Весенняя школа - 2005
Мифология как система
Работы
М.Е. Бохонная
Единицы «вещного» мира в среднеобской загадке: традиционное и современное
(на материале единиц, называющих предметы одежды)
Фольклор является развивающимся явлением культуры, и это
развитие естественным образом отражается на всех уровнях его
системы (языковой, жанровой, образной и т.д.).
В основе современного фольклора лежат фольклорные традиции, на
которые накладывается выработанная со временем современная
система форм общерусской культуры.
Соответственно, постфольклор представляет собой, с одной
стороны, определенным образом переработанные архаические формы
фольклорных произведений при частичном сохранении некоторого
пласта архаических представлений, значимых символов, а также при
структурной стабильности модели мира традиционной
культуры.
С другой стороны — это принципиально новая система отражения
народной культуры, ее формирование связано с выработкой новых
мировоззренческих установок, усилением индивидуалистических
претензий на самовыражение, с вхождением в мир новых реалий,
эталонов и ориентиров. «Значение духовного опыта народа
определяется на современном этапе степенью его соответствия
современным духовным потребностям народа» [1].
Столкновение разных культур, цивилизаций позволяет обрести
особое перевернутое видение мира, взгляд, направленный изнутри и
извне одновременно. Отсюда фольклорная картина мира предстает как
лента Мебиуса: не обессмысливается, не попадает в пустоту, а
сопрягает в себе как сформированные внутри, так и пришедшие извне
традиции.
Современный фольклор «связан с массовой культурой и
самодеятельным творчеством» [3]. Человек, будучи творцом бытия, с
одной стороны, выходит за пределы традиционного фольклорного
видения мира: создавая текст, обнаруживает новые смыслы, при этом
модифицируя «классическую» систему символизации явлений
окружающего мира. С другой стороны, он остается несвободным от
традиционных представлений и образов, правил и законов тех
фольклорных текстов, которые уже были созданы
народом.
Стираются определенные архетипы, редуцируется смысловая
нагруженность языкового инвентаря традиционного фольклора.
Происходит семантическая деконструкция в народной культуре:
современный фольклор оперирует традиционными образами-штампами,
истинный смысл которых нередко утрачивается. Современное
сознание, в отличие от архаического, продолжая ощущать
символическую природу каких либо предметов или явлений
действительности, может утрачивать содержание самого символа.
Жанровая система современного фольклора сохраняет свою
структурную организацию только частично. Вследствие этого нередко
имеет место имитация фольклорных текстов.
Фольклорная традиция определяет особую эстетическую
переработку действительности: наделение актуальным смысловым
комплексом значимых предметов и явлений окружающего мира. В
рамках реализации эстетической функции в постфольклоре на первый
план выходит коммуникативно-игровая, развлекательная функция.
Современный фольклор становится игровым, и одно из проявлений
игровой функции заключается в использовании культурных смыслов,
которые постепенно превращаются в так называемые «симулякры».
«Культурная модель порождает соответствующие тексты, особые
языковые стереотипы и новые значения, трансформируются значения
общеупотребительных слов и меняются их семантические связи» [6].
Система представления фольклорных текстов обусловлена
особенностями понимания фольклорного слова. Исследователи
отмечают такие свойства слова в традиционном фольклоре, как
блоковость, ассоциативность, диффузность, иерархичность и в то же
время стабильность семантики (Никитина С.Е., Хроленко А.Т. и
др.). Оно имеет свойство преобразовывать текстовую семантику в
системную, создавая устойчивую символизацию.
Слово в современном фольклорном тексте характеризуется
семантической мобильностью. Оно, с одной стороны, превращается в
обессмысленный знак в связи с частичной утратой традиционной
фольклорной символизации, а с другой — приобретает определенную
семиотическую нагруженность посредством наслоения новых смыслов
на часто неосознанные традиционные устойчивые архетипические
представления.
Динамика изменений фольклора обусловлена средой его бытования.
«Среда как своеобразная «биосфера» со свойственным ей модусом
мышления вырабатывает свои установки на определенные виды, жанры
творчества, типы исполнительства, определяет выбор средств
выразительности на синтаксическом, морфологическом уровнях» [2].
Если в сельской среде в связи с особым контингентом населения,
территориальной удаленностью и относительной обособленностью от
городской еще сохраняются пережитки прошлого, то городская среда
как открытая система коммуникаций — сфера прогрессивных тенденций
модификации традиционного фольклора. «В последнее время он все
больше концентрируется в непривычных для его развития условиях
урбанизованной среды» [2].
Материалом для исследования послужили рукописные тексты
фольклорных произведений, собранные во время фольклорных
экспедиций на территории бытования говора Среднего Приобья (ряд
районов Томской и Кемеровской областей).
