четырехстрочные, которые объединяются еще одним методом - двухсхемным быстрым противопоставлением. Особенностью данного метода является то, что комический эффект создается по двум схемам. В первой части "стишка" - обычным быстрым противопоставлением. Во второй же их части или строится аналогичная схема со вторым противопоставлением: Маленький мальчик нашел пулемет (ПД). Больше в деревне никто не живет (РД). Он и в другую деревню зашел (ПД), Но и оттуда никто не ушел (РД). или же неожиданным образом разворачивается один из элементов. Это делается, как правило, посредством введения некоторых замечаний и уточнений, что также вызывает радостную реакцию аудитории: ведь это - тоже своеобразное отклонение от нормы, от привычных сюжетов "стишков": Маленький мальчик нашел пулемет (ПД). Больше в деревне никто не живет (РД), Кроме деда Архимеда (РД), У которого торпеда (РД). Причины появления такого рода "стишков", по всей видимости, кроются в желании носителей продлить жизнь особо популярного "стишка": ведь любая шутка хороша только один раз. Дефабуляция. Основным признаком создания в "стишке" комического эффекта этим методом является нарушение фабулы: как сюжетной, так и элементной: На полу лежит мальчишка (РД), Весь от крови розовый (РД). Это папа с ним играл (ПД) В Павлика Морозова (ПД). Внутри группировки можно выделить дефабуляцию-1 и дефабуляцию-2. Когда комический эффект создается с помощью дефабуляции-1, имеет место необычное объяснение обычного события. Маленький мальчик варил холодец (РД), По полу ползал безногий отец (ОД). Очевидно, что сначала отец остался без ног, а уж затем маленький мальчик принялся за изготовление холодца столь неординарным способом. Таким образом, можно отметить, что происходит некоторая подмена: основным оказывается некоторое событие, происшедшее в прошлом. В то же время существует возможность применения дефабуляции за счет детали, которая раньше скрывалась от глаз аудитории, для чего расчленяется один из первых элементов: Маленький мальчик на вишню залез (ПД). Дед Афанасий достал свой обрез(ОД). Выстрел раздался (ПР). Сторож упал (РД). Мальчик свой маузер раньше достал (ОД). Если убрать расчленение: Маленький мальчик на вишню залез. Там он тотчас же достал свой обрез. Дед Афанасий свой "Шмайссер" достал. Выстрел раздался. Сторож упал. - основная часть комического эффекта утрачивается. Напротив, дефабуляция-2 предусматривает банальное, логичное (естественно, для такого случая) объяснение поначалу непонятного или необычного события: Черное море (ПД). Кровавый гуляш (РД). Наш самолет приземлился на пляж (ПР). Голые бабы по небу летят (РД). В баню попал реактивный снаряд (ПР). Действие дефабуляции-1 и дефабуляции-2 связано с двумя противоборствующими теориями комического: с теорией комического шока и с теорией "обманутого ожидания". Судя по всему, дефабуляция - один из самых сложных методов с точки зрения выделения элементов "стишка" и выявления механизма комического эффекта в целом. Стилистико-смысловые методы. Неадекватность оценки. Действие данного метода связано, как правило, с таким элементом, как оценка действия. Когда действие в "стишке" уже совершилось, естественной было бы сожаление или, по крайней мере, нейтральная оценка. Однако все происходит совсем не так: в лучшем случае внимание обращается на детали, имеющие второстепенное отношение к действию: Девочки в поле цветы собирали (ПД), Мальчики в поле в индейцев играли (ПД). Таня нагнулась – в жопе топор (РД)… Метко стреляет индеец Егор (ОЦ)! в худшем мы имеем дело со злой насмешкой: Маленький мальчик залез в холодильник (ПД), Маленькой ручкой схватил за рубильник (ОД). Быстро замерзли сопли в носу (РД). Нет, не доест он свою колбасу (ОЦ). Неадекватная оценка событий может даваться как автором: Дочка