Осенняя школа - 2005
Фольклорный текст и обряд
С.Н. Амосова
Представления, связанные с понедельником
Представления, связанные с понедельником, довольно разнообразны.
Но специальных работ, посвященных семантике этого дня, нет.
Единственной специальной работой об этом дне недели является
статья А. Балова (Балов 1904, с. 27 – 36), но в ней
рассматривается не весь комплекс сведений о понедельнике. Он
анализирует только материалы, связанные с «понедельничанием», и
делает выводы о происхождении представлений об этом дне.
Объяснению обычая «понедельничанья» посвящена и статья Н.
Чернышева (Чернышев 1887, с. 763 – 771).
В
XIX веке был написан
ряд статей в газетах и журналах, авторами которых были в основном
священники. Главной целью этих работ была борьба с суеверными
представлениями, которые связаны с понедельником. В этих статьях
описываются представления об этом дне и объясняются причины
возникновения этих суеверий (Г.Б. 1895, с. 375 – 378; Гайдебуров
1860, с. 575 – 578; Ливотов 1903, с. 722 – 733; Отрывки 1860, с.
399 – 416; Понедельник 1884, с. 47 – 48). Все эти работы будут
подробно рассмотрены далее.
Исходя
из того, какая группа представлений, связанных с понедельником,
рассматривается в тексте, весь материал можно разделить на
несколько частей. Первая группа
текстов – это рассказы о «понеделкованье», то есть о
понедельничном посте. Вторая группа – это группа текстов, в
которых перечислены запреты на различные виды деятельности в этот
день (выезжать в дорогу, начинать какое-либо дело и др.). Третья
группа – рассказы о персонифицированном дне недели (об этой
группе текстов речь в данной работе не пойдет).
Обычно «понеделкованье»
(«понедельничанье», укр. «понедулкувание») – это соблюдение поста
в понедельник, реже ограничение на работу в этот день (Словарь
2003, с.256). Несколько рассказов о посте в этот день, записанных
в Харьковской губернии, приводит П.В. Иванов; он указывает, что
постятся в основном старухи (Иванов 1907, с. 9 – 10). На это же
обратил внимание в своей статье о понедельнике А. Балов: «Обычай
<«понедельничать»>сохранился только в самых глухих уголках
уезда, старухи в этот день ничего не делают и постятся» (Балов
1895, с. 3). Вообще часто, указывая на существование этого
обычая, отмечают, что «понедельничают» женщины, чаще всего
старые: «старушки и богомолки не едят мяса и понедельничают»
(Державин 1903, с. 980), «старухи почти все понедельничают»
(Чукаловский 1908, с. 564). Иногда встречаются указания, что
постится в этот день и представители другой возрастной группы –
девушки: «Помимо обычных постных дней недели – среды и пятницы,
некоторые старухи и девушки еще и «понедельничают», то есть не
едят в этот день скоромной пищи» (Завойко 1914, с. 115).
Часто соблюдение этого
поста является дополнительным и накладывается в качестве обета:
«иные из крестьянок во время болезни дают обет поститься по
понедельникам» (Иванов 1907, с. 9) или «с целью загладить
какой-либо вольный или невольный грех, та или другая женщина
налагает на себя добровольную эпитимию поститься по понедельникам
в течение более или менее продолжительного времени. Эпитимию эту
налагают главным образом те неосторожные матери, которые, по
несчастной случайности ли то, или же по собственной беспечности,
или, наконец, прямо даже по собственной вине (во хмелю, напр.)
заспали, как говорят в народе, т.е. удушили во время сна
ребенка» (Г.Б. 1895, с. 375).
У старообрядцев
Верхокамья пост в понедельник соблюдали особо набожные люди,
которые вели образ жизни отличный от большинства соседей.
Строгие пищевые запреты в постные
дни (и особенно в понедельник, как дополнителный постный день) у
старообрядцев были связаны с идеей ухода из мира живых:
«Кабы я знал, кабы я ведал скорую кончину,
За три бы года Богу
молился,
По три дня в неделе
постился».
