Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика




Аудиозаписи докладов

О ЦТСФ
Конференции
Публикации
Летние школы
Издания ЦТСФ РГГУ
Интервью, публичные лекции
Указатели
Живая cтарина
Лаборатория фольклора РГГУ
Интернет-ресурсы по фольклору
Библиотека фольклориста
Гранты
Персональные страницы
  Д.И. Антонов
  А.С. Архипова
  Ф.К. Бадаланова
  Л.М. Ермакова
  А.В. Козьмин
  М.В. Лурье
  И.Г. Матюшина
  Е.М. Мелетинский
  Д.М. Михеева
  С.Ю. Неклюдов
  Е.С. Новик
  А.А. Панченко
  Н.В. Петров
  И.А. Разумова
  Ф.Б. Успенский
  О.Б. Христофорова
<< На главную страницу

Богданов Константин Анатольевич, кандидат филологических наук
Институт русской литературы (Пушкинский Дом),

РАН, научный сотрудник
E-mail:
[email protected]

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ:

СЕМИОТИКА ФОЛЬКЛОРА

Традиционный фольклор обречен. Большинство жанров, которые мы еще привычно связываем с народным творчеством, постепенно уходят из жизни не только современного горожанина, но и деревенского жителя. Изучение таких жанров - будь то былина, сказка или историческая песня - сегодня в значительной степени напоминает работу археолога или палеантрополога, прибегающих к ретроспективным методам анализа и гипотетическим объяснительным моделям. Но что это значит? Можно ли сказать, что, лишившись фольклорной культуры, наш современник бесповоротно расстался с тем, что некогда придавало смысл тому же самому фольклору. Только ли в книгах мы должны видеть сегодня источник наших речевых и поведенческих предпочтений, форм быта и идеологии?

Резонно спросить, имеет ли данный вопрос отношение к фольклористике, ведь формирование соответствующих представлений описывается самыми различными гуманитарными дисциплинами? На этот вопрос приходится ответить положительно: современная фольклористика лежит на стыке многих гуманитарных наук и в значительной степени позволяет судить о неочевидной, но постоянно дающей о себе знать “пограничности” повседневной культуры, современной и вместе с тем всегда в чем-то традиционной. Язык научного описания закономерно “типизирует” реальность, но он же оставляет возможность для ее семиотической трансформации. Благодаря логикам и социологам, спорящим о парадоксах такой трансформации, сегодня можно считать доказанным одно: описание реальности - это реальность разных “типовых” описаний, заведомо полисемичных как внутри самих себя, так и по отношению их друг к другу. Важно понимать, что помимо традиционных форм социального (само)описания, существует, говоря словами Зиммеля, “бесконечное число форм отношений и видов взаимодействия людей, незначительных и подчас даже ничтожных, если иметь в виду отдельные случаи, но однако содействующих конституированию общества таким, каким мы его знаем”. Фольклористика помогает понять это разнообразие потому, что помогает увидеть за очевидным - неочевидное, столкновение многообразных, а иногда и разнонаправленных тенденций.

Основной задачей настоящего курса ставится ознакомление слушателей с современными концепциями культурно-антропологического изучения современности (Cultural Studies), обсуждение таких тем, в приложении к которым эти концепции оказываются наиболее информативными (национально специфические практики коммуникации, проблемы смыслообразования, коллективные метафоры, слухи, анекдоты, кино, спорт, экономика, формы этикетного поведения и др.) Вопрос о целесообразности объединения таких тем в рамках семиотики фольклора ставится сегодня как вопрос о том, что Клиффорд Гирц называет “рефигурацией социальной мысли”, имея в виду диффузию традиционных форм научного познания как гомогенных и самодостаточных научных дисциплин. “Расплыванию” предмета фольклористики сопутствует расплывание предмета и других социальных наук, “смешение жанров” в интеллектуальной жизни вообще. В настоящее время работа в указанном направлении активно ведется в западноевропейской и американской культурологии, в нашей стране начало фольклорстическому изучению повседневности едва положено. Настоящий курс - одна из первых попыток такого рода.

Курс включает 20 лекций и 4 семинарских занятия.

1. Лекция. Повседневность как научная проблема.

Основные вопросы курса. Природа социальной реальности. Теория, методология и концептуализация в изучении повседневности: позитивизм и иррационализм. (М. Вебер, А. Шюц, Г. Уинтер). Каузальный и конвенциональный подход к человеку. Направление “общей семантики” в изучении прагматических аспектов повседневности (А. Кожибский).

2. Лекция. Традиция и новация: динамика контактов.

Фольклор традиционный и нетрадиционный. История понятия “фольклор”, смежные дисциплины и вспомогательные методики историко-антропологических исследований общества (В. Геннеп, В. Бэском, Дж. Фишер, М. Маклюэн). Этнометодология Гарольда Гарфинкля и фольклористика.

