Богданов Константин Анатольевич,
кандидат филологических наук
Институт русской литературы (Пушкинский Дом),
РАН, научный сотрудник
E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ:
СЕМИОТИКА ФОЛЬКЛОРА
Традиционный фольклор обречен. Большинство жанров, которые мы еще привычно связываем с народным творчеством, постепенно уходят из жизни не только современного горожанина, но и деревенского жителя. Изучение таких жанров
-
будь то былина, сказка или историческая песня -
сегодня в значительной степени напоминает работу археолога или палеантрополога, прибегающих к ретроспективным методам анализа и гипотетическим объяснительным моделям. Но что это значит? Можно ли сказать, что, лишившись фольклорной культуры, наш современник бесповоротно расстался с тем, что некогда придавало смысл тому же самому фольклору. Только ли в книгах мы должны видеть сегодня источник наших речевых и поведенческих предпочтений, форм быта и идеологии?
Резонно спросить, имеет ли данный вопрос отношение к фольклористике, ведь формирование соответствующих представлений описывается самыми различными гуманитарными дисциплинами? На этот вопрос приходится ответить положительно: современная фольклористика лежит на стыке многих гуманитарных наук и в значительной степени позволяет судить о неочевидной, но постоянно дающей о себе знать “пограничности” повседневной культуры, современной и вместе с тем всегда в чем-то традиционной. Язык научного описания закономерно “типизирует” реальность, но он же оставляет возможность для ее семиотической трансформации. Благодаря логикам и социологам, спорящим о парадоксах такой трансформации, сегодня можно считать доказанным одно: описание реальности
-
это реальность разных “типовых” описаний, заведомо полисемичных как внутри самих себя, так и по отношению их друг к другу. Важно понимать, что помимо традиционных форм социального (само)описания, существует, говоря словами Зиммеля, “бесконечное число форм отношений и видов взаимодействия людей, незначительных и подчас даже ничтожных, если иметь в виду отдельные случаи, но однако содействующих конституированию общества таким, каким мы его знаем”. Фольклористика помогает понять это разнообразие потому, что помогает увидеть за очевидным -
неочевидное, столкновение многообразных, а иногда и разнонаправленных тенденций.
Основной задачей настоящего курса ставится ознакомление слушателей с современными концепциями культурно-антропологического изучения современности (Cultural Studies), обсуждение таких тем, в приложении к которым эти концепции оказываются наиболее информативными (национально специфические практики коммуникации, проблемы смыслообразования, коллективные метафоры, слухи, анекдоты, кино, спорт, экономика, формы этикетного поведения и др.) Вопрос о целесообразности объединения таких тем в рамках семиотики фольклора ставится сегодня как вопрос о том, что Клиффорд Гирц называет “рефигурацией социальной мысли”, имея в виду диффузию традиционных форм научного познания как гомогенных и самодостаточных научных дисциплин. “Расплыванию” предмета фольклористики сопутствует расплывание предмета и других социальных наук, “смешение жанров” в интеллектуальной жизни вообще. В настоящее время работа в указанном направлении активно ведется в западноевропейской и американской культурологии, в нашей стране начало фольклорстическому изучению повседневности едва положено. Настоящий курс
-
одна из первых попыток такого рода.
Курс включает 20 лекций и 4 семинарских занятия.
1. Лекция. Повседневность как научная проблема.
Основные вопросы курса. Природа социальной реальности. Теория, методология и концептуализация в изучении повседневности: позитивизм и иррационализм. (М. Вебер, А. Шюц, Г. Уинтер). Каузальный и конвенциональный подход к человеку. Направление “общей семантики” в изучении прагматических аспектов повседневности (А. Кожибский).
2. Лекция. Традиция и новация: динамика контактов.
Фольклор традиционный и нетрадиционный. История понятия “фольклор”, смежные дисциплины и вспомогательные методики историко-антропологических исследований общества (В. Геннеп, В. Бэском, Дж. Фишер, М. Маклюэн). Этнометодология Гарольда Гарфинкля и фольклористика.
3. Лекция. Пространство фольклора и теория социальных эстафет.
Проблема внешней социальности (М. А. Розов). Прогресс и регресс в истории культуры. Фольклорная дидактика: знание в контексте традиции. Слово сказанное и слово мыслимое: паравербальные тексты культуры.
4. Лекция. Фольклор и табу. Часть 1. Инцест.
Социогенные мифы.
Интерпретация инцеста в этнографии и психоанализе. Символическая роль инцестных мотивов в современной культуре. Универсальность и относительность инцеста (О. Ранк, Т. Тернер, В. Стефенс).