(Никитина 1982а, с. 114; Никитина 1982б, с. 290, № 37)
Таким образом, пост по
понедельникам в отличие от поста в среду и пятницу не являлся
обязательным. Он был или обетным, или его соблюдали лишь
отдельные группы людей. Причем часто это те группы (старухи и
девушки), которые имели «переходный» статус. Пост в понедельник,
вероятно, мог обеспечить им благополучие в их будущей жизни. В
частности, существовало такое поверье: «Кто понедельничает,
возрадуется заступничеству архангела Михаила» (Даль 1957, с.
567); «многие женщины постятся в понедельник в той уверенности,
что в последний день суда за это не оставит их своим заступлением
пред страшным и нелицеприятным Судией св. архангел Михаил,
который будет принимать вообще самое деятельное участие в
производстве последнего суда над людьми» (Г.Б. 1895, с. 377).
Надо отметить, что существовали
молитвы на каждый день недели, эти молитвы могли быть посвящены
одному из архангелов. Так, понедельничная молитва в таком случае
была посвящена архангелу Михаилу: «Молитва 1-я Святому Архангелу
Михаилу, Понедельник. О, Великий Архангел Божий Михаил победитель
демонов…». (АГ, рукоп., МНИ). Либо молитвы на каждый день недели
были посвящены разным святым. В этом случае молитва в понедельник
читалась либо всем «ангелам, архангелам» (ЛАИурГУ Д 130/01 2001),
среди которых в таком случае особо выделяют архангела Михаила,
либо только ему: «ў поне…, понедельник, а во вторнику кому уже
тамочки як… понедельник – Архангелу Божьему Михаилу» (ЛА,
ДКМ).
Мотивировка такого рода,
по всей видимости, была особенно значима для старшей возрастной
группы. Что касается девушек, то здесь были более актуальны
другие результаты этого же действия. Возможно, соблюдение поста в
понедельник было направлено на то, чтобы скорее выйти замуж или
на то, чтобы брак был удачным. Текстов, эксплицитно выражающих
эту идею, в нашем распоряжении нет, но есть сходное представление
о посте в пятницу: «желающая поскорее выйти замуж девица
обязательно должна поститься во все пятницы, особенно же строго
она должна поститься в великую пятницу» (Никифоровский 1897, с.
49, № 310).
Несколько
необычную форму «понеделкувания» описал В. Василенко на материале
города Борисполя Переяславского уезда Полтавской губернии. Оно
заключается в том, что все замужние женщины после окончания
ярмарки в понедельник собираются вместе и пьют: «в летнее время
все эти «понеделкующия» женщины усаживаются на открытом воздухе,
а зимой в хате, и начинается круговая… Многие остаются в компании
весь день, а домашние сидят без обеда, если нет в доме девочки,
способной варить обед» (Василенко 1887, с. 181). Причем право
женщины не работать в этот день оговаривается во время сватовства
(Там же). Н. Чернышев, анализируя эту статью, пришел к выводу,
что обычай «понеделкувания» в Борисполе – это остаток брака «на
три четверти», то есть это брак, заключенный лишь на отдельные
дни недели. (Чернышев 1887, с. 766). По его мнению, этот обычай
получил свое начало тогда, когда брачные отношения складывались
по моногамному типу. (Там же, с. 768). Этот вывод кажется
несколько странным, но нужно заметить, что «понеделкуют»
действительно обычно женщины, причем замужние или даже
старые.
Тот обычай,
который описывает В. Василенко, сходен с братчинами, хотя
братчины обычно имели календарную приуроченность к одному дню в
году (Зеленин 1999, с. 52 – 53). Н.И. Гаген-Торн, анализируя
женские праздники, выделяет их специфические и существенные
черты: «…прежде всего: 1) строгая замкнутость братчинного пира
средою замужних женщин; 2) характер некоторой оргийности этого
пира – требование «напиться допьяна» (…) и даже некоторая
«разнузданность поведения»…; 3) празднование «бабьего дня» весной
(около недели «жен-мироносиц», Фоминой недели, Егорьева дня)»
(Гаген-Торн 1930, с. 78).
