Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Работы
Е.В. Ложкина
«Чертовы пальцы» («вумурт чиньы» в народном целительстве
удмуртов
Народная медицина удмуртов выработала целостную систему
способов профилактики и лечения различных заболеваний. Письменные
памятники второй половины XIX – начала XX в. [Верещагин 1995 –
2002; Гаврилов 1880, 1891; Первухин 1880 – 1890; Михеев 1926]
свидетельствуют о давних традициях и широкой сфере применения в
народном целительстве удмуртов в качестве лечебных средств как
веществ органического, так и неорганического (главным образом
минерального) происхождения.
Рассматриваемые нами чертовы пальцы (вумурт чиньы)
являются одними из таких средств минерального характера. Интерес
к «пальцу» вызван тем, что по сегодняшний день (хотя и не так
широко, как прежде) в отдельных районах Удмуртской Республики,
наряду с новейшими достижениями в сфере лечебно-профилактических
средств, он используется в медицине и ветеринарии (в первую
очередь в коновальстве) в качестве кровоостанавливающего и
дезинфицирующего средства. Его применяют при резаных ранах,
нарывах, царапинах, гнойничках, фурункулах, ожогах как средство
от нагноения или воспаления.
То, что чертовы пальцы (вумурт чиньы)**
когда-то широко применялись удмуртами в практике врачевания,
подтверждают и основные письменные источники конца XIX в., причем
на бытовом уровне ими мог воспользоваться каждый. Согласно
удмуртским поверьям, по временам у Вумурта отпадают пальцы и
вырастают новые. За эти отпавшие пальцы и принимаются «…
находимые в воде серые камни цилиндрической формы величиною с
палец – сучья окаменелых дерев… им приписывают чудесные свойства
заживлять раны; для этого камень, скобля ножом, обращают в
порошок, и этим порошком посыпается порезанная рана». [Верещагин
1995: 81; 1996: 90; 2000: 214]. Его также используют и в лечении
«летучего огня» (сутскем яра, тыл яра). При этом
заговаривают: «Благослови, Инмар, заговаривать болезнь!
Серебряная ложка с золотым блюдом гуляли по подбережьям и вместе
ели и пили. Солнце [домой] возвращается, луна возвращается, так
же возвратись [исчезни] и ранка. Как отскакивает от деревья при
рубке щепка, так же отскочи и ранка от здорового тела». После
нашептывания этих слов ранка присыпается обращенным в порошок
чертовым пальцем (суком окаменелого дерева) и
двухстворчатой раковиной [Верещагин 2000: 36]. Таким образом,
применялся не только рациональный метод врачевания, но и
иррациональный (заговоры), что подтверждается и данными полевых
материалов. Есть сведения, что чертовы пальцы применялись
также в сочетании с другими лекарственными средствами: «К
порезанному месту прикладывают траву серебрюху (Potentilla
argentea L.), живую траву, топтун, паутину, свежую тертую репу,
плесну, получаемую с гниющего дерева наподобие ваты, трут.
Присыпают порезанное обращенною в порошок окаменелостью,
называемою чертовым пальцем, угольным порошком и сахаром»
[Верещагин 1997: 148].
Ссылаясь на мнение удмуртов, Н. Г. Первухин сообщает, что «…ни
одна наружная рана, нанесенная острым оружием, не может повести к
смертельному исходу, если ее засыпать порошком из «пальца
Ву-мурта» и заговорить…» [Первухин 1888: 97]. Исследователь
приводит рассказ о человеке, который сильно порубил себе топором
ногу и «кровь насилу могли остановить присыпанием наскобленного
«чертова пальца». «По поверьям…, – пишет Н. Г. Первухин, –
это пальцы именно Ву-мурта, который часто ломает их и каждый раз
они у него снова отрастают. Находят эти пальцы в реке и они
обыкновенно бывают темного или беловатого цвета. Будучи мертвыми
пальцами, они… всегда холодны, хотя бы их стали держать даже на
печке. Этим качеством они и отличаются от громовых стрел,
которые весьма сходны по наружному виду, но принимают на себя
температуру среды. (Кроме того, громовые стрелы находят не
на реке, а в лесу и на поле, да и самым цветом своим «громовые
стрелы» отличаются от «чертовых пальцев», будучи
всегда желтоватыми). Заметим здесь же кстати, что кроме
«пальцев водяного» (Ву-мурт чини) и «громовых
стрел» (гудыри пукыш) у вотяков сохраняется для
счастья в домах еще третий род камней оригинальной формы, у
русских также называемый «громовыми стрелами», а по вотски
имеющий название: «ин-кэли» или «гудыри-кэли»
(«небесная галька» или «громовая галька»), употребляемый главным
образом знахарями для высекания огня на раны. Это, за редкими
исключениями, суть памятники каменного периода, а именно:
нуклеусы, обломки ножей и скребков, а также целые и обломанные
наконечники стрел. Русскими все эти три вида безразлично
называются то «чертовыми пальцами», то «громовыми
стрелами» [Первухин 1888: 73 – 74].
