М.В.Калашникова
Самодеятельная поэзия в местах лишения свободы:
творчество Алевтины Ивановны Л..
Цель настоящей работы - представить творчество Алевтины Ивановны Л. в контексте разговора о "наивной" литературе.
Алевтина Ивановна Л. - осужденная, пребывает в одной из женских колоний г. Перми, 1940 года рождения. Место проживания - Архангельская область, образование - 3 класса.
В последние два года Алевтина Ивановна является "поэтессой № 1" в данной колонии, поскольку дважды подряд побеждает в поэтическом конкурсе. В колонии много осужденных, которые пишут стихи, однако "лидерство" Алевтины Ивановны в этом вопросе для работников колонии представляется несомненным. Одно из ее стихотворений было опубликовано на страницах газеты "Преступление и наказание" (изд. Главного Управления исполнения наказания Министерства юстиции по Пермской области). Сам по себе этот факт является очень значимым для поэтессы, о чем будет сказано ниже.
Творческая деятельность заключенных активно поддерживается руководством колонии: регулярно проводятся КВНы, конкурсы, ставятся самодеятельные спектакли, выпускаются стенные газеты. Именно здесь проявляются таланты осужденных. Несмотря на то, что руководителям колонии удается пока сохранять занятость осужденных на внутреннем производстве, тем не менее досуговое время достаточно велико. Самодеятельные формы творчества, таким образом, заполняют свободное время, что, в принципе, должно служить средством смягчения атмосферы внутри колонии.
Алевтина Ивановна была представлена мне как лучшая поэтесса колонии. Однако подлинный ее статус и отношение к ней со стороны других осужденных нуждается в уточнении.
Следует отметить, что для Алевтины Ивановны написание стихов является основной формой досуга, поскольку, как пенсионерка, она не привлекается на работы и на производство.
Первая часть материалов, лежащих в основе данной работы, была получена летом 1999 года от самого автора и представляет собой 6 тетрадей с ее стихотворениями (это составляет около пятой части всего, написанного к тому времени). Среди них: одна общая тетрадь 96 листов, две самостоятельные части разрезанной пополам большой канцелярской книги, две тетради с множеством вшитых листов и одна самодельная тетрадь, нелинованные листы которой прошиты ниткой.
Структура данных рукописных сборников может быть описана следующим образом. Из 6 имеющихся тетрадей 4 подписаны на обложке. При том, что надписи варьируются, обязательным элементом являются слова "собственного сочинения", указание на дату, а также фамилия, имя и отчество самой Алевтины Ивановны. Она объясняет это тем, что привыкла подписывать свои стихотворения для стенных газет, поскольку очень важно, чтобы читатель знал, что это именно ее стихотворение, и "не путали". Одним числом могут быть отмечены до десяти текстов.
На двух тетрадях, прямо на обложках, помимо "сведений об авторе", также можно прочесть стихотворение (на одной) и текст "вводных замечаний" (на другой). Каждый из них призван "оградить" тетрадь и имеющиеся в ней произведения от "чужого" глаза. Эта функция также выполняется и альбомными зачинами. Вообще владелец альбома обычно пытается оградить свой мир от вторжения тех, кто "не был" в армии или тюрьме, или от тех, кто "не дорос" (у школьниц). Алевтина Ивановна делит потенциальных читателей на тех, кто любит стихи, и тех, кто их не любит:
"Кто не любит Поэзию, прошу не читать. Живите во Мраке".
Стоп! Мою тетрадь не открывай!
Стихи не любишь не читай.
Меня не надо осуждать.
С брезгостью. Тетрадь не брать 1.
Внутри тетради каждый текст также обязательно подписан: стоит фамилия поэтессы и дата написания стихотворения, причем одним числом могут быть отмечены до десяти текстов. Поэтические сборники не имеют оглавления, а расположение стихотворений внутри тетрадей, как правило, хронологическое.
Некоторые сборники оформлены в альбомной стилистике: декорированы титульные листы, ряд текстов сопровождается рисунками, сделанными разноцветными шариковыми ручками, кое-где вклеены картинки из газет. Таким образом, тетради поэтессы представляют собой явление смешанного характера: в оформлении присутствуют элементы альбомной эстетики, хотя сами тетради при этом являются поэтическими сборниками, ориентированными на литературные традиции.
Жанровый состав вписанных произведений разнообразен. Схожие тексты в высокой традиции могли бы быть охарактеризованы как элегия, сатира, лирика философского содержания, любовная лирика, поэма, басня и др. Сама Алевтина Ивановна указывает на жанровую природу произведения только в случае с баснями или поэмами. Все остальные тексты не имеют указанной автором жанровой дифференциации.
В содержательном плане произведения Алевтины Ивановны чрезвычайно многообразны, что соотносится и с их жанровым составом. По-видимому, басня у нее является наиболее излюбленной формой, пожалуй, в количественном отношении это самый часто встречающийся жанр. Для нее даже выделена отдельная тетрадь, которая содержит около 90 текстов. Героями басен являются, как правило, животные. Довольно часто текст "морали" (видимо, по примеру И.А. Крылова) поэтесса отделяет горизонтальной чертой.
Обилие басенных текстов, возможно, связано с тем, как Алевтина Ивановна понимает назначение поэта и роль поэзии. Дидактизм басни, ее поучительность, данная в форме иносказания, дает поэтессе возможность высказывать свое мнение по поводу тех или иных событий в ее личной жизни и в колонии. Ряд произведений может быть понят только после знакомства с ее судьбой, в частности, с историей ее заключения в тюрьму.
Важная тема для поэтессы - определение места поэта в мире и роли поэзии. Осознание себя поэтом и права на особое к себе отношение занимает важное место в мировоззрении Алевтины Ивановны. Так, в своих "Заметках" она пишет: "Я однажды в стихах написала "во преле", а надо было "в апреле". Мне сказали, что это грубая ошибка. А я ответила: "Я поэтесса колонии и это не ошибка, это просто словотворчество"". У поэта в колонии появляется особая сила, которой нет ни у кого другого:
Преступленье совершила
В зону АДА угодила.
