И.Е. Ферапонтов
Фольклорный архив
Современный городской фольклор
Современные обряды:
посвящение в туристы
(по записям 1996-2000 гг. в г. Ульяновске)
Фольклорный архив кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета (ФА КЛ УГПУ им. И. Н. Ульянова), личный архив автора.">
Текст 19 . Посвящение в туристы.
(А тебя посвящали в туристы?)
Да, посвящали меня в туристы, есть такой обряд...
(Ну-ка расскажи!)
Меня посвящали в туристы, почти в горники, вот. Это в общем такой... обряд, который придумали горники. Когда человек первый в жизни своей перевал берёт, вот... э... то на перевале проходит такая церемония. Вот. Ему, значит... руководитель группы снимает вибру, со своей ноги, вот, такой здоровый вибрам и бьёт его по пятой точке. Кстати, вот насчет пятой точки я тоже потом расскажу, если ты мне напомнишь, вот... И бьёт вообще по пятой точке, вот. Потом он... вручает ему соску... вот... и... на веревочке его. И вот этот вот "чайник" он весь поход ходит и сосёт там эту соску. Ну, конечно, это необязательно, но это ради прикола. Вот и...
(То есть он не обязан её постоянно сосать?)
Не, не обязан, вот.
(А какие слова при этом произносятся?)
Да слов обычно никаких. Кто чё ляпнет, то и произносится. Вот. Это довольно-таки интересно... экспромт...
(Например?)
Вот, я не знаю... Вот у нас вообще в военном порядке там выстроили, четверо человек там, поздравили, ну... от души, вот. Сказали: "Ребята, вот вы теперь почти уже не "чайники", вы теперь туристы. Вот это ваш первый перевал..."- там "Чертовы Ворота" он назывался - "Вот, и... вот вы там теперь всё там... теперь вы будете ходить в походы и... на равных с нами..." Всё такое вот... Побили нас вибрамами...
(А с кого снимали-то?)
Снимали с руководителя... вибру.
(Понятно.)
Вот вручили нам каждому по соске.
(А чё-нибудь поесть при этом? Банкет, там?)
А, ну там... естественно, банкет там шикарнейший: по одной конфетке, и по одной там витаминке... Всё там. Праздник... Вот.
Конец 19 текста.
2.
Текст 25. О первой вершине.
(Ты в основном в горы ходил или на воду?)
Не... ну... я... я в большие горы я не ходил, я был только на Байкале, вот... Ну, на Урале, вот. Если во Владивостоке есть горы, на Сихотэ-Алине, значит я там тоже был, там потому что была моя первая вершина. Которая там высотой, что-то около тысячи ста метров... Нам вручали значки на первой вершине, я как раз тогда вступил в туристический союз России, который благополучно куда-то исчез вообще с лица земли, который был образован в 90-м году... вот. Центр его предполагался сделать в Киеве, потом по-моему еще где-то, а потом вообще и... исчезло любая информация. Вот, значит, и... нам вручали зна... вот, и в общем... потом... и... информация исчезла об этом, то есть нас там поздравили там, на этой вершине, сказали:"Вот, ребята... вы теперь там все туристы, вы состоите в туристическом союзе России, пишите письма, высылайте если будет там... мы вам поможем... Ни слуху ни духу там...
Конец 25 текста.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 9 октября 1996 г.
Информатор: Егоров Олег Вячеславович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1978.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
Тексты: 1-34.
3.
Текст 63. Посвящение в туристы на могиле в пещере.
Вот, суть в чем, в Жигулевских гор... э... живет в Жигулевских горах пещера, как всем известно... есть... та... Там раньше... работали геологи, и... значит... Они прекратили свои работы в связи с тем, что... нашли... как раз... нашли... э... могилу одного из геологов или, скажем так, туристы или... спелеолога... И в связи с тем... после этого... началась, значит, такая вещь, что любой начинающий турист, он не является туристом, если... если он не воздаст... скажем так... почесть и всевозможные... ну не знаю... Ну всевозможные поч... почести, да.
(А в чем они выражаются, почести?)
Он должен обещать на этой могиле, что он никогда не изменит... а... друзьям, что он всегда будет верен им, что он поможет в любой ситуации любому человеку, вот... В любой ситуации, какой бы она тяж... тяжелой не была... Вплоть до... а... до того, чтобы отдать свою жизнь... вот... Эта могила существует до сих пор... вот... Ну, она уже, конечно, не считается могилой, там нет... э... так скажем, трупа, но там лежит... камни лежат, и стоит крест, вот... Это чисто символическая могила, она до сих пор существует.
(То есть где-то там в Жигулях?)
В Жигулевских... в Жигулевских горах... горах.
(А что вот с тем геологом, которого обнаружили?)