полковника именем Надя (ОД) Красную кнопку нажала в Неваде (ОД). С ревом взлетела из ямы махина (ПР)… Хорошей страной была Аргентина (ОЦ). так и непосредственно персонажами: Маленький мальчик на льдинке играл (ПД). Сзади к нему ледокол подплывал (ОД). Долго смеялись на палубе дети (ОЦ): Справа пол-Пети и слева пол-Пети (РД). Здесь необходимо различать автора, как некий абстрактный "голос за кадром", и персонажа, повествующего от первого лица, являющегося непосредственным участником событий, как в следующем примере: Маленький мальчик вдоль речки бродил (ПД), Выполз навстречу ему крокодил (ОД). Долго из пасти торчала головка (РД)… Я отвернулся – мне стало неловко (ОЦ). Данный пример показателен еще и тем, что здесь применено "слово-маркер", чье назначение – повышать значимость конкретного элемента, обращать на него внимание слушателя, если это необходимо. Слово "долго", совершенно несовместимое с коротким стишком успешно справляется с этой ролью. Поэтизация. Действие данного метода основано на отступлении от обычной нейтральной манеры повествования в стишке. Отступление производится в конкретном элементе "стишка". Для создания такого отступления используется большое количество видов поэтически "украшенной" речи, главным здесь является введение экспрессивных эпитетов, метафор, ярких образов, которые зачастую имеют абсолютно нереальные масштабы. С их помощью и достигается требуемый контраст двух планов: Маленький мальчик варенье варил (ПД). Вместо лимона лимонки ложил (ОД). Мама пришла попробовать пенки (ОД), Долго ее отскребали от стенки (РД). Элементы стишка, подвергающиеся поэтизации, могут быть различными. Излюбленный элемент – результат действия: Маленький мальчик кошку дразнил (ПД). Сзади подъехал новенький ЗИЛ (ОД). Долго смотрела рыжая кошка (РД), Как на асфальте лежала лепешка (РД). Однако есть примеры поэтизации и других элементов: например процесса действия: Дети на стройке в индейцев играли (ПД), С пьяных рабочих скальпы снимали (ОД). Лом просвистел, как копье Чингачгука (ПР)… Больше не стало у бабушки внука (РД). Поэтизация является одним из ведущих методов в "стишках". Ведь там, где имеет место дискредитация, всегда есть соответствующие выражения. Авторы "стишков" иногда не гнушаются даже применением "низкопробных" слов, хотя примечательно, что нецензурные выражения в "стишках" не используются: Маленький мальчик нашел ананас (ПД), Но не подумал, что это фугас (ПД). Ножик достал, чтоб почистить и съесть (ОД). Жопу нашли километров за шесть (РД). Учитывая то, что отступление может быть не просто от нейтральной манеры, но - от положительной оценки, просматривающейся в "стишке", можно выделить еще один метод - контрпоэтизацию. Этот метод напоминает предыдущий. Однако здесь "стишок" приобретает определенную "полярность". Можно говорить о стилистическом противостоянии двух элементов, которые представлены противоположными группами эпитетов и других образных единиц. Первая группа содержит положительную оценку, уменьшительно-ласкательные формы и т.д., вторая же -резкие, несовместимые с первой группой образы, так как это происходит при применении обычной поэтизации: Маленький мальчик чистил ружье (ПД), Маленькой ручкой держал за цевье (ПД). Маленькой ножкой нажал на курок (ПР)… Мозги со свистом летят в потолок (РД). Разрыв между двумя планами оказывается куда большим, соответственно, сильнее и комический эффект. Естественно, что положительные образы могут применяться не только к главному герою: Маленький мальчик играл в водолаза (ПД): Смело спускался на дно унитаза (ОД). Добрая тетя нажала педаль (ПР) - Мальчик унесся в вонючую даль (РД). "Стишки" с контрпоэтизацией также разделяются по вторым элементам, где содержатся "яркие образы". Как и в "стишках" с поэтизацией, наиболее часто