Но, Поэта не сломать.
Буду я про все писать.
Алевтина Ивановна осознает свое поэтическое "не одиночество", поэтому ряд ее стихотворений посвящен "товарищам по цеху":
Вот так Маринка сочиняю.
Я правду чистою пишу...
Тебя Поэта понимаю...
Твого я слова не прошу.
Сидят в России той Поэты...
С усердьем на людей глядят...
Здесь о свободе все заботы...
И очень много говорят.
(Из стихотворения "2 поэтессы").
Но не все поэтессы дружат. Бывает и так, как в стихотворении "Отпор завистнице (тоже поэтессе)": чужая зависть заставляет героиню стихотворения отстаивать свой дар:
Поэтесса я сильна!
Здесь другая не нужна!
Образ собственной музы возникает в произведениях Алевтины Ивановны довольно часто, причем муза не имеет единого облика, она каждый раз меняется:
"Муза веков"
Твои ноги чтото босы
И завязаны глаза
Задаешь ты мне вопросы...
Что моя бежит слеза.
Или:
"Моя муза"
Нет красавицы красивей...
Голубы глаза как море.
Как красивый василек...
Ты не Росских видно девок?
Хитро смотришь на листок.
И томительный твой голос
Стебелек как тонкий колос
Сыплишь речи благодать
Что не в силах я понять!
Она высоко оценивает свой поэтический дар, который раскрылся именно в колонии. По словам Алевтины Ивановны, она раньше писала, в основном, поздравления к праздникам, "напишу - подарю, напишу -- подарю", но пребывание в колонии изменило направление ее творчества: "А здесь мне колония очень много дала знания, ну, как вам сказать, у меня не было такого стремления, чтобы написать там, сказки детям, о дитях подумать. Ну не было у меня такой фантазии. А вот тут <...> у меня вот получился этот талант. Я тут очень много написала дитям сказок. Я уже стала как настоящий поэт" (здесь и далее - фрагменты устных интервью, данных Алевтиной Ивановной автору статьи). При этом собственное творчество воспринимается ею в контексте именно "высокой" поэзии. Важным фактом ее поэтической биографии стала публикация одного ее стихотворения на страницах официальной газеты для осужденных "Преступление и наказание". Она очень этим гордится и считает это знаком признания ее как настоящего поэта.
С другой стороны, публикацией одного стихотворения дело и закончилось. По ее собственным словам, она отправила в редакцию около трехсот стихотворений. В разговоре она не высказывала никакого недовольства тем, что ее не публикуют, даже рассказывала, как редактор приезжал с ней беседовать. Однако в одном из сборников есть стихотворение "Редактор со слипотой", где эта ситуация предстает в другом свете. Приведем несколько фрагментов:
...А Редактор как чужой
Видно что-то с головой
Он стихов не понимает.
Только деньги получает...
...Аль не правду я сказала
Сколь стихов не высылала
Неужели не поймете?
Где такую вы найдете?..
Подобное противоречие между тем, что она говорит, и тем, что описывает в стихах, чрезвычайно интересно. Любой разговор между осужденным и "гостем" происходит в присутствии начальника отряда или представителя опергруппы. Возможно, по этой причине Алевтина Ивановна ни разу не сказала ничего негативного не только о колонии, ее администрации, но и своих взаимоотношениях с другими осужденными. По ее словам выходит, что все живут мирно и ничего "такого" не происходит. В стихах же она рисует совсем другие картины.
...Зброд любой вы здесь найдете.
Но, хороших не найдете
Не старайтесь и искать,
То не люди, так сказать.
(Из стихотворения "Гадкие женщины".)
Характеризуя свои произведения, поэтесса сказала следующее: "Стиль моей поэтики напоминает Анну Ахматову, не правда ли?" Ориентация на классические образцы проявляется и в обилии "цитат" из известных (около хрестоматийных) произведений:
Болящий дух... ищет терпенье...
Я вспомню о краях востока!
Там много песен и цветов.
И там рождает дух Пророка
Волшебной лирою стихов...
Последний час цветка пробил,
Он молча голову склонил...
Не все ль равно - где оборвется нить?
Отважной жизни море или суша.
Мне б только уберечь и сохранить.
В мирских горях израненную душу... и др.
При этом пользуется поэтесса такими фрагментами не как цитатами, а как собственными словами. Это "присвоение" вполне может быть рассмотрено как особая черта самодеятельной поэзии, которая сознательно ориентирует себя на образцы и пользуется "готовым материалом", подобно сказителю, опирающемуся на формульный словарь своей традиции. Она никогда не пользуется черновиками. Замечательно, что при этом Алевтина Ивановна использует слово "тема" применительно к процессу появления стихотворения: "Я никогда на черновиках не пишу, у меня нет такого, чтоб я с черновика, а потом, потому что у меня тема, как она пошла, так тема и идет все". Иногда она говорит о том, что ей как будто кто-то диктует стихотворения, а она записывает.
Отметим также, что Алевтина Ивановна пользуется библиотекой, однако, по замечанию библиотекаря, не является активной читательницей и берет, в основном, духовную литературу. Поэзия в настоящий момент не входит в круг ее чтения вообще, хотя в детстве она поэзию любила. Из поэтов особо отмечается ею А.С. Пушкин: "Вот у меня все на его стиле, так вот и пишу... У меня стихи получаются, как Пушкин". В данном случае имеется в виду смежный тип рифмовки, который особенно характерен для сказок А.С. Пушкина.
Как уже говорилось, тематически произведения Алевтины Ивановны разнообразны. Она действительно пишет "про все", то есть, про все то, что ее окружает. Именно так она понимает свое назначение. Так, например, она создает стихотворение на смерть одной из осужденных, с которой, по-видимому, не очень дружила.
...Чорт ее встречает весело визжит
И паскуду эту к котелку тащит
Глаза от испуга, быстро увядают
А огонь приятель душу поглощает
Как она кричала дьявола душа.
Так тебе и надо! Подлая душа!