3. Лекция. Пространство фольклора и теория социальных эстафет.

Проблема внешней социальности (М. А. Розов). Прогресс и регресс в истории культуры. Фольклорная дидактика: знание в контексте традиции. Слово сказанное и слово мыслимое: паравербальные тексты культуры.

4. Лекция. Фольклор и табу. Часть 1. Инцест.

Социогенные мифы. Интерпретация инцеста в этнографии и психоанализе. Символическая роль инцестных мотивов в современной культуре. Универсальность и относительность инцеста (О. Ранк, Т. Тернер, В. Стефенс).

5. Лекция. Фольклор и табу. Часть 2. Каннибализм.

Мифология и реальность. Этнографические сюжеты в литературе. Символические импликации каннибализма (З. Фрейд, В. Аренс, Ж. Аттали).

6. Лекция. Национальная специфика поведения.

Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. (В. А. Лефевр, Ю. А. Шрейдер). Национальные особенности коммуникации как семиотическая проблема (Т. Сибеок, А. А. Леонтьев). Понятийный аппарат этносоциологических исследований культуры.

7. Семинар. Проблемы национального и универсального: подходы и концепции.

Критерии национального: поведение как фольклорно-этнографический источник. Лицо, жест, проксемика. (Коллоквиум)

8. Лекция. Фольклор как текст и фольклор как поведение.

Поэтика и прагматика фольклора. Фольклор действия. Теория перформативных высказываний Дж. Остина. Зависимость функции текстов от формы их бытования.

9. Лекция. Повседневность и мифология.

Понятие мифа и изучение мифологии. Классификация мифов на “первичные” и “вторичные”. Концепции “Мирового Древа” и “Борьбы громовержца со змеем”. Социальные функции панмифологизма в науке и обыденном сознании (М. Элиаде, К. Леви-Строс, В. Н. Топоров).

10. Лекция. Инновации в фольклоре.

Понятия стиля, традиции и формы фиксации текстов. Сосуществование текстов. Народная герменевтика и инерция интерпретации. Языковая картина мира в русской народной сказке: символика и аксиология.

11. Лекция. Мифы современности.

Семиотика мифологического: поиски структуры (Р. Барт, Дж. Гринуэй, А. Дандес, Р. Жирар.) Неомифологизм и социальная секуляризация. Курение как фольклор: к социальной истории курения в XX веке.

12. Лекция. Мифология кино.

Художественное пространство фильма. Кадр и невербальные аспекты кинодействия: как возникает кинообраз? Кино как реальность и как идеал. Киноцитаты в речевом обиходе соотечественника. Фольклорные подтексты кинофильма “Чапаев”.

13. Лекция. Фольклор денег.

Особенности фольклорной актуализации темы денег. Вещь, богатство, деньги: основы исторической семантики и социальной мифологии. “Денежные” герои русского фольклора. Фольклорные стереотипы национальной экономики.

14. Лекция. Семиотика игры и спорта

Концепции игрового поведения (Й. Хейзинга, М. Финк). Теория агона у древних греков и в современной культуре (А. И. Зайцев). Игра как текст (игра в жмурки)

15. Лекция. Метафоры и социальная жизнь

Прагматические функции метафорического смыслообразования. Метафоры рождения и смерти. Символика соумирания в обрядовой, фольклорной и литературной традиции (Е. Замтер).

16. Семинар. Фольклор и языки коммуникации: быт, религия, наука.

Народная культура и языковое сознание. Информационное пространство культуры: общественное мнение и “точки зрения”. Фольклорный словарь в научном дискурсе. (Обсуждение историко-антропологических терминов).

17. Лекция. Фольклор улицы.

Очередь как фольклорно-этнографический источник. Регулятивная функция рассказывания. Городские нарративы в свете эсхатологии.

18. Лекция. Суеверия и приметы.

Суеверная регламентация поведения: традиции и инновации. Психологические закономерности поведенческих предписаний. Теория культурных пережитков (survivals) в описании суеверий. Исследовательские квалификации примет: социальное функционирование, формы трансляции.

19. Семинар. Бытовая магия и нетрадиционные формы врачевания.

Сравнение традиций этномедицины. Обсуждение социальной роли магического врачевания. О магическом “восполнении” действительности. Кашпировский, Баба Нюра и совремменная заговорная традиция. (Коллоквиум)

20. Лекция. Советский фольклор.

Идеологические трансформации термина “народ”. Ленин и Сталин в фольклоре народов СССР. “Новины” Крюковой. Идеологический спрос и социальное предложение: агитбригады и частушка.

21. Лекция. Фольклор немецкого фашизма.

Фольклор как идея нации: изучение фольклора, “народническое” движение и новый оккультизм (Р. Бурдерон, Н. Гудрик-Кларк, Ж. Бержье, Л. Повель). Гипноз фольклоризации и психология толпы.

22. Лекция. Праздник и повседневность.

