О.Б. Христофорова
Программа курса "Визуальная антропология" (для учащихся по специальности "Культурология", РГГУ)
Пояснительная записка
Курс "Визуальная антропология" является курсом по выбору и рассчитан на студентов 2 курса факультета музеологии, обучающихся по специальности "Культурология".
Визуальная антропология, предмет которой - создание и анализ этнографических фильмов, занимает важное место в системе гуманитарного знания. Визуальная антропология возникла более полувека назад в рамках американской культурной антропологии и сейчас развивается как научная дисциплина, являющаяся неотъемлемой частью цикла культуро- и социально-антропологических наук. К настоящему времени в мировой науке накоплен огромный визуальный, методический, научно-исследовательский и теоретический материал, который широко используется как в научных, так и в учебных целях. В российской науке визуальная антропология не получила широкого развития, ей приписывались по большей части вспомогательные функции. Но даже и в этом качестве она пока не нашла применения в учебном процессе, что обусловлено как отсутствием специалистов, так и недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений. Между тем, использование имеющихся достижений в области визуальной антропологии может существенно повысить качество преподавания уже существующих культурологических дисциплин, а также стать импульсом для новых направлений студенческой научно-исследовательской работы. Особенностью курса является его принципиальная новизна не только для данного подразделения университета, но и почти для всей системы высшего образования в России (аналогов немного: учебный курс по визуальной антропологии читается на кафедре этнологии МГУ, факультативный курс "Класс этнологического фильма" преподается в Этнологическом центре ФИПП РГГУ).
Курс представляет собой важную составную часть комплексного обучения, он методологически связан с другими дисциплинами гуманитарного цикла (теорией и историей культуры, этнологией, методологией исследования культуры).
Цель данного курса - ознакомить студентов с визуальной антропологией как научным направлением культурной и социальной антропологии, с ее историей (за рубежом и в России) и теорией; представить методы исследования, характерные для этой дисциплины, дать сведения о направлениях и научных школах в визуальной антропологии. В задачи курса входит - продемонстрировать различные виды визуальной информации этнографического и культурологического характера; представить некоторые мировые достижения в визуальной антропологии; дать визуальную картину этнокультурного многообразия мира, познакомить студентов с обычаями, материальной и духовной культурой разных народов. Курс предполагает активное использование этнографических фильмов - как классических, так и современных, отражающих новейшие достижения визуальной антропологии.
В результате освоения курса студент должен получить сведения об истории и теории визуальной антропологии. Студент должен иметь представление о методах исследования, направлениях и школах в этой научной дисциплине. Студент должен выработать навыки самостоятельного анализа различных видов этнографических фильмов.
Форма изучения дисциплины - лекции, просмотр и обсуждение этнографических фильмов.
Курс рассчитан на 16 часов лекционных занятий. Форма контроля - самостоятельный анализ фильма; зачет.
Тематические разделы программы
1. История визуальной антропологииО понятиях "визуальная антропология" и "экранная культура". Место визуальной антропологии в системе научного знания. Этнографический фильм и его отличия от научной литературы и от документального кино.
Первые опыты в области визуальной антропологии. Р.Флаэрти и Д.Вертов.
Становление визуальной антропологии как науки. Работа Г.Бейтсона и М.Мид на о. Бали.
Зарубежные школы этнографического кино. Гарвардская школа (Дж.Маршалл, Р.Гарднер, Т.Эш). Французская школа (Ж.Руш). Калифорнийская школа. Канадский проект. Австралийская школа.
Совместная (контактная) антропология и "биодокументальное" кино. Проект С.Уорта и Дж.Адэра с индейцами навахо (1960-е гг.). Казымский и болгарский пректы А.Баликси (1990-е гг.).
Визуальная антропология в России (опыты 1920-х гг., деятельность кинолаборатории Института этнографии АН, современное активное развитие).
Современная ситуация в визуальной антропологии. Документация исчезающих культур. Городская антропология. Проблемы и перспективы создания фильмов и формирования видеоархивов.
2. Этнографический фильмСоздание фильма. Съемка: Искажения и их природа. Эффект вторжения и влияния камеры. Присутствие этнографа. Постановочные съемки. Монтаж: реальное/экранное время, звук, музыка, комментарий. Содержание филма: холизм в кино
Характеристики фильма Семиотика кино. Стандарты этнографического фильма.
Авторы фильма. Этнолог; режиссер-документалист; сотрудничество профессионалов.
Разновидности аудиовизуальной продукции: немонтированный исследовательский (полевой) материал, научный, научно-популярный, публицистический фильм.
3. Идеология и визуальная антропологияПодходы этнографическому фильму за рубежом, в СССР и современной России. "Киноправда", "синема верите","поэтическое кино", "скрытая камера", "созвучная камера", "объективное" и "авторское" кино.
Этнические меньшинства и этнографический фильм. Коренные народы о самих себе и этнографы о коренных народах. Этнографический фильм как средство защиты традиционной культуры и как этнопроект.