Черти засмеялись! Вынув из огня.
Мой стишок конечно ясен для тебя.
(Из стихотворения "Душа и тело".)
Примечательна приписка, сделанная Алевтиной Ивановной после текста: "Эта Мразь издевалась надо мной. Вот как поэтэсса я написала этой поганке стих. Господи! Прости меня!"
Вообще значительное место в ее творчестве занимают "адресные" стихотворения, в частности, поздравления. Алевтина Ивановна пишет также поздравительные стихотворения по просьбе других осужденных: "Я с великим удовольствием сразу пишу, они отправляют даже домой" 2.
Отметим, что жанр "поздравления" является одним из самых распространенных в "наивной" литературе.
Тематическое многообразие является яркой чертой творчества этой поэтессы, но подобное многообразие определяется переживаниями, связанными с непосредственной, в том числе, и бытовой жизнью в колонии. Не исключено, что такую "зацикленность" на окружающем мире можно считать одной из черт "наивной" поэзии вообще. Ценность поэтического творчества в данном случае воспринимается как возможность и право "говорить обо всем", а сама поэзия выполняет функцию "отражения действительности".
Такое поэтическое творчество, по-видимому, призвано гармонизировать взаимоотношения между пишущим (поэтом) и окружающим его миром. Это своеобразная "психотерапия", которая, судя по всему, имеет нечто общее и с тем, что наблюдается при функционировании альбомной традиции.
Вторая часть рукописных поэтических сборников получена мной летом 2000 года. Она содержит произведения, созданные в конце 1999 и в 2000 годах. Это пять тетрадей, четыре из которых -- самодельные [нелинованные листы, прошитые ниткой и закрытые обложкой из картона (в одном случае) или взятые от другой книги], а пятая - блокнот, подаренный автором поэтессе летом 1999 года. Последний содержит следующее вступление:
"1999 год. Поэмы и стихи. Алевтины Л., пенсионерки 60 лет. Этот Альбом подарила мне журналистка с Ленинграда. Приезжала ко мне в колонию 27 июля по газете П.и.Н." ("Преступление и наказание". -- М.К.) где была напечатана за меня статья. "Что в колонии Пермь есть поэтэсса в преклоном возрасте и что пишет стихи, поэмы, сказки, басни, песни". Вот и приехав ко мне взяли мои рукописи чтоб создать книги и открыть миру о новой поэтэссы. Здала в печать: Сто писят "Басен", писят песен. Сказку в мультфильм для детей из 200 стр. Поэм 400 стр и стихов 600 стр. Обещалась через год приехать и забрать еще рукописей привезя мне гонораны за работу в этих застенках".
Последние сборники демонстрируют смещение интересов поэтессы. Она чувствует внутреннюю потребность в аудитории, которой может понадобиться ее жизненный опыт, её мудрость. Она говорит о том, что сейчас ее больше всего волнует проблема НЛО. Про "планитян" Алевтина Ивановна видит сны, про них же она пишет сказки "для детей школьного возраста". Она мечтает, чтобы по ним были сняты мультфильмы -- стремится оставить "память дитям". "Я стараюсь, -- говорит Алевтина Ивановна, -- чтоб в мультфильм они (сказки. - М.К.) пошли". Смысл этих сказок она объясняет так: "Чтобы дети понимали, что вот, например, у нас планетяне есть. Ну, чтобы понимали космос немножко. Увлекались. Потом, например, там в лесу, дети знают, что есть леший. Чтоб дети знали, в лес не ходили... Разные вот у меня сказки, все у меня написано дитям, я предупреждаю детей". Сказка, по признанию поэтессы, стала основным её жанром.
Поэтический текст сказки поэтесса сопровождает рисунками, "чтоб потом легче было мультфильм рисовать".
Помимо поэтического творчества, в последнее время Алевтина Ивановна все больше увлекается "черной" магией. Она с удовольствием рассказывает о колдунах, о том, как перенимается колдовское умение, о числе 666. Одним из источников этого знания является книга "Черная магия" 3. В связи с этим, возможно, происходит изменение отношения к самой Алевтине Ивановне и ее творчеству (по крайней мере, со стороны администрации). Ее поэтическая плодовитость и увлечения воспринимаются в последнее время уже, скорее, комически, с иронией, нежели с уважением.
Таким образом, представляется возможным выделить два направления творчества поэтессы Алевтины Ивановны Л. С одной стороны, это произведения "на случай": для стенных газет и "молний", а также поздравительные и "по заказу". Эти тексты самой Алевтиной Ивановной не копируются и существуют, по-видимому, уже вполне самостоятельно. С другой стороны, тексты, вписанные в сборники. Поэтесса мечтает опубликовать написанное и, кажется, мечтает об известности.
Произведения первой группы она воспринимает как "каждодневную работу" поэта в колонии: "В отряде всегда нужны стихи. Обязательно должен быть в отряде каждом поэт. Вот у нас, например, уходит женщина, освобождается, мы сразу же и молнию, и все стихами: в путь-дорогу, там, стихами, чтоб не попадали больше сюда". Поэтические сборники же реализуют потребность поэтессы в психологическом комфорте, ощущении собственной нужности и значимости, именно поэтому слово "Поэт" у Алевтины Ивановны пишется с прописной буквы.
Примечания
1 Здесь и далее орфография и пунктуация оригинала.
2 Работа "на заказ" является яркой особенностью творчества поэтов в местах изоляции, причем это касается не только поздравлений, но и других стихотворных посланий "на волю". Как отметил в интервью один пермский поэт, волею судеб оказавшийся в следственном изоляторе, самым поразительным является то, что "заказчик" без тени сомнения может поставить свое имя под стихотворением и отправить его в письме.
3 Черная магия, ворожба, колдовство. Новосибирск, 1994.
Приложение
Стихотворения Алевтины Ивановны Л, написанные с 1998 по 2000 годы.
Избранное.
Вступление к одному из сборников.