5. Лекция. Фольклор и табу. Часть 2. Каннибализм.
Мифология и реальность. Этнографические сюжеты в литературе. Символические импликации каннибализма (З. Фрейд, В. Аренс, Ж. Аттали).
6. Лекция. Национальная специфика поведения.
Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. (В. А. Лефевр, Ю. А. Шрейдер). Национальные особенности коммуникации как семиотическая проблема (Т. Сибеок, А. А. Леонтьев). Понятийный аппарат этносоциологических исследований культуры.
7. Семинар. Проблемы национального и универсального: подходы и концепции.
Критерии национального: поведение как фольклорно-этнографический источник. Лицо, жест, проксемика. (Коллоквиум
)
8. Лекция. Фольклор как текст и фольклор как поведение.
Поэтика и прагматика фольклора. Фольклор действия. Теория перформативных высказываний Дж. Остина. Зависимость функции текстов от формы их бытования.
9. Лекция. Повседневность и мифология.
Понятие мифа и изучение мифологии. Классификация мифов на “первичные” и “вторичные”. Концепции “Мирового Древа” и “Борьбы громовержца со змеем”. Социальные функции панмифологизма в науке и обыденном сознании (М. Элиаде, К. Леви-Строс, В. Н. Топоров).
10. Лекция. Инновации в фольклоре.
Понятия стиля, традиции и формы фиксации текстов. Сосуществование текстов. Народная герменевтика и инерция интерпретации. Языковая картина мира в русской народной сказке: символика и аксиология.
11. Лекция. Мифы современности.
Семиотика мифологического: поиски структуры (Р. Барт, Дж. Гринуэй, А. Дандес, Р. Жирар.) Неомифологизм и социальная секуляризация. Курение как фольклор: к социальной истории курения в XX веке.
12. Лекция. Мифология кино.
Художественное пространство фильма. Кадр и невербальные аспекты кинодействия: как возникает кинообраз? Кино как реальность и как идеал. Киноцитаты в речевом обиходе соотечественника. Фольклорные подтексты кинофильма “Чапаев”.
13. Лекция. Фольклор денег.
Особенности фольклорной актуализации темы денег. Вещь, богатство, деньги: основы исторической семантики и социальной мифологии. “Денежные” герои русского фольклора. Фольклорные стереотипы национальной экономики.
14. Лекция. Семиотика игры и спорта
Концепции игрового поведения (Й. Хейзинга, М. Финк). Теория агона у древних греков и в современной культуре (А. И. Зайцев). Игра как текст (игра в жмурки)
15. Лекция. Метафоры и социальная жизнь
Прагматические функции метафорического смыслообразования. Метафоры рождения и смерти. Символика соумирания в обрядовой, фольклорной и литературной традиции (Е. Замтер).
16. Семинар. Фольклор и языки коммуникации: быт, религия, наука.
Народная культура и языковое сознание. Информационное пространство культуры: общественное мнение и “точки зрения”. Фольклорный словарь в научном дискурсе. (Обсуждение историко-антропологических терминов
).
17. Лекция. Фольклор улицы.
Очередь как фольклорно-этнографический источник. Регулятивная функция рассказывания. Городские нарративы в свете эсхатологии.
18. Лекция. Суеверия и приметы.
Суеверная регламентация поведения: традиции и инновации. Психологические закономерности поведенческих предписаний. Теория культурных пережитков (survivals) в описании суеверий. Исследовательские квалификации примет: социальное функционирование, формы трансляции.
19. Семинар. Бытовая магия и нетрадиционные формы врачевания.
Сравнение традиций этномедицины. Обсуждение социальной роли магического врачевания. О магическом “восполнении” действительности. Кашпировский, Баба Нюра и совремменная заговорная традиция. (Коллоквиум
)
20. Лекция. Советский фольклор.
Идеологические трансформации термина “народ”. Ленин и Сталин в фольклоре народов СССР. “Новины” Крюковой. Идеологический спрос и социальное предложение: агитбригады и частушка.
21. Лекция. Фольклор немецкого фашизма.
Фольклор как идея нации: изучение фольклора, “народническое” движение и новый оккультизм (Р. Бурдерон, Н. Гудрик-Кларк, Ж. Бержье, Л. Повель). Гипноз фольклоризации и психология толпы.
22. Лекция. Праздник и повседневность.
Праздник и сфера сакрального (Х. Кокс, М. Бахтин). Реконструкция “первопраздников” в научной литературе. Праздничные календари: происхождение и смысл. Смех и комическое в культуре (М. Л. Бутовская, А. Г. Козинцев, Л. В. Карасев).
23. Лекция. Границы социальной маргинальности.
Проблема нормы и патологии в свете фольклора. Фольклорные “дураки” и проблема индивидуальности. Понятие социальной роли (Л. Ньюман, Т. Сарбин, И. С. Кон).
24. Семинар. Фольклор и политика: риторика и власть.
Обсуждение фольклорных стереотипов идеологии. Теле-новости, газета, реклама с точки зрения фольклористики. (Коллоквиум
)
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная литература
Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Вып.2. Под ред. А.Архипова и И.Полинской. Berkeley Slavic Specialities, 1997.
Чистов К.В. Фольклористика и современность // Советская этнография, 1962, №3.
Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л., 1978.
Богданов К. А. Фольклорные маргиналии // Язык, культура, общение. СПб., 1999.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Эко У. Отстутствующая структура. Ввведение в семиологию. М., 1998.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
Касавин И. Т. Познание в мире традиций. Л., 1990.
Гудков Л. Метафора и рациональность. М., 1994.
Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18
-20 февраля 1998 года. Ред. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1998.
Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции. Ред. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1999.
Langer S. Philosophy in a New Key. A Study in the Symbolism of Reason, Rite and Art. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1963.
Oring E. On the Concepts of Folklore // Folk Groups and Folklore Genres: An Introduction. Ed. by E.Oring. Logan, 1986.
Ben Amos D. Toward a Definition of Folklore in Context // Towards New Perspectives in Folklore. Ed. A.Paredes, R.Bauman. Austin, 1972.
Bascom W.R. Frontiers of Folklore: An Introduction // Frontiers of Folklore. Ed. W.R.Bascom. Boulder, Colorado, 1977.
Toelken B. The Dynamics of Folklore. Boston, 1979.
Honko L. Folkloristic Studies of Meaning: Аn Introduction // Scandinavian Yearbook of Folklore, Vol.24, Ed.B.R.Jonson, Uppsala, 1984.
Warshaver G.E. Remarks on Folklife Contexts - The Discourse of Folklore // New York Folklore, Vol.7, Summer 1981, Nos.1-2.
Дополнительная литература
Богданов К. А. Чихание: явление, суеверие, этикет // Антропология религиозности. (Альманах “Канун”. Вып. 4.) СПб., 1998.
Богданов К. А. Деньги в фольклоре. СПб., 1995.
Богданов К. А. Очерки по антропологии молчания. СПб., 1998
.
Dundes A. Interpretating Folklore. Bloomington, 1980.
Dorson R.M. Folklore and Fakelore: Essays toward a Discipline of Folk Studies. Cambridge, Mass., 1976.
Dorson R. Who Are the Folk? // Frontiers of Folklore. Ed. W.R.Bascom. Boulder, 1977.
Bayard S.P. The Methods of Folklore // Journal of American Folklore, Vol.66, 1953.
Bendix R. In Search of Authenticity: The form method="post" action="/cgi-bin/search/search.pl"ation of Folklore Studies. Madison, Wisconsin University Press, 1998.
Wilson W.A. The Deeper Necessity: Folklore and the Humanities // Journal of American Folklore, Vol.101, 1988.
Marret R.R. Psychology and Folklore. London, 1920.
Hufford D.J. Psychology, Psychoanalysis, and Folklore // Southern Folklore Quarterly, Vol.38, 1974.
Thomas Ch. Archaelogy and Folk-Life Studies // Gwerin, Vol.3, 1960.
Buchanan R.H. Geography and Folk Life // Folk Life, 1963, Nr.1.
Jackson B. Folklore and Social Sciences // Papers on Applied Folklore. Ed. D.Sweterlitsch (Folklore Forum Bibliographic and Special Series. No.8, 1971).
Degh L. Folklore and Related Disciplines in Eastern Europe // Journal of the Folklore Institute, Vol.2, No.2, June 1968.
Bruner J. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, 1986.
Богданов Константин Анатольевич
(1963 г. р.) -
кандидат филологических наук (1991. Диссертация: “Русский заговор: опыт структурного анализа”)), научный сотрудник Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. В 1988 г. закончил филологический факультет СПБГУ по кафедре классическая филология (античные языки и литература). Автор более 30 публикаций (в том числе двух монографий “Деньги в фольклоре” (СПб., 1995) и “Очерки по антропологии молчания” (СПб., 1998)). Сфера научных интересов: теория фольклористики, социология культуры, вопросы изучения нетрадиционного фольклора, этномедицина.