Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика



Аудиозаписи докладов

О ЦТСФ
Конференции
Публикации
Летние школы
Издания ЦТСФ РГГУ
Интервью, публичные лекции
Указатели
Живая cтарина
Лаборатория фольклора РГГУ
Интернет-ресурсы по фольклору
Библиотека фольклориста
Гранты
Персональные страницы
  Д.И. Антонов
  А.С. Архипова
  Ф.К. Бадаланова
  Л.М. Ермакова
  А.В. Козьмин
  М.В. Лурье
  И.Г. Матюшина
  Е.М. Мелетинский
  Д.М. Михеева
  С.Ю. Неклюдов
  Е.С. Новик
  А.А. Панченко
  Н.В. Петров
  И.А. Разумова
  Ф.Б. Успенский
  О.Б. Христофорова


<< На главную страницу

М.М. Красиков

Интернет как парта (Студенческая эпиграфика в сети)

Студенты, несомненно, самая компьютеризированная на сегодняшний день часть молодежи. Жизнь в «сети» для большинства из них – столь же неотъемлемая грань бытия, как и жизнь реальная. Масса учебных и неучебных проблем разрешается простым прикосновением к клавишам. Локальная сеть, объединяющая обитателей общаги, – это не просто возможность безграничной коммуникации (комната на четверых, где стоят четыре «компа» и где люди время от времени общаются друг с другом не «вживую», а по «аське» – самое обычное явление даже в провинциальных городах), но и средство выживания, особенно в период «студенческого ада» – сессии. А форум – «палочка-выручалочка», «мозговой штурм», причем весьма оперативный, той или иной проблемы, осуществляемый «незримым сообществом?»

Естественно, что в Интернет не мог не перекочевать и богатейший студенческий фольклор. Справедливости ради надо сказать, что письменная фиксация и даже публикация его началась в России еще во второй половине ХІХ в. (записи песен). В советское время очень популярны были, особенно в девичьей среде, рукописные альбомы (куда заносились преимущественно песни, пожелания, паремии); студенческие анекдоты с нач. 1990-х годов успешно печатаются в популярных изданиях (газетах, журналах), издаются в сборниках, но до недавнего времени все-таки основным способом распространения студенческого фольклора являлась устная традиция.

Тем не менее сегодня Интернет в силу огромного числа пользователей для многих молодых людей стал главенствующим, а то и единственным источником получения информации, фольклорной в частности. Во «всемирной паутине» можно найти практически все жанры студенческого творчества: здесь и студенческие песни – как широко известные с середины ХХ в., так и имеющие привязку к конкретным вузам, специальностям и до конца понятные только в соответствующих кругах. Огромное место занимают в сети студенческие анекдоты (они же порой «закачиваются» в мобилки). И, разумеется, в Интернет просто не могли не попасть «прикольные стишки», которые имеют как устную традицию (они действительно передаются из уст в уста и из поколения в поколение), так и письменную (написанные или процарапанные на партах, стенах, перилах лестниц, туалетных бачках, лекторских кафедрах и порой на самых невероятных предметах практически во всех вузах и общежитиях, ежегодно закрашиваемые студентами же во время летних отработок, они возрождаются, как феникс, уже в первые сентябрьские дни, причем наиболее активно теми же руками, которые всего лишь неделю назад их так безжалостно уничтожали).

Самый известный сайт, специализирующийся на коллекционировании данного вида студенческих произведений, http://parta.km.ru, впечатляет богатством информации, весьма репрезентативен, и все-таки он не сравнится с самой заурядной студенческой партой (особенно находящейся в конце аудитории) по интерактивности и тематическому разнообразию текстов и рисунков. На сайт не попадают групповые «ники» (с соответствующей оценкой, например, ТМ-35 – the best), номера телефонов (свои, чужие, реальные, вымышленные – часто с недвусмысленными сексуальными предложениями, которые, впрочем, не стоит принимать за чистую монету), любовные признания (с непременными сердечками), оценки преподавателей (К. – пидар, сука, лошара… и т.п.), рисунки разной степени художественности, часто шаржированные, отклики на волнующие политические и спортивные события, фигурные изображения любимых музыкальных групп, имена кумиров, непременно сопровождаемые позитивными или негативными приписками последующих «сидельцев» (отстой!, yo! и т.п.), просто крики души изможденного грызением науки работяги – юного инвалида умственного труда (Домой, хочу домой!, Скучно!, Эх, пива бы щас! – вплоть до совсем апокалиптических: Перерыва не будет!!!, Пиздец!). Вот этой прелести живой жизни и сиюминутности на parte, конечно, не сыщешь. Но стишки и прочие рефлексии, составляющие любимый предмет цитирования в молодежной среде (пишут ведь на партах исключительно из просветительских побуждений – потому что нравится: пускай и другие «потащатся»!), делают виртуальную «парту» вполне приближенной к реальной.