"Моё собственное сочинение. Лучше писать стихи. Чтоб не сойти с ума. Я так это поняла. Нашла меру времини и мерею ей месяца а потом и года. А срок стоит как будто бы на месте. Поверте мне! Очень трудно жить старым в неволе. Смерть у старых ходит всегда рядом а страшно всётаки помирать на чужбине". (1999 год)
1.
Мои Стихи не Умирают
Мои Стихи не умирают...
Они за стенки улетают
И по России ум кружиться...
И тихо на строки ложиться.
Свободу поэтэссы взяли.
И кребко руки ей сковали.
Глаза от ярости горят.
И что сказать они хотят?
А мысль, Предел не понимает.
Она свободно там летает.
А жаль... те мысли не поймать.
На цепи здесь не заковать
И поэтэсса сочиняет...
И время зря не убивает.
Она умело сочиняет...
Порою Басня вылетает...
Поэммы пишет и Стихи...
И сказки даже критики.
Вот так за стенкой проживают...
И эти басни оживают...
И мысли к Родине летят
Они о многом говорят.
Ту поэтэссу не униять.
Она умеет сочинять!
И Стих Свободою живёт...
Но кто! Скажите то поймёт?
Он через стены пролетает...
Бывает стены пробивает.
В Редакцию Стих прилетит
А поэтэсса здесь сидит.
Она и здесь не унывает
Стихи России сочиняет.
Здесь крутит зоня колесо.
И мелет строчки как зерно.
Глядят уверенно глаза.
Сломали мысли тормоза
Летят стихи! Они живут.
И до Редакции дойдут.
И там колеги прочитают.
Они с пол слова понимают.
Редактор те стихи прочтёт.
И Поэтэссы грусть поймёт.
И стих в руках там оживёт.
И поэтэсса оживёт.
И поэтэсса прочитает
Рождёный стих она узнает.
Тогда уверенно поймёт.
Там Ред Колегия живёт.
Они её не забывают...
И в радость напечатают.
Поэтов мира не унять!
Хотела это вам сказать.
С Цепей стихи мои снимите.
И Белу свету покажите.
Что за стеной не погибают.
И Мира Правду сочиняют.
Здесь поэтэсса слёз не льёт.
Надежду лира подаёт.
Нас Поэтэсок не сломать.
О были Родине писать.
Мои стихи не отвергайте
И поэтэссу защищайте.
11 октября 1998 (фамилия автора)
2.
Журналисту!
Ты робшеш умный журналист.
На наше мрачное маранье
Тяжёла всётки наша жизнь...
Здесь молодое увяданье.
Понятно нам твоё призренье...
Дай Бог, кнечно нам терпенье
Мы не лукавим, не кричим...
И голос наш всегда смирим.
У нас богато достоянье...
С листком придём мы на свиданье
О ради Бога! Не робщи...
Маранье жизнено! Прочти!
20 февраля 1999 (фамилия автора)
3.
Мы все рабы
Болящий дух... ищет терпенье
У нас отобранная власть.
Живём мы просто в заблужденье.
И укратим бунтующюю связь.
Душа Поэта вся излитая
Закрыта просто от людей.
Но чистоту поэзия святая
Закроет здесь в душе своей.
Не подражай: своеобразен гений.
Шекспира нет и нет гонений.
Да не творим себе кумира мы...
Преступный мир! Мы все рабы.
20 февраля 1999 (фамилия автора)
4.
Как прекрасен этот мир
Упал закат с высокого порога!
Заботливой протяжный гусь.
Он славит наклонившись Бога
За голубую его ширь.
Угомонился шорох камыша.
Взошла луна над миром взором
И звезды выбросив с ковша.
Заняв места своим привольем.
Живи долго не скучай!
Смотри в луга и перелестки.
С поэзией своей играй...
Ходи по берегу в матроске.
Не отводи их легкою рукой
В их что-то есть упрямое лесное
И станет ощутим покой
Когда зарежет сильной болью.
5 февраля 1999 (фамилия автора)
5.
"Весна"
Снегом занесённые,
До самых до корней.
Стоят березки белые
Среди пустых полей.
Над ними небо синее
Под ними белизна.
И всеже ночью зимнею
Им чудиться весна.
Им синиться мир шагающий.
В красивой красоте.
И землемер хлопочущий
Одетый на легке.
Весна плутыня маиться
Уж косу заплела
И тихо улыбается....
Берёзкам всем весна.
Февраля 1999(фамилия автора)
6.
Моя смерть
Не всёль равно - где оборвёться нить?
Отважной жизни море или суша.
Мне б только убереч и сохранить.
В мирских горях израненою душу.
Вед защитив прожитие своё
Во тьме невзгод и подсияньем звездным
Я словно пленик пронесу её
Через толпу людей погибших.
Она пройдёт ощупая венцы
Слова осыпяться под ноги!
Прозреют в лагерях слепцы
Жестокие наповнят годы.
Пусть трус ничтожный верит чудесам.
Колонью повню начертаньем рока.
А если нет! Наповню я сама
Ночного знала я пророка.
Кто поднимает голову? Не смерть?
Крылатая черна на половину.
Вот неудача! Если смерть
Я кланюсь ей и меч её целую.
(не датировано, без подписи)
7.
"Мои стихи"
Когда стихи свои читаю,
Написаные мной моей рукой
Я просто молодость венчаю...
Сижу уж с дряхлой головой.
Я о себе писать имею ль право?
Уж тут написано забавно.
Порой скажу что то не я...
И молча взгляну на себя.
И над стихами я вздыхаю.
Прошли года я понимаю.
Ищю я Автора - да я ли?
Из прошлого своей я дали.
Я написала дерзкою рукой.
Изволить я хочу себе в избранье
Зачем теперь забавною рукой
Своё всё ставлю иминованье
Февраля 1999 (фамилия автора)
8.
***
В белом инее светится даль
Отчего-то взгрустнулось немного.
И на сердце тоска и печаль
И в душе моей бьется тревога.
Где-то в небе летят журавли,
Легкокрылые, тянутся к югу -
Мое счастье они унесли,
За собою оставили вьюгу.