Этноцентризм и этнические стереотипы в визуальных средствах информации.
Эстетика фильма. Визуальная антропология, средства массовой информации и искусство
Этика фильма и ответственность антрополога. Социокультурные и психологические последствия съемок. Вторжение экранной культуры в традиционное общество. Социальная роль этнографического фильма в современном мире.
Тематический план лекций
1. О понятиях "визуальная антропология" и "экранная культура". Место визуальной антропологии в системе научного знания. Этнографический фильм и его отличия от научной литературы и от документального кино. Первые опыты в области визуальной антропологии. - 2 часа.
2. Становление визуальной антропологии как науки. Зарубежные школы этнографического кино. Совместная (контактная) антропология и "биодокументальное" кино. - 2 часа.
3. Визуальная антропология в России. Современная ситуация в визуальной антропологии. - 2 часа.
4. Создание и характеристики фильма. - 2 часа.
5. Авторы фильма. Разновидности аудиовизуальной продукции. - 2 часа.
6. Подходы этнографическому фильму за рубежом, в СССР и современной России. - 2 часа.
7. Этнические меньшинства и этнографический фильм. Этноцентризм и этнические стереотипы в визуальных средствах информации. - 2 часа.
8. Эстетика и этика фильма. - 2 часа.
Контрольное задание и впросы по курсу "Визуальная антропология"
Для специальности 020600 Культурология
Самостоятельный письменный анализ этнографического фильма; учитывать следующие параметры:
- ваше общее впечатление от фильма, какие мысли и чувства он вызвал и почему;
- к какой разновидности аудиовизуальной продукции можно отнести фильм;
- какова, на ваш взгляд, специальность автора (авторов) фильмов и какова степень их компетентости;
- что хотел сказать автор своим фильмом, каковы приемы и средства построения авторского высказывания;
- степень "этнографичности фильма" (соответствие стандартам).
Контрольные вопросы
1. Визуальная антропология и ее место в системе научного знания. Этнографический фильм и его отличия от научной литературы и от документального кино.
2. Творчество Роберта Флаэрти.
3. Работа Г.Бейтсона и М.Мид на о. Бали.
4. Зарубежные школы этнографического кино. Гарвардская школа (Дж.Маршалл, Р.Гарднер, Т.Эш). Французская школа (Ж.Руш). Калифорнийская школа. Канадский проект. Австралийская школа.
5. Совместная (контактная) антропология и "биодокументальное" кино. Проект С.Уорта и Дж.Адэра с индейцами навахо (1960-е гг.). Казымский и болгарский пректы А.Баликси (1990-е гг.).
6. Визуальная антропология в России (опыты 1920-х гг., деятельность кинолаборатории Института этнографии АН, современное активное развитие).
7. Современная ситуация в визуальной антропологии. Документация исчезающих культур. Городская антропология. Проблемы и перспективы создания фильмов и формирования видеоархивов.
8. Создание фильма. Съемка. Монтаж. Содержание.
9. Стандарты этнографического фильма.
10. Разновидности аудиовизуальной продукции.
11. Подходы этнографическому фильму за рубежом, в СССР и современной России.
12. Этнографический фильм как средство защиты традиционной культуры и как этнопроект.
13. Этноцентризм и этнические стереотипы в визуальных средствах информации.
14. Эстетика фильма. Визуальная антропология, средства массовой информации и искусство
15. Этика фильма и ответственность антрополога. Социальная роль этнографического фильма в современном мире.
Список литературы по курсу "Визуальная антропология"
Для специальности 020600 Культурология
1. Основная литература
Пондопуло А.Г. От этнографи-иописания к этнографии-диалогу // Одиссей. - М., 1991.
Разлогов К. (ред.) Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. - М., 1984.
Флаэрти Р. Статьи. Свидетельства. Сценарии. - М., 1980.
Heider K.G. Ethnographic Film. - Austin: Univ. of Texas Press, 1976.
Hockings P. (ed.) The Principles of Visual Anthropology. - Princeton Univ. Press, 1994.
2. Дополнительная литература
Александров Е.В. Этические и эстетические основания визуально-антропологической съемки // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 3. - М., 1997.
Баликси А. Визуально-антропологический проект в условиях существования многих культур // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 2. - М., 1998.
Миненок Е.В. Видеозапись фольклора: к проблеме достоверности // Традиционные культуры и среда обитания. Тезисы Международной конференции. - М., 1993.
Христофорова О.Б. Риторика антропологического фильма // Информкультура. Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сборник. Вып. 4. - М., 2000.
Loizos P. Innovations in Ethnographic Film. - Manchester Univ. Press, 1995.
Summerfield E. Crossing Cultures Through Film. - Intellectual Press, 1993.
Worth S., Adair J. Through Navajo eyes: An exploration in film communication and anthropology. - Bloomington: Indiana University Press, 1972.
Работа выполнена при поддержке Института "Открытое общество" (RSS/OSF N 1100/2000)