Мы остановимся преимущественно на анализе названного выше сайта, хотя подобные тексты можно встретить и на многих других. Понятие «эпиграфика» трактуется в сети весьма произвольно. Например, после заглавия «Надписи на стенах» может идти свод «детских садистских стишков» про «маленького мальчика». Некоторые из них действительно могут встречаться на стенах и партах, но частотность появления таких граффити невелика.

Итак, какова же тематика студенческой эпиграфики в сети? Собственно, «профессиональная» тема здесь явно не является ведущей, чего не скажешь о надписях на настоящих партах. Впрочем, многие «классические» образцы здесь приведены (здесь и далее сохраняем грамматику и синтаксис оригинала), например:

Нарисована могила с надгробием. На табличке надпись: «Здесь… было зверски убито время!!!» (ДПИ, прислал(а): Клив http://superparta.ru/index.php?id=phil) или:

Если хочешь стать солдатом,

обругай декана матом.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru/read/parta7.html)

Возьми меня море и е*ни об скалы –

как я зае*ался решать интегралы.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru/read/parta7.html)

Пока я в лекции вникал,

Мой х?* свернулся в интеграл…

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

Легче съехать жопой с терки,

Чем учиться на пятерки.

(http://parta.km.ru/read.parta7.html)

Аналогичный текст с вариантом: «Лучше съехать попой с терки…» прислал GWOZD (там же).

Если препод на пару не придет

Студент от радости умрет.

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

В «колЛЕКЦИЮ» надписей попали и известные во множестве вариантов анафорические двустишия:

Лучше вскрыть на жопе вены,

Чем дождаться перемены.

***

Лучше спать на куче лома,

Чем с девчонкой с эконома.

***

Лучше спать на куче шлака,

Чем с девчонкой с МузПедФака.

***

Лучше съесть ведро навоза,

Чем учиться на ФизВоза.

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

Среди приведенных текстов встречаются и традиционные дразнилки студентов разных специальностей, и замешанный на черно-юморном садомазохизме протест против учебы, и, конечно же, знаменитая студенческая эротика, выражаемая преимущественно обсценной лексикой, но, что примечательно, в Интернет-публикации идущая со звездочками, «собачками», процентами и прочими значками в середине крамольных слов. В сущности, именно эротика доминирует на данном сайте и, как правило, гиперэротичные тексты попадают в регулярно составляемые «горячие» двадцатки и десятки (top’ы) «самых-самых приколов».

Знаменательно, что многие из приведенных тут текстов фиксировались нами в разных вариантах в институтах Харькова, Киева, Донецка1, некоторые имеют аналоги в пермских записях К. Шумова в его известной публикации, посвященной студенческим эротическим граффити2, однако, есть и весьма оригинальные сочинения, вроде таких:

Как увижу я Маринку,

Сердце бьется об ширинку.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru/read/parta7.html)

***

Без родительских оков

Познаю я мужиков.

Но души моей маразм

Не дает понять оргазм…

(СГАП, прислал(а): sable, http://superparta.ru/index.php?id=poem)

Встречаются среди данных текстов пародии на рекламные слоганы (столь любимые КВНщиками), например:

Чтобы х* стоял столбом,

Жуй жвачку Бом-Бибом.

Если он стоять не может,

Даже Сникерс не поможет…

(СГУ, там же)

Пародийными являются и стихотворения, начинающиеся узнаваемо-лирическими строчками (настраивающими на романтическо-элегический лад) и резко продолжающиеся крутой эротикой или намеренно сниженным прозаизмом. Например:

Ты ушла, любви не замечая,

Обманула, гадина, меня.

Так пусть тебя еб*т собака злая,

А не такое солнышко, как я!

(СГАП, прислал(а): sable, там же)

Очень близкий вариант был зафиксирован нами 7 лет назад от студентки Харьковского мединститута как одна из типичных надписей в ее вузе.

Приведем еще примеры:

Бывают дни, когда опустишь руки,

Нащупаешь головку и…

Привычными движеньями руки

Начнешь спасение от скуки.

(ЛИСИ, прислал: jaroslav, там же)

***

Ветер дует с юга,

И луна взошла.

Что же ты, подруга,

Ночью не пришла?

 

Не пришла ты ночью,

Не пришла ты днем.

Думаешь мы дрочим –

Нет, других еб*м.

(СГУТи КД, прислал: Диман, там же)

Данное восьмистишие весьма популярно среди харьковских студентов и нередко встречается на партах, в частности, в Политехническом институте. Как и такой текст:

Люблю я женщин в белом.

А впрочем какая разница?

Поставил ее раком к дереву

И в задницу, и в задницу.