Действительно,
этот братчинный пир по понедельникам в Борисполе устраивали
только замужние женщины (право на это также оговаривалось во
время сватовства), мужчина, который приходил к ним, «подвергался
осмеянию». Еще одним ярким признаком этого «понеделкувания» было
то, что бабы напивались допьяна. Таким образом, этот обычай имеет
все признаки женской братчины, кроме календарной приуроченности,
так же не ясна прагматика этого обряда, обычно подобные женские
праздники имели направленность на увеличение плодородия (Там же,
с. 79).
Вторая группа текстов –
это различные запреты, связанные с понедельником. Вообще,
понедельник оценивался как тяжелый день: «понедельник, всё
говорят, тяжёлый день» (КА, Нокола – Белая – 97, КЕА),
«Понедельник – самый несчастливый день. <Самый
несчастливый?> Угу. <А почему?> Не знаю… с… скажут… што
несчастливый понедельник. <А не говорят, что понедельник –
день…?> Тяжелый, тяжелый. Угу» (КА, Моша – Зеленинская – 04,
БМО).
Несмотря на то,
что этот день недели часто считается первым, делать в этот день
что-то первый раз не следовало. В этот день нельзя было начинать
никакое дело, выезжать в дорогу: «понедiлок вважається важким днем, а тому в
понедiлок не починают
нiякого великого
дiла. Не варто в цей
день виїжджати в дорогу – трапиться несчастя» (Повiр’я 1992, с. 18); «понедельник –
несчастливый день: не выезжают из города и не начинают никакого
нового дела» (Зеленин 1915, с. 545); «<Не говорят, что в
неделе плохие и хорошие дни? А понедельник какой день?> БКА:
Ну, понедельник скажут, э… день вот… э… тяжелый. <Тяжелый?>
Тяжелый день почему-то понедельник, да… <А почему?> В
дорогу не отправляются никуда. <В дорогу не отправляются?>
Да… в дорогу в понедельник. Не начинают никакое дело в
понедельник. Вроде того што…» (КА, Моша – Боровская – 04,
БКАБАА). В это день также не начинали строительство нового дома,
не переезжали в новый дом, не начинали жатву (Толстая 2005, с.
182). «Закладыать дом нельзя у понеделак. Уходить у дом у
понеделок нельзя – несчастливый, тяжолый день» (ПА, ПАИ). При
этом символика первого дня обыгрывается и в примете: «Коли в
понедiлок щось не
вдаться, то буде невдача цiлий тиждень» (Повiр’я 1992, с. 18).
Реже считалось, что ряд
действий необходимо совершать именно в понедельник, потому что он
является первым днем недели: «<Когда подкладывали яйца под
наседку?> Лучше ф понедельник, как в первый день» (ПА, ХГА);
«огурцы сеют на первый день – понедельник» (ПА, ИИЯ).
Кроме запрета начинать
какое-либо дело, существовал ряд запретов на различные виды
деятельности. Мотивировки для этого могли быть самыми разными,
так, например: «не годится надевати билои сорочки, або штанив, а
то не мынешь напраслыны» (Иванов 1907, с. 10); «не можно мити
голову (коси) в понедiлок, бо коси вилiзуть»; «у понедiлок не можна вибирати попелу з печi i виносити на двiр, бо шуляк буде нападати на курей»
(Повiр’я 1992, с. 18);
«в понедельник нельзя «сновать кросны»: кто будет носить холст из
такой основы, того часто будут бить» (Никифоровский 1897, с. 100,
№ 686); «сеять лен можно во все дни недели, кроме понедельника»
(Там же, с. 110, № 784); «у понеделок нельзя навивать за то, што
ета тяжелый день, и не снуют, а пряли» (ПА, ПМД).
Большое значение имел
запрет на стирку белья в этот день, такая работа в этот день
могла привести к тяжелым последствиям: «ну, вот у нас не
говорили, а вот там, где Прихон там в понедельник не стирают
почему-то…» (ЕУ – Шимск – 04; 36; РИБ); «один мальчишка ой какой
хорошенький был. Тут они живут. Жана никогда в понедельник не
стирала. А муж у ней то обмотки, то носки возьмет в речке помоет
в понедельник. У нас тут в Гореловке речка текет в Харитоновой
балке. Тут под мостом крыги были – лед такой. А мальчишки прыгают
– прыгают там, <…>, как прыгнул, крыга первярнулась, и он
утоп» (Никитина 2002, с. 222).
