А.С. Архипова, М.А. Мельниченко
Почему Ленин носил ботинки, а Сталин —
сапоги?1
Данная статья написана в рамках исследования,
результатом которого станет систематизированное собрание сюжетов
и вариантов анекдотов о Сталине2 в ранних записях
(1925—1953 гг.)3. Всего нами обнаружено 248 сюжетов, среди
них около 20 наиболее популярных и равномерно представленных в
разных типах источников: доносах и докладных НКВД, сообщениях
иностранных журналистов, дневниковых и мемуарных фиксациях,
коллекциях анекдотов. Один из самых популярных анекдотов дожил до
наших дней и в собрании А. Крикманна выглядит следующим образом:
«Почему Ленин носил ботинки, а Сталин — сапоги? — При
Ленине Россия была загажена лишь по
щиколотку» [1. № 10]. Согласно данным
Крикманна, индекс цитирования этого анекдота в русском Интернете
весьма высок (76 вхождений). Однако среди 11 вариантов ранних
записей этого сюжета в нашем собрании только две записи,
предположительно относящиеся к 1954 [2. С. 49--50] и 1956 гг. [3.
С. 220], приводят тот же вариант, что зафиксирован Крикманном в
2004 г.
Более же ранние записи предпочитают вариант, согласно
которому Ленин предпочитал обходить грязь, а Сталин — идти прямо
через нее:
Иногда он <…> рассказывал байки, собранные в
селах. Например, почему Сталина пишут в чоботах, а Ленина в
черевичках? Потому что Ленин увидит лужу — обойдет, увидит куст —
обойдет, а Сталин — всё навпростэць [4. C. 195] (1941--1942
гг.)4.
— Тогда ответь на такой вопрос: почему Ленин ходил в
ботинках, а Сталин ходит в сапогах?
— Ну, это несерьезно!
— Как так — несерьезно? Видел на портретах — Ленин в
ботиночках со шнурками. И брюки отглажены. Все честь по чести. А
Сталин завсегда в сапогах. Почему?
— Такая уж форма одежды. Сталин — человек полувоенный, —
ответил, пожимая плечами, Томилин.
— Чепуха! — сказал Федорок. — Ленин был человек
осмотрительный, шел с оглядкой, выбирал места поровнее да посуше,
а Сталин чертом прет, напролом чешет, напрямик, не разбирая ни
луж, ни грязи (1930-е гг.) [5].
Ходили и такие шутки: Ленин всегда ходил в ботинках, а
Сталин в сапогах. А поэтому Ленин всегда обходил
грязные места, а Сталин прёт куда попало [6.
C. 337] (1930-е
гг.).
Один русский спрашивает другого: «Почему Ленин всегда
носил туфли, а Сталин носит сапоги?». Ему отвечают: «Потому что
Ленин всегда обходил грязные лужи, а Сталин идет прямо по ним». В
другой версии этой истории Ленин носит чистую рубашку и галстук,
а Сталин — нет. Это потому, что Ленин знал дорогу, по которой он
шел, а Сталин не знает5 [8. Р. 543] (1937--1938 гг.).
Отметим, что эти наблюдения во многом спровоцированы
советской иконографией (см. ил. 1, ил.
2).
Можно предположить, что «грязь», которую обходил Ленин,
следует понимать в метафорическом смысле, но в других ранних
вариантах вместо «грязи» речь идет о «болоте», и анекдот для
современного читателя становится совершенно непонятным и
несмешным:
— Почему Ленин ходил в ботинках, а Сталин всегда только
в сапогах?
— Потому что Ленин старался обходить болото, а Сталин
идет всегда прямо через болото [9. С. 50--51] (1932--1945
гг.).
Загадка: Почему Ленин ходил в ботинках, а Сталин —
всегда в сапогах?
Отгадка: Потому, что Ленин старался обходить болото, а
Сталин прет всегда прямо через болото [10. С. 44] (1930--1933
гг.).
Записи, в которых фигурировала «грязь», сделаны как в
крестьянской [5; 4. С. 195], так и в городской среде [6. С. 337;
8. Р. 543]. Вышеприведенные примеры, где вместо «грязи» возникает
непонятное «болото», происходят из двух коллекций анекдотов,
имеющих отчетливую политическую, антисталинскую направленность.