обрабатывается результат действия: Июльское солнце жарко палит (ПД), Мальчик в сарае нашел динамит(ПД), Нежной рукою он спичку поднес (ОД). Кашей размазался он об овес (РД). Впрочем, есть примеры обработки процесса действия: Маленький мальчик по стройке гулял (ПД), Добрый рабочий за ним наблюдал (ОД). Дом просвистел, как копье Чингачгука (ПР)… Нету у бабушки милого внука (РД). А также образа действия: Маленький мальчик с ножкой хромой (ПД) Супчик хлебал из тарелки большой (ПД). "Хватит! Нажралась, скотина хромая!" (ОД) - Мама сказала, топор доставая (ОД). Необходимо отметить, что некоторые исследователи, в частности А.Ф. Белоусов, полагают, что так как в стишках зачастую описываются события, носящие совершенно нереальный характер, одним из ведущих методов создания комического эффекта в стишках является гиперболизация6. Однако представляется, что гиперболизация в стишках служит лишь почвой для применения поэтизации и контрпоэтизации, их смысловой подоплекой. Определенным подтверждением этому служит тот факт, что в текстах гиперболизированные события не описываются в нейтральной манере. Как правило, для этого используются выражения, носящие экспрессивную окраску, для создания которой и применяются эпитеты, метафоры и другие инструменты поэтизации. Любая классификация должна иметь возможности для практического применения. Исходя из этого, мы считаем целесообразным поместить в дополнение к статье распределение 121 стишка из сборника "Русский школьный фольклор", сделанное с помощью вышеизложенной классификации (см. Приложение 1). Методы создания комического эффекта в "стишках" достаточно разнообразны. Это и является основой для систематизации "стишков", которая исходит из основной, на наш взгляд, особенности этого сугубо комического жанра. Приложение 1Распределение по классификационным группировкам стишков, опубликованных в сборнике "Русский школьный фольклор"7. - Быстрое противопоставление "Причина-Результат": 5, 10А, 10Б, 11, 12, 16, 19, 35, 36, 38, 39А, 39Б, 41, 48, 69.
- Быстрое противопоставление "Причина-Образ действия": 43, 51, 89.
- Двухсхемное быстрое противопоставление "Причина-Результат": 11+А, 11+Б, 11+В, 35+А, 35+Б, 35+В.
- Дефабуляция-1: 28, 31, 40, 53, 59, 73Ба, 73Бб, 99.
- Дефабуляция-2: 74, 86, 87, 88, 98.
- Неадекватность оценки событий рассказчиком (автором): 14, 21, 24, 27, 37, 44, 46А, 46Б, 46В, 49, 50, 60, 72, 76А, 76Б, 78, 80, 81А, 81 Б, 83, 85, 90.
- Неадекватность оценки событий персонажами: 1-3, 18, 26, 30, 42А, 42Б, 45, 67, 68, 73А, 77, 91, 92, 93Б, 94, 95.
- Поэтизация результата действия: 4, 6, 9, 13, 15, 20, 25, 29, 47, 48А, 52, 55-57, 61, 62, 64, 65, 70, 71, 79А, 82, 84, 97, 100А, 100Б.
- Поэтизация процесса действия: 33, 63, 66Б.
- Контрпоэтизация результата действия: 7, 8, 17, 22, 23, 32, 34, 48Б, 54, 58, 75, 79Б, 93А.
- Контрпоэтизация процесса действия: 66А.
- Контрпоэтизация образа действия: 96.
Примечания- Немирович-Данченко К.К. Наблюдения над структурой садистских стишков // Школьный быт и фольклор. Ч.1. Таллинн, 1992. С.124-137.
- Белоусов А.Ф. Садистские стишки // Русский школьный фольклор. М.: Ладомир, 1998 С.545-558.
- Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 21.
- Немирович-Данченко К.К. Наблюдения над структурой садистских стишков. С. 126.
- Условные обозначения элементов стишка будут использоваться для обозначения соответствующих элементов в текстах примеров.
- Белоусов А.Ф. Садистские стишки // Русский школьный фольклор. - М.: Ладомир, 1998 С.546-547.
- Русский школьный фольклор. - М.: Ладомир, 1998, С. 558-571. Все обозначения сюжетов стишков, применяемые в сборнике составителем, сохраняются.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского Совета по Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги - Нью-Йорк.
|