В Архангельской
области существует устойчивая группа текстов о том, что в
понедельник несчастливый день, поэтому в этот день в море корабли
не выходят: «в понедельник корабли в море не ходят» (Адоньева
1993, с.39); «<не говорят, что в какой-то день недели нельзя
начинать чего-то делать?> Ну, это в понедельник, говорят,
корабли в море не выходят» (КА, Полуборье – Петровская – 00,
ВАТ); «понедельник тоже <несчастливый> – корабли в море не
выходят» (КА, Озерко – 01, БТВ).
Особо выделяется запрет на снование
ниток в понедельник, потому что в этот день по народным
представлениям сновался свет: «у понидилок нэ монна сновати, у
понидилок свит сноваўся» (Толстая 1986, с. 109). Иногда
мотивировка, согласно которой в этот день началось творение мира,
и поэтому нельзя выполнять определенные виды работ,
распространяется не только на снование, но и на другую работу: «ў
понедилок завязываўся свэт, казали. Ў понедилок нэ тчи, нэ снуй,
нэ мажь хаты, нэ колоти комина» (Белова 2004, с. 216, № 469).
Кроме того, в понедельник ничего
нельзя давать и брать: «в понедельник денег не давай ни в долг,
ни должных; после заката солнца в этот день всякий заем
прекращается, хотя бы и без ужина пришлось лечь спать» (Некрасов
1885, с. 35).
Рождение в понедельник предвещало
новорожденному несчастливую жизнь (Балобанова, Киевская 2003, с.
17); ««у поняделку» обыкновенно рождаются такие «линцибаины,
нядбалы», которым, по пословице, «и ступень по пень». Само собою
разумеется, что они и бедняки» (Никифоровский 1897, с. 12).
Запрещалось хоронить в понедельник умерших (Иванова 2003, с.
244).
Семиотически значимым днем был
понедельник и при гадании на сны, считалось, что сны, которые
снятся в этот день вещие (справедливые): «в понэдилок <…> -
справджэеця» (Гура 2000, с. 71); «я вижу сон – загадала я, между
прочим, загадала, правда, я на понедельник» (Лурье, Черешня,
2000, с 300); «[Сны сбываются] с понедельника на вторник» (ЛА,
УМА). Существовало специальное гадание на этот день недели:
«С понедельника на вторник,
Я гляжу на подоконник,
Кто тоскует обо мне,
Пусть приснится мне во сне».
(ЛА, АЕИ).
Несколько статей,
посвященных «суеверному представлению о понедельнике как о дне
тяжелом», появляются еще в XIX веке. Точки зрения всех
авторов, которые пытались объяснить это представление, можно
разделить на три группы. Первые считали, что день воспринимается
как тяжелый, несчастливый, из-за того, что понедельник следует за
воскресеньем, когда люди много пьют: «нам кажется, что главное
начало означенного поверья скрывается в самом образе жизни наших
поселян – в обыкновении их в праздничный воскресный день
позволять себе небольшие (а иногда чересчур даже больше)
отступления от обычного рода жизни. Известно, что многие из наших
поселян в воскресенье любят повеселиться, и, по пристрастию к
дарам Бахуса, не отказывают себе в удовольствии выразить свое
уважение к нему самим делом. Это обыкновение мы видим теперь в
образе жизни многих поселян; но оно, конечно, в большей силе и в
большем размере было у их предков. Очень понятно и естественно
как нельзя более, что с наступлением понедельника, по выражению
крестьян, дело как будто на ум нейдет: чувствуется усталость в
теле, и леность, и тупая боль в голове. Все это в добавок по
самой простой тоже причине порождает не расположенность, не охоту
к делу, к занятиям, в особенности к трудным. Если же и придется
приняться за дело, то все-таки оно как бы валится из рук; одним
словом идет без успеха» (Соколов 1847, с. 241).