На основе данного материала выявим особенности текстовой
реализации единиц, называющих предметы одежды, в аспекте
модификации жанра загадки.
«Загадка — это речевое образование, закрепившееся в языке, ее
реализация в речи предполагает как минимум двух собеседников, она
состоит из двух частей, тесно связанных между собой структурно и
семантически, и только в их сочетании обнаруживается необходимая
для понимания полнота каждой части» [8].
Если архаическая загадка строится преимущественно по
метафорическому принципу организации образов, где важно раскрыть
особенности этих образов через логико-семантические связи, то в
собственно современной загадке наблюдается явная тенденция к
утрате метафоричности. Происходит изменение роли элементов, где
на первый план выходит денотативная составляющая значения:
загадка становится похожа на обыденный вопрос.
Так, единица ПЛАТОК в контексте: Что сделается с красным
шелковым платком, если его опустить на пять минут
на дно моря? (он станет мокрым) – приобретает значение
«любой осязаемый предмет». При наличии общей модификации
современного фольклора неоспоримым является тот факт, что в
процессе создания фольклорных текстов устойчивыми остаются
способы иносказания для передачи информации, которые, видимо,
генетически заложены в нашем сознании и являются одним из
признаков устно-поэтической речи. В данной загадке ответ
намеренно «вуалируется» путем намеренного насыщения текста
различными подробностями (красный, шелковый, пять минут, дно,
море). При этом их манифестация имеет цель «сбить с толку»
собеседника, мышление которого направлено на поиск связи,
логических отношений между образами загадки. Тем самым он
отвлекается от денотативного содержания вопроса, а цель загадки
оказывается достигнута.
Если перефразировать эту загадку, сохраняя ключевые слова,
которые участвуют в создании «опоры» при ее дешифровке, то
получится стандартный вопрос, ответ на который может быть
единственным в своем роде: Что сделается с платком
(любой вещью), если его опустить в воду?
При этом выбор единицы ПЛАТОК в определенной степени является
случайным. С одной стороны, это слово называет предмет, сделанный
из ткани, а ткань, по сравнению с другими материалами, очень
быстро намокает в воде. С другой – на месте этой единицы могла бы
находиться другая, называющая любую вещь из ткани, без ущерба для
содержания загадки.
В то же время реализация данных подробностей способствует
открытию иных разрешений вопросной ситуации, а именно:
наталкивание слушателя на множество других возможных вариантов
ответа, тем самым расширяя парадигму его логического мышления.
Так, при анкетировании двадцати студентов и преподавателей ТГУ
и ТПУ на этот вопрос были получены следующие
ответы:
- Платок будет мокрым (5 человек).
- Море же соленое, значит, платок будет соленым (3
человека).
- В зависимости от глубины моря, если она очень большая, то его
не будет видно (3 человека).
- Платок потемнеет и потяжелеет (3 человека).
- Именно с красным, к тому же еще и шелковым? Наверное, он
поменяет цвет, так как в море соленая вода. Хотя — нет, поскольку
он шелковый, то с ним ничего не случится (3
человека).
- Если опустить на пять минут, а потом достать… А почему именно
на пять минут? Он не будет в это время на воздухе (1
человек).
- Он будет чистым (1 человек).
- Ничего не будет. Как опустили, так и вытащили (1
человек).
Результаты опроса показали, что такие детали, как красный,
шелковый, море — соленое, дно — глубина, пять минут –
ограниченный отрезок времени, сбивают отгадывающего с пути к
правильному ответу, но при этом их версии полноправно могут
являться отгадкой у данной загадки.
Таким образом, у современной загадки (как и у традиционной)
при всей ее «неметафоричности», схожестью с обиходно-бытовым
вопросом может быть несколько вариантов отгадок. Это обусловлено
зависимостью от индивидуальных особенностей сознания собеседника,
от склада его мышления. Во внутренней ментальной природе человека
находятся индивидуальные мыслительные структуры, организованные
как специфические ассоциативные связи; отражаются разные стороны
языковой модели мира объективной действительности. Отсюда
поливариативность ответов на конкретно поставленные вопросы
наблюдается и в обиходно- бытовой речи, но в загадке, в связи со
спецификой жанра, данная особенность человеческой когниции
отражается наиболее ярко.
«Индивид обладает основным «набором» способов обобщения
действительности, представленных в языке. Другое дело, что
имеющиеся способы могут быть использованы индивидом для
концептуализации разного опыта, поэтому высказывания об
одном и том же объекте могут не совпадать» [4].
Наличие множества отгадок у современной загадки может
обеспечиваться особым ее синтаксическим построением, а также
акцентологическим выделением говорящим в речи той или иной
единицы: (По)чему поп ходит в рясе? (по
земле).