Смысл анекдота не ясен, если не учитывать значения слова
болото в революционном словаре.
Во времена Французской революции в Национальном собрании
места, где сидели умеренные депутаты, называли то
le Marais‘болото’,
то la Plaine ‘равнина’, а места, где сидели
радикалы, — leMontane ‘гора’. В таком виде термин
болото перекочевал в лексикон русских революционеров.
Так, в книге «Что делать?» (1902 г.) В.И. Ленин писал: «Мы
соединились, по свободно принятому решению, именно для того,
чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото
(здесь и далее подчеркнуто нами. — А.А., М.М.),
обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы
выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь
примирения. И вот некоторые из нас принимаются кричать:
пойдемте в это болото! — а когда их начинают стыдить, они
возражают: какие вы отсталые люди! и как вам не совестно отрицать
за нами свободу звать вас на лучшую дорогу! — О да, господа, вы
свободны не только звать, но и идти куда вам угодно, хотя бы в
болото; мы находим даже, что ваше настоящее место именно в
болоте, и мы готовы оказать вам посильное содействие к вашему
переселению туда. Но только оставьте тогда наши руки, не
хватайтесь за нас и не пачкайте великого слова свобода, потому
что мы ведь тоже "свободны" идти, куда мы хотим, свободны
бороться не только с болотом, но и с теми, кто
поворачивает к болоту!» [11].
В таком значении термин болото продолжает
существовать до конца 1920-х гг., например: «Обыватель живет
сегодняшним днем, упуская или совсем не видя перспективу. Его
воззрения шатки, неустойчивы. В западно-европейских парламентах
из таких «деятелей» составляется так называемое болото»
[12. С. 3], однако к концу этого периода его семантика
(‘пассивная часть парламента’) дополняется новым значением,
прежде всего в речах самого Сталина: «Что значит допустить
существование нелегальных типографий всех и всяких группировок в
партии?… Что же останется тогда от железной дисциплины в нашей
партии, которую Ленин считал основой диктатуры пролетариата?
Возможна ли такая дисциплина без единого и единственного
руководящего центра? Понимает ли Троцкий, в какое болото
он попадает, защищая право оппозиционных группировок на
организацию нелегальных антипартийных типографий?»
[13].
Здесь «болото» означает уже нечто негативное вообще. К
1934--1935 гг., т.е. к моменту убийства Кирова и «суда над
убийцами», данный термин стал вступать в новые сочетания, далекие
от своего первоначального «парламентского» значения: «И те, кто
его слушал, заражались большевистским гневом, ненавистью к
троцкистско-зиновьевским предателям, тянувшим нашу родину в
болото реставрации буржуазно-помещичьих порядков» [14]. Здесь
болото в негативном политическом значении соединяется с
болотом, в бытовом узусе означающем ‘грязь,
застой’.
В письме Сталина по поводу убийства Кирова встречаются
такие семантические сочетания, как болото террора,
болото авантюризма: «…Потеряв доверие рабочего класса
благодаря своей реакционной платформе и лишив себя возможности
рассчитывать на какую бы то ни было поддержку партийных масс,
зиновьевцы ради достижения своих преступных целей скатились в
болото контрреволюционного авантюризма, в болото
антисоветского индивидуального террора, наконец — в болото
завязывания связей с латвийским консулом в Ленинграде»
[15].
Клише контрреволюционное болото стало
почти обязательным элементом как ритуала публичного обвинения
«врагов народа», так и ритуала публичного покаяния обвиняемых во
время процессов 1935, 1937 и 1938 гг. Приведем два примера:
первый — из речи обвинителя, второй -- из последнего слова
подсудимого Лившица на процессе «антисовесткого троцкисткого
центра» 1937 г.: «Вторая причина, это опять таки забвение одного
из основных в партийном строительстве заветов Ленина, о том, что,
раз сбившись с пути, раз ошибившись, нельзя упорствовать и
настаивать на ошибках, ибо, как правильно вчера упомянул
государственный обвинитель, это может привести и приводит, как и
нас привело, в фашистское контрреволюционное болото…»; «…Я
это доверие растоптал в контрреволюционном троцкистском
болоте и стал на путь предательства и измены родине. Как это
произошло? Как я погряз вконтрреволюционном болоте?»