(КубГТУ, прислал(а): Toper Harley, там же)

А вот пародия на известный шедевр Пушкина:

Я вас хотел,

Хочу еще быть может,

В душе моей угасло не совсем.

Но пусть оно вас больше не тревожит.

Вставайте раком,

Я присуну всем.

(КГТУ, прислал: Sergey, там же)

Пародируются иногда и «Вредные советы» Г. Остера:

Если хочешь много ласки,

Много секса и любви –

Сделай что-нибудь плохое,

Чтоб потом тебя еб*и.

(СГУ, там же)

Как пародию на «рабочую поэзию» 1920-х гг. можно воспринимать такое четверостишие:

Мне не надо на небе туч,

Ты одна у меня в этом мире.

Хочешь, я подарю тебе ключ

19х24

(БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же)

Пародией на «декадентскую» лирику начала ХХ ст. является следующее современное стихотворение:

Я жду давно,

Но до сих пор вас нет.

Я на диване время коротаю.

В одной руке держу я ваш портрет,

Другой рукой о вас одной мечтаю.

(надпись на парте, прислала: Несчастная, там же)

Замечателен текст (не встречавшийся нам вне сети), пародирующий на уровне ритмики и кумулятивного сюжета детскую классику («Робина-Бобина», стихи К. Чуковского и др.) и заканчивающийся псевдо-философским резюме:

Я узнал, что у меня

Есть огромная фигня!

Я шагаю с ней по свету

И люблю и ту и эту –

И Маринку, и Наташку,

И Марго и эту Машку,

Олю, Таню, Ксюшу, Любу,

Василису завтра буду…

И Оксану и Светлану,

И на Юлю строю планы,

И Лариску и Анжелу,

И Катюшу между делом;

Веронику, Аню, Женю,

Хоть она и в положеньи,

И Полину и Варвару,

И начальницу Тамару,

Бабу Клаву, бабу Зину

И Данилу и грузина

И свою собаку Глашку,

И кота и черепашку,

И тропинку и лесок,

В поле каждый колосок.

Все живое, неживое –

Это все мое родное!

Всех люблю на свете я –

Вот концепция моя!

(МАДИ, прислал(а): bkmz, там же)

Стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» современного автора, послужившее основой для остроумной переделки, очевидно, входящее в школьную программу, стало популярным после декламации его ребятенком в культовом фильме «Брат-2». Фразу «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» в последние годы нередко можно встретить в журналистских заголовках.

Попадают, конечно, в эту коллекция и гарики (произведения Игоря Губермана), давно ставшие фольклорными, вроде знаменитого «В лесу раздавался топор дровосека…». Время от времени их выцарапывают и на студенческих партах.

Алкогольная тема в сетевой коллекции, как и в эпиграфике на партах, по популярности не уступает эротической. В сущности, почти все тексты на данную тему, приведенные на сайте, встречались нам в письменном виде вне сети, за исключением таких:

Дети в школу собирались,

Брились, брились, похмелялись…

(МГАПИ, прислал: Евгений, http://superparta.ru/index.php?id=drunk)

***

Поднимем бокалы и сдвинем их разом,

И выпьем за ум, заходящий за разум!

(МЭИ, там же)

***

Сколько водки не бери – выпьет все

Студент МАИ!

Московский Алкогольный институт имени Апохмелидзе

(МАИ, там же)

Весьма оригинальна переделка классики советской песни:

Мы рождены, чтоб пить и веселиться,

Чтоб жизнь прожить не хуже королей,

Чтоб 300 раз напиться и свалиться,

Поднявшись снова закричать – НАЛЕЙ.

(БВВАУЛ, прислал(а): OBOZ, там же)

Заметим, что песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» послужила основой и для «Гимна химиков» (его нет на сайте), лейтмотивом которого тоже является призыв к «неумеренному потреблению спиртных напитков».

Весьма замечателен в сетевой подборке такой апофеоз алкоголизма:

Блюю я в воду с парапета,

Смотрю на небо – солнце там.

В зубах дымится сигарета.

Привет! Мне хорошо, а вам?

(СГУТиКД, прислал Диман, там же)

Ну а «классикой жанра» являются следующие произведения. Например, известная переделка стихотворения А. Барто:

Даже если спирт замерзнет,

Все равно его не брошу.

Буду грызть его зубами,

Потому что он хороший!

(СГУ, там же)

Или такие тексты:

Водку холодную я обожаю,

Теплую водку просто люблю.

Но если водка работе мешает –

Брось ее на х… работу свою!

(СГУ, там же)

***

Водка холодная пьется отлично,

Водка согреет душу твою!

Но если водка мешает учиться –

Брось ее на х… учебу твою!

(СГУ, там же)

***

Все может быть,

Все может статься –

Машина может поломаться,

Девчонка может разлюбить,

Но чтоб студент наш бросил ПИТЬ!

Вот этого не может быть!