Буду ночи одна коротать -
Злые ночи, жестокие, темные,
Буду я тебя вспоминать,
Буду в небо глядеть бездонное.
В белом инее светится даль,
Впереди в никуда дорога.
И чего-то мучительно жаль,
И так грустно мне и одиноко.
(Вырезка из газеты "Преступление и наказание". Автор утверждает, что текст принадлежит ей, и не был редактирован.)
9.
Казацкая песня:
Сочинила Л. А.И.
Гей казак разгуляйся!
О не плачь моя Руссь Родина!
И цвети как всегда сомородина.
От чего-же, люд склонил головы?
Опустили плечи соколы
Припев:
По России своей разгуляемся...
С богочами мы побратуемся.
Ох мечи у нас острые.
Гей казак на приволие.
Воеводы казаки ухмеляются.
И в кругу тайком собираються.
Гей казак, поклич ворона
Атамана зовёт Родина
Наша Руссь к казакам приклоняиться.
К казакам донским обращаеться.
Вы кребки казаки воины.
И заступники нашей Родины.
Позабыли казаки Сеньку Разина.
На Росии идёт проказина.
Казаки лихие кровь горячая.
И умна голова печальная.
На защиту зовёт вас Родина
Ермака вспомянуть Воеводина.
За родную Руссь сложили головы
И седы ли у вас бороды?
Казаки по России разгуляйтися
И с врагами народа повстречайтися
Плачет Руссь к земле наклоняеться
Воровских видно дел касаеться.
Ох глаза остры казачие...
И умы у них настоящие.
Над Россией уже кружат вороны
Расспустили крылья во все стороны.
Казаки побыстрей собирайтеся.
И с врагами России встречайтися.
Защитите честь небывалою.
И вернитесь на Дон со славою
10.
Откровенье
Когда меня не станет; ты поймёшь.
Что я в судьбе всегда с тобою.
Которая вела и в снег и дождь.
Тебя вела я верною тропою.
Тебе мои страданья не к чему.
И ты теперь с другой спокоен.
И часто я смотрю во тьму.
И чувствою ничтожно мир устроен.
Сжимаеться от холода душа.
Ещё не поздно! Я прощю успею.
Иду по Жизни не спеша
И верю! Встретимся с тобою!
Прости меня? Пока я далека
Тебя я лишь во сне имею.
Но в серце логика близка,
Что я тебя свернуть сумею.
Живи пока любимый, мой с другой.
Себя в неволе обогрею...
Не пишешь письма что с тобой?
Но я в надежду вечно верю.
Устала млечная судьба.
Да! Тяжело здесь без тебя...
Я как ледашка замерзаю...
Я Солнца видеть не желаю.
Июля 1999 (фамилия автора)
11.
(фамилия и имя адресата)
С днём рождения
С днём Рожденья поздравляем.
Счастья Радости желаем.
Долго лет ещё прожить.
И конечно не тужить.
Не когда не унывать.
С нами дружно проживать.
Не стареть и не болеть.
А от горя, песни петь.
Примирись своей судьбой
Своё серце успокой.
Не печалься не грусти.
Знай что счастье впереди.
Поделись своей крупицей
Будешь очень доброй птицей.
Всем врагам своим прости.
Здесь немножко потерпи.
Был ужасный приговор.
Дьявол лжец! А правде вор.
Был жестокий там приказ.
Будет вольный вам указ.
Не печалься! Божей мой
Скоро ты уйдёшь домой.
Больше водочки не пей.
Стань прекрасней и добрей.
Улетая! Окрылись.
Богу Славе помолись.
Будет чистая душа
Не марай её кружа
С днём Рожденья ещё раз!
От товарищей Приказ:
Очень часто улыбаться.
А Свободой наслаждаться
(фамилия автора)
12.
Басня
Логово змей
Змей гремучий выползает.
Ног так много! Не считает
И голов не перечесть.
Он имеет в этом честь.
Он в столовую ползёт.
По бокам надзор встаёт.
Здесь старшая управляет.
Хвост змеинный поправляет.
Вон! Ещё одна ползёт.
Тоже шумы создаёт.
Тут дневальная кричит.
Змея шустрая! Шипит.
Низко головы склоняет.
И другую догоняет.
Друг за другом выползают.
Восемь штук здесь проживают.
То не змеи то народ.
В оскорблении живёт.
Строй в столовою шагает
И Змею напоминает.
12 октября 1998. (фамилия автора)
13.
Басня
Ворона и утка
Ворна как-то утке подивилась.
Такая стать Вороне и не снилась.
Ворона стала утке подражать.
Но как Ворона не старалась
А не смогла повадок перенять.
И только то у ней и получилось.
Что подражая утке разучилась
Ворона! По воронему летать.
И люди есть такие как Ворона
Ступает пава из гвидона
Её с красивой не сравнять...
Зачем уж пень-то, наряжать.
13 октября 1998 (фамилия автора)
14.
Возвращенье
Я по жизненой дороге
Шибко бегаю лечу...
Там у дома на пороге закричу:
Открывай мамаша двери
Вот он я!
Но мамаше мне во тветит
Я боюсь тебя.
И помчался по дороге
Я на зад.
Пред собою увидал я
Дивный сад.
Там я полные карманы
Яблоков на рвал.
Позабыл я про Законы
Вновь попал.
И сижу я за решоткой
Не тужу.
Но письмо своей мамаше
Не пишу.
(фамилия автора)
15.
В ПИН
Пишу я в П.И.Н. они молчат
Стихи печатать не хотят
Поэмы басни отсылаю
Опять я их не привлекаю.
Я Телеграфу отошлю.
От них я призы получу.
Ведь всётки ПИН пока люблю.
От вас я приза не хочу.
Чего тянуть печатать надо.
Я жду печать а всё ж забавно.
Мои труды куда убрали?
Меня вы просто забывали?
Но кто там Гланый то Редактор
Что тормозит его Реактор.
Я гонорары не прошу.
Стихи печатать я прошу.
Да между прочем приезъжайте
Стихов коробку забирайте.
Я не дешовка так отдам.