В русском языке вопросительные предложения строятся по
определенной модели, когда на последнее место ставится наиболее
значимое для коммуникантов слово. Загадка «запутывает» своего
адресата: опорные, ключевые слова, которые способствуют наиболее
быстрой и правильной идентификации отгадки, намеренно переносятся
с конца предложения в другое место, например, как в данном
случае, в начало. Но при манифестации в речи подобной загадки
говорящий, в зависимости от того, в какую сторону он хочет
повернуть мысль отгадывающего, может акцентологически выделить
любую единицу текста, а также определенный ее структурный
элемент.
Единица РЯСА при любых логических модификациях этой загадки
выполняет функцию «обязательная принадлежность
священнослужителей». При этом мотивом для номинации данного слова
«служит определенная характеристика, осознаваемая номинатором в
качестве наиболее типичной для представителя того или иного
священнического чина» [7].
В данном случае мы имеем дело с карнавализацией самого текста
в метатекстовом воплощении. Отсюда «переодевание» текста:
звуковая и функционально-синтаксическая тождественность языковых
единиц, значения которых не связаны друг с другом (по чему /
почему), а также акцентирование в речи якобы опорных, значимых
слов – способствует выполнению основных задач загадки: «запутать»
связующие нити первой и второй ее частей.
В основе классической загадки лежит сближение принципиально
различных областей предметно-вещественного мира и его
абстрактно-космического уровня. Современная загадка оперирует
явлениями и вещами окружающей действительности именно близкими по
сфере их функционирования. Иными словами, классическая загадка и
отгадка представляют собой описание разных ситуаций, соотносимых
между собой через определенные семантические скрепы (одна
ситуация — семантическая соотнесенность — другая ситуация) (рис.
1).
Ситуация 1 (образная часть
загадки) Ситуация 2
(отгадка)
Семантическая соотнесенность
Рис. 1. Схема классической загадки
Современная загадка, напротив, в большинстве случаев дает
одну конкретную ситуацию (первая часть загадки + отгадка = одна
ситуация), где для воссоздания ее целостности нужно найти
определенное скрытое, «потерянное» звено (рис. 2). Отсюда
стирается прием проектирования свойств загаданной реалии на
человека и предметы его одежды, наблюдаемый на материале
традиционного фольклора.
Рис. 2. Схема современной загадки
При этом объектом загадывания в современной загадке может быть
не только отдельная реалия окружающей действительности, но и
развернутая часть общей ситуации: Почему поп шляпу
покупает? (потому что даром не дают). Здесь опять же при
всей логической и синтаксической модификации загадки единица
ШЛЯПА имеет значение «любая вещь». Причем для запутывания
собеседника взята нехарактерная для священнослужителей
реалия.
В загадке: Что теплее шубы? (две
шубы) наблюдается сохранение некоторой связи с
архаикой на образно-смысловом уровне: единица ШУБА в традиционном
фольклоре реализует семантику «излишняя защита», «тепло»; в
данной загадке-ситуации она функционирует с тем же значением,
причем эксплицируется его удвоение с целью эмфатического
выделения признака.
Существуют загадки, которые обладают многими признаками
классических (выдержаны ритмическая организация, метафорический
способ построения образов, фольклорно-семантическая нагруженность
слов), но при этом объектом загадывания в них выступают реалии,
которые появились сравнительно недавно.
Для обозначения этих реалий в первой части загадки
используются единицы, имеющие символическую нагруженность в
фольклоре: Два соседних колеса собирают голоса.
Друг от друга тянут сами поясочки с
голосами (магнитофон). Лексема ПОЯС несет четко
определенное общефольклорное значение «круг», «связь»,
«единение». В данном примере оно подкрепляется схожей семантикой
единиц: два, соседних, колеса, собирают, друг от друга,
тянут. Такая «контекстуальная лейтмотивность» определенного
значения, описание загаданного объекта через семантически
«прозрачные» образы способствуют не только нахождению короткого
пути к отгадке, но и однозначной ее интерпретации.
В исследованном материале встречаются загадки, временные
границы возникновения которых трудно определить. Так, загадка:
Из штанного из карманного вынимается такая
вещь, которая вершков шесть, и прикладывается к такой
вещи, которая в шерсти (трубка, борода) на первый
взгляд сохраняет некоторые черты от архаического жанра. Например,
в данном контексте ярко выражена ритмическая организация текста,
которая задается взаимодействием как одноструктурных слов:
штанное, карманное, так и слов, имеющих схожее
звучание: вещь, шесть, шерсть. Актуализация их в
одном контексте определяет создание особой коннотативной окраски
загадки, комического эффекта. При этом большинство современных
загадок отказывается от ритмического построения их и
использования рифмы и организуется по форме обыденного
вопроса.
Наряду с реализацией определенных признаков архаической
загадки наблюдаются черты современной. Они выражаются потерей
метафоричности: загаданные понятия в первой части загадки
обозначены не через функционально тождественные им образы, а
названы единицей, которая в общеязыковом плане выражает родовое
понятие артефактов — вещь.