[16].
Впервые словосочетание контрреволюционное
болото появилось, видимо, во время процесса над убийцами
Кирова. В докладной записке заместителя наркома внутренних дел
СССР Я. Агранова председателю НКВД Ягоде, содержащей краткую
стенограмму выступлений обвиняемых, это клише встречается в
изложении речей троих из 14 подсудимых6: «Антонов
заявил, что считает свое преступление ужасным и не ждет пощады.
Указал, что он выходец из рабочей семьи, попал в
контрреволюционное болото только из-за слепой веры в
авторитет Зиновьева»; «Левин рассказывал о пройденном им
десятилетнем пути двурушничества в партии, которое привело его в
контрреволюционное болото»; «Соскицкий заявил, что
полностью признает свою вину, что привела его на
контрреволюционный путь контрреволюционная зиновьевщина. «Надо, —
сказал он, — уничтожить контрреволюционное зиновьевское
болото»» (Спецсообщение № 6 о судебном процессе
по делу Николаева Л., Котолынова и др. 29 декабря 1934 г.: ЦА
ФСБ, ф. 3, оп. 2, д. 60, л. 48—56).
В 1934 и 1935 гг. формируется близкое словосочетание —
болото оппозиции, поскольку в это время
контрреволюция и оппозиция являются фактически
перекрывающимися понятиями: «А что, разве у тебя есть причины
сомневаться, что, скажем, Каменев или Зиновьев не враги
народа?... Всякое отступление от линии партии — это смерть или
предательство. Вон какие люди были, а как скатились в болото
оппозиции, как пошли не той дорожкой, то вон к чему и
пришли!» [17. Гл. 2]
Теперь можно вернуться к анекдотам. 1934 год в этой
истории играет существенную роль и вот почему. Вообще публикаций
советских анекдотов до 1934 г., а также разовых записей,
содержащих такие тексты, вполне достаточно, и популярные анекдоты
этого периода встречаются во всех типах источников, как,
например, анекдот: «Что общего между Сталиным и Моисеем? — Моисей
вывел евреев из Египта, а Сталин — из Политбюро». Однако
рассматриваемый в статье анекдот не встречается нигде до 1934 г.
Между тем, в промежутке между 1934 и 1939 гг. он фиксируется
часто, причем именно в докладных и доносах с партсобраний.
Например, в докладной записке 1930-х гг. секретарю Челябинского
горкома ВКП(б) описывается, как кандидат в члены партии Соколов
на политзанятии задал лектору Успенской вопрос: «Почему Ленин
ходил в ботинках, а Сталин ходит в сапогах?». Успенская
переадресовала этот вопрос знакомым членам ВКП(б) и секретарю
парткома связистов, «который, вместо того, чтобы принять меры,
сам загнул ей какой-то подобный этому анекдот» [18].
Неизвестно, какой ответ получил кандидат в члены
партии, но интересен тот факт, что этот вопрос курсировал в
партийных кругах, хорошо знакомых с сочинениями Ленина и
Сталина.
И, наконец, именно 1935 годом датированы две сводки,
которые включают варианты этого анекдота: первая о настроениях
среди партийных, вторая — среди комсомольцев (даны в переводе с
английского языка):
Почему Ленин носит ботинки, а Сталин — сапоги? Потому
что при Ленине можно было ходить в ботинках (было чисто, сухо и
хорошо), а сейчас, когда Сталин у власти, такое болото, что куда
ни пойдешь -- влипнешь. Вот почему он носит ботинки [19. Р. 179
(источник: ГАНО, ф. 22, д. 3, оп. 520, л. 8об)].
Почему Ленин носит ботинки, а Сталин — сапоги? Потому
что Ленин избегает болота оппозиции, а Сталин прет через него
[19. Р., ref. 37 (источник: РЦХИДНИ, ф. 17, д. 120,
оп. 175, л. 88)].
В последнем примере, как можно увидеть, клише болото
оппозиции использовано напрямую, и это — самая ранняя
фиксация. Наконец, в данном варианте появляются и политический
подтекст, и бисоциация, построенная на двух смыслах слова
болото, и соответственно, можно представить, что такой
текст производил комический эффект. О 1934 годе как о
предполагаемой дате возникновения мы заговорили не случайно.