Ну что згворились? По рукам.
(фамилия автора)
16.
Свобода от самой себя
В колоньи Женщины сидят.
И в небо чистое глядят.
Они Свободы ожидают.
Конечно слёз не проливают.
Они горды! Они сильны!
Глядеть обидно с стороны.
Маслами лишь в укор гремят
И на заборчики глядят.
А там за стенкой часовой.
Колонью стережёт конвой.
Собаки лают по ночам
И караулы ходят там.
Их от Свободы оградили.
Что матеря о том забыли?
Да нет, неправда б я сказала.
Сама то горе испытала.
Себя сумейте показать.
Зачем в пустую там робтать.
Начальство наше не простое.
Оно конечно "золотое"
Начальник есть отряда.
Для нас одна у нас отрада.
Они все силы отдают.
И до Свободы доживут.
Всё пишут, пишут, утверждают.
И по У.Д.О. нас представляют.
Они заботяться как мать.
Свободе в руки подавать.
У нас в отряде не хамят.
Ведь на свободу все хотят.
О, Женщины! Какой позор
Смотреть на ржавый тот забор.
Там ваши дети! Как хотите!
И поскорее выходите.
Да вы же матери поймите!
В застенки эти не ходите
Там мир прекрасный
Солнца край
Себе дорогу пробивай.
На зад не шагу, там живите
Свою Россию защитите.
Зачем вам это униженье
Ведь за забором преклоненье
Вы женщины о том поймите
Заборы эти обходите
26 сентября 1999 (фамилия автора)
17.
***
Люди! Богу помолитесь.
И с молитвой спать ложитесь.
Эта раса Н.Л.О.
Она с Богом за одно.
Раса та не победима!
Их наука справедлива
Нам всё это не спознать.
Надо Бога почитать.
В страхе спать теперь ложитесь.
Час не знаите... молитесь.
Бог всё видит он поймет...
И молящих в Рай возьмёт.
Вечно будем проживать
И не будем горевать.
Все болезни отойдут...
Там найдем себе уют.
29-30 июля 1999г.
Писала в МОБЕ
(фамилия автора)
18.
***
Всётки я чия то мать?
Я не стану воровать.
Меня к внукам отпусти.
О, Госпоть! Меня пойми.
Часто Брата вспоминаю...
Я хочу дорогу к Раю.
Пусть услышит он меня...
Доля эта страшная.
В шесть часов утра подъем...
К умывальнику бегом.
Смою потное лицо...
На душе моей светло.
На проверку я бегу.
Ею Богу не могу.
Серце жалобно стучит
И душа моя летит.
Пофамельно нас считают...
Горя нашего не знают.
Как устала проживать.
Век свободы не видать.
Дай мне силы милый Бог...
Хоть уж ты бы мне помог?
Вот стишок писать кончаю
Заварю покребше чаю.
Июля 1999 (фамилия автора)
19.
Басня
Про курятник
Много курок наловили,
И в курятничек набили,
Курки охают вздыхают
Пол кардонный разгребают.
Пол от тяжести скрипит...
Как вас много говорит.
Куд куда, да куд куда...
Вот попали мы куда.
Стары курки горевали...
До, шестов не долетали.
Как на шестик нам взлететь?
Можем с горя околеть?
Крылья здесь нам подрезали,
По свободе мы порхали
Там раздолье... нет шестов,
Тут смотри... Закон каков.
Куд куда, да куд куда...
То в курятнике беда.
Стара курочка взлетела,
Да тут мимо пролетела.
Бац на пол и повалилась,
Что на спинке очутилась.
Она ножками махает,
Стара курка подыхает.
Шум в курятнике поднялся,
Кто кудахтал, кто смеялся.
Так и надо! Куд куда...
Вот попала ты куда.
Молодая подлетела,
И ей песенку пропела.
Ты стара, с дури попала
Что об этом ты не знала?
Знала, знала, простонала,
Но шестов я не видала.
По свободе я гуляла
Землю лапкой разгребала
Зёрны, зёрнышки исскала.
Ожирела не летала.
Видишь... жирною поймали...
Хорошо хоть не сожрали.
А здесь крылья надпилили.
Что летуньи позабыли.
Курка голову подняла
И кудактать начинала
Куд-куда, ой куд куда.
Помогите Госспода?
До шеста не долететь...
Начинаю я седеть...
Долго курица кричала,
Наконец она устала
Молодые лишь смеялись,
И в своём дерьме копались.
Двери с шумом отворились
И другие появились.
Друг на друга налетали,
Стару курку затоптали.
Кто курятника хозяин?
Человек он или каин?
Зачем столько покупать?
Друг на дружечку сажать?
Всех нас надо прокормить,
Всех на шестик посадить.
А курятник не большой,
Что не дружит с головой?
22 сентября 1999
20.
С 8ым мартом
Наш отряд весну встречает.
Женский день он отмечает.
Солнце теплоту несёт.
И в отряде разольёт.
Вон караллы золотые.
Принимайте! Дорогие.
Мартик! Мартик! О Марток
Раздаеться голосом.
Праздник женский теплота.
Значит близеться весна.
Эй девчата! Не грустите
К Марту руки протяните.
Всех знакомых поздравляйте.
И открытки подавайте.
Теплоту свою откройте!
Песенку в отряде спойте.
Дружно хлопайте в ладоши
До чего же мир хороший!
Чай скорее наливайте...
Свою душу согревайте!
Февраля 1999 (фамилия автора)
21.
Мои друзья
Благоприятные друзья,
Вы на свободе как князья.
Как с вами нынче пила бы я.
Но обхожусь я без питья.
Но, в Вашей пене хмеля нет,
А я держу в себе секрет.
В письме передаю привет...
А вот ответа нет и нет.
Какая осень за окном,
Я вспоминаю Ародром.
Как с Нэлей Бутелем кутили,
И в аропорте часто пили.
Она сидела и ушла,
Но видно толк не поняла?
Что трудно писем ожидать
Такое... не смогла понять?
Какой стакан вина налили?
Меня в России все забыли
Благоприятные друзья...