Предположительно, предположительно считается, что... вот... они обнаружили труп, вынесли его и захоронили в нормальную землю. То есть... воздали ему почести за то, что он в тяжелых своих условиях, под землей... вот, он отдал свою жизнь во благо... значит... прекрасного... и так далее, и тому подобное... вот... И в связи с этим... в связи с этим и пошел вот... эта вот легенда, то, что там погиб, значит, человек, который спасал... э... какую-то девушку... Начался э... как сказать... это... пещера начала рушиться. И вот... и он успел вытащить, значит, девушку наружу... вот... побежал, значит, за... второй девушкой и... прикрыл её, значит... своим телом, вот... Они оба погибли, их накрыло камнями и...
(То есть, там двое лежат на самом деле?)
На самом деле, возможно, там, действительно, двое, но, возможно, конечно, и один он... погиб... Но считается, что вот он... спелеолог или геолог, или... или кто-то другой человек, или просто ли, может быть, скажем, турист, на самом деле лежит там.
Конец 63 текста.
Текст 67. Посвящение в туристы на могиле в пещере ( продолжение).
Типа того, что один из год даже голос его слышен был... в этой пещере. Вот... он тихий такой... вот, но типа слышен. Я не помню, кто именно рассказывал, из какого города ребята. Это все было... Кстати говоря,.. это считается посвящением в туризм, если ты на этой могиле...
(Это ты на могиле клянешься, это считается посвящением...)
Да, это... в частности повс... посвя... посвящение в... туризм, в скалолазы в частности... вот... Считается посвящением в том смысле, что ты клянешься, что никогда не предашь друга, и что всегда будешь следить... Потому что всеж-таки когда ты лезешь... скажем так... на скалы, и не уверен в том, что тебя страхуют, то это уже страшно. Если ты сорвался и разбился... то, конечно... серьезное дело... вот. Ну и любому... человеку, который страхует, это тоже, конечно... неприятно... вот... и то есть для этого, конечно... для начинающих скалолазов... заниматься скалолазанием, вот... существует такая вот... И легенда как раз существует такая... Да, специально существует легенда. Иногда даже идет розыгрыш, что кого-то обложат... под камнем, вот... и значит... он... требует повторения, скажем так, этой... клятвы.
(То есть он сам как бы мертвец?)
Да, ну этот розыгрыш существует такой вот... легенда.
(Он встает, да?)
Он не встает, а голос слышится и говорит: "Я - говорит - это самое, не верю, что... значит... все... та... именно... как это сказать? Так думают, скажем так... Среди вас есть один, кто так не думает, не считает" И так далее и тому подобное.
(То есть некий такой род игры?)
Да, это... уже чтобы просто не напугать, допустим, ребят молодых, которые занимаются... только-только начали заниматься туризмом... вот... Чтобы для этого... вот... существуют в виде даже розыгрышей иногда.
Конец 67 текста.
Место записи: район ст. Охотничья.
Время записи: 19 октября 1996 г.
Информатор: Цербе Сергей Данилович.
Место рождения: г. Златоуст Челябинской обл.
Год рождения 1973.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ферапонтов Илья Евгеньевич.
Тексты: 63, 67.
4.
1. Посвящение в альпинисты.
Посвящают обычно в конце похода... Как? Военная тайна... Когда нас посвящали, нам говорили, что все это священно, поэтому... Если ты кому-нибудь расскажешь, то тебя или Черный Альпинист сбросит в пропасть или веревка будет перетертая, когда спускаться будешь... Ладно... Расскажу только как нас посвящали, коротко только...
Ночь лунявая-лунявая и звездулей понатыкано. Собирают нас дрожащих от страха в кучу и по одному запускают в темную башню... В башне водонапорной, ужасно грязной, заброшенной и жутко одинокой, уставленной изнутри свечками, которые горят... Вся башня увешана "висельниками" с рюкзаками необычайных размеров. Приходится подниматься по железной гремучей лестнице на самый верх (метров 10-15)... Причем подъем сопровождается замогильными туристическими песнями. (Песни не спою... намекнуть могу, что это про Черного Альпиниста... ). Вылезая на крышу, получаешь в зубы ложку аджики... Пока ловишь ртом свежий ветер, как рыба, тебя пристегивают карабином к веревке и начинают спускать по наружной стороне башни, слегка (амплитуда метров 6) раскачивая... Внизу тебя, укачанного, встречают и, похлопывая по спине, отправляют к костру пить кипяток, который иногда называют чаем... После перца, который в аджике пить это невозможно, но... Вот и все...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 6 ноября 1998 г.
Информатор: Моторин Владимир Александрович.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1977.
Студент, нез. высш.
Собиратель: Ильина Ирина Анатольевна.
5.
2. Посвящение в альпинисты.
Собиратель: Расскажите пожалуйста, как Вас посвящали в альпинисты...