Мы ПИЛИ, ПЬЕМ И БУДЕМ ПИТЬ!!!

(РГППУ, прислал(а) :venom, там же)

Причина популярности «алкогольных» текстов – вовсе не поголовная «зависимость» студентов, а характерное для российской народной культуры (и для российской, и для европейской студенческой субкультуры тоже, разумеется) осмысление права на выпивку как права на свободу, нерегламентированное поведение. Симптоматично, что в Украине есть даже водка «Свобода. Оригінальна», рекламируемая так: «Глоток Свободы...» Акцентированные девиантность и пансексуализм, как и склонность к «черному юмору», стремление «смеяться, когда нельзя» (М.Цветаева) – непременные атрибуты фольклорного имиджа студента.

Конечно, в коллекции сетевой эпиграфики не могли не появиться столь популярные в студенческой среде тексты с капрологическими мотивами (хотя данные произведения сочиняются и бытуют не только среди студентов, как и ряд приведенных выше изречений). Вот пара образчиков:

«Человек – это фабрика по перепроизводству качественных продуктов питания в некачественные удобрения» (МЭСИ , прислал(а): MerryStudent, http://superparta.ru/index.php?id=phil)

***

Над седой равниной моря,

Над крутой вершиной скал

Гордо реял буревестник

И метал на скалы кал.

Глупый пингвин очень злится,

Что несбыточны мечты.

Он не может, хоть и птица,

Гордо какать с высоты.

(АГТУ, GWOZD, http://parta.km.ru.read/parta7.html)

Вот такая переделка «Песни о Буревестнике». Ничуть не менее жестоко «товарищи потомки» обошлись и с нежной лирикой другого русского классика:

В минуту жизни трудную,

Когда я сс@%ь хочу,

В обитель эту чудную

Я соколом лечу.

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

На Интернет-парту попали и философские (или тяготеющие к таковым) афоризмы и остроты, нередко процарапываемые и на вполне реальных партах, например:

Жизнь – это болезнь, передающаяся

половым путем

со 100% летальным исходом.

(СГУ, http://superparta.ru/index.php?id=phil)

***

Самая любимая игра человечества –

В ящик.

Хоть раз, но сыграет каждый.

(СГУТиКД, прислала: Самая Лучшая, там же)

Тут же и творения О.Хайяма (в частности: «Ты лучше голодай…»), и знаменитое:

-Бог умер!

Ницше.

-Ницше умер!

Бог.

(ГУУ, там же)

Рефлексии по поводу писанины на партах также присылаются на сайт. Например, такая пародия на известный рекламный текст:

Надпись на парте: «Здесь могла быть ваша надпись»

(http://ess.km.ru/pages/parta.htm)

Или такое впечатляющее поэтическое произведение:

Дело дрянь, когда на ФАКе

Расплодилися писаки,

У которых полны сраки,

Но зато башка пуста.

Этим тварям ох*енным

Я заткнул бы здоровенным

Волосатым многочленом

Шаловливые уста!

(ПГУ, прислал:Yarick, http://superparta.ru/index.php?id=poem)

Обратим внимание на то, что в финале речь идет об «устах» - т.е. первичной признается все-таки – сознательно или бессознательно – устная традиция.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать: эпиграфические надписи, попадающие в Интернет, весьма репрезентативны и являются прекрасным материалом для исследования студенческой субкультуры, поскольку представляют собой своего рода хрестоматию (компендиум) студенческого фольклора, однако обыкновенная аудиторная парта, покрытая обыкновенными надписями и рисунками, не менее информативна и более обращена к локальным реалиям внутривузовской жизни, обобщающие же тексты (от пародийных виршиков до ироническо-философских изречений) распределяются даже в пределах одной группы крайне неравномерно: есть знатоки студенческого фольклора, но большинство хорошо помнит 10 – 15 текстов, хотя в пассивной памяти хранит их раза в 2 больше. Интернет представляет собой почти идеальный вариант коллективной памяти, общее хранилище, откуда молодой человек может почерпнуть неизвестный «прикольный стишок» и вернуть его в «естественную среду обитания» – написать на парте во время скучной лекции или рассказать на перемене друзьям (вариант – послать SMS-кой), что чаще всего и делается. Т.о. «интернет-парта» является лишь промежуточным звеном (и отнюдь не обязательным) в цепочке бытования студенческих граффити.

Примечания:

1.     Подробнее см.: Krasikov M. Ukrainian Student Subculture As Mirrored in Epigraphi//Етнічна історія народів Європи: Зб. наук. праць. Вип. 18. Київ, 2005. – С. 73-79.

2.     См. Шумов К.Э. «Эротические» студенческие граффити. На материалах студенческих аудиторий Пермского университета//Секс и эротика в русской традиционной культуре/Сост. А.Л. Топорков. – М., 1996.