Во-первых, до 1934 г. этот сюжет нигде не фиксируется, а
во-вторых, что, собственно, значит фраза «Ленин избегает болота
оппозиции, а Сталин прет через него»? Видимо, здесь содержится
намек на то, что Ленин, как он не дискутировал со своими
оппонентами внутри партии, но никаких мер строже отстранения от
чего-либо к несогласным соратникам не применял; Сталин же
последовательно уничтожал старых революционеров. 1934--1935 гг.
печально знамениты убийством Кирова, в организации которого в
узких кругах шепотом обвиняли Сталина, процессом над «убийцами
Кирова» и «началом конца» Каменева и Зиновьева, т.е. их арестом и
обвинением в организации «антисоветского московского центра».
После этих событий вопрос о наличии «болота оппозиции» в
советской стране был окончательно закрыт. Наконец, формула
контрреволюционное болото именно в это время появляется
не только в публикациях, но и на публичных процессах.
Отметим, что термин болото в значении ‘грязь’
(по аналогии с поговоркой «из грязи в князи») появляется и другом
анекдоте:
В начале тридцатых годов в ВКПб существовала центральная
контрольная комиссия (ЦКК), на местах местные контрольные
комиссии (КК). Это были партийные суды, куда каждый член партии
очень боялся попасть. Ибо КК могла исключать из партии, а это
означало бы потерю карьеры.
Около ЦКК в Москве идут двое и один
спрашивает:
— Что это за организация?
— А это такая организация, что из человека может сделать
болото, а из болота -- человека [9. С. 43].
Таким образом, этот сюжет, первоначально связанный с
«болотом» оппозиции, «опускается» из партийных кругов в
крестьянскую и городскую сферы и теряет не только второе значение
болота как термина революционного языка, но и третье
значение, свойственное советскому официальному «новоязу» 1930-х
гг. Болото начинает пониматься как лужа иди грязь,
откуда логичным образом возникает анекдот, с которого начата эта
статья: «Почему Ленин носил ботинки, а Сталин — сапоги? —
При Ленине Россия была загажена лишь по
щиколотку».
Вероятна связь формы этого анекдота с детскими
загадками, фиксирующимися еще в конце
XIXв., например: «Почему утки
ходят?» — «По земле» [20]. Любопытно,
что сейчас этот анекдот часто понимается именно таким образом,
например, журналистка Е. Францева, комментируя докладную записку,
воспринимает вопрос как «По чему Ленин ходил в ботинках…»
[18].
Наконец, стоит обратить внимание на заключительную фразу
анекдота: «а Сталин прет/идет через него», которая зафиксирована
в трех вариантах [19. Р. 216, ref. 37 (источник: РЦХИДНИ, ф. 17, д. 120,
оп. 175, л. 88); 10. С. 44; 9. С. 50--51]. В ноябре 1917
г. Максим Горький опубликовал в газете «Новая жизнь» статью
«Вниманию рабочих», которая начинается знаменитой фразой:
«Владимир Ленин вводит в России социалистический строй по методу
Нечаева — "на всех парах через болото"» [21]. В этой фразе
Горький, видимо, перефразирует слова Верховенского из «Бесов»
Ф.М. Достоевского: «…Я прибыл сюда с сообщениями, а потому прошу
всю почтенную компанию не то что вотировать, а прямо и просто
заявить, что вам веселее: черепаший ли ход в болоте, или на
всех парах через болото?» [22. Гл.7 ].
Вполне возможно, что синтаксическая конструкция и
частично семантика фразы про Сталина, который «прет прямо через
болото», навеяна этой цитатой, хотя в данном случае
болото не имеет политического
подтекста.
Литература
1. Крикманн А. / KrikmannA. Netinalju Stalinist / Интернет-анекдоты о
Сталине / Internet humor about Stalin. Tartu, 2004.
2. Бутман Г.И. Ленинград--Иерусалим с долгой
пересадкой. Иерусалим, 1981.
3. Советский Союз в зеркале политического анекдота /
Сост. Д. Штурман, С. Тиктин. Иерусалим, 1987.