Информатор: Это было после восхождения на единичку... Было в альплагере Шхельда... Сходили мы на Виатау, после этого восхождения, значит... мы пришли в этот альплагерь... Там нас встречали старшие по разряду альпинисты... Были натянуты веревки, значит, между деревьями по всей длине аллеи, значит... Там висела всякая крапива... Все мы должны были пролезть с рюкзаками снизу, обойти все это... Вокруг прыгали "черти", подталкивая нас палками, чтобы мы не разбредались кто куда... Мы были, соответственно, все совершенно усталые и нас качало так-то из стороны в сторону... Нас еще и подталкивали, ну... там... театрализованное представление, в общем... было... со съедением альпинисток, которые отбились вот, то есть затаскивали в палатку эту альпинистку... Ну... оттуда, естественно, вылетали ее личные вещи и большие кости почему-то... Хорошие такие, берцовые кости... Затем все вставали на колени и читали клятву альпинистов, что де инструктор всегда прав - это пункт первый; пункт второй: если инструктор не прав, то смотри пункт первый... Вот... Что мы клянемся последнюю пайку хлеба отдавать инструктору, вот... Что не будем бить его ледорубом и тому подобное... Длинная длинная цепь "клянемся". Самое главное там - Домбайский Дед. Он у нас клятву принимал... Поливали нас водой, естественно, а так же ставили на щеках клеймо горчицей - "годен"...
С.: Как изготавливается клеймо?
И.: Берешь картофель, одну картошку, точнее, разрезаешь ее пополам и вырезаешь там что-либо, как печать... Затем обмакивается в горчицу, в зеленку, во все такое, которое пачкается... и пачкает... А еще когда клялись - ледоруб целовали... Целовали ледоруб, значит, намазанный горчицей... Зеленкой тебе, тем временем, наставили зеленкой клеймо на щеках - "годен"... Затем у нас вешали, заранее приготовленную, триконь, вешали на шнурке, заготовив заранее... Раньше просто ходили так: "кошек" не было, а триконенные представляли собой ботинки с металлическими набойками... по всему ранту... набивались они... Вот они, смотри, трезубчики... Нашили эти трикони на шнурок и повесили каждому посвящаемому... Так вот эта металлическая штука... тут отверстие для шнурка... Это вот так вот лоран и прикручивалось с обеих сторон... вот этими зубчиками лучше держаться. Потом уже "кошки" появились... Вот это у меня с 84-го года... Потом, мы, соответственно, должны были пить соленый компот, кто сколько сможет... Потом, после всех этих измывательств нам значит вручали значок "Альпинист СССР", удостоверение давали и поили нормальным компотом, и мы - усталые - возвращались...
С.: А если вдруг такая ситуация: кто-то не захотел пить этот компот?
И.: Куда ты денешься, если ледоруб над башкой? Вообще-то никто не отказывался... Все равно же не отпустят, так лучше сделать глоток и успокоиться... Еще развешивали плакаты рисовали, писали на них интересные вещи. Например: "Курица не птица, значкист - еще не альпинист!" Значкист - это только что посвященный в альпинисты человек, который получил значок. Еще там была басня переделанная... Басня Крылова, называлась "Ворона и Лисица". Не помню полностью, т.е. запомнили вообще только самые последние строчки, в общем: "Ворона каркнула во все воронье горло... " Лисица приготовилась ловить сыр, но... "И сыра кусок, соскользнув по пуховке,/ Надежно повис на самостраховке... " Ну еще с теми кто не знает ничего об играх на один раз, играют с ними...
С.: А какие это игры? И вообще, они входят в обряд посвящения или нет?
И.: По-разному... Некоторые применяют, считая, что истязать новичка, так уж по полной программе... А игры разные...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 6 декабря 1998 г.
Информатор: Санькова Лариса Александровна.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1954.
Высш. обр., инженер-механик, педагог доп. образования.
Собиратель: Ильина Ирина Анатольевна.
6.
9. Посвящение.
С.: Как и когда посвящают в походе?
И.: Посвящение происходит... это в последнюю ночевку... Так как в основном мы ходим в водные походы, то так или иначе все обряды связаны с водой. Это может быть и окатывание новичка ведром воды и бросание в воду: за руки, за ноги, раз, два, три, и - бултых... Иногда перевертывают байдарку и тому подобное... Главное, чтобы для новичков это было полной неожиданностью... В минуту прощания со своей первой речкой новичок обязан утопить что-нибудь из личной одежды... Посвящение обычно проводят самые опытные и уважаемые члены группы... Обычно это три-четыре человека... После посвящения у водников чайники становятся матросами и юнгами...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 12 декабря 1998 г.
Информатор: Ваганов Максим Владимирович.
Место рождения: г. Новосибирск.
Год рождения 1973.
Нез. высш. обр., педагог доп. образования.
Собиратель: Ильина Ирина Анатольевна.
7.
11. Посвящение в туристы.
С.: Не мог бы ты рассказать как тебя посвящали в туристы? Туристы-водники...