Казались мне... моя семья.
Чтобы остаться рядом рядом...
А ваша рюмка пышет ядом.
Плохие всётаки друзья...
Там в Сель-Совете есть князья.
Они посёлком управляют,
А о Пэте забывают
Сидит Вершинина одна...
Она уже с утра пьяна.
А кнопка... пить ей помогает,
Она её промблемы знает.
Себе всё рвёте вы куски
Но и такие мне близки.
Ноября 1999 (фамилия автора)
22.
Настырная поэтэсса
Я как Поэт с бандитской Рожей.
Здесь надсмехается прохожий.
Чего ты дура соображаешь?
Спокойно жить людям мешаешь.
Дымишь отравой, чефир пъешь...
Сидишь в колонии как вошь...
Противно на тебя смотреть
Чего в стихах ты можешь спеть?
Где муж скажика твой хороший
Наверно спит с другой пригожей?
Он спит наполненный вином,
И охраняет отчий дом.
Любитель жизни и газет...
Увидит скоро твой портрет
Всегда общаеться с эфиром
Он не с бандицкой рожей с миром
Спит гражданин, портрет твой ясен.
И для других он не опасен.
Пускай на рожу поглядят,
В душе они не носят ят!
Поэт как до зубов опасен,
А здесь портрет его не ясен
В сартир сходить, одно дано,
Газета иха как дерьмо.
Ты, до зубов воружена,
И на дыбы встаёт страна.
Её ты тут не замечаешь,
Ты за стеной и это знаешь.
Сменила снова ты бумагу
Зачем ты мучаешь беднягу
Ты как поэт не лезешь в драку
Тебя не знают забияку.
Встаёшь своей походкой вольей
А может даже и собачей?
Блевать идёшь ты под забор,
Засунул страшный прокурор.
Поэтом тоже хотел быть,
Но гражданином нужно быть.
Его дела судить судить...
И тюрьмы лагеря набить.
Низкие тучи рассвет волокут...
Глупые люди в колоньи живут.
Глупым людям свободу дают.
Обратно они идут и идут.
Тишь да гладь там за стеною
Люди дружат с головою.
Дураков в тюрьму сажают
Их затею понимают.
Тебя дуру засадили...
Свои рученьки обмыли...
Ты пожизненно сиди
И в решоточку гляди.
Кто кого то надувал...
Ты поэт об этом знал...
Брось ты ручку не пиши...
Заебали тебя вши.
Это ложь я тут сказала.
Зло я ручку показала.
Моё дело всё писать
И законы провергать.
Будет день и я уйдй
Тебе фигу покажу.
Вновь бумаги я нашла
И опять писать пошла.
11 ноября 1999 (фамилия автора)
23.
Крылатая душа
В груди моей теперь тосска
Стоит высокая стена
Она как небо высока
И терпит это узница.
Она на небо всё взирает...
И крылья вырастить желает...
Но крылья есть душа летает
Она об этом забывает.
Навечно можно улететь,
А чорный мир зачем жалеть.
Ты узник душу разрывай...
И светлы крылья выпускай.
12 ноября 1999 (фамилия автора)
24.
Хлеб не продавай
Здесь строй колоньи шиптунов,
Здесь просят, счастье у Богов
Госсподь молитвы услыхал
Нам хлеба лишнего подал.
Вот, строй в столовою идёт,
Горячу пищю он найдет,
Большую пайку заберут.
За сигаретки продадут.
Здесь много хлеба подают,
А люди злые продают
Не льзя ту пайку продавать
И грех на душу свою брать.
Побойтесь Бога прикратите
Излишку просто не берите.
Грешно те пайки продавать,
Грешно их даже покупать.
Излишка в короб соберите
И на Свободу отошлите
Там за стеною голодуют,
Там видно хлебом не балуют?
Там хлеб с помоек собирают
Нам наши дети погибают.
Ведь хлеб России... голова,
А за стеной живёт братва.
Мы не голодны! Это ложь!
У нас и коробы найдешь.
Войну нам меньше выдавали
За пайку мы ночам стояли.
Была то карточна система,
Мы вышли с этого гарема
Храните хлеб, он не простой.
В колоньях точно золотой.
22 сентября 1999 (фамилия автора)
Комментарии
Cостав текстов, представленных в публикации, не отражает реального соотношения между произведениями разных жанров. Стихотворения А.Л. взяты из разных сборников.
Стихотворение открывает собой сборник "Басни".
Текст стихотворения вырезан из газеты "Преступление и наказание". Алевтина Ивановна утверждает, что текст принадлежит ей и не носит следов редакторской правки.
Текстов поздравлений в поэтических сборниках довольно много. Поздравления на день рождения, как правило, сопровождаются фамилией именинника.
П.И.Н. - сокращенное название газеты "Преступление и наказание" (издание Управления исполнения наказания Пермской обл.). Алевтина Ивановна отправила в редакцию газеты значительное количество стихотворений (до 300 - по ее словам).
У.Д.О. - условно-досрочное освобождение.
Басни, написанные Алевтиной Ивановной Л. (1940 г.р.) во время отбывания наказания в колонии общего режима (Пермская область). В публикации сохранены орфография и пунктуация оригинала, а также разделение на стихотворные фрагменты.
Голубь и попугай.
И в клетку чорну закрывали.
И на Свободу всё стремиться.
Тут птица голову склонила.
Что птица Мира! Забывали.
А Попугай красив собою.
Лиш клюв с горбиночкой иною.
И глазки быстрые гладят.
Но вот такова! Не видал.
И в клетки чорные сажали.
Но голубица лиш молчала.
И даже зёрен не клевала.
От горя видно подыхал.
Любимца! Мёртвого нашёл.
И клюв ничтожно открывала.
И Голубицу вынимает.
Вот так! Россия погибает.
Народ весь слеп… Не понимает.
С балкона в Мусор он бросает.
Вдруг Голубица оживает.
Почувствовав Волю встрепенулась.
И в Высь небесную ту взвилась.
То Басня правда. Так сказать!
