С.И. Гиндин
Порождение текста в лингвистике, психолингвистике и "когнитивных исследованиях"
(Тезисы к лекции)Понятие текста в современной лингвистике как обобщение традиционного понятия произведения. Его отличия от понятия "текст" в текстологии и фольклористике.
Уровни структуры текста и основные виды "текстовых" явлений: межфразовые связи, сверхфразовые единицы, текст как целое, межтекстовые отношения.
Два ведущих принципа конструирования текста: жесткий и гибкий. Потребность в непредвиденных текстах и потребность обозримости и "завершенности" текста. Конфликт и взаимодействие "заготовленного" и "сиюминутного" в процессе построения текста. Соединение гибкого и жесткого принципа в "нормальных" текстах. "Текстовая база" и "суперструктура" текста (Т.А. ван Дейк). Жесткие схемы как "пред-текстовая данность". Релевантность сегментации текста для процессов его запоминания (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко).
Замысел текста. Различные лингвистические и психологические концепции о природе, структуре и субстрате замысла (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Д. Кацнельсон, Ю.С. Мартемьянов). Операция, переводящая замысел в текст, в различных системах порождающей поэтики и автоматической генерации текста.
Процесс построения текста в античной и барочной риторике: изобретение, расположение, словесное воплощение. Принципиальная открытость класса порождаемых текстов (сравнение античного и китайского риторических учений). Топосы и фигуры речи как "пред-текстовые" средства порождения текста.
Типовые жесткие схемы композиции (сюжета) конкретных речевых жанров как важнейший "пред-текстовый" инструмент порождения текста. "Схемы", "сценарии", "эпизодические модели" в исследованиях по искусственному интеллекту. Порождающие системы на основе идей В.Я. Проппа.
"Фреймы" (М. Минский) как способ представления типовых знаний о ситуации, действиях персонажей, свойствах предметов. Понятие "готового предмета" в порождающей модели "Тема - Текст" (А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов).
"Проведение одного через разное" как прием амплификации будущего текста. Особенности порождения речи в состоянии эмоциональной напряженности (Э.Л. Носенко).
Некоторые полевые исследования фольклорного творчества живой речи и написание текстов определенных жанров в бесписьменных и младописьменных культурах.
Литература
Гаазе-Рапопорт М.Г. Поиск вариантов в сочинении сказок// Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1983. С.213-223.
Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? Ч.2. Риторические учения о расположении и изобретении// Риторика. 1996. №1 (3). С. 23-37.
Гиндин С.И., Леонтьева Н.Н. Проблемы анализа и синтеза целого текста в системах машинного перевода, информационных и диалоговых систем. М.: Всесоюз. Центр переводов, 1978.
Дейк Т.А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса // Дейк Т.А.ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С. 68-110.
Дейк Т.А. ван. Когнитивные и речевые стратегии выражения этнических предубеждений// Дейк Т.А.ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.:Прогресс, 1989. С. 268-304.
Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 146-162.
Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов // Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 183-319.
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Основные понятия модели "Тема - ПВ - Текст" // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М.: Прогресс; Универс., 1996. С. 290-308.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.; Воронеж, 1996. С. 254-374. Гл. 7-8.
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. С. 98-127.
Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания, 1984, № 4. С. 1-12.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1979. С. 187-202. Лекция 10.
Маккьюин К. Дискурсивные стратегии для синтеза текста на естественном языке //Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1989. С. 311-357.
Минский М. Структура для представления знания // Психология машинного зрения. М.: Мир, 1978. С. 249-338.
Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. 132 с.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Изд. Ленингр. Ун-та, 1989. Лекции 13-17, с. 105-155.
Смирнов А.А. Психология запоминания //Смирнов А.А. Избранные психологические труды в 2 тт. М.: Педагогика, 1987. С. 147-256. Гл. 5-6.
Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи/ Отв. Ред. Е.С. Кубрякова. М.: Наука, 1991. 239 с.
Natural Histories of Discourse /Ed: by M. Silverstein and G. Urban. Chicago; London: Univ. of Chicago Press, 1996. IX, 352 p.
Zammuner V.L. Speech Production: Strategies in Discourse Planning. Hamburg: H. Buske, 1981, XI, 316 p.