Действительно часто при
характеристике всех дней недели понедельнику приписывается именно
это качество, более того, оно является главным при характеристике
дня: «понедельник – похмелье» (Даль 1957, с. 954); «понедельник –
бездельник (после гулянья голова болит с похмелья)» (Можаровский
1903, с. 18). Понедельник может называться «маленьким
воскресеньем» из-за того, что «в этот день <рабочий
люд>продолжает начатую в воскресенье гульбу (собственно,
пьянство)» (Словарь 2002, с. 136).
Второе объяснение связано
с принятием христианства на Руси, часто это объяснение давали
священники в своих статьях или проповедях:«Вам должно быть
известно, что, по сказанию пр. Нестора, не все русские приняли
христианскую веру по сердечному убеждению в святости ея, а
большая часть – по приказании. Великий князь Владимир, познав
истинного Бога, и приняв св. крещение сам, повелел всем поданным
сделать то же. Между новокрещенными не мало было таких, которые,
приняв святого крещения, оставались в тайне идолопоклонниками.
Чтобы образумить их и утвердить в вере всех вообще, великий князь
Владимир вменил в обязанность всем без исключения – каждый
воскресный день приходить в церковь, где священники обязаны были
наставлять людей в вере. Тех же упорных, которые не выполняли
этого повеления, не являлись в храмы христианские, тех подвергали
чувствительному наказанию, которое обыкновенно выполнялось на
второй же день, то есть в понедельник. Удивительно ли, что этот
день начали почитать тяжелым? Он действительно в то время был
тяжелым для многих. От чего и в настоящее время понедельник
почитается днем несчастным» (Гайдебуров 1860, с. 577 – 578).
В другой статье сельского
священника находим следующее объяснение: «в воскресенье я
произнес проповедь о суевериях и предрассудках. Здесь я объяснил,
что убеждение в несчастье от встречи со священником принадлежит к
числу суеверий; тут же я коснулся и другого предрассудка, будто в
понедельник не должно начинать никакого важного дела. Я раскрыл
прихожанам происхождение названных ложных убеждений, указав на
первые времена введения в России христианства, когда некоторые из
наших предков, не совсем отвыкшие от язычества, уклонялись от
посещения храмов Божих в воскресные дни, и когда пастыри церкви,
по распоряжению великих князей, судили и наказывали таких в
следующий за воскресным днем, т.е. в понедельник» (Отрывки 1860,
с. 414).
Такое объяснение
происхождений представлений о понедельнике кажется несколько
странным. Нам пока не удалось найти документального подтверждения
существования таких наказаний, нет также никаких
фольклорно-этнографических данных, которые упоминали бы об этом
явлении и о том, что оно было значимо в народной культуре.
Большая часть авторов объясняла
«тяжесть» этого дня тем, что понедельник у «предков – язычников»
был посвящен Луне (Балов 1904, с. 29; Карский 1916, с. 212;
Ливотов 1903, с. 728 – 729; Понедельник 1884, с. 48); «находясь в
распоряжении богини ночи и вообще мрака <…> понедельник
очень естественно, считался у язычников вообще днем господства
темных, враждебных человеку сил, днем «черным», несчастливым»
(Понедельник 1884, с. 48); «понедельник потому и считается
несчастным днем, что издревле был посвящен луне, богине ночи».
(Карский 1916, с. 212).
Суммируя можно сказать, что
понедельник оценивался как тяжелый день, первый день недели, с
ним было связано множество запретов на разные виды работ, кроме
того, это был постный день. Но в то же время в этот день могла
устраиваться женская братчина. Большинство запретов этого дня
недели распространяются на женские работы, постятся тоже в
основном женщины, причем старые. Поэтому можно говорить об особом
почитании этого дня среди женщин.
Вероятно, представления о
понедельнике связаны с категорией первого. Вообще
признак первый играет важную роль в календаре (Байбурин
1993, с. 146 – 147; Валенцова 2002, с. 205 – 206). Эта категория
имеет отношение к оппозиции «новый – старый», она маркирует
первый появившийся элемент нового множества. «Определение
новый акцентирует неизвестность и неопознанность
объекта, не существовавшего еще в этом качестве» (Валенцова 2002,
с. 193). Вообще начало нового временного цикла всегда отмечено
запретами на различные виды работ. Так, например, новолуние тоже
считается таким «знаковым» временем, см. напр.: «Никто не станет
пахать свое поле в новолуние» (Шейн 1902, с. 229).