Громовым стрелам (чашъем кцльы), по Г. Е.
Верещагину, также приписываются благотворные свойства: «Гром, по
уверениям простолюдинов, происходит от того, что святой Пророк
Илья ездит по небу, и если в это время блистает молния, то
значит, что Господь бросает громовые стрелы в нечистого духа
(обычно черта – Е. Л.). Громовые стрелы, когда
Господь мечет их сверху, уходят в землю на три аршина глубины и
оттуда выходят через три года. Такие стрелы (наконечники стрел
каменного века) считаются амулетами, талисманами и лекарствами от
некоторых болезней» [Верещагин 1995: 81, 2001: 222].
Действительно, в славянской традиции «чертов палец» и
«громовая стрела» – два названия камнеобразного либо
стекловидного сплава, продолговатой и округлой формы,
образовавшегося от удара молнии в песчаную почву, иногда –
доисторического орудия в виде топора или остатков раковин
вымерших морских моллюсков в виде стрелки, пальца. Стрелу,
белемнит использовали в разных традициях по-разному: как
охранительное средство от грома, колдовства, порчи; для лучшей
закваски молока, в народной ветеринарии и в магии, предохраняющей
от болезней крупный рогатый скот; для лечения детей от эпилепсии;
считали, что он приносит счастье, необходим в народной медицине
(от зубной боли, от ожога, от обморожения); порошком от него
присыпали раны и лечили другие недуги [СД 1995: 561 – 562].
«Чертовы пальцы» (они же «громовые стрелы», по
некоторым данным – «ведьмины пальцы») использовали в
народе как оберег от ранений, кровоостанавливающее,
обеззараживающее средство.
В Шарканском районе Удмуртии (д. Суроны, д. Бегенвыль, д.
Дырдашур) нами было найдено три камня (кольы, из), которые
в народе называют вумурт чиньы, но ни один из них внешне
не напоминает то, что русские сегодня называют чертовыми
пальцами.
Настоящие «чертовы пальцы» («громовые стрелы») –
остатки раковин моллюсков головоногих (белемниты)* – обычно находят в
воде (реке), бывают серо-коричневого цвета, имеют цилиндрическую
форму длиной в 10-15 сантиметров; по составу действительно
обладают обеззараживающими свойствами. По мнению специалистов,
найденные нами камни – это 1) волокнистый гипс (селенит) со
свойственными ему признаками: мягкость (легко раскалывается,
поддается обработке), прозрачно-белый цвет (бывает желтый,
оранжевый, серый), образует в пустотах жилы толщиной в 4-5
сантиметров; 2) обычный гипс: тверже, чем волокнистый, тоже легко
поддается обработке, розовато-фиолетовый оттенок ему придает
литий, в осадочных породах образует гнезда (линзочки), можно
найти отдельные камни округлой формы; и 3) мрамор: твердый,
кристаллизованный, труднообрабатываемый, снаружи –
серо-коричневый, изнутри – белый, находят на водоразделах,
холмах, называемых «пугами». Все три экземпляра, по утверждению
минерологов, не должны обладать никакими лечебными свойствами,
хотя, возможно, они могут содержать известь, обладающую
антибактериальными свойствами, но это уже требует специальных
исследований на определение химического состава.
Тем не менее, все информанты, с которыми мы беседовали,
клятвенно уверяли, что их камни и есть те самые вумурт
чиньы (ни один из них не смог сказать, как их называют
по-русски), которые обладают чудодейственными свойствами и
используются ими при ранениях. Рана посыпается порошком,
полученным путем скобления, по некоторым данным «заговаривается»
(кыл верало), забинтовывается и, через два-три дня,
заживает. Говоря о вумурт чиньы, владельцы и просто
наслышанные о данном средстве люди заявляли, что он
«заживляет» (бурмытэ), «сушит» (куасьтэ),
«склеивает» (ляке), «оживляет» (лулъя). Любопытным
для нас явилось сообщение Ложкиной Марии Николаевны о том, что
Вумурт, как и вода* (ву), «оживляет» «дает жизнь» (хотя, в
народе Вумурт чаще воспринимается как злой дух воды), из-за
этого, по ее мнению, и назвали камень «вумурт чиньы».
Все камни достались информантам по наследству и бережно ими
хранятся. Четверо из опрошенных сказали, что третий камень
(мраморизованный) – самый настоящий вумурт чиньы, именно
такой у них был или они у кого-то видели. Два информанта вообще
не знают, каким он должен быть, но у них нет никаких сомнений в
том, что он есть и обладает целительными свойствами.
Нельзя определенно сказать, обладают ли в действительности
найденные камни лечебно-профилактическими свойствами, которые им
приписываются. Но факт остается фактом: его используют, его
хранят, им дорожат, в него верят. И все в один голос уверяют, что
он действительно помогает.