Единица ШТАННОЕ — фольклорное новообразование от слова ШТАНЫ.
В данном контексте она приобретает значение близкое тому, с
которым функционирует в обыденной речи, — «предмет одежды,
преимущественно мужской, имеющей карманы». Реализация
определенными единицами как в устно-поэтической, так и в
обиходно-бытовой речи схожей семантики также является признаком
современного фольклора, где происходит фольклорно-смысловая
«разгруженность» слова и выдвижение денотативного
значения.
Однако модифицированная форма слова ШТАНЫ — ШТАННОГО,
взаимодействующая с единицей КАРМАННОГО, выполняют основную
традиционную задачу данного жанра: за неузнаваемой формой слова
еще больше скрыть, «завуалировать» содержание отгадки и запутать
собеседника.
Функционирование одноструктурных фольклорных новообразований в
одном произведении обусловливает наличие семантической
целостности не только в рамках создаваемой рифмы, но и на уровне
всего текста в целом. Роль комического эффекта в содержании
загадки увеличивается, имеет место игра образами и смыслами, за
счет чего при актуализации отгадки создается эффект «обманутого
ожидания». «Текст в игре становится более объемным, что связано с
расширением значения употребляемых знаков, приближением этих
знаков к символам» [5].
Вкрапление в устно-поэтические тексты неоднозначных
юмористических намеков, карнавализация текстового содержания,
организованная посредством «переодевания», «опрокидывания»
истинных смыслов произведения, — являются одним из немаловажных
признаков современной загадки, основная функция которой —
игровая, развлекательная.
Исследованный материал показал, что современная загадка
сохраняет некоторую связь с классической (образно-символическая
система, иносказательный способ построения, ритмическая
организация, выполнение основных задач жанра и т.д.), но в то же
время является принципиально модифицированным жанром фольклора.
Актуализация символического кода в ней определяется посредством
выявления определенного «скрытого» звена общей загаданной
ситуации. Для современной загадки, в связи с потерей
метафорического принципа построения образов, становится
нехарактерным изображать реалии окружающей действительности через
проекцию их на человека и предметы его одежды.
Современная загадка оперирует явлениями и вещами объективного
мира, близкими по сфере их функционирования, то есть представляет
собой имплементацию определенной ситуации, где «потеряно» некое
звено.
Отгадывание современной загадки предполагает нахождение этого
звена. При этом в качестве объекта загадывания могут выступать не
только конкретные реалии или явления действительности, но и
определенная часть общей ситуации.
Рассматриваемые единицы в данном жанре при частичном
сохранении общефольклорной символики реализуют преимущественно
общеязыковое (денотативное) значение. Вместе с тем в них не
только сохраняется общефольклорное значение, но и наслаиваются
новые значимые семантические компоненты.
Рассматриваемые единицы, с одной стороны, выполняют функцию
опорных слов, актуализация которых помогает разгадать ответ
загадки, с другой — их реализация преследует цель «увести»
отгадывающего от правильного ответа.
Они функционируют только в первой части загадки и этим
раскрывают значимые фрагменты общей загаданной ситуации.
Исследуемые единицы демонстрируют взаимодействие между текстом
загадки и отгадки, тем самым способствуют прочтению фольклорного
кода.
Таким образом, современная загадка — это «зеркало»
классической загадки, которое, с одной стороны, идентично
отражает традиционную ее организацию через изображение
современных реалий, с другой — преломляет классический жанр с
точностью до наоборот.
Литература
1. Бекизова Л. А., «Средоточие духовного богатства» //
Роль фольклора в формировании духовной жизни народа.
Черенск, 1986, с. 3.
2. Грица С. И., «Функциональный многоуровневый анализ
народного творчества» // Методы изучения фольклора. Л.,
1983, с. 45-49.
3. Костюхин Е.А., «Опыт «полного собрания» регионального
фольклора» // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и
традиционной культуре, 2002, №4(36), с. 50.
4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. и др. Краткий словарь
когнитивных терминов. М., 1996, с. 13.
5. Морозов И. А. «Прагмасемантика игровых текстов» //
Славянское и балканское языкознание: структура малых
фольклорных текстов: сб. статей. М., 1993, с.
122-123.
6. Никитина С. Е., Культурно-языковая картина мира в
тезаурусном описании (на материале фольклорных и научных
текстов). М., 1999, с 15.
7. Родионова И. В. «Образы священнослужителей в народной
языковой картине мира» // Языковая концепция регионального
существования человека и этноса. Изд-во Алтайского ун-та,
1999, с. 68.
8. Чернышев В. В. «Из истории изучения русской загадки» //
Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985, с.
29.
Научный руководитель: доцент И.В.
Тубалова.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|