А.К. Байбурин пишет о том, что
«любое первое действие, предмет, явление обращено как к прошлому
(к ситуации творения), так и к будущему: все последующие явления
этого же ряда будут такими, каким было первое» (Байбурин 1993, с.
146). Вероятно, этим можно объяснить представление о понедельнике
как о первом дне творения мира, то есть это первый день земной
недели, а, следовательно, и первый день самой первой недели. С
этим, возможно, связан и запрет брать в долг в этот день – в
течение всего этого временного отрезка будут долги (ср.
современное поверье: «нельзя начинать Новый год с долгами, иначе
весь год будешь должен»).
Понедельник, как уже было отмечено,
считался первым днем творения мира. Большое внимание в связи с
этим вопросом уделяется комментарию к следующим словам из Библии:
«И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью, и был вечер, и было
утро, день один» (Быт. 3:1). Возникает вопрос: почему же не день
первый, а день один? Это место исследователи объясняли так: «этот
временной отрезок в Священном Писании именуется «день один», так
как последнее наименование выделяет первый день творения из
целого ряда последующих дней и определяет его как исключение. Он
еще не стал типичным днем, а находится в стадии формирования
последующего мира» (Симонов 1995, с. 55 – 56). Вероятно, этот
признак «не типичности», «не обычности» первого дня творения по
сравнению с остальными днями переносится и на понедельник, как
первый день недели.
Как отмечает А.К. Байбурин,
сакральность является одной из определяющих черт первого, сугубая
сакральность первого проявляется, в частности, в его
принципиальной несовместимости с бытом (Байбурин 1993, с. 146).
Поэтому для понедельника и характерна такая большая группа
запретов на различные «бытовые» виды деятельности.
Поскольку понедельник – первый день
нового временного отрезка, ему присущ признак «новизны» это
некоторое промежуточное, пограничное состояние, а оно обычно
характеризуется как опасное.
Адоньева 1993 – Адоньева С.Б., Овчинникова
О.А. Традиционная русская магия в записях конца XX века. СПб:
Френдлих-Таф, 1993.
Байбурин 1993 – Байбурин А.К. Ритуал в
традиционной культуре. СПб: Наука, 1993.
Балобанова 2003 – Балобанова К.А.,
Киевская Е.В. Родины // Семейные обряды Вятского края / под ред.
А.А. Ивановой. М.; Котельнич, 2003. С. 13 – 28.
Балов 1895 – Балов А. «Понедельничанье»:
Из народных обычаев в Пошехонском уезде, Ярославской губернии //
Ярославские губернские ведомости 1895. № 181. С. 3.
Балов 1904 – Балов А. Понедельник и
понедельничанье: Историко-этнографический очерк // Русский архив.
1904. № 5. С. 27 – 36.
Белова 2004 – «Народная Библия»:
Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В.
Беловой. М: Индрик, 2004.
Валенцова 2002 – Валенцова М.М.
Первый в славянской традиционной культуре // Признаковое
пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. М: Индрик, 2002.
С. 192 – 208.
Василенко 1887 – Василенко В. Празднование
понедельника в Малороссии // Киевская старина. 1887. № 1. С. 180
– 182.
Г.Б. 1895 – Г.Б. Из области народных
воззрений и суеверий: «понедельничанье» // Руководство для
сельских пастырей. 1895. № 34. С. 375 – 380.
Гаген-Торн 1930 – Гаген-Торн Н. О «бабьем
празднике» у ижор (Ленинградский район) // Этнография. 1930. № 3.
С. 69 – 79.
Гайдебуров 1860 – Гайдебуров А. Несколько
слов о предрассудках // Прибавление к Херсонским епархиальным
ведомостям. 1860. № 9. С. 575 – 586.
