Весенняя школа - 2009
Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования
М.Д. Алексеевский (Москва)
Премия Дарвина: фольклор, Интернет и бизнес
Значение современных средств коммуникации для общества в
последние годы стремительно растет, многие люди уже не могут себе
представить жизнь без Интернета и мобильного телефона. Необходимо
отметить, что развитие Интернет-среды (как в России, так и во
всем мире) идет не только экстенсивным, но и интенсивным путем. С
каждым годом число Интернет-пользователей увеличивается, но
вместе с тем меняется и характер их деятельности в Сети.
Революционные изменения в этой области произошли в середине
2000-х годов, когда популярность получила концепция развития
Интернета Веб 2.0. Если раньше создавать сайты и размещать
информацию в Сети могли преимущественно специалисты
(программисты, веб-дизайнеры), владеющие специальными знаниями и
соответствующими навыками, то в Интернете эпохи Веб 2.0
возможность «выразить себя» получили все пользователи: от
школьников до пенсионеров. Типичным примером медиа Веб 2.0
являются блоги – Интернет-дневники, где любой желающий может
писать о том, что его интересует.
Чем активнее развивается Интернет-среда, чем больше сфер
человеческой деятельности оказывается отражено в Сети, тем больше
форм современного городского фольклора туда попадает. При этом
важно, что те, кто помещает фольклорные тексты в Интернете, как
правило, не задумываются над тем, что имеют дело именно с
фольклором, как для обычного человека несвойственно
рефлектировать по поводу того, что он, оказывается, говорит
прозой. Это означает, что в Интернете мы можем наблюдать
естественное бытование текстов городского фольклора.
«Живой» текст городского фольклора, попадая в Интернет,
нередко значительно трансформируется, ибо принципиально меняется
форма его бытования. Для некоторых фольклорных жанров эта
трансформация имеет столь принципиальный характер, что
исследователи предлагают выделять их как Интернет-фольклор (или
Интернетлор).
В отечественной науке специфика бытования фольклора в
Интернете лишь недавно привлекала внимание исследователей, и пока
их успехи в этой области приходиться признать весьма скромными.
Западные исследователи активнее занимались этой проблематикой, в
центре их внимания оказался наиболее развитый и продуктивный жанр
Интернет-фольклора – городские легенды (бытующие в виде
электронных писем и сообщений на форумах).
Для современного американского фольклора городские легенды
являются одним из важнейших жанров, их научное изучение началось
задолго до появления Интернета. Однако именно в Сети городские
легенды буквально начали вторую жизнь, получив широчайшее
распространение (в России похожая ситуация произошла с
анекдотом). При этом многие устойчивые сюжеты городских легенд в
Интернете обрели принципиально новую форму (например, электронных
писем с предупреждением об опасности). В новой среде бытования
фольклорные сюжеты нередко легко преодолевают культурные и
языковые барьеры, так, некоторые западные городские легенды
получили распространение в Рунете. Об одном из таких случаев и
пойдет речь в докладе.
Сайт
Darwin
Awards.com существует в Сети с 1994
года. Каждый год его основатели составляют список лауреатов так
называемой Премии Дарвина, которой награждаются люди, погибшие
наиболее нелепым образом (как правило, по собственной глупости).
Считается, что таким образом они избавляют генофонд человечества
от своих генов, тем самым способствуя естественному отбору, о
котором писал Дарвин.
На сайте премии сообщается, что к участию в этом шуточном
«соревновании» принимаются только документально подтвержденные
истории. Эта оговорка неслучайна, так как очень многие истории,
связанные с наиболее прославленными лауреатами Премии, при
ближайшем рассмотрении оказываются городскими легендами. Более
того, как показали исследования, само происхождение Премии
Дарвина связано именно с Интернет-фольклором, а создание сайта
Darwin
Awards.com являлось способом
организовать прибыльный бизнес, исходной точкой которого были
именно городские легенды. В докладе будет подробно рассмотрена
история отдельных фольклорных сюжетов про победителей Премии
Дарвина, а особое внимание будет уделено истории создания русских
аналогов Премии, где также сюжеты городского фольклора обрели
большую популярность.
Рекомендуется к ознакомлению
Интернет-ресурсы
Премия Дарвина (Darwin Awards). Официальный сайт -
http://www.darwinawards.com/
Коллекция американских городских легенд
Snopes.
Com -
http://www.snopes.com
Премия Дарвина в России (1996-1999) -
http://anekdotov.net/darwin/russian.html
Официальный сайт Премии Дарвина по-русски (1996-1999) -
http://darwin.hut.ru/
Премия Дарвина. Сайт о человеческой глупости (2008-2009) -
http://darwinist.ru/
Исследования
Ланская Ю.
C. “Городские легенды” в
постфольклорной культуре // Объять обыкновенное: Повседневность
как текст по-американски и по-русски: Материалы VI Фулбрайтовской
гуманитарной летней школы, 1-8 июня 2003 г. М., 2004. С.
199-202.
Майер А.С. Исследование и собирание городских легенд в
отечественной и зарубежной фольклористике // Взаимодействие
культур в историческом контексте: Сборник статей по материалам
конференции, 27-28 ноября 2003 г. М., 2005. С. 234-247.
Wiebe K. This is not a Hoax: Urban Legends on
the Internet. Baltimore, 2003.
Fernback, J. Legends on the Net: an
Examination of Computer-Mediated Communication as a Locus of Oral
Culture // New Media & Society. 2003. № 5(1). P.
29-45.
Donovan P. No Way of Knowing: Crime, Urban
Legends and the Internet. New York, 2004.
Dunn H.B., Allen C.A.
Rumors, Urban Legends and Internet Hoaxes //
Confйrence. Proceedings of the Annual Meeting of the Association
of Collegiate Marketing Educators. 2005. P. 85-91. -
http://pascalfroissart.online.fr/3-cache/2005-dunn-allen.pdf
Blank T.J. Examining the Transmission of Urban
Legends: Making the Case for Folklore Fieldwork on the Internet
// Folklore Forum. 2007. № 36 (1). P. 15-26 -
https://scholarworks.iu.edu/dspace/bitstream/handle/2022/3231/FF%2037-1%20Blank.pdf?sequence=1
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|