И.: Могу, в общем... Ну... На одной из стоянок... Это кстати был водный поход. Ходили мы в сплав на Юшут. Так вот, на одной из стоянок... вечером, завели нас в палатку. Это, в общем, тех, кто первый раз пошел в поход... матросов, нас было четверо... Вот... из палатки начали выводить по одному. Причем, они, все остальные, долго готовились, а потом начали выводить из палатки по одному. Выводили, естественно, девушек, мне пришлось их пропустить... Я был одним парнем из всех посвящаемых... Не знаю, что делали с ними... Но... со мной проделывали следующее: меня вывели из палатки, предварительно завязав глаза... и начали водить по поляне... Вот... Не помню, сколько было человек, не видел я их, но знаю точно, что двое было... Они водрузили меня на палку... А... перед этим окатили меня водой... Объясняю: когда плывешь в байдарке, единственное место, которое намокает - это "пятая точка"... Ее-то как раз и окатили водой... Так вот, после этого-то меня и водрузили на палку эту... Я пытался с нее не соскользнуть, т.к. подошва была изрядно скользкой. Начали поднимать... Подняв чуть-чуть над землей... они начали приседать... такое ощущение, будто подняли довольно высоко... Потом резко опустили палку вниз, а расстояние до земли было сантиметров двадцать... Заставили прыгать... Видимо веселый из меня прыгун получился... При этом фотографировали еще... Даже фотографии остались... Был еще конкурс: с завязанными глазами узнать свое весло... среди остальных весел...
С.: Ты узнал свое?
И.: У нас по-моему только один узнал... Вот... Ну... Все сразу стали лопасти щупать, узнавать знакомые зазубрины... Да... еще, пока были завязаны глаза, одевали форменку... морскую... Причем, не понятно было, что делают, но то, что что-то одевают было ясно... Матросам форменку в течение похода не показывали... Вот... и одевали ее... глаза были закрыты... Для меня она оказалась очень тесной... в общем, кое-как на меня ее натянули... че-то положили на голову, потом это оказалась бескозырка... Дали в руки весло и... на счет три сдернули повязку и сфотографировали... Вот... А... сфотографировали рядом с капитаном... И, в общем, потом... на "точке", просматривая фотографии, все говорили, что вот, как ты вел себя в походе, какое лицо ты имел на протяжении всего похода, так ты и получился на этой фотографии... И действительно... вот я, ну нейтральное такое у меня лицо было, как обычно, ты же знаешь мое обычное лицо, в общем, так я и получился... Янка там была, она вот как весь поход улыбалась, шутила, такая и получилась... Ну, потом дали каждому по прянику... Где только они такие взяли? Они были такие! Их не разгрызешь. Сказали при этом: "Они такие же твердые, какие у вас должны быть руки, когда вы гребете!" Ну... и отправили всех пить чай и есть "замазку". А, кстати, знаешь как на стоянке можно определить водников от других туристов? Ну, нормальные туристы стоят к костру лицом и греют руки, а водники... Правильно смеешься, наоборот стоят, но тоже греются... А... ну еще вспомнил... Вечером, у костра играли в игры разные... Издевались, короче, над теми, кто не знал эти игры... Ну ты же их все знаешь, что тебе рассказывать...
С.: Хотя бы перечисли тогда...
И.: "МПС", еще... ну... "Сказка", ну, эта еще, как ее про еду, в общем...
С.: "Яичница".
И.: Да, точно... Да ты же знаешь сама... Ну, какие еще... Вот, кстати, песню еще спели, говорят: "Пестня... остросюжетная, сугубо... а, глубоко эротичная... вот." Слова, хочешь, продиктую?
С.: Если можешь...
И.: Моя дорогая не блещет красою,
Ни ясной улыбкой, ни русой косою,
Ни русой косою, ни тонкостью стана
Чем блещут собою герои романа.
Грязное платье мышиного цвета
Она не снимает от лета до лета,
И как ей не стыдно, друзья, я не скрою,
Мою дорогую купаю и мою.
Одежду снимаю с нее я несмело,
Скорее увидеть желанное тело...
Губами прижаться к единственной в мире,
К тебе, дорогая картошка в мундире...
Вот такая песня...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: г.
Информатор: Гусынин Павел Владимирович.
Место рождения: г.Пенза.
Год рождения 1979.
Нез. высш. обр., студент.
Собиратель: Ильина Ирина Анатольевна.
8.
Текст 1: Посвящение в члены клуба.
с: Давай ты мне, Маш, будешь рассказывать, как тебя посвящали в туристы. То есть сначала, как ты попала в ту компанию, которая тебя посвящала.
и: Ну, попала я , по-моему, вообще чудом...вернее не чудом, у кого-то был день рождения, точно уж не помню, по-моему, Ангелинка что-ли? Как ее зовут-то? Нет! Алинка, Алинка, во!
Это бумовская компания, это все было в Кучурах, вот...Мы туда пришли, значит, поздравили, вот...А ночером они поняли, что в общем-то делать-то нечего, надо значит... тех, кто недавно с ними ходит, посвятить...
с: То есть это вышло спонтанно, да?
