Н.Е.Ливанова
Формы репрезентации картины мира в фольклорной традиции парашютистов
В данной статье мы попытались посмотреть, как реализуются в текстах разного жанра определенные типичные для социальной группы парашютистов ситуации, составляющие, на наш взгляд, специфику картины мира данной социальной группы. Это такие ситуации, как смена верха и низа, отделение от самолета, раскрытие парашюта (и связанная с этим ситуация отказа парашюта). Они являются для данной социальной группы типичными, так как, собственно, и составляют деятельность парашютиста, являются в деятельности повторяющимися.
Материалом исследования являются песни, анекдоты, мемораты, собранные среди парашютистов Центрального парашютного клуба армии, парашютистов города Ульяновска в период с 1996 по 2000 год. В наши задачи не входит определение возможных источников песен, анекдотов, нас будет, прежде всего, интересовать, какие особенности картины мира отражены в тексте и как они трансформированы.
Для парашютистов актуальна оппозиция "верх - низ", "небо - земля", поскольку смена верха и низа постоянно происходит во время прыжков, визуальное восприятие мира меняется. Когда парашютист на земле, для него важно небо, все, что там происходит. Когда он в воздухе, все его внимание сосредоточено на земле (нужно оценить высоту, свое местонахождение и т.п.). Это две разных плоскости восприятия мира: небо с земли и земля с высоты, с неба. Вместе с тем, земля и небо представляют собой неразрывное целое - нахождение в небе неизбежно заканчивается встречей с землей, на земле же парашютиста неудержимо тянет в небо.
Оппозиция "земля - небо" отражается в песнях парашютистов, где может выступать как структурообразующий элемент сюжета:
Землю всю вероятно нам
Не успеть обойти.
Небо нам необъятное повстречалось в пути.
Мы летаем в небе словно птицы,
И ласкает ветер наши лица
И с землей недолго мы в разлуке
Наши крылья это наши руки.
Кто в полете стремительном
Побывал хоть бы раз
Знает, как повелительно
Небо манит всех нас.
И без страха мы уходим в дверцу
В небе сальто и спирали вертим
И земля с лесами и полями
Тоже вертится внизу под нами. 1 *
*Тексты песен с указанием данных информантов (будут) приведены в конце статьи.
Образ земли в начале песни по ассоциации вызывает образ неба, а при перенесении действия в пространство неба ("мы летаем в небе, словно птицы и ласкает ветер наши лица") сразу возникает образ земли ("и с землей недолго мы в разлуке..."). Это прямо обусловлено характером деятельности парашютиста и складывающейся на основе этой деятельности картины мира. То же самое можно сказать и о наполнении образов неба и земли. Небо - пространство, в котором проходит деятельность парашютиста ("в небе сальто и спирали вертим"), земля -
неизменная составляющая этого пространства. Это земля с высоты, во всем своем величии и красоте, и характеристики ее в связи с этим могут вырастать до масштабов почти космических:
внизу проселок узкой лентой вьется
земля с лесами и полям
Противопоставление неба и земли проявляется также на уровне лирического сюжета. Его движение обусловлено чувствами лирического героя к небу и к земле. К небу это отношение неизменно восторженное, хотя и с опаской:
Кто в полете стремительном
Побывал хоть бы раз,
Знает, как повелительно
Небо манит всех нас
Как манит и пугает высота
Бесконечного неба глубины,
Кровь отчаянно в сердце стучит...
Чувства, испытываемые к небу, как правило, противопоставлены чувствам, испытываемым по отношению к земле. То, что может дать небо, всегда оценивается выше того, что можно получить на земле:
Как мало на земле нам так дается,
Как манит и пугает высота...
Нет чувства лучше, чем в паденьи
Смотреть внизу садов цветенье,
И крест таким далеким кажется,
И нужно нам к нему прийти.
Земля всегда нас встретит ласково,
И перед нею снимем каски мы,
Но никогда покоя нам на ней не найти.
Восторженное отношение парашютиста к земле возможно только тогда, когда он смотрит на нее с высоты, с неба:
И вот уж самолет покинул я
И на меня летит садов цветенье.
