Неклюдов Сергей Юрьевич , доктор филологических наук
Зам.директора Института высших гуманитарных исследований
Российского государственного гуманитарного университета
E-mail: [email protected]
ОБЩАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Введение
Устная традиция в веках: ее способность сохранять на протяжении очень больших хронологических периодов (от нескольких десятилетий до нескольких столетий) и транслировать в относительной неизменности фольклорные тексты (в том числе весьма значительного объема), никаким "механическим способом" не зафиксированные. Соответственно, устная традиция способна передавать свои сообщения на огромные пространственные и временные дистанции, не нуждаясь ни в каких дополнительных мнемонических подспорьях.
Вся история человеческой культуры с неизбежностью подразумевает эту способность устного (дописьменного) канала информации, а анализ живой фольклорной традиции дает тому неопровержимые подтверждения. Эта способность основывается на специфических коммуникативных механизмах устных традиций, которые и являются одним из основных предметов рассмотрения в данном лекционном курсе.
В ряде случаев устойчивость передаваемого текста может поддерживаться книжными традициями, но в целом феномен подобной устойчивости ими не объясним.
В мировом литературном процессе на огромных пространственных, временных и культурных расстояниях существуют тематически чрезвычайно сходные конфигурации разной степени сложности - от простейшего мотива до развернутого сюжета. Возможность объяснения этого феномена как результата одинакового культурного развития в сходных условиях ограничена и обратно пропорциональна сложности и объему совпадающих текстов.
Наличие общих деталей и особенно имен делает это родство несомненным
1. Разделение речи на спонтанную (обычный речевой поток - диалогический, полилогический или даже монологический) и структурированную - особым образом организованную, упорядоченную, обладающую большим количеством внутренних экстралингвистических связей. Фольклорные тексты относятся к числу более или менее жестко структурированных. Выделенность структурированного текста из потока спонтанной речи, отмеченность (маркированность) его начала и конца. Противопоставление спонтанной и структурированной речи в самой традиции. Пример - айны: "язык напевный" и "обычные (или "беспорядочные") слова".
2. Специфика фольклорного текста, проявляющаяся на всех его уровнях. Это особая форма текста (многообразные особенности организации структурированного текста - от ритмики и стиля до композиции; синтактика в широком смысле этого слова); его особая функция (прагматика) и особое значение (семантика: имеется в виду референтная связь с денотатом, т.е. с внетекстовой реальностью). Специфическая природа текста требует и специфических методов его исследования.
3. Объем понятия "фольклор". Более широкое (немецкое, французское, отчасти - английское) или более узкое (русское) понимание этого термина. "Свой", обычно сельский фольклор (а также фольклор культурно близких народов), с одной стороны, и "экзотический" фольклор народов, далеких в культурном (часто - и географическом) отношении, с другой. Немного истории и методологии. Происхождение термина Folklore. Рождение научной фольклористики. Романтический период. Эволюционизм. Диффузионизм. Психоаналитические концепции. Структурализм.
4. Устная словесность и другие области народной культуры: общие признаки и "ансамблевая" общность. Синкретизм фольклора. Типы фольклорных традиций: "архаика", "классика", "постфольклор". Различительные признаки фольклорной "архаики" и фольклорной "классики", культурно-исторические и социальные критерии их установления. "Фольклор" и "постфольклор". Устные и книжные традиции: типологические и коммуникативные особенности. Соотношение в культуре слова "фольклорного" и слова "письменного". Исторические связи устной и книжной словесности.
5. Методология исторических реконструкций фольклора. Их источники. Данные древних памятников и их интерпретации. Парадигмы стадиальных переходов. "Сниженные культурные ценности". Проблема "пережитков", "живой старины" и "живой первобытности" как источников исторических реконструкций. Процессы "реархаизации". Проблемы генезиса устной словесности. Гипотезы об истоках " структурированной речи" и стилистических форм фольклора. Проблемы происхождения отдельных фольклорных произведений. Два подхода к генезису фольклорного текста. "Прототекст" и его трансформации. Новое качество текста как продукт его плавной эволюции. Представления о возникновении и природе устного текста в архаических традициях. Его "получение" и "изготовление". Семантика и функция исполнения фольклорного произведения.
6. Специфические качества фольклорной традиции. Устность. Коллективность как проблема бытования. "Пассивно-коллективные" и "активно-коллективные" формы. Анонимность как кардинальное свойство фольклора; природа и аспекты этого свойства. Формы "принадлежности текста" в фольклорной традиции авторитетному источнику / герою / исполнителю произведения. "Продуцирование" и "трансляция" текстов (мифологических, "исторических", анекдотических). "Младограмматическое" понимание текстов устной традиции. Вариативность как кардинальное свойство фольклора; природа и аспекты этого явления. Степень устойчивости устного текста в различных жанрах и традициях; уровни его варьирования. Импровизационность и традиционность. Проблемы фольклорного новотворчества. Типы фольклорных исполнителей. Исполнитель и его аудитория. Стабильность и пластичность фольклорной традиции; их функциональное значение. "Контекстуальная синонимия" разли- чающихся элементов произведения. Вариант и инвариант. Инвариант и архетип ("прототекст"). Вариант и версия.