и: Ну, видимо, да...Нет, ну вообще, бумовцы-то, они любят посвящать. Вот, на турслетах я видела... вот их хлебом не корми, дай кого-нибудь посвятить, вот... Ну, в общем, значит нас собрали всех... Нас было шесть человек... Ну не то чтобы совсем в первый раз... Я не знаю, по какому принципу они отделяют... Вероятно, по тому... что с ними в перв... в первый так, второй раз, буквально, в походе. Потому что так-то я уже давно ходила... Вот... А тут они вроде как новый человек - надо посвятить.
с: То есть, это посвящение, фактически, в члены "Бумеранга", да?
и: Да, наверно, потому что потом с меня активно пытались все время взносы стрясти, но не получилось... вот... Вот, значит, дело было ближе уже к двенадцати... Ну... вот это время-то, они вроде как специально выбирают... чтоб, вроде пострашнее было. Луна была полная, красиво было... вот. Собрали нас, значит, шесть человек, обвязали веревкой за пояс, каждому второму дали в руку палку и заставили взбираться на высокую гору... А там песочек такой, рыхлый, белый... в общем, съезжали мы очень хорошо. Наконец, забрались навкрх, и там, среди бар... барханов таких, так называемых, была небольшая ложбинка, вот. Там, в этой... даже даже больше ямкой можно назвать, посередине горел костерок. Вокруг сидели такие бывалые, матерые туристы, вот. Тут они нас усадили и начали запугивать всякими страшными-страшными историями, вот... Ну, пугали они нас, пугали, потом, значит, всех шестерых разделили на пары, вот, и по двое стали засылать... Отправлять в неизвестность, вернее так...
с: С завязанными глазами?
и: Нет, с развязанными, но говорили, что это, в общем, надолго, раньше утра не вернетесь, вот. На самом деле-то, это конечно все было мероприятие, ну... меньше часа, явно. Главное - запугать. Вот.
с: А куда стали отправлять? Сказали - идите туда...
и: Да... Нет, давали, конечно, одного, так сказать, инструктора... Вот... Сначала он учил прыгать по кочкам, ну, в смысле, по барханам, конечно... Я не помню, где, где-то это надо... Ну, в общем, учили на две ноги приземляться всегда. Вот. Потом учили кувыркаться с горы... с альпенштоком, ну, вернее, вместо альпенштока была палка... Ну, в общем, надо было зацепиться за гору. Потом мы скатились с этой горы, бежали по лесу, побегали, побегали, там были всякие...
с: Все еще связанные веревками?
и: Нет, это уже развязанные, это уже парами, с инструктором...Ну, в принципе, надо было... А, сразу сказали, что надо друг друга там... друг другу помогать, поддерживать там, как настоящие туристы. Вот. Ну, в общем, в лесу там, в темноте, заставили азимут определять, типа, азимут двести шестьдесят, но, самое замечательное - азимут триста шестьдесят... градусов, значит, вот.
с: По компасу определяли?
и: Даже без компаса...
с: А как это?
и: А вот так это! Уметь надо! Вот... А вообще я вообще с компасом, если честно, не люблю бегать, потому что ... мне конечно учили по нему... ориентироваться-то, но, в общем... единственное, чему меня научили, так это грамотно заблуждаться по компасу, потому что... Ой, ну бегали, мы бегали, кувыркались, кувыркались, вот. А потом нас посвятили, потом наступила заключительная часть, самая главная...
с: Ну вы куда-то бегали, вы прибежали куда-то что ли?
и: Ну, мы вернулись, в общем-то, обратно на поляну, где стояли палатки. Одна из которых была уже приготовлена под... так это... для такого ритуального действия... завершающего, вот. В общем, заводили туда по одному.
С: То есть, вы собрались все шестеро, и вас по-одному...
и: А пускали туда только, да, по очереди, по-одному,вот... В общем, заходишь туда, там горит свечка...и все сидят, так, в кружок, в кружке так сидят в палатке...вот...В общем... точно не помню... давали, значит, сначала попробовать такую штуку... ммм... Не помню, как эта чача называлась... Но, в общем, сделана она была из золы... из костра, которые мы, там, греемся, из... соли, которую мы добавляем в нашу пищу, из воды, которую мы пьём,из земли, по которой мы ходим, ну, в общем, такая гадость... Все это перемешанное, дается тебе попробовать, вот, потом дается запить, значит, святой водички, вот, ну... спиртику... Вот, потом, тебя, значит, укладывают так, на животик... э... предлагают посмотреть в зеркало, которое тебе перед носом, увидеть в него... ну, либо пятую точку, либо свои пятки, вот... Ты как раз в этот момент раздумываешь, как бы это умудриться сделать (смеется). Учитывая, тем более, что зеркальце такое карманное, маленькое, вот... В этот момент свечка резко задувается, и все с радостными воплями... э... берут по кеде в руку и ... отчаянно шлепают тебя, в общем, по этой самой пятой точке. Вот. Потом свет зажигается, тебе говорят, что, типа, ну вот, ура, ура, теперь ты такая же, как мы, дают тебе в руку тоже еще кеду... И, в общем, предлагают уже участвовать в дальнейшем пред... посвящении остальных в туристы...