Гура 2000 – Гура А.В. Снотолковательная
традиция полесского села Речица // Сны и видения в русской
культуре: Мифологический, религиозно-мистический и
культурно-психологический аспекты / Сост. О.Б. Христофорова. М:
РГГУ, 2002. С. 70 – 94.
Даль 1957 – Даль В.И. Пословицы русского народа. М:
Государственное издательство художественной литературы,
1957.
Державин 1903 – Державин А. Село Борисовка
Пензенского уезда: (Историко-статистический очерк) // Пензенские
епархиальные ведомости. 1903. № 24 (1 дек.). С. 962 – 980.
Завойко 1914 – Завойко Г.К. Верования,
обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии //
Этнографическое обозрение. 1914. № 3 – 4. С. 81 – 178.
Зеленин 1915 – Зеленин Д.К. Описание
рукописей Ученого архива имп. Рус. геогр. об-ва. Вып. II - III Пг., 1915 – 1916.
Зеленин 1999 – Зеленин Д.К. Древнерусская
братчина как обрядовый праздник сбора урожая (Краткое изложение
большого исследования) // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по
духовной культуре 1917 – 1934. М: Индрик, 1999. С. 49 – 56.
Иванов 1907 – Иванов П. Жизнь и поверия
крестьян Купянского уезда Харьковской губернии. Харьков,
1907.
Иванова 2003 – Иванова А.А., Волкова А.В.,
Логунова Е.В. Похороны // Семейные обряды Вятского края / под
ред. А.А. Ивановой. М; Котельнич, 2003. С. 227 – 261.
Карский 1916 – Карский Е.Ф. Белорусы. Т.
3: Очерки словесности белорусского племени. 1. Народная поэзия.
М: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и Ко. 1916.
Ливотов 1903 – Ливотов Е. Поверье о
понедельнике // Пензенские епархиальные ведомости. 1903. № 17 (1
сент.). С. 722 – 733.
Лурье, Черешня, 2000 – Лурье М.Л., Черешня
А.В. Крестьянские рассказы о сбывающихся снах // Традиция в
фольклоре и литературе: Статьи, публикации и методические
разработки преподавателей и учеников Академической гимназии
Санкт-Петербургского государственного университета / Ред.-сост.
М.Л. Лурье. СПб., 2000. С. 275 – 310.
Некрасов 1885 – Некрасов А.П. Вытегорский
погост // Олонецкие губернские ведомости. 1885. №4. С.35.
Никитина 1982а – Никитина С.Е. Устная
традиция в народной культуре русского населения Верхокамья //
Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по
материалам археографических экспедиций МГУ 1966 – 1980) / Отв.
ред. Ковальченко. М: Изд-во МГУ, 1982. С. 91 – 126.
Никитина 1982б – Образцы фольклора русского населенья Верхокамья
(текст и ноты к статьям С.Е. Никитиной и М.Б. Чернышевой)
// Русские письменные и устные традиции и духовная
культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966 –
1980) / Отв. ред. Ковальченко. М: Изд-во МГУ, 1982. С. 271 –
305.
Никитина 2002 – Никитина С.Е. Сны и
обмирания у духоборцев // Сны и видения в русской культуре:
Мифологический, религиозно-мистический и
культурно-психологический аспекты / Сост. О.Б. Христофорова. М:
РГГУ, 2002. С. 143 – 170.
Никифоровский 1897 – Никифоровский Н.Я.
Простонародные приметы и поверь, суеверные обряды и обычаи,
легендарные сказания о лицах и местах. Витебск: губернская
типо-литогрфия, 1897.
Отрывки 1860 –
Отрывки из дневника, веденного сельским священником //
Руководство для сельских пастырей. 1860. № 33. С. 399 – 416.
Повiр’я 1992 – Повiр’я / Упорядник М.Д. Дмитренко. К: Т-во «Знання»
України, 1992.
Понедельник 1884 – Почему понедельник
считается днем тяжелым? // Руководство для сельских пастырей.
1884. № 2. С. 47 – 48.