4. Померанц Г. С. Записки гадкого утенка. М.,
1998.
5. Можаев Б. Мужики и бабы // Можаев
Б. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3--4. М., 1990.
6. Андреевский Г. Москва: 20-30 гг. М.,
1998.
7. Современный советский анекдот // Воля России. 1925. №
2. С. 50--62.
8. Thurston R.W.
Social Dimensions of Stalinist Rule: Humor and Terror in the
USSR, 1935--1941 // Journal of Social History. 1991. Vol. 24. №.
3. P. 541--562.
9. Антисоветские анекдоты (борьба народной пропаганды с
большевистской). Буэнос-Айрес, б.г. [предположительно
1946].
10. Кремль и Народ / The Kremlin and The People / Сост.
и коммент. Е. Андреевич. Мюнхен, 1951.
11. Ленин В. И. Что
делать?: Наболевшие вопросы нашего движения. М.:
Политиздат, 1978.
12. Калинин М.И. Как лучше ознаменовать память
Ленина // Правда. 21 янв. 1939. С. 3.
13. Сталин И.В. Политическая физиономия русской
оппозиции: Из речи на объединенном заседании Президиума ИНКИ и
ИКК. 27 сент. 1927. // Сталин И.В. Cочинения. Т. 10. М.,
1949. С. 153--167.
14. Батальонный комиссар Логинов Н..
Пламенный трибун революции: Памяти Сергея Мироновича Кирова //
Пропагандист и агитатор РККА. № 22. Ноябрь 1939. С.
19--23.
15. Сталин И.В. Закрытое письмо ЦК ВКП(б).
Уроки событий, связанных с злодейским убийством тов. Кирова ко
всем организациям партии [18 янв. 1935] // Сталин И.В.
Cочинения. Т. 16. М., 1997. С. 277—285.
16. Процесс антисоветского троцкистского центра //
Известия. 30 янв. 1937. С. 3.
17. Домбровский Ю.О. Хранитель
древностей. Факультет ненужных вещей. Роман в двух книгах. /
Подг. к публикации К. Турумовой-Домбровской. М., 1990.
18. Францева Е. По
чему Сталин ходил в сапогах? // Челябинский рабочий. № 202. 30
окт. 2000. [Источник: Докладная записка секретарю Челябинского
горкома ВКП(б), 1937(?)].
19. Davies S.
Popular Opinion in Stalin's Russia: Terror, Propaganda and
Dissent, 1934--1941. New York, 1997.
20.
СадовниковД.
Загадки русского народа, СПб., 1901.
21. Горький М. Вниманию рабочих // Новая
жизнь. № 177. 10 (23) ноября 1917 г.
22. Достоевский Ф.М. Бесы //
Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т.
Т. 7. Л., 1990.
Примечания
1 Выражаем благодарность С.Ю.
Неклюдову, который предложил нам подумать над значением слова
болото в этих анекдотах — так появился замысел данной
работы, и Б.С. Долгину (заместителю главного редактора
интернет-издания «Полит.ру»).
2 Готовится к печати в журнале
«Вестник РГГУ»; краткая версия опубликована в электронном журнале
«Folklore» (режим доступа:
http://www.folklore.ee/rl/fo/konve/joke07/teesid.pdf).
3 Начиная с 1 февраля 1925 г.,
когда был зафиксирован первый анекдот о Сталине [7].
4 Здесь и далее в скобках
указываются верхняя и нижняя границы датировки.
5
Оригинальный язык этой
записи—
английский:
«"Why did Lenin always wear shoes but Stalin always wears boots?"
— one Russian asks another. "Because Lenin walked around mud
puddles and Stalin goes straight through them", comes the answer.
Another version of the story has Lenin wearing a clean shirt and
tie while Stalin does not. This is because "Lenin knew the road
he was traveling, but Stalin doesn’t"».
6 Впрочем, речи обвиняемых
построены на том же языке, что и речи обвинителей.
Сокращения
ГАНО — Государственный архив Новосибирской области
(Новосибирск).
РЦХИДНИ — Российский центр хранения и изучения
документов новейшей истории (Москва).
ЦА ФСБ — Центральный архив ФСБ (Москва).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта РФФИ №06-06-80-420a.
|