С: И потом ты уже полноправный турист, все, выходишь оттуда...
И: Да.
С: Вот, ты говоришь, в процессе пришли в какую-то ложбинку, какие-то страшные истории рассказывали... Какие ?
И: Про Черного Альпиниста и про Баксанскую Деву... и еще чё-то рассказывали... Но, больше такие случаи из жизни... Ну, в основном... Ну, либо трагические, либо смешные, в общем, две крайности.
С:А долго их рассказывали?
И:Ну минут...двадцать-тридцать, так.
Конец текста 1.
9.
текст 4: Посвящение детей.
с: А можешь рассказать, как вы своих детей ( из секции при школе) посвящали?
и: Да, своих детей мы посвяща...
с: Как?
и: Да по-разному! Вот, что в голову взбредет...
с: Прям, вот все, что угодно...
и: Да-да, я говорю, вот например... Ну... Вот совсем маленьких детишек, над ними там забавно пошутили... Их... им сказали, что вот вам замазка, вечером, и, в общем, если вы не съедите там, десять... кругов, значит вы не настоящие туристы. А, че-то там... десять кругов... Вы будете еще просто чайники, потом че-то... двадцать кругов - "чайники с крышкой", потом че-то еще там... Мы там какую-то сложную градацию придумали, "чайники с носиком", "чайники с крышкой", потом еще и "с ручкой"... Заканчивалось все уже настоящими туристами. Я не помню, на сколько это было разбито, по скольку кругов, там где-то по пять, наверное, вот. Ну, в общем, детишки скушали, а потом , в общем, С тех пор они ходили гордые, и считали себя настоящими туристами, уже не чайниками, Даже после первого похода.
Конец текста 4.
23.10. 1998г.
Ульяновск
инф.: Власова Мария Николаевна
1979г.р., местн., обр.: нез.высш.
соб.: Ферапонтов И.Е.
10.
Посвящение в туристы.
С.: Не было ли такого у вас, чтобы посвящение в туристы было только для своих, никто не должен знать?
И.: Нет, о том, что будет происходить посвящение, об этом знали все и все готовились.
С.: А как посвящали, это не засекречено, это не было тайной?
И.: Ну, в принципе, это делалось так. Основная масса на турслете там сидят в палатках, у костров, а те, которые участвуют в посвящении, они уходят... Те, уже посвященные в "бумеранговцев", они участвовали или просто могли смотреть, а вот новички... Есть еще клятва, гимн "Бумеранга" и всякие другие прибамбасы. Они сейчас должны быть в "Бумеранге". Хотя... А еще придумывали всякие вещи. Что-то они там какие-то веревки привязали к дереву, человек залезал, его страховали там карабином, веревкой, а потом он просто с дерева прыгал. То есть это был не прикол, а как аттракцион такой.
18.02.99г.
г.Ульяновск.
инф.: Юкин Александр Геннадьевич.
1955г.р., местн., высш.техн обр.
Собиратель: Шагаева Наталья Евгеньевна.
игры на один раз****************************************
3. Игра "на один раз": "Индийский слон".
Например, "Индийский слон"... Вообще, название не имеет большого значения, просто словосочетание, с таким же успехом мог быть "Слепой осел" или "Хромой козел" и так далее... Это просто обидное прозвище... Так вот дело состоит в следующем: новичку объясняют правила игры, которые состоят в следующем: ... Берется один ведущий, который отводится в сторону, остальные якобы выбирают "индийского слона". (Такой вариант объясняют новичку). Так же говорят, что ведущий должен выбрать "Индийского слона"... Выбор производится таким образом: все кричат на вопрос "Кто здесь "Индийский слон"?" - "Я!" Сам "Индийский слон" должен как можно громче крикнуть, чтобы ведущий выбрал именно его... Обычно первым ведущим выбирают новичка... Естественно, остальные не выбирают "Индийского слона", а новичок выбирает любого... Тот, кого выбрал новичок, становится ведущим... Тогда этому новичку говорят: "Давай, теперь ты будешь "слоном", он (ведущий в смысле) все равно не догадается... " В итоге получается, что когда возвращается ведущий и спрашивает: "Кто здесь "Индийский слон"?", единственный, кто орет - это тот, кто наивный и доверчивый... Новичок, конечно...
4. Игра "на один раз": "Яичница".
И.: Еще игры нужны?
С.: Конечно...