Как Голубь Мира! Стихи льёт.
Ту Басню люди прочитайте.
И всех Поэтов посадили. позабыли.
11 октября 1998 года.
2.Мнимая звезда.
Мартышка! Прыгала. Играла.
Вдруг в Небе Звёзды увидала.
Подумала! Сейчас достану.
Давай тут прыгать до скакать.
Одну хотя бы ей достать.
Смотрела Обезьянка в высь.
Но Мать под боком тут явись.
Такое Мать пролипетала.
Та Морду к звёздам подняла.
И Мать конечно поняла.
А … Улыбнулась хитро Мать.
Не нам те звёзды доставать.
А, Я хочу! Та ей сказала.
К лиане длинной подбежала.
Схватила! Круто оттолкнулась.
И в небе Чистом очутилась.
На Землю жёсткою упала.
Звезды на небе не достала.
Когда в сознание пришла.
И в Небо глянув… поняла.
Что до Звезды не долетела.
Но Матере! Сказать сумела.
Пока лежала! Убежала.
Вон ту! Я звездочку достала.
Опять на небо показала.
Тут Мать конечно поняла.
Что Дочка Дурочка была.
За тех я Басню написала.
Что мнимых дураков встречала.
11 октября 1998 года.
3. Малиновка и соловей.
И аромат с неё летит.
Потом куплеты пропевает.
Соловушка на ветку сел.
И песню звонкою запел.
Тут поэтэсса так сказала.
И снова к трели обратился.
А Соловейка тут поёт.
Вот так Поэтов уважайте.
Все песни ихи! Точно знайте.
19 октября 1998 года.
4.Зерно и Голод.
И по дороге сыпали.
А птицы зёрна собирали.
Купцов конечное ругали.
И по дорогам походил.
Лукошко зёрен он набрал.
Купцам голодным показал.
И о Зерне не вспоминайте.
Он в Реку то Зерно бросает.
И люд России погибает.
Зерно купцы всё расспродали.
На Чорный день не оставляли.
И голод на душу примите.
18 октября 1998 года.
5.Лягушка и журавль.
Икры поверху разбросала.
И лягушаток долго ждала.
Да толку мало он сказал.
Ты одинок! Она сказала.
Тут в клюв попала замолчала.
О ихой дружбе позабыл.
Лягушки нет! Хозяин стал.
И самый маленький остался.
И в клюве быстро оказался.
20 октября 1998 года.
Крот, жадный был и всё ворчал.
В чулане зёрнышки щитал.
И в гости тут к кроту пришла.
Крот слеп был, но в любовь играл.
И этим ты меня пленишь.
И, Замуж выйти я пришла.
Таких как ты не угощаю.
Когда свои склады забьёшь.
Тогда опять ко мне придёшь.
И крыску эту выганял.
И двери крепче закрывал.
А смысл такой: Своё имейте.
Да что об этом говорить.
25 октября 1998 года.
7.Волк и заяц.
И разговором занялись.
Другое я вчера видала.
От смеха тельце всё дрожит.
Над кем смеёшься? Ты косой.
Давай поборимся с тобой.
Смотрите! На Волке катаюсь.
Его я смерти добиваюсь.
А шкуру Тигру отошлю.
И Дуб огромный тут шумит.
На пир Зайчат всех приглашает.
Тут грянул выстрел. Вот беда…
И безголового хватала.
И больше тут – уж не смеялись.
Но, эту Басню вспоминайте.
25 октября 1998 года.
8.Хитрая Лиса.
И создавался шум такой.
Деревья до Земли згибались.
И Звери весело смеялись.
И эту кружку ухватила.
И очень громко восхваляли.
С пирушки этой увильнула.
О кружке этой вспомнили.
И Львица плакала, без уха.
И до вина того добралась.
И тут с тоскою Волк завыл.
Хвостом пушистеньким вертела.
26 октября 1998 года.
9.Корова и щенок.
Щенок в безделии играл.
Вдруг он корову увидал.
Да не красивая какая.
Хоть ростом мал но не шучу.
Я не боюсь! Ему сказала.
Корова тут ногой лягнула.
И прямо в морду угодила.
Я поиграть с тобой хотел.
Последний раз ещё вздохнул.
Обратно уж не выдохнул.
Дурак! Корова промычала.
27 октября 1998 года.
10.Лиса и Волчица.
Лисичка курку уплетала.
Спокойно ела не рычала.
Здесь даже мухи не видать.
На Землю кости не роняю.
С приятной пищей разбиралась.
Наелась! Дальше побежала.
27 октября 1998 года.
11.Кот и мышь.
Однажды мыше кот шепнул.
По чердакам гулять.
Ты всё царапаешь грызёшь.
Все книги шумно раздираешь.
Они уж больно хороши.
А ты свирепо разрываешь.
Я есть хочу! Сказал ей кот.
Ты чуть поменьше, слаще крот.
Тут мышь со страху задрожала.
Не будет прок! Она сказала.
Зубами ты меня зжуёшь.
Она тут тихо прошептала.
Коту тут в лапочку попала.
Тупой ты кот так пропищала.
Ту Басню критики вписала.
И криспонденту намекала.
Голодный ты рукопись читаешь.
А смыслу ты не понимаешь.
Хотела это я сказать.
1998 год.
12. Басня Фебу!
Бог – Солнца! Просыпался Феб.
Собой прекрасен без смущений.
Лучи от солнца разбросал.
Стоял над бабочкой забвений.
И улыбался… о, несчастный.
Он крылья бабочки сорвал.
Но в страхе бабочка кричала.
Я не могу, ему сказала.
Тут прямо на землю упав.
И лапки малые поджав.
Спросила охая глубоко.
"Даю Красавице урок".
Зачем так страшно ты убил.
Я молода! И всё порхала.
Теперь я стала инвалид.
Младое сердце так болит.
Любовь меня теперь бросает.
Меня уродом называет.
В той басне толк бы я сказала.
Жестокост Феба наказала.
Младые дивно не порхайте.
Свою красу оберегайте.
20 октября 1998 года.