Симонов 1995 – Симонов Р.А. «Сотворение
мира» как начало отсчета времени на Руси в свете библейской
экзегетики // Сотворение мира и начало истории в апокрифической и
фольклорной традиции (на материале славянских и еврейских
текстов). 5 – 7 декабря 1995 Москва: тезисы докладов / под ред.
В.Я. Петрухина. М: ин-т славяноведения и балканистики, 1995. С.
54 – 57.
Словарь 2002 – Словарь русских народных
говоров. / под ред. Ф.П. Сороколетова. СПб.: Наука, 2002. Вып. 5:
Военство – Выростковый
Соколов 1847 – Соколов П. «Понедельник –
день тяжелый» // Рязанские губернские ведомости. Ч. неофиц. 1847.
№ 48. С. 240 – 242.
Толстая 2005 – Толстая С.М. Материалы к
этнодиалектному словарю полесских хрононимов // Толстая С.М.
Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005. С. 26 – 335.
Чернышев 1887 – Чернышев Н. Опыт
истолкования обычая «понедилкувания» // Киевская старина. 1887. №
4. С. 763 – 771.
Чукаловский 1908 – Чукаловский Н.
Историко-статистическое описание села Коповки Керенского уезда,
Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1908; №
15 (1 авг.). С. 560 - 566.
Шейн 1902 – Шейн П.В. Материалы для
изучения быта и языка Северо-западного края. СПб: типография
императорской Академии наук, 1902. Т. 3.
Архивные материалы:
АГ, рукоп., МНИ – Фольклорный архив
Академической гимназии СПбГУ, рукописный сборник молитв, зап. в
Костромской обл., г. Галич от Надежды Ивановны Максимовой.
ЕУ – Шимск – 04; 36; БРИ – Фольклорный
архив Европейского университета в Санкт-Петербурге, зап. в
Новгородской обл., Шимский р-н, д. Любач от Риммы Ивановной
Бычковой, 1927 г.р.
КА, Полуборье – Петровская – 00, ВАТ –
Каргопольский архив этнолингвистической экспедиции РГГУ, зап. от
В.А. Турышева, 1963 г.р.
КА, Нокола – Белая – 97, КЕА –
Каргопольский архив этнолингвистической экспедиции РГГУ, зап. от
Евдокии Александровны Капустиной, 1930 г.р.
КА, Моша – Боровская – 04, БКАБАА –
Каргопольский архив этнолингвистической экспедиции РГГУ, зап. от
К.А. Боровских 1923 г.р.; А.А. Боровских 1926 г.р.
КА, Моша – Зеленинская – 04, БМО –
Каргопольский архив этнолингвистической экспедиции РГГУ, зап. от
М.А. Боровских, 1919 г.р.
КА, Озерко – 01, БТВ – Каргопольский архив
этнолингвистической экспедиции РГГУ, зап. от Т.В. Богдановой,
1966 г.р.
ПА, ПАИ –
Полесский архив института славяноведения РАН, зап. в Брянской
обл., Стародубском р-н, д. Картушино от Анастасии Ивановны
Падурага, 1918 г.р.
ПА, ПМД – Полесский архив института
славяноведения РАН, зап. в Брянской обл., Почепском р-н, с. Семцы
от ПМД.
ПА, ХГА –
Полесский архив института славяноведения РАН, зап. в Курской
обл., Дмитровском районе д. Остапово от Галины Андреевны
Хрипуновой 1910 г.р.
ПА, ИИЯ –
Полесский архив института славяноведения РАН, зап. в Курской
обл., Дмитровском район д. Остапово от Ивана Яковлевича Ильина
1916 г.р.
ЛА, АЕИ – Личный
архив автора, зап. в г. Кирове от Елены Ивановны Амосовой
(Чагаевой), 1956 г.р.
ЛА, УМА – Личный
архив автора, зап. в г. Кирове от Марины Александровны Урванцевой
(Амосовой), 1962 г.р.
ЛА, ДКМ – Личный архив автора, зап. в г.
Тульчине Винницкой области, Украина от Ксении Михайловны
Дроздовской, 1916 г.р., род. с. Граново Винницкой области.
ЛАИурГУ Д 130/01
2001 (Свердловский обл. Талицкий район) л. 8.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|