И.: Игра "Яичница", вообще-то она называется "Гипноз", но у нас как-то уже укоренилось... Дело в том, что выбирается ведущий, который говорит... Говорит обычно, так же, новичку, что его команда может читать его мысли на расстоянии... Дело в следующем. Новичок говорит свое любимое блюдо ведущему... После этого начинается все самое интересное. Ведущий называет блюдо любое, а команда говорит оно это или не оно... Но! Кодовое название - яичница... После этого слова обычно четвертое - это и есть любимое блюдо новичка... Если он называет саму яичницу, то, у нас, кстати, такое было однажды... Так вот, в этом случае у нас ведущий обычно говорит: "Ну что, начнем!" Это обычно означает, что загадано именно кодовое слово... Еще никто не догадался, как происходит этот "гипноз". Начинается веселье, когда новичок говорит, что ведущий, наверное знаками показывает... Начинает ведущему руки связывать, завязывать глаза, отворачивать, но... так и не понимают, в чем соль...
5. Игра "на один раз": "МПС".
Еще есть игра "МПС". Это тоже игра одноразовая... Новичку объясняют, что... А... прежде все садятся в круг... Вот... и объясняют новичку, что МПС - это аббревиатура, которую можно расшифровать, например, Министерство Путей Сообщения. Естественно, это не та расшифровка. Новичок должен задавать вопросы всем сидящим в кругу... Вопросы могут быть различными, но... нельзя спрашивать, т.е. задавать вопросы, такие как: "Что такое М?", или "Что такое П?"... А задаются вопросы, ну, скажем, такие: "Какого это цвета?", "Где находится?", "Что собой представляет?"... Так новичок должен догадаться, что МПС - расшифровывается, как Мой Правый Сосед...
6. Игра "на один раз": "Сказка".
Еще на один раз игра - это "Сказка"... Все тот же новичок, который понятия не имеет ни о чем - главное действующее лицо... Ему объясняют, что он должен задавать вопросы, на которые можно было бы ответить лишь тремя словами, может быть только три варианта ответа: "Да", "Нет", "Не знаю", некоторые вместо "Не знаю" говорят "Не скажу!"... Сюжет сказки, как это обычно бывает, не загадывается, хотя новичка убеждают в обратном... Договариваются о том, что если вопрос будет заканчиваться на гласную букву, то будет ответ "Да"... если на согласную, то "Нет", на мягкий знак, соответственно, "Не знаю"... Вот... В итоге долго мурыжат беднягу и в завершение заставляют рассказать его от начала до конца всю сказку, которую он выпытал... Получается очень смешно... Вот... Ну... игр на один раз в общем-то нет, если только такие просто игры... Например, "Контакт", "Ассоциации", "8-е марта" и т.д.
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 6 декабря 1998 г.
Информатор: Санькова Лариса Александровна.
Место рождения: г. Ульяновск.
Год рождения 1954.
Высш. обр., инженер-механик, педагог доп. образования.
Собиратель: Ильина Ирина Анатольевна.
10. Игры: "Полет на Луну".
Еще играют в разнообразные игры... Вот Лариса <Санькова> сказала много уже... А... Еще "Полет на Луну" есть... Новичка готовят к "полету". Завязывают ему глаза и ставят на бревно... Поднимают его... но не очень высоко... а между тем ставят человека с веткой в руках... Забыл... сначала показывают "летчику" ветку, до которой нужно достать и которая находится очень высоко... Так вот, появляется человек с веткой, которого сажают на плечи другому человеку... Заставляют достать "летчика" до ветки, а затем - прыгать... "Летчик", думая, что его подняли очень высоко прыгает осторожно. На самом деле его поднимают сантиметров на 30-40 от земли... Но "летчик" этого не видит, т.к. в процессе полета у него глаза завязаны... Во время прыжка, точнее приземления - быстро снимают с глаз повязку и фотографируют. Потом... на "точке"... бывает очень весело...
Место записи: г. Ульяновск.
Время записи: 12 декабря 1998 г.
Информатор: Ваганов Максим Владимирович.
Место рождения: г. Новосибирск.
Год рождения 1973.
Нез. высш. обр., педагог доп. образования.
Собиратель: Ильина Ирина Анатольевна.
? Как Вы начали ходить в походы? Посвящали ли Вас в туристы? Где это происходило?
ЛАН: Начал ходить в походы 5 лет назад, первый раз пошел со своим классом в Ломы. Позже меня ни в какие туристы не посвящали, но со мной провели игру "Полет на Луну" в качестве посвящения. Объясняю что это такое. Темная ночь, мне говорят: "Ты хочешь полететь на Луну?" Я соглашаюсь. Перед этим они готовят "космодром" для полета на Луну: берут доску, ставят ее на руки, ты становишься на эту доску, закрываешь глаза, тебя начинают раскачивать, несколько человек вокруг тебя прыгают с ветками и гладят тебя этими ветками. Возникает ощущение, когда тебя качают, что ты начинаешь взлетать и когда тебя еще ветками поглаживают, то ощущаешь, что поднимаешься вверх и тебя ветки деревьев задевают, а потом тебе говорят: "Прыгай". Ты прыгаешь, и психологически возникает ощущение, что ты лететь будешь долго-долго, а на самом деле ты прыгаешь с маленькой высоты. В этом вся фишка этого полета. Так меня испытывали в Сенгилеевском заповеднике.