Какая ж ты красивая, земля,
Когда я на тебя гляжу в паденьи
Таким образом, в рассмотренных песнях формой представления картины мира, в частности, оппозиции "небо-земля", является мотив. При этом акцент в противопоставлении неба и земли смещен на небо, оно представляется для парашютиста более значимым и важным в сравнении с землей.
Важными элементами картины мира парашютистов являются также самолет и дверь самолета. Они важны не сами по себе, а как составляющие ситуации отделения парашютиста от самолета. Самолет - единственная твердая опора парашютиста в небе. Дверь самолета - граница между этой опорой и воздушным пространством. Переходя эту границу, парашютист отдает себя во власть воздушной стихии.
В песнях отделение от самолета может выступать как самостоятельный мотив:
И без страха мы уходим в дверцу,
В небе сальто и спирали вертим
На месте нож, прибор, кольцо.
И вот уже поток упругий бьет в лицо
И по правилам нашей науки
Над мозаикой пашен и сел
Открываются медленно люки,
Раздается команда "Пошел!"
Начинается наша работа,
Начинается наша пора.
И в распахнутый люк самолета
Мы кидаемся с криком "ура!"
Мы кидаемся в эту пучину
Нас жестокие ветры секут.
Но, как надо, мы нашу машину
Покидаем за 30 секунд.
В песнях этот мотив связан, как правило, с яркими положительными чувствами лирического героя - восторгом, счастьем. Отделение от самолета, в духе песенного жанра, романтизируется, используются приемы олицетворения ("поток упругий примет нас в объятья, в лицо ударит ветер от винта"):
Опять взревет надрывная сирена,
У края люка сердце вновь замрет,
И, оттолкнувшись, мы уходим в небо,
Глазами провожая самолет.
Поток упругий примет нас в объятья,
В лицо ударит ветер от винта,
И миг восторга, упоенья, счастья
В который раз подарит высота.
Отделение от самолета как самостоятельная значимая ситуация может лечь в основу анекдота:
Идет взлет. Поднялся, значит. Выпускающий:
- Готов?
- Готов!
- Пошел! Готов?
- Готов!
- Пошел!
Один подходит (хриплым голосом):
- Я прыгать не буду!
- Че такое?
- Горло болит!
- Да ладно, брось ты!
- Не, не пойду, и все.
Ну, этот, выпускающий его и так, и эдак, никак вытолкнуть не может. Подзывает второго пилота, они вдвоем с самолета - клубок такой - катаются, катаются, - бабах! - выкинули! Выпускающий как раз в дверь смотрит: как? Там парашют должен раскрыться. Смотрит. "Че-то, - говорит, у него парашют не раскрывается" (хриплым голосом): "А у него и нет". 2
Если в песне отделение от самолета представлено возвышенно, романтически, то в анекдоте, наоборот, оно переосмыслено комически. Коллизия возникает из-за совсем не свойственного парашютисту нежелания прыгать. Желание "подняться в небо" - непременная черта парашютиста - героя песни. Анекдот с присущей ему "логикой наизнанку" заставляет "субъектов вести себя в несвойственной их природе манере" [Чиркова, с.9], и отделение из долгожданной встречи с небом превращается в борьбу за выживание.
Отделение от самолета в качестве центральной сюжетообразующей ситуации используется и в приведенном ниже анекдоте. В нем оно также разворачивается парадоксальным образом: инструктор выпускает парашютиста из самолета без парашюта, не реагирует на его реплики о неготовности к прыжку, да еще и удовлетворенно констатирует гибель парашютиста. Однако неожиданный "смысловой сдвиг" в конце анекдота (подмена прямого значения слова "готов" переносным) вызывает смеховую реакцию, благодаря которой юмористически переосмысляется один из наиболее напряженных с психологической точки зрения моментов прыжка - выход из самолета:
Идет выпуск парашютистов с самолета. Инструктор-выпускающий стоит:
- Готов?
- Готов!
- Пошел! Готов?
- Готов!
- Пошел! Готов? (с нарастающим темпом)
- Готов!
- Пошел! Готов? Го-отов?
- (жалобно) У меня парашюта нет!
- По-ошел! Пошел, пошел…(удовлетворенно) Готов! 3
Таким образом, компонент картины мира "выход из самолета" в анекдоте комически переосмыслен и представлен в форме сюжетообразующей ситуации.