7. Стереотипность как кардинальное свойство фольклора; уровни и типы повторяемости в устной традиции. Тематическая (содержательная) устойчивость как основа фольклорного мотива и стилистическая клишированность в фоль- клорных текстах. "Общие места" (loci communes) и "топосы". "Формулы" и "темы" в эпосе. Теория Пэрри - Лорда. Традиционные формулы сказки: классификация, функции, семантика. Значение фольклорной стереотипии (мнемотехническое, ритмообразующее, типизирующее, мифо-поэтическое и т.д.). Тема и ее конфигурации. Поэтический язык устных текстов, его генезис и формы его организации. Различные типы его осмысления в фольклоре. Ритуально-мифологические и психо-ментальные соответствия. Параллелизм, сравнение, метафора, эпитет как фигуры фольклорной стилистики.
8. Типы связи фольклорной традиции с внетекстовой реальностью. Текст и денотат. Текст и "мнимая реальность" ("второе видение"). Фольклор и действительность. Сказка и социально-бытовая реальность. "Фантастика" и "эмпирическая" реальность. Проблема "историзма" фольклорной традиции. Эпос и историческая достоверность.
9. Проблема жанра в фольклоре. "Метаязыковая" жанровая классификация, ее источники и параметры. Значение, содержание и поэтика текста, их жанрообразующие функции в фольклоре. Прозаическая и поэтическая речь в фольклоре как жанрообразующий признак. Генезис, семантика, функция, осмысление в традиции; "пение" и "не-пение". Достоверное / недостоверное, сакральное / профанное, ритуальное / неритуальное, (дискурсивное / нарративное) как жанрообразующие признаки в фольклорной традиции. "Иерархия жанров" и "доминантные жанры" в фольклорной традиции. Циклизация в фольклоре и ее разновидности. Цикл и жанр. Цикл и контаминация. "Малые жанры в фольклоре". Основы структурной паремиологии.
10. Сюжет и мотив в фольклоре. Структура фольклорного повествования. "Морфология сказки" В.Я.Проппа. Интерпретация тематических и стилистических схождеий в мировом фольклоре. Генетическая, ареальная, типологическая общности фольклорных текстов. Указатели фольклорных сюжетов и мотивов.
Библиография к курсу
Богатырев П.Г. Активно-коллективные, пассивно-коллективные, продуктивные и непродуктивные этнографические факты // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с. 384-386. Богатырев П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М. , 1971, 393-400.
Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с. 369-383.
Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989, с. 155-246 (особенно вводный раздел, с. 155-157).
Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр. Сборник статей. Л., 1974, с. 20-35.
Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М., 1975, с. 44-74 (особенно - вводный и заключительный разделы, с. 44-50, 73-74).
Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981, с. 66-76.
Лорд А.Б. Сказитель. Пер. с англ. и коммент. Ю.А.Клейнера, Г.А.Левинтона. М., 1994, с. 13-158 (особенно - с. 42-59, 83-87).
Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной не- обрядовой лирики (Исследование по эстетике устно-поэтическо- го канона). Л., 1989 (особенно вводный раздел, с. 3-36).
Мелетинский Е.М. Сравнительная типология фольклора: историческая и структурная // Philologica. Памяти акад. В.М.Жирмунского. Л., 1973, с. 385-393.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, с. 12-162.
Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 39-104.
Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина, 1995, N 1, с. 2-4.
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984, с. 223-231. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981, с. 77-142 (особенно - вводный и заключительный разделы, с. 77-90, 131-142).
Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. М., 1975, с. 75-81.
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976, с. 221-225, 393-402. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976, с. 16-45.
Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. с. 83-115.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М., 1975, с. 26-43.
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986, с. 30-36, 127-189.
Фойт В. Семиотика и фольклор // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
Библиографический минимум
Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971, с. 369-383.
Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора // В.М.Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979, с. 185-191.
Лорд А.Б. Сказитель. Пер. с англ. и коммент. Ю.А.Клейнера, Г.А.Левинтона. М., 1994, с. 13-158 (особенно - с. 42-59, 83-87).
Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Е.М.Мелетинский. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998, с. 52-110.
Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 39-104.
Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. Сост., и вступит.ст. Г.Л.Капчица. М., "Наука", 1988, с. 11-33.
Померанцева Э.В. Соотношение эстетической и информативной функций в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. М., 1975, с. 75-81.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
Пропп В.Я. Специфика фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976, с. 16-45.
Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. с. 83-115.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994, с. 3-47.
Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М., 1975, с. 26-43.
Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986, с. 30-43, 127-176.
Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979.
|