КЕС: Меня не посвящали в туристы, так как туризмом я занимаюсь с 5 лет, и в этом не было необходимости. Я конечно, знаю, как посвящают в туристы. Мне за это ничего не будет, но все равно не скажу.
<…>
Если новичков посвящают в туристы в первом походе, в какой момент это происходит? Как проходит обряд посвящения?
ЛАН: Первый поход - поход как поход, ничего необычного там не происходит. Но для нового человека в группе может проводится испытание, какая-то проверка.
На Жигулевских горах, я слышал, есть штольник, в котором, рассказывают, во вторую мировую войну там был убит гитлеровцами русский мальчик. И на всю ночь запускают новичка в эту пещеру. И если с ним ничего не случается за эту ночь, значит, он ничего не имеет против всех членов группы, сам по себе хороший человек и доброжелательно ко всем настроен. А перед тем, как завести его в эту пещеру, над ним всячески издеваются: рассказывают о различных страшных вещах, в этой пещере происходивших, о людях с которыми что-то случалось. Такие "страшилки обычно придумываются на месте. То есть настолько запугивают человека, что доходит дело иногда до истерики, стресса.
КЕС: Я могу точнее рассказать как это происходит. Со мной такую вещь проделали, я через это проходила. Это было несколько лет назад на турслете в Жигулях около горы Верблюд. Там внутри есть штольни, которые были раскопаны во время Второй мировой войны немцами. Внутри есть поддельная могила: крест стоит железный и кучка камней. Такое происходит обычно перед походом и люди заходят сначала туда по одному. И перед этим, естественно, начинают травить байки: про пещеру, про этого погибшего мальчика. На самом деле это всё байки. Трое или двое более опытных человек тебя туда заводят, при этом рассказывают истории все страшнее с ужасающими подробностями. Даже если ты мало в это верил сначала, то в штольне ты начинаешь просто свято верить всему, что говорят. Естественно, ты пугаешься. И когда уже доходишь до конца один. со свечкой или фонариком, перед тобой появляется могила, ты уже окончательно запуган. До этого под могилу залезает человек (ты об этом не знаешь), так как специально для этого есть свободное пространство. Сначала все спокойно идет... а, вот еще: из могилы там торчит сапог. Когда ты привыкаешь к этой обстановке, примерно через час к тебе приходят и приказывают дернуть за этот сапог. Этот человек обратно уходит, ты дергаешь за этот сапог, из могилы начинают раздаваться какие-то нечленораздельные звуки, хрипение зловещее. У меня в этот момент был просто дикий ужас, я чуть не умерла от страха. Все забываешь и бежишь оттуда без оглядки.
Я не знаю название туристов только что прошедших обряд посвящения. Но я видела как посвящают в туристов в "Бумеранге". Сами они этот обряд никому не рассказывают, говорят, что это "тайна, покрытая мраком", могут ее узнать лишь члены клуба. Сначала новичков приводят на общий костер, все с ними прощаются, и только наутро они возвращаются. С ними там что-то делают, и эти подробности я не знаю. После посвящения могут давать прозвища как у индейцев: Орлиный Глаз, Острый Нюх и т.п. Об особой пище посвящаемых я тоже ничего не слышала.
<…>
?: Вас посвящали в туристы?
ЕАА: Да меня посвящали в водники. Обычно это совершается в конце похода, останавливаются на целый день. Посвящение проходит днем, вечером. Нас посвящали руководители. Когда темнело, нас всячески отвлекали, мы не предполагали даже, что будет посвящение. Для нас такой обряд был полной неожиданностью. Наступили сумерки, к нам явился руководитель, представился Нептуном, из весла он сделал трезубец. Нас вызвали для этого посвящения. Мы встали, и сделали вначале несколько небольших шуточных конкурсов. Я даже не помню какие они были. Но победитель в них был не важен. Потом начиналась уже клятва. Руководитель выдал нам по папке и мы прочитали то, что там было написано. В клятве было такое: чтоб всегда спасать утопающих, помогать товарищам, а дальше что-то не помню. После чего нам двоим дали кружку спирта, чтоб мы ее на двоих выпили, банку сгущенки дали все это дело запить. После посвящения отношение других к нам изменилось, мы это заметили. Это отношение уже к посвященным, с чувством равенства.
<...>
КЕС - Касимова Елена Сергеевна, 1982 г.р., студентка УлГУ, факультет экономический. Русская. Православная. Туристический стаж -12 лет, клуб "Пилигрим" (горные, водные, пешие походы).
ЕАА - Ерохин Александр Александрович, 1982 г.р., образование среднее. Русский. Православный. Туристический стаж - 10 лет, клубы "Горизонт", "Пилигрим", "Бумеранг", "Сплав" (горные, водные, пешие, велосипедные, лыжные).
Собиратель: Антипова Анна Владимировна