Элементом картины мира является также парашют. Важные его характеристики - "раскрытый" и "нераскрытый". С какой из этих характеристик данный элемент будет реализоваться в тексте, связано с жанровой моделью. В песне он представлен как "раскрытый". Он является или средством спасения, если основным мотивом песни выступает ситуация отказа основного парашюта (раскрывается "запасной" - пример 1), или является одной из единиц содержания, посредством которой выражены чувства лирического героя (пример 2). При этом в обоих случаях данный элемент картины мира и связанная с ним ситуация представлены романтически:
Пример 1.
На земле мы с тобой не бываем,
Только в небе десяток секунд.
Ветер песню свою напевает,
За спиной голубой парашют. (...)
Как-то раз захлестнуло прохладой,
Не раскрылся вдруг мой парашют.
Кувыркаясь, на землю я па дал,
А ребята застыли и ждут.
Вот считаю секунды паденья,
Ветер песню о смерти мне пел.
Но в последнее все ж мгновенье
Запасной все ж раскрыть я успел.
Пример 2.
Дорогая, мы заняты делом,
Только жаль, что не ведали вы
Как красиво под куполом белым
Опускаемся мы с высоты.
В анекдоте рассматриваемый элемент картины мира реализуется с характеристикой "нераскрытый". Ситуация отказа парашюта составляет основную коллизию анекдота. "Раскрытие" запасного парашюта разрушило бы эту коллизию, противоречило бы "логике" анекдота, поэтому раскрытия парашюта не происходит, герой спасается каким-либо другим, часто "чудесным" образом:
(1) Идет выброска парашютистов-десантников. Один из парашютистов подходит к командиру и говорит: "Слушайте, я прыгать не буду, у меня 15 раз парашют не раскрывался!" Командир говорит: "Да, ладно, раскроется, 15 раз не раскрывался, а на 16-ый раз раскроется, иди в самолет".
Следующая картина. Колхоз. Стоит, значит, председатель и ругается: "Что за развал развели, вашу мать! Техника вся поломана, механики все пьяные, доярки все беременные… (бабах!). Парашютист долбанный 16-ый раз сарай ломает!" 4
(2) Раз, короче… чудак объясняет перворазнику, как прыгать. "Ну, - говорит, - выпрыгиваешь, отсчитал 3 секунды, дергаешь кольцо. Ну, у тебя все открыто. Ну, осмотрелся, если там какой-то отказ, че-то не сработало, дергаешь запаску. Ну, запаска там откроется, приземляешься. Там, мало ли че-нибудь, ногу подвернешь, ниче, там скорая помощь тебя сразу заберет". Ну, вот. Ну, тот раз… прыгают. Основной - дерьг! 3 секунды. Нету! Ну, запаску - дерьг! - нету!
Ну, летит, такой, думает: "Ладно, с парашютом они меня обманули. Посмотрим, как со скорой помощью!" 5
Как видно из анализа, взаимодействие одного и того же компонента картины мира с разными жанровыми моделями (анекдота, песни) дает в итоге разную реализацию последнего в тексте, как на уровне формы, так и на уровне содержания. Статус авантекста при этом будут иметь сами компоненты картины мира как исходный "строительный материал" и жанровая модель, выступающая в качестве правил построения текста, т.к. в соответствии с ней происходит использование элемента картины мира в тексте, его включение в текст и интерпретация.
Примечания
Записано Ливановой Н.Е. 15.07.96 г.в г.Ульяновске от Бурова А.С., 1975 г.р., м.р. г.Ульяновск
Записано Ливановой Н.Е. 1.07.96 г. в г.Ульяновске от Косихина И.А., 1961 г.р., м.р. Ульяновская обл.
Записано Ливановой Н.Е. 1.07.96 г. в г.Ульяновске от Косихина И.А., 1961 г.р., м.р. Ульяновская обл.
Самозапись Ливановой Н.Е., 21.08.98 г., 1974 г.р., м.р. Свердловская обл.
Записано Ливановой Н.Е. 1.07.96 г. в г.Ульяновске от Матвеева А.К., 1978 г.р., м.р. г. Псков.
Литература
Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993 г.
Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980 г.
Чиркова - Чиркова О.А. Поэтика современного народного анекдота. Автореферат. М., 1997 г.