Традиционная медицина продолжает вызывать живой интерес, и она
еще не исчерпала своих возможностей. Многое требует объяснений с
научной точки зрения, в первую очередь со стороны специалистов –
химиков, биологов, медиков.
Список информантов:
Ложкина Зинаида Петровна, удм., 1923 г. р., род. в д.
Колпаки Шарканского района Удмуртской Республики, с 1946 г.
проживает в д. Дырдашур Шарканского района Удмуртской Республики,
7 кл. обр.
Первушина Фотина Петровна, удм., 1925 г. р., род. в д.
Колпаки Шарканского района Удмуртской Республики, с 1946 г.
проживала в д. Тыловай Дебесского района Удмуртской Республики, с
1997 г. проживает в г. Ижевске, 7 кл. обр.
Ефимова Елизавета Владимировна, удм., 1926 г. р., род.
в д. Малая Ита Шарканского района Удмуртской Республики, с 1946
г. проживает в д. Байкей Шарканского района Удмуртской
Республики, 7 кл. обр.
Кожевникова Галина Дмитриевна, удм., 1936 г. р., род. в
д. Лёгомувыр Дебесского района Удмуртской Республики, с 1956 г.
проживает в д. Бегенвыль Шарканского района Удмуртской
Республики, 7 кл. обр.
Ложкина Мария Николаевна, удм., 1939 г. р., род. и
живет в д. Дырдашур Шарканского района Удмуртской Республики, 7
кл. обр.
Агеева Зинаида Анатольевна, удм., 1965 г. р., род. и
живет в д. Суроны Шарканского района Удмуртской Республики, обр.
средне-специальное (педагог).
Ложкин Андрей Васильевич, удм., 1966 г. р., род. и
живет в д. Дырдашур Шарканского района Удмуртской Республики,
обр. среднее.
Дурыманова Валентина Поликарповна, удм., 1973 г. р.,
род. в д. Бегенвыль Шарканского района Удмуртской Республики, с
1991 г. проживает в д. Дырдашур Шарканского района Удмуртской
Республики, обр. среднее.
Ложкина Людмила Васильевна, удм., 1977 г. р., род. в д.
Дырдашур Шарканского района Удмуртской Республики, с 1998 г.
проживает в г. Ижевске, обр. среднее.
Литература:
Верещагин 1995 – 2002 – Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В
6 т. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995 – 2002. – (Памятники
культуры).
Верещагин 1995 – Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.
1: Вотяки Сосновского края. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. – 260
с.: фото. – (Памятники культуры).
Верещагин 1996 – Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.
2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск: УИИЯЛ УрО
РАН, 1996. – 204 с. – (Памятники культуры).
Верещагин 1997 – Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.
3: Этнографические очерки. Кн. 1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. –
311 с. – (Памятники культуры).
Верещагин 2000 – Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.
3: Этнографические очерки. Кн. 2. Вып. 1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН,
2000. – 251 с. – (Памятники культуры).
Верещагин 2001 – Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.
3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн. 2. Вып. 2. Ижевск:
УИИЯЛ УрО РАН, 2001. – 256 с. – (Памятники культуры).
Гаврилов 1880 – Гаврилов Б. Произведения народной словесности,
обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. – Казань,
1880.
Гаврилов 1891 – Гаврилов Б. Поверья, обряды и обычаи вотяков
Мамадышского уезда, УрясьУнинского прихода // Тр. IV
Археологического съезда в России. Казань, 1891. Т. 2.
Михеев 1926 – Михеев И. С. Болезни и способы их лечения по
верованиям и обычаям Казанских вотяков // Вотяки: Сб. ст. по
вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. Кн. 1.
Первухин 1880 – 1890 – Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта
инородцев Глазовского уезда: В 5-ти эск. – Вятка, 1880-1890. –
Эск. I – 105 с.; Эск. II – 141 с.; Эск. III – 83 с.; Эск. IV – 84
с.; Эск. V – 68 с.
Первухин 1888 – Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта
инородцев Глазовского уезда: В 5-ти эск. – Вятка, 1888. – Эск. I
– 105 с.
СД 1995 – Славянские древности: этнолингвистический словарь в
5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого. – Т. 1: А–Г. – М.:
Междунар. отношения, 1995. – 584 с. – (Институт славяноведения и
балканистики РАН).
*
Вумурт чиньы (удм.) – палец водяного духа.
** По
сведениям Г. Е. Верещагина, русские называют «вумурт
чиньы» именно «чертовыми пальцами».
*
Выражаем признательность за квалифицированную консультацию
Сергееву Александру Владиславовичу, старшему преподавателю
кафедры физической географии географического факультета
Удмуртского государственного университета.
*
Вода – в народных представлениях одна из первых стихий
мироздания, источник жизни, средство магического очищения.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|