Праздник и сфера сакрального (Х. Кокс, М. Бахтин). Реконструкция “первопраздников” в научной литературе. Праздничные календари: происхождение и смысл. Смех и комическое в культуре (М. Л. Бутовская, А. Г. Козинцев, Л. В. Карасев).

23. Лекция. Границы социальной маргинальности.

Проблема нормы и патологии в свете фольклора. Фольклорные “дураки” и проблема индивидуальности. Понятие социальной роли (Л. Ньюман, Т. Сарбин, И. С. Кон).

24. Семинар. Фольклор и политика: риторика и власть.

Обсуждение фольклорных стереотипов идеологии. Теле-новости, газета, реклама с точки зрения фольклористики. (Коллоквиум)

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Вып.2. Под ред. А.Архипова и И.Полинской. Berkeley Slavic Specialities, 1997.

Чистов К.В. Фольклористика и современность // Советская этнография, 1962, №3.

Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л., 1978.

Богданов К. А. Фольклорные маргиналии // Язык, культура, общение. СПб., 1999.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Эко У. Отстутствующая структура. Ввведение в семиологию. М., 1998.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

Касавин И. Т. Познание в мире традиций. Л., 1990.

Гудков Л. Метафора и рациональность. М., 1994.

Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 года. Ред. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1998.

Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции. Ред. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1999.

Langer S. Philosophy in a New Key. A Study in the Symbolism of Reason, Rite and Art. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1963.

Oring E. On the Concepts of Folklore // Folk Groups and Folklore Genres: An Introduction. Ed. by E.Oring. Logan, 1986.

Ben Amos D. Toward a Definition of Folklore in Context // Towards New Perspectives in Folklore. Ed. A.Paredes, R.Bauman. Austin, 1972.

Bascom W.R. Frontiers of Folklore: An Introduction // Frontiers of Folklore. Ed. W.R.Bascom. Boulder, Colorado, 1977.

Toelken B. The Dynamics of Folklore. Boston, 1979.

Honko L. Folkloristic Studies of Meaning: Аn Introduction // Scandinavian Yearbook of Folklore, Vol.24, Ed.B.R.Jonson, Uppsala, 1984.

Warshaver G.E. Remarks on Folklife Contexts - The Discourse of Folklore // New York Folklore, Vol.7, Summer 1981, Nos.1-2.

Дополнительная литература

Богданов К. А. Чихание: явление, суеверие, этикет // Антропология религиозности. (Альманах “Канун”. Вып. 4.) СПб., 1998.

Богданов К. А. Деньги в фольклоре. СПб., 1995.

Богданов К. А. Очерки по антропологии молчания. СПб., 1998.

Dundes A. Interpretating Folklore. Bloomington, 1980.

Dorson R.M. Folklore and Fakelore: Essays toward a Discipline of Folk Studies. Cambridge, Mass., 1976.

Dorson R. Who Are the Folk? // Frontiers of Folklore. Ed. W.R.Bascom. Boulder, 1977.

Bayard S.P. The Methods of Folklore // Journal of American Folklore, Vol.66, 1953.

Bendix R. In Search of Authenticity: The form method="post" action="/cgi-bin/search/search.pl"ation of Folklore Studies. Madison, Wisconsin University Press, 1998.

Wilson W.A. The Deeper Necessity: Folklore and the Humanities // Journal of American Folklore, Vol.101, 1988.

Marret R.R. Psychology and Folklore. London, 1920.

Hufford D.J. Psychology, Psychoanalysis, and Folklore // Southern Folklore Quarterly, Vol.38, 1974.

Thomas Ch. Archaelogy and Folk-Life Studies // Gwerin, Vol.3, 1960.

Buchanan R.H. Geography and Folk Life // Folk Life, 1963, Nr.1.

Jackson B. Folklore and Social Sciences // Papers on Applied Folklore. Ed. D.Sweterlitsch (Folklore Forum Bibliographic and Special Series. No.8, 1971).

Degh L. Folklore and Related Disciplines in Eastern Europe // Journal of the Folklore Institute, Vol.2, No.2, June 1968.

Bruner J. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, 1986.

 

Богданов Константин Анатольевич (1963 г. р.) - кандидат филологических наук (1991. Диссертация: “Русский заговор: опыт структурного анализа”)), научный сотрудник Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. В 1988 г. закончил филологический факультет СПБГУ по кафедре классическая филология (античные языки и литература). Автор более 30 публикаций (в том числе двух монографий “Деньги в фольклоре” (СПб., 1995) и “Очерки по антропологии молчания” (СПб., 1998)). Сфера научных интересов: теория фольклористики, социология культуры, вопросы изучения нетрадиционного фольклора, этномедицина.

Содержание | О проекте | Конференции | О семинаре | Участники | Публикации
Указатели | Диссертации | Библиографии | Учебные курсы | Партнеры | Cсылки