Башарин Александр Сергеевич
Академическая гимназия СпбГУ
E-mail:
[email protected] ;
[email protected]
Сборники, содержащие тексты современного песенного фольклора (90-е гг.).
Часть I Сборники, включающие преимущественно городской песенный фольклор.
Объемных сборников, включающих интересующий материал, в 90-е годы появилось не так уж и много. Назову основные из них. Буду благодарен за любые дополнения. Возможно, какие-то интересные сборники мной несправедливо упущены.
1) В нашу гавань заходили корабли. Песни. / Сост. Успенский Э.Н., Филина Э.Н., М., 1995. - 384 с.
Издание популярное, как явствует из вступительного слова Э.Успенского, предназначенное для пения (по сути дела - песенник). Вступительные статьи Э.Успенского и В.Берестова. Содержит алфавитный указатеь песен. Комментарии к текстам и указания на авторство прототекста отсутствуют. Песни объединены в разделы по произвольно-тематическому принципу:
I “И по винтику, по кирпичику…”- старая классика(?), всякая всячина(?);
II “Я сижу за решеткой…” Состоит из трех подразделов: “Раз пошли на дело…” (блатные), “Дорога дальняя, казенный дом…” (блатные, тюремные), “Я помню тот Ванинский порт…” (лагерные).
III “В нашем городе была парочка…” Из трех подразделов: “Маруся отравилась…” (жестокие романсы и баллады), “Девушка моей мечты” (городские романсы менее жестокие (?), более поздние по мнению авторов(?) “Танго цветов” (жестокие романсы и баллады с экзотическими мотивами)
IV “Кончилось мирное время…” (военная тема)
V “Пропою я вам романс дурацкий…” (пародии, шуточные песни, современная анакреонтика)
Сборник составлен на основе материалов, находящихся в распоряжении авторов-ведущих радио-, а с 1998 (?) и телепередачи “В нашу гавань заходили корабли”. Включает в себя помимо песен, прочно вошедших в городской песенный фольклор (и прошедших значительный путь фольклоризации), отдельные песни В.Высоцкого, Ю.Визбора, В.Туриянского и др. в вариантах, лишь незначительно отличающихся от авторских (авторство не указано).
Первое издание сборника (В нашу гавань заходили корабли. Песни городских дворов и окраин. / Сост. К.П. Смирнова, Э.Н. Филина. Пермь. 1995.) несколько отличается от наиболее известного (в частноти обилием ошибок/опечаток). Незначительные отличия есть и в ижевском издании (В нашу гавань заходили корабли. Песни
городских дворов и окраин. / Сост. Петрова Н.А., Куртынова Н.В. Ижевск, 1996). Не вполне ясно также, почему столь различаются коллективы составителей.
2) Современная баллада и жестокий романс. / Сост. Адоньева С.Б., Герасимова Н.М.. СПб, 1996, - 416 с.
Практически единственное научное издание текстов нового песенного фольклора в современных записях. Содержит статью составителей “Никто меня не пожалеет…”(с.338-366), в которой изложены взгляды авторов на жанровую природу новой баллады и жестокого романса. Все записи, за исключением последнего раздела, сделаны во время полевых экспедиций. Таким образом, данный сборник представляет собой собрание текстов произведений городского песенного фольклора, бытующих в деревенской традиции. Несколько особняком стоит последний раздел сборника “Баллада и романс в детской традиции” (с.309-336), представляющий собой записи баллад и жестоких романсов, сделанные от детей 10-12 лет, отдыхавших в пригородном летнем лагере. В книге имеется раздел “Примечания”, в котором дается информация о месте, времени записи, информанте и собирателе, а также – указания на издания (научные), где данный текст публиковался ранее. Интересным опытом являются “Морфологические таблицы” (с.366-376), представляющие собой попытку создать для жестокого романса и баллады морфологические структурные цепочки (по аналогии с морфологическим цепочками, выведенными В.Я.Проппом для сказки). За элементарное звено принят сюжетообразующий мотив.
3) Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Книга первая/Сост. Хмельницкий Б., Яесс Ю., ред. В.Кавтогрин, СПб., 1996, - 288с. (На суперобложке еще один подзаголовок: “Одесские песни и не только…”)
4) Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая /Сост. Хмельницкий Б., Яесс Ю., ред. В.Кавторин, СПб., 1996, - 288с.
Два сборника, выпущенных издательским домом “Пенаты” в серии “Российские барды”, полностью составлены из городских песен. Издание популярное, справочный аппарат отсутствует. Строгой тематической разбивки нет; в первой части более полно представлены одесские, блатные, пародийные песни, экзотические баллады, во второй – тюремные, лагерные и сиротские песни. Первой книге предпослано предисловие издателей, раскрывающее общую концепцию серии: сборники “Как на Дерибасовской...” и “Черный ворон” открывают серию, т.к. издатели придерживаются мнения, что именно городские “дворовые” песни явились той почвой, на которой возникла авторская песня. Заключает каждую небольшая статья-послесловие В.Кавторина: первую - “Советская малина или Откуда вышли российские барды” (с.270-282), вторую – “Слушайте песни улиц!”(с.274-282).
