Вяч.Вс. Иванов
О толерантности в связи с современными геополитическими
проблемами
Мне представляется,что постановка и решение насущных
геополитических проблем становится необходимой задачей
гуманитарного знания.
Для предотвращения нарастающей угрозы больших локальных
религиозных и этнических конфликтов, перерастающих в глобальные
(конкретно –для предотвращения вполне вероятной третьей мировой
войны) необходимо срочно создать постоянно действующие группы
специалистов по проблемам обнаружения общих мировоззренческих
установок, объединяющих людей, которые исповедуют разные мировые
религии или принимают современные научно-этические системы
внерелигиозных норм поведения. Не ставя перед собой задачи
экуменического слияния конфессий, надо, тем не менее, широко
развернуть поиск и обсуждение единства правил построения мирового
общежития. Здесь меньше всего можно думать о принуждении. Каждый
волен понимать веру по-своему. Оскорблять чужую веру неразумно и
опасно. Об этом напомнил опыт недавних всемирных скандалов, этим
вызванных. Но мало просто уважать друг друга. Надо искать путей
сближения. Духовные авторитеты знатоков могут помочь постепенно
обнаруживать и находить общие черты, важные для будущего. Роль
историка религии и богослова становится все
значительней.
Важнейшим принципом не только в христианстве и иудаизме
(и в связанных с ними системах, как в этике Когена), но и в
других религиях и философских этических учениях, была и остается
расширенная формула любви к Ближнему (=Другому,
Ты, по Буберу) и толерантности (терпимости),
распространяемая на государственные, этнические, религиозные,
расовые, языковые, половые группы. Исключаются любые
насильственные и особенно вооруженные конфликты между ними, в
частности, доминирование или военное и экономическое преобладание
одного государства или даже группы государств над всеми
остальными. Главным препятствием на пути к реальному объединению
человечества, необходимому для спасения вида, является неуклонное
и быстрое нарастание религиозных, этнических и других различий
между странами и их группами. В той мере, в какой гуманитарные и
социальные науки антропологического цикла могут повлиять на
уменьшение этих тенденций, их практическая роль может оказаться
значительной.
Идея всеобщего мира обосновывалась еще такими
философами, как Кант. Весь опыт больших мировых войн прошлого
века и малых локальных войн последних лет говорит о живучести тех
сторон человеческой коллективной психики, которые должны быть
преодолены, прежде чем всерьез можно будет думать о реализации
кантовой философской идеи всеобщего мира и практической задачи
достижения единства человечества.
Общественный договор как философская проблема,
поставленная еше Руссо (в котором Леви-Строс видит основателя
всей современной антропологии), в настоящее время может быть
распространен с одной страны или одного сообщества на сообщество
всех стран и народов. Философская антропологии в работах
Фейербаха, раннего Маркса, Когена, Дильтея, Бахтина, Бубера
пришла к такому пониманию сообшества людей, в основе которого
лежит их отношение друг к другу. Исходным явдяется соотношение
«Я» и «Ты». Бубер и Бахтин сформулировали его как диалогический
принцип. Из него вытекает роль Другого (Ближнего –
der Nдchste немецких работ по философской
антропологии) в антропологии, как и в тех принципах
иудео-христианской религиозной философии, на которых основывалось
повлиявшее на Бахтина этическое учение Когена. Эти идеи не
являются особенностью одного уединенного мыслителя или одной
религиозной или философской школы. Мысль, по которой отношение
к Другому
основано на том, чтобы всегда видеть в нем Ближнего, составляет
фундамент общечеловеческой нравственности и толерантности. Ее
распространение на отношение между разными странами, культурами,
религиями, этническими и социальными группами указывает на
возможность выхода из тупика, в котором оказалось современное
человечество.
Проблема толерантности или терпимости в отношениях между
людьми и группами людей (расовыми, этническими, национальными,
классовыми, партийными, кастовыми, религиозными) становится все
более жгучей.
Уже сейчас в университетах, колледжах и других учебных
заведениях (начиная с начальных) преподаватели могли бы
развернуть работу по оживлению и внедрению в сознание молодежи
принципов толерантности и взаимной помощи, на которых должно быть
основано мировое общежитие. Это представляется одной из главных
целей деятельности интеллигенции. Литература, искусство, средства
массовой информации могли бы пробовать изменить в эту сторону
эмоциональные предпочтения широких слоев населения, особенно
молодых. Необходимое для молодежи самовыражение нужно бы
направить в эту сторону.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|