5) “Споем, жиган...” Антология блатной песни/ Автор-составитель М.Шелег, научный консультанат В.С.Бахтин, СПб., 1995, - 382 с.
6) Акадий Северный. Две грани одной жизни. Автор-составитель М.Шелег М., 1997, - 414 с.
По сути дела речь идет о двух вариантах одного сборника, включающего в себя песни из репертуара известного исполнителя А.Звездина – Северного. Непосредственно текстам в обоих изданиях предпослан подробный очерк жизни и творчества А.Северного, написанный М.Шелегом (“Аркадий Северный – король блатной песни” в книге “Споем, жиган...”, в издании “Акадий Северный. Две грани одной жизни” название очерка совпадает с заглавием книги). Текст очерка при этом остался почти тем же (добавлена одна небольшая главка, несколько пассажей, дополнивших старый текст). В обоих сборниках имеется краткий словарь блатного жаргона, в первом – еще и минимальный комментарий к некоторым текстам (к тем, которые добавлены В.С.Бахтиным (?). А вот количество текстов и их компановка имеют значительные отличия: 102 песни в первом - в полтора с лишним раза больше во втором (хотя, кажется, все тексты из первого издания перепечатаны без изменений). Сгруппированы тексты в сборниках совершенно по-разному, хотя видимо, в обоих случаях – по одному и тому же интуитивно-тематическому принципу. Отличия, видимо, объясняется не только обычной доработкой любого переиздания, но и тем, что первое издание выходило при научном руководстве В.С.Бахтина (сборник “Споем, жиган...” открывается его вступительной статьей “Подпольная эстрада обретает публичность”), второе - создано исключительно в соответствии с авторским замыслом М.Шелега.
7) Уличные песни. /Сост. А.Добряков М., 1997, - 530 с.
Сборник “Уличные песни” интересен по двум причинам: во-первых, наряду с песенным фольклором в нем представлены песни, принадлежащие перу составителя – А.Добрякова, во-вторых, - цензурные ограничения к публикуемым текстам не применялись, что позволило появиться в нем ряду популярнейших песен, не включенных в прочие сборники. Еще одна особенность этого сборника – довольно редкие, возможно, поздние и/или авторские варианты многих известных песен (особенно заметно отличаются, как ни странно, первые строки – обычно наиболее стабильный элемент). Справочный аппарат и комментарии отсутствуют.
Часть II Сборники, включающие разделы/ отдельные тексты современного песенного фольклора.
Подобных популярных сборников в 90-е гг., очевидно, появилось намного больше. Назову лишь те, которые попали в поле моего зрения. Опять же буду благодарен за любые дополнения.
1) Песни для застолья М., “Лана”, 1994 Вып. 1-6
Отдельные тексты
2) Песни неволи. /Сост. Старшинов Н. Москва-Минск, 1996. – 224 с.
Спец. разделы. Тюремные, лагерные, блатные песни.
3) Популярные песни. Сборник.СПб., 1996, - 254 с
.
Отдельные тексты.
4) Ваши любимые песни. Сборник./Сост. Кузнецова Л.И. Ярославль, 1996, - 270 с.
Спец. раздел
5) Я хочу, чтобы песни звучали. Застольные песни. Харьков, Ростов-на-Дону, Киев, 2000, - 448с.
Спец. раздел.
6) “ ...но мы еще не старики, мы инженеры-физики”. Сборник песен. /Сост. Алексаков Г.Н., Гладков В.П. и др. М., Изд-во МИФИ 1992. - 191 стр.
Отдельные тексты, преимущественно, студенческий и туристский фольклор.
7) “Среди нехоженых дорог одна – моя…” Сборник туристских песен. Составитель - Беленький Л.П. М.,”Профиздат”,1989. 440 стр. с нот.
Несколько безавторских текстов – классика туристского фольклора. Большая часть сборника - песни бардов.
Часть III Сборники локального фольклора / содержащие отдельные тексты, которые можно квалифицировать как локальный фольклор.
Большая часть сборников локального фольклора не появляется в печатном виде. Это преимущественно рукописные, машинописные, в 90-е годы и электронные сборники. То немногое же, что небольшими тиражами издается обычно распространяется исключительно среди своих и потому труднодоступна.
1) Песни “Артека”. Песенник / Сост. Землянский В.Н. Киев, 1991
Отдельные тексты.
2) “ ...но мы еще не старики, мы инженеры-физики”. Сборник песен. /Сост. Алексаков Г.Н.,
Гладков В.П. и др. М., Изд-во МИФИ 1992.
Отдельные тексты, опера.
3) Фольклор новгородской археол.экспедиции. Сборник песен /Сост. Зубкова Е.С., Хорошев А.С. Самиздат 1992.
Локальный ф-р
4) Есть ФМШ... Сб. фольклорных произведений.(Физико-математическая школа при МГУ). / Сост. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Отдельные тексты Локальный ф-р
5) Фольклор на службе атому. / Сост. Веретенников А.И. М.,1996.